Страбон. География (начало I в. н. э.)



 

Книга VII . Гл. 1. ...Самое большое племя — это свевы, так как оно распространяется от Рейна до Альбия [Эльбы]. Некоторая часть их обитает и по ту сторону Альбия, как гермундуры и лангобарды. Теперь эти почти совсем прогнаны и спаслись бегством на ту сторону [Аль­бия]. Всем обитателям этой страны одинаково свойст­венна легкость подниматься для переселения. [Причиной этого являются] простота их образа жизни и то, что они не занимаются земледелием и не собирают сокровищ, а живут в хижинах и обеспечивают себя только на данный день. Их пропитание получается главным образом от ско­та, как у кочевников; поэтому они, подражая этим по­следним, складывают весь домашний скарб на телеги и уходят, куда решат, со своим скотом...

Гл. II , 3. Рассказывают о следующем обычае кимвров: их жен, следовавших с ними в поход, сопровождали жри­цы - предсказательницы, седовласые, в белых одеждах, в полотняных, застегнутых [фибулами] мантиях, в медных поясах и босые. Они выходили навстречу пленным с об­наженными мечами, надевали на них венки и вели их к медному кратеру[10] вместимостью в 20 амфор. Там была лестница; по ней всходила [одна из них] и, распростер­шись над котлом, перерезала горло каждому из них, под­няв его на воздух. По натекавшей в кратеркрови они совершали какое-то гадание. Другие рассекали их трупы и по внутренностям предрекали своим победу. Во время сражений они ударяли по кожам, натянутым на плетенку телег, чтобы производить необычайные звуки.

 

Гай Плиний Старший. Естественная история (77 г. н. э.)

 

Книга IV . Гл. 99-101.Германские племена рас­падаются на пять групп:1) вандилиев, часть которых составляют бургундионы, варины, харины, гутоны; 2) ингвэонов, к которым при­надлежат кимвры, тевтоны и племена хавков; 3) иствэонов, ближе всего живущих к Рейну и включающих в себя сикамбров; 4) живущих внутри страны гермионов, к которым относятся свевы, гермундуры, хатты, херуски; 5) пятую группу - певкинов и бастарнов, которые гра­ничат с вышеназванными даками[11]. ...В дельте самого Рей­на расположен знаменитый остров батавов и каннинефатов, имеющий в длину около 100 тысяч шагов [150 км], и другие острова — фризов, хавков, фризиавонов, стуриев, марсаков, которые тянутся между Гелинием и Флевум. Так называются устья, которыми Рейн изливается в море.

Книга XVII . Гл. 47. Из всех племен, нам известных, одни только убии[12], хотя и возделывают плодороднейшую почву, тем не менее вскапывают каждый участок земли до глубины 3-х футов и посыпают землю слоем [мер­геля] толщиной в фут, делая ее таким образом еще более плодородной. Но это [удобрение] действительно не бо­лее, чем на 10 лет. Эдуи и пиктоны[13] достигают большого плодородия почвы путем удобрения ее известью, которая оказывает самое благотворное влияние и на произраста­ние слив и винограда.

 

Публий Корнелий Тацит. Германия (ок. 98 г. н. э.)

 

Гл. II . Я думаю, что сами германцы являются корен­ными жителями [своей страны], совсем не смешанными с другими народами вследствие ли переселения [их] или мирных сношений [с ними], так как в прежние времена те, кто хотел переселяться, прибывали не сухим путем, а на кораблях. Океан[14] же, простирающийся по ту сторону Германии на огромное пространство и, так сказать, про­тивоположный нам, редко посещается кораблями с нашей стороны. Притом, не говоря уж об опасностях плавания по страшному и неизвестному морю, кто же оставит Азию, Африку или Италию для того, чтобы устремиться в Гер­манию с ее некрасивыми ландшафтами, суровым кли­матом и наводящим тоску видом вследствие невозделанности, если только она не его родина?

В своих старинных песнях, являющихся у германцев единственным видом исторических преданий и летописей, они славят рожденного землей бога Туискона и его сына Манна как основателей своего племени, от которых оно происходит. Они приписывают Манну трех сыновей, по имени которых ближайшие к Океану германцы назы­ваются ингевонамиу живущие внутри страны герминонами, а остальные истевонами. Впрочем, как это бывает, когда дело касается очень давних времен, не­которые утверждают, что у бога было больше сыновей, от которых произошло больше названий племен, - марсы, гимбривии, свевы, вандилии, — и что все это дей­ствительно подлинные и древние имена. Имя же «Гер­мания» новое и недавно вошедшее в употребление...

