Вклад исламской культуры в развитие мировой культуры



С первых же шагов Ислама развитие науки, техники и обретение знаний стало в халифате самым достойным делом. Результатом этого было становление величайшей исламской цивилизации в поразительно короткие сроки. В то время, когда Европа переживала упадок, исламская культура в халифате характеризуется бурным подъемом во всех областях науки, доступных человеческому разуму той эпохи: химии, физике, математике, географии, медицине, астрономии, историографии, фармакологии, лингвистике, философии и др.[44].

Мусульманский мир познакомил Европу со многими сельскохозяйственными продуктами. В VIII веке мусульмане возделывали в Испании рис, гранатовое дерево, финиковую пальму, ввели шелководство, начали выращивать хлопок. Поливное земледелие нашло применение в Европе благодаря арабам, которые обучили европейцев технике подъема воды, орошения и осушения почвы. Арабы также распространили в Европе систему оросительных каналов с общественным контролем над распределением воды. Уже в VIII веке в Самарканде и Бухаре работали бумажные мастерские. Лишь четыре века спустя в Европе, благодаря принесенной арабами в Испанию бумаге, заработали бумажные мельницы. Мастерские городов мусульманской Испании не знали себе равных в изготовлении шелковых, парчовых, шерстяных тканей, дорогих сортов кожи с тиснением и позолотой, стеклянной и бронзовой посуды с рисунками и эмалью, прекрасной керамики, изделий из слоновой кости и оружия - доспехов и сабель с тончайшей резной отделкой эфеса и ножен. Благодаря мусульманам Андалусии в Европе появились первые проблески гончарного производства и изготовления фаянса[45].

В правление аббасидского халифата мусульманская наука получила особое развитие. При халифе Харун ар-Рашиде (786-808) и его сыне аль-Мамуне научная деятельность переживала период подъема: строились астрономические обсерватории, здания для научной и переводческой работы, библиотеки. Мусульмане достигают ярких успехов в математике, географии и химии. В последней особенно проявился Джабир бен Хайан (721-805), названный в Британской энциклопедии основоположником химии. Именно он ввел основные понятия химии: кристаллизация, растворение, перегонка. Смешивание красящих веществ, окрашивание, извлечение минералов и металлов, плавление - все эти технические средства на непревзойденном уровне использовались мусульманами в производственных целях[46].

Астрономия обогащалась важными открытиями, благодаря исследованиям мусульманских ученых. Аль-Мамуном, халифом и одновременно ученым, была предпринята попытка замерить окружность земли. При его дворе работал математик аль-Хорезми (787- ок. 850), который участвовал в измерениях. Именно благодаря его сочинениям в Европе распространилась цифровая символика с нулем. От арабского слова "сыфр" ("ноль", "пустой"), произошло латинское слово cifra ("цифра"), первоначально означавшее также ноль, откуда через французское слово chifrre произошло русское "шифр". Аль-Хорезми автор научного трактата "Книга о восстановлении и употреблении", в котором были приведены правила решения уравнений, а также употреблен термин "аль-Джебр", откуда и произошло название европейской алгебры. Латинский термин algorithmi ("алгоритм") - это транслитерация арабского имени аль-Хорезми. Сегодня алгоритм - одно из основных понятий математики и кибернетики[47].

В VIII-XV вв. в арабских странах появляются так называемые зиджи - справочники для астрономов и географов с описанием календарей, указанием хронологических и исторических дат, тригонометрическими и астрономическими таблицами. Европейцы ознакомились с астрономией, плоской и сферической тригонометрией именно из переводов "зиджей" мусульманских ученых, например, как известного астронома аль-Хазини и аль-Батани, который провел самые точные для того времени астрономические измерения, позволившие ему составить таблицы котангенсов[48].

Особое внимание привлекает одна из необычных и известнейших фигур средневековья - монаха Герберта из Аурилака (940/950 - 1003). В 999 году он под именем Сильвестр II стал первым Римским Папой французского происхождения. Папа обучался различным наукам в мусульманской Испании, а для этого он изучил арабский язык, которым впоследствии владел в совершенстве. Проведя три года в Толедо, он под руководством мусульманских ученых изучал астрономию, географию, математику, химию и другие науки. Надо признать, что Папа оказался весьма способным учеником, ибо после его возвращения из Испании, европейцы, ошеломленные его познаниями, приняли его за колдуна! Этот анекдотичный факт живо иллюстрирует отставание Европы от мусульманской цивилизации в ту эпоху. Репутация Папы-колдуна сохранилась за Гербертом до самой смерти. Именно благодаря ему европейская арифметика была обновлена введением девяти арабских цифр от 1 до 9. До Герберта эти цифры не использовались за пределами мусульманского мира. Использование арабских цифр заметно упростило решение арифметических задач[49].

 


 

Заключение

Ислам – удивительно рациональная религия, обращенная к человеческому разуму, исключительно для пользы его совершенствования и устранения противоречий между духовной и физической природой человека. Это вероучение не является неопределенной, аморфной религией, довольствующейся лишь отчужденными от реальной жизни рекомендациями быть добрыми, хорошими и морально устойчивыми. В своем содержании эта религия утверждает логику здравого смысла, предписывая справедливость во всех сферах жизни в форме высшего закона всем людям Земли, о чем прямо указано в Коране: «Ныне ваша религия обрела законный вид. Я завершил свое благо для вас. Ислам будет вашей религией».