Гл. III . Рассказывают, что у них был и Геркулес [Донар, Тор], ко­торого они, идя в битву, воспевают прежде всех героев. С ним связаны и существующие у них песни, исполнением которых, называемым «бардит», они воспламеняют свои сердца; по самому же звуку они гадают об исходе пред­стоящей битвы...

Гл. V . Хотя [их] страна и различна до некоторой сте­пени по своему виду, но в общем она представляет собой или страшный лес, или отвратительное болото. Та часть ее, которая обращена к Галлии, более сырая, а в части, примыкающей к Норику и Паннонии, больше ветров; для посевов она плодородна, но не годится для разведения фруктовых деревьев; скотом изобильна, но он большей частью малорослый; даже рабочий скот не имеет вну­шительного вида и не может похвастаться рогами. Германцы любят, чтобы скота было много: в этом един­ственный и самый приятный для них вид богатства. В золоте и серебре боги им отказали, не знаю уж по бла­госклонности к ним или же потому, что разгневались на них. Я, однако, не утверждаю, что в Германии совсем нет месторождений серебра и золота; но кто их раз­ведывал? Впрочем, германцы и не одержимы такой стра­стью к обладанию [драгоценными металлами] и к поль­зованию ими [как другие народы]; у них можно видеть подаренные их послам и старейшинам серебряные сосуды не в меньшем пренебрежении, чем глиняные. Впрочем, ближайшие [к Рейну и Дунаю племена] ценят золото и серебро для употребления в торговле: они ценят не­которые виды наших монет и отдают им предпочтение; живущие же внутри страны пользуются более простой и древней формой торговли, а именно — меновой. Из монет они больше всего одобряют старинные и давно известные — серраты и бигаты[15], вообще они домогаются больше серебра, чем золота, не из любви к нему, а потому, что при торговле обыкновенными и дешевыми предме­тами удобнее иметь запас серебряных монет.

Гл. VI . Железа у них тоже немного, как это можно заключить по характеру их наступательного оружия. Они редко пользуются мечами или длинными копьями, а дей­ствуют дротиком, или, как они его называют, фрамеей, с узким и коротким железным наконечником, оружием настолько острым и удобным, что одним и тем же дро­тиком они, смотря по обстоятельствам, сражаются и в ру­копашную и издали. Даже всадники довольствуются фра­меей и щитом, пехотинцы же пускают и метательные копья, каждый по нескольку штук, причем они, голые или в коротком плаще, мечут их на огромное расстояние. У германцев совсем нет хвастовства роскошью [оружия]; только щиты они расцвечивают изысканнейшими краска­ми. У немногих [имеется] панцирь, а шлем, металли­ческий или кожаный, едва [найдется] у одного или двух. Их лошади не отличаются ни внешней красотой, ни быст­ротой; да германцы и не научились делать разные эволюции по нашему обычаю: они гонят [своих лошадей] или прямо, или вправо с таким сомкнутым кругом, чтобы никто не оставался последним.

Вообще они считают, что пехота сильнее [конницы], и поэтому сражаются смешанными отрядами, вводя в ка­валерийское сражение и пехоту, быстротой своей при­способленную к этому и согласованную с конницей; таких пехотинцев выбирают из всей молодежи и ставят их впе­реди боевой линии. Число их определенное — по сотне из каждого округа... Боевой строй [германцев] составляется из клиньев. От­ступить, но с тем, чтобы вновь наступать, счи­тается не трусостью, а благоразумием. Тела своих [убитых и раненых] они уносят с поля битвы даже тогда, когда исход ее сомнителен. Оставить свой щит — особенно позорный поступок: обесчестившему себя таким образом нельзя присутствовать при богослужении или участвовать в народном собрании, и многие, вышедшие живыми из битвы, кончают свою позорную жизнь петлей.

Гл. VII . Королей они выбирают по знатности, а вое­начальников — по доблести. У королей нет неограниченной или произвольной власти, а вожди гла­венствуют скорее примером, чем на основании права приказывать, тем, что они смелы, вы­деляются [в бою], сражаются впереди строя и этим воз­буждают удивление. Однако казнить, заключать в оковы и подвергать телесному наказанию не позволяется ни­кому, кроме жрецов, да и то не в виде наказания и по приказу вождя, но как бы по повелению бога, который, как они верят, присутствует среди сражающихся: в битву они приносят взятые из рощ священные изображения и значки. Но что является особенным возбудителем их храб­рости, это то, что их турмы[16] и клинья представляют собой не случайные скопления людей, а составляются из семейств и родов, а вблизи находятся милые их сердцу существа, и оттуда они слышат вопль женщин и плач младенцев…, свои раны они несут к матерям и женам, а те не боятся считать их и осматривать; они же носят сражающимся пищу, а также поощряют их.

Гл. VIII . Рассказывают, что иногда колеблющиеся и расстроенные ряды восстанавливались женщинами, бла­годаря их неумолчным мольбам и тому, что они под­ставляли свои груди [бегущим] и указывали на неиз­бежный плен, которого германцы боятся, особенно для своих женщин, до такой степени, что крепче связаны бывают своими обязательствами те германские племена, которые вынуждены в числе своих заложников давать также знатных девушек. Они думают, что в женщинах есть нечто священное и вещее, не отвергают с пренеб­режением их советов и не оставляют без внимания их прорицаний...

Гл. IX . Из богов германцы больше всего почитают Меркурия[17], которому в известные дни разрешается при­носить также и человеческие жертвы. Геркулеса и Марса [Циу] они умилостивляют назначенными для этого животными. Часть свевов приносит жертвы также Изиде[18]. Я недо­статочно осведомлен, откуда и как появился этот чу­жеземный культ, но то, что символ этой богини изо­бражается в виде барки, показывает, что культ этот привезен из-за моря. Однако германцы считают не соответствующим величию божественных существ заключать их в стены храмов, а также изображать их в каком-либо человеческом виде; они посвящают им рощи и дубравы и именами богов называют то сокровенное, что созерцают только с благоговением.

Гл. X . Гадание по птицам и по жеребьевым палочкам они почитают, как никто... Особенностью же этого народа является то, что он ищет предзнаменований и предостережений также и от лошадей. В тех же рощах и дубравах [которые посвящены богам] на общественный счет содержатся [та­кие лошади], белые и не оскверненные никакой работой для смертных. Их, запряженных в священную колесницу, сопровождают жрец вместе с королем или вождем пле­мени и примечают их ржание и фырканье... Есть у германцев и другой способ наблюдать за знамениями, при помощи которого они стараются уз­нать исход важных войн. Они сводят взятого каким-ни­будь образом в плен воина того народа, с которым ведется война, с избранным из числа своих соплеменников, каж­дого со своим национальным оружием: и победа того или другого принимается как предзнаменование.

Гл. XI . О менее значительных делах совещаются старейшины, о более важных — все, причем те дела, о которых выносит решение народ, [предварительно] об­суждаются старейшинами. Сходятся в определенные дни, если только не произойдет чего-нибудь неожиданного и внезапного, а именно в новолуние или полнолуние, так как германцы верят, что эти дни являются самыми счастливыми для начала дела. Они ведут счет времени не по дням, как мы, а по ночам; так они делают при уговорах и уведомлениях; они думают, что ночь ведет за собой день. Из свободы у них вытекает тот недостаток, что они собираются не сразу, как бы по чьему-нибудь приказанию, но у них пропадает два и три дня из-за медлительности собирающихся. Когда толпе вздумается, они усаживаются вооруженные. Молчание водворяется жрецами, которые тогда имеют право наказывать. Затем наслушивается король или кто-либо из старейшин, со­образно с его возрастом, знатностью, военной славой, красноречием, не столько потому, что он имеет власть приказывать, сколько в силу убедительности. Если мне­ние не нравится, его отвергают шумным ропотом, а если правится, то потрясают фрамеями*: восхвалять оружием является у них почетнейшим способом одобрения.

Гл. XII . Перед народным собранием можно также вы­ступать с обвинением и предлагать на разбирательство дела, влекущие за собой смертную казнь. Наказания могут быть различны, смотря по преступлению: предателей и перебежчиков вешают на деревьях; трусов и дезертиров, а также осквернивших свое тело топят в грязи на болоте, наваливши сверху хворостом. Эта разница в способах каз­ни зависит от того, что, по их понятиям, преступление надо при наказании выставлять напоказ, позорные же деяния - прятать. Более легкие проступки также нака­зываются соответствующим образом: уличенные в них штрафуются известным количеством лошадей и скота; часть этой пени уплачивается королю или племени, часть - самому истцу или его родичам.

На этих же собраниях производятся также выборы ста­рейшин, которые творят суд по округам и деревням. При каждом из них находится по 100 человек свиты из народа для совета и придания его решениям авторитета.

Гл. XIII . [Германцы] не решают никаких дел, ни об­щественных, ни частных, иначе как вооруженные. Но у них не в обычае, чтобы кто-нибудь начал носить оружие раньше, чем племя признает его достойным этого. Тогда кто-нибудь из старейшин, или отец, или сородич в самом народном собрании вручает юноше щит и фрамею[19]; это у них заменяет тогу[20], это является первой почестью юно­шей: до этого они были членами семьи, теперь стали членами государства. Большая знатность или выдающи­еся заслуги отцов доставляют звание вождя даже юно­шам; прочие присоединяются к более сильным и уже давно испытанным [в боях], и нет никакого стыда состоять в [чьей-нибудь] дружине. Впрочем, и в самой дружине есть степени по решению того [вождя], за которым она следует. Велико бывает соревнование и среди дружин­ников, кому из них занять у своего вождя первое место, и среди [самих] вождей, у кого более многочисленная и удалая дружина. В ней его почет, в ней его сила: быть всегда окруженным большой толпой избранных юношей составляет гордость в мирное время и защиту во время войны. И не только у своего, но и у соседних племен вождь становится знаменитым и славным, если его дружина выдается своей многочисленностью и до­блестью: его домогаются посольства, ему шлют дары, и часто одна слава его решает исход войны.

Гл. XIV . Во время сражения вождю стыдно быть пре­взойденным храбростью [своей дружиной], дружине же стыдно не сравняться с вождем; вернуться же живым из боя, в котором пал вождь, значит на всю жизнь покрыть себя позором и бесчестьем; защищать его, оберегать, а также славе его приписывать свои подвиги — в этом главная присяга [дружинника]: вожди сражаются за по­беду, дружинники — за вождя. Если племя, в котором они родились, коснеет в долгом мире и праздности, то многие из знатных юношей отправляются к тем племенам, которые в то время ведут какую-нибудь войну, так как этому народу покой противен, да и легче отличиться среди опасностей, а прокормить большую дружину можно только грабежом или войной. Дружинники же от щедрот своего вождя ждут себе и боевого коня, и обагренную кровью победоносную фрамею*, а вместо жалованья для них устраиваются пиры, правда, не изысканные, но обиль­ные. Средства для такой щедрости и доставляют грабеж и война. [Этих людей] легче убедить вызывать на бой врага и получать раны, чем пахать землю и выжидать урожая; даже больше — они считают леностью и ма­лодушием приобретать потом то, что можно добыть кровью.

Гл. XV . Когда они не идут на войну, то все свое время проводят частью на охоте, но больше в праздности, предаваясь сну и еде, так что самые сильные и воинственные ничего не делают, предоставляя заботу и о доме, и о пенатах, и о поле женщинам, старикам и вообще самым слабым из своих домочадцев; сами они прозябают [в лени] но удивительному противоречию природы, когда одни и те же люди так любят бездействие и так ненавидят покой.

У [германских] племен существует обычай, чтобы все добровольно приносили вождям некоторое количество скота или земных плодов; это принимается как почетный дар, но в то же время служит для удовлетворения по­требностей. [Вожди] особенно радуются дарам соседних племен, присылаемым не от отдельных лиц, а от имени всего племени и состоящим из отборных коней, ценного оружия, фалер[21] и ожерелий; мы научили их принимать также и деньги.

Гл. XVI . Достаточно известно, что германские народы совсем не живут в городах и даже не выносят, чтобы их жилища соприкасались друг с другом; селятся они в отдалении друг от друга и вразброд, где [кому] при­глянулся [какой-нибудь] ручей, или поляна, или лес. Де­ревни они устраивают не по-нашему — в виде соеди­ненных между собой и примыкающих друг к другу стро­ений, но каждый окружает свой дом [определенным] про­странством или для предохранения от пожара, или же но неумению строить. У них также нет обыкновения поль­зоваться [для построек] щебнем и делать черепичные крыши. [Строительный] материал они употребляют не обделанным и не заботятся о красивом и радующем глаз виде [построек]. Впрочем, некоторые места они обма­нывают землей, такой чистой и яркой, что получается впечатление цветного узора. У них в обычае для убежища на зиму и хранения продуктов вырывать подземелья, на­валивая сверху много навоза; такие места смягчают су­ровость холодов, а в случае нашествия неприятеля все открытое разграбляется, спрятанное же и зарытое или остается неизвестным, или ускользает, потому, что его надо искать.

Гл. XVII . Одеждой для всех служит короткий плащ, застегнутый пряжкой или, за ее отсутствием, колючкой. Ничем другим не прикрытые, они проводят целые дни перед огнем у очага. Самые зажиточные отличаются одеждой, но не развевающейся, как у сарматов или пар­фян, а в обтяжку и обрисовывающей каждый член. Носят и звериные шкуры... Одежда женщин такая же, как и у мужчин, с той только разницей, что они часто носят покрывала из холста, которые расцвечивают пурпуровой краской; верхняя часть их одежды не удлиняется рукавами, так что остаются обнаженными руки и ближайшая к ним часть груди.

Гл. XVIII . Несмотря на это, браки там строги, и никакая сторона их нравов не является более похвальной, ибо они почти единственные из варваров, которые доволь­ствуются одной женой, за исключением очень немногих, которые имеют несколько жен, но не из любострастия, а потому, что их из-за знатности осаждают многими брач­ными предложениями.

Приданое не жена приносит мужу, а муж дает жене. При этом присутствуют родители и сородичи, которые и расценивают подарки; дары эти выбираются не для женской услады и не для того, чтобы в них наряжалась новобрачная, — это волы, взнузданный конь, щит с копь­ем и мечом. За эти подарки берется жена, а она в свою очередь приносит мужу какое-нибудь оружие. Это счи­тается у них самыми крепкими узами, заменяет священные таинства и брачных богов. Для того чтобы женщина не считала чуждыми себе мысли о подвигах и случайностях войны, уже первые брачные обряды напоминают ей о том, что она должна явиться товарищем [мужа] в трудах и опасностях, переносить и в мирное время, и на войне то же [что и муж] и на одно с ним отваживаться: такое именно значение имеет упряжка волов, взнузданный конь и данное ей оружие — что она должна так жить и так погибнуть, и принять то, что нерушимо и честно отдаст детям, а от них это получат невестки, которые в свою очередь передадут [это] внукам.

Гл. XX . ...Сын сестры в такой же чести у своего дяди, как и у отца, некоторые даже считают этот вид кровной связи более тесным и священным и при взятии залож­ников предпочтительно требуют [именно таких родст­венников], так как ими крепче удерживается душа и шире охватывается семья. Однако наследниками и преемниками каждого являются его собственные дети; завещания ни­какого [у германцев не бывает]. Если у [кого-нибудь] нет детей, то во владение [наследством] вступают бли­жайшие по степени [родства] — братья, [затем] дядья по отцу, дядья по матери. Чем больше сородичей, тем многочисленнее свойственники, тем большей любовью окружена старость... Бездетность не имеет никакой цены.

Гл. XXI . [У германцев] обязательно принимать на себя как вражду [своего] отца или сородича, так и дружбу. Впрочем, [вражда] не продолжается [бесконечно и не является] непримиримой. Даже убийство может быть ис­куплено известным количеством скота, крупного и мел­кого, [причем] удовлетворение получает вся семья...

Ни один народ не является таким щедрым в госте­приимстве. Считается грехом отказать кому-либо из смертных в приюте. Каждый угощает лучшими кушаньями сообразно своему достатку. Когда [угощения] не хватает, то тот, кто сейчас был хозяином, делается указателем пристанища и спутником, и они идут в ближайший дом без приглашения, и это ничего не значит: обоих при­нимают с одинаковой сердечностью. По отношению к праву гостеприимства никто не делает различия между знакомым и незнакомым. Если, уходя, гость чего-нибудь потребует, то обычай велит предоставить ему [эту вещь], так же просто можно потребовать [чего-нибудь] в свою очередь [и от него] ...

Гл. XXII . Вставши от сна, который часто захватывает у них и день, они тотчас же умываются, чаще всего теплой водой, так как зима у них продолжается большую часть года. Умывшись, они принимают пищу, причем каждый сидит отдельно за своим особым столом. Потом идут вооруженные по своим делам, а нередко и на пирушку. У них не считается зазорным пить без перерыва день и ночь. Как это бывает между пьяными, у них часто бывают ссоры, которые редко кончаются [только] пере­бранкой, чаще же убийством и нанесением ран. Однако во время этих пиров они обыкновенно также совещаются о примирении враждующих, о заключении брачных со­юзов, о выборах старейшин, наконец, о мире и о войне, так как по их понятиям, ни в какое другое время душа не бывает так открыта для бесхитростных мыслей и так легко воспламеняема на великие дела...

Гл. XXIII . Напитком им служит жидкость из ячменя или пшеницы, превращенная [посредством брожения] в некоторое подобие вина. Ближайшие к берегу покупают и вино. Пища простая: дикорастущие плоды, свежая дичь или кислое молоко; без особого приготовления и без приправ они утоляют ими голод. По отношению к жажде они не так умеренны; если потакать [их] пьянству и давать [им пить] вволю, то при помощи пороков их не менее легко победить, чем оружием.

Гл. XXIV . У них один вид зрелищ, и на всех собраниях тот же самый: нагие юноши в виде забавы прыгают между воткнутыми в землю острием вверх] мечами и страшными фрамеями*...

Они играют в кости и, что удивительно, занимаются этим как серьезным делом и трезвые, и с таким азартом, и при выигрыше и при проигрыше, что, когда уже ничего не осталось, при самом последнем метании костей играют на свободу и тело. Побежденный добровольно идет в рабство, и, хотя бы он был моложе и сильнее, дает себя связать и продать. Таково их упорство в дурном деле; сами же они называют это верностью. Такого рода рабов они сбывают с рук продажей, чтобы избавиться от стыда [подобной] победы.

Гл. XXV . Остальными рабами они пользуются не так, как у нас, с распределением служебных обязанностей между ними как дворовой челядью: каждый из рабов распоряжается в своем доме, в своем хозяйстве. Господин только облагает его, подобно колону, известным коли­чеством хлеба, или мелкого скота, или одежды [в виде оброка]; и лишь в этом выражается его обязанность как раба. Все остальные обязанности по дому несут жена и дети [господина]. Раба редко подвергают побоям, за­ключают в оковы и наказывают принудительными ра­ботами; чаще случается, что его убивают, но не в на­казание или вследствие строгости, а с горяча и в порыве гнева, как бы врага, с той только разницей, что такое убийство остается безнаказанным.

Вольноотпущенники немногим выше рабов. Редко они имеют значение в доме и никогда — в государстве, за исключением тех народов, у которых существует коро­левская власть, где они [иногда] возвышаются над сво­бодными и [даже] над знатными; у других же народов низкое положение вольноотпущенников является дока­зательством свободы.

Гл. XXVI . Германцы не знают отдачи денег в рост и наращивания процентов; [и таким неведением] они луч­ше защищены [от этого зла], чем если бы оно было запрещено [законом].

Земля занимается всеми вместе поочередно по числу работников, и вскоре они делят ее между собой по до­стоинству; дележ облегчается обширностью земельной площади: они каждый год меняют пашню, и еще остается [свободное] поле. Они ведь не борются с [естественным] плодородием почвы и ее размерами при помощи труда — они не разводят фруктовых садов, не отделяют лугов, не орошают огородов; они требуют от земли только [урожая] посеянного [хлеба]. От этого они и год делят не на столько частей, как мы: у них су­ществуют понятия и соответствующие слова для зимы, весны и лета, названия же осени и ее благ [фруктов] они не знают.

Гл. XXVII . При устройстве похорон [германцы не про­являют] никакого тщеславия, они только заботятся о том, чтобы при сожжении тел знаменитых мужей употреб­лялось дерево известных пород. [Погребальный] костер они не загромождают коврами и благовониями; на нем сжигается оружие каждого [покойника], а у некоторых и конь. Могила покрывается дерном. Они с пренебрежением относятся к почести высоких и громоздких па­мятников как тяжелых для покойника. Вопли и слезы у них быстро прекращаются, скорбь же и печаль остаются надолго. Вопли приличны женщинам, мужчинам же - память...

 


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 237; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!