Трагедия человека в странах с современными режимами состоит в том, что во многих странах разнообразные области жизни не объединяются в единое целое. В них атеистическое, религиозное, научное, психологическое, материальное и духовное сознание противоборствуют друг с другом. Исламу удалось внести в концепцию о человеческой жизни ясность, целостность и гармонию. В 58-ми мусульманских странах земного шара население живет в рамках традиционных, пронесенных через столетия общественных структур. Честность, верность, стыдливость, справедливость – вечные моральные ценности, являющиеся незыблемыми устоями жизни этих народов. Коран явился тем сводом морально-нравственных уложений, который породил, сформировал и дал необозримо долгую жизнь государственному формированию, не имевшему претендентов в истории.

 


 

Список литературы

1. Лебедев, В.Ю. Религиоведение: учебник для бакалавров [Текст] / В.Ю. Лебедев. — М.: Юрайт, 2015 г. — 629 с.

2. Павловский, В.П. Религиоведение: учебник для студентов ВУЗов [Текст] / В.П. Павловский. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г. — 351 с.

3. Яблоков, И.Н. История религий [Текст] / И.Н. Яблоков. — М.: Юрайт, 2014 г. — 526 с.


 

Глоссарий

Ад-Дин – этим термином обозначается в Коране вера в Бога.

Ад-Дхимма – защищенный народ, следующий собственной вере; народ, с которым заключено соглашение или договор, или, более конкретно, народ, о котором упоминается в Священном Писании; отдельный представитель такого народа, а именно свободный подданный мусульманского государства, не являющийся мусульманином.

Адль- справедливость.

Алива – деревянная дощечка, используемая мусульманами Западной Африки в учебном процессе.

Алим (мн. число – Улема) – знаток Ислама; дословно, «тот, кто знает, грамотей, ученый». Обычно этим словом называют человека, досконально изучившего Ислам и его источники – Коран и Сунну. Важной характеристикой Алима является то, что он или она отличаются глубокой религиозностью и набожностью.

Аль-Акль – разум.

Аль-Кист – слово, означающее в Коране право справедливости, синонимом его является Адиль. В Коране (Сура 4 «Ан-Ниса» («Женщина»), аят 135) этим словом передается требование Аллаха к мусульманам, чтобы те боролись за справедливость.

Аль-Мунафикун – этим словом обозначаются в Коране лицемеры.

Аль-Уахи – божественная способность общения [c Всевышним], коей наделены пророки.

Аттиеке – пища, приготавливаемая из семян маниока.

Ахкам – заповедь, непосредственно содержащаяся в Коране или Сунне.

Байа – клятва верности.

Боубоу – ниспадающее свободными складками одеяние, которое носят мусульмане Западной Африки.

Дар аль-Ахд – см. Дар аль-Ислам.

Дар ад-Дауа – земля, на которой идет распространение Ислама.

Дар аль-Харб – воюющая земля.

Дар аль-Иджаба – земля правоверных.

Дар аль-Ислам – Исламские земли.

Дар аль-Муахада – земля, с которой ведется торговля. Некоторые авторы обозначали этим термином присутствие арабов-мусульман в Бразилии.

Дауа – распространение мусульманами своей религии.

Закят – так в Коране именуется благотворительность, вменяемая в обязанность всем мусульманам и являющаяся одним из краеугольных камней Ислама.

Зан (Аззан) – призыв на молитву.

Ибадат – все вопросы, связанные в Исламе с верой в Аллаха и с поклонением Аллаху.

Идда – так называется испытательный срок, который налагается на женщин после их выхода из брака – будь то вследствие развода или из-за смерти мужа. После развода этот срок составляет три месяца; после смерти мужа – четыре месяца и десять дней – и тот и другой срок предписаны Кораном.

Иджма – термин Исламской юриспруденции, имеющий отношение к консенсусу Исламской общины по поводу того, как следует преподавать и исповедовать собственную веру.

Иджтихад – учитывая то, что существующие источники законов Ислама считаются подходящими для всех времен и народов, Иджтихад можно охарактеризовать как творческую, хотя и дисциплинированную интеллектуальную работу по выведению правовых предписаний из данных источников, учитывающую влияние на них постоянно меняющихся обстоятельств, в условиях которых существует Исламское сообщество.

Иджтима – собрание верующих.

Истихсан – юридическое предпочтение. Дословно Истихсан означает «счесть что-либо более предпочтительным». Концептуально этот термин близок к понятию справедливости, как оно существует в западном праве.

Джихад – слово из Корана, означающее, с одной стороны, борьбу за духовное развитие, а с другой, оказание сопротивления несправедливости посредством вооруженной борьбы. К сожалению, в настоящее время содержание Джихада сведено к «священной войне», а духовные, интеллектуальные и социальные составляющие смысла этого термина утрачены.

Джума – пятничная молитва, которую еженедельно возносит Аллаху мусульманское сообщество.

Кадий – мусульманский судья, в ведении которого находятся гражданские дела, включая брак, наследование и другие сферы частной жизни. Роль кадия ограничивалась опытом колониального проживания, которое уменьшало роль и значение Исламских законов в большинстве мусульманских стран.

Кафир – Исламское «неверный».

Кийас – термин Исламского права, означающий использование суждений по аналогии при составлении Фатв.

Мазхаб(ы) – школа\ы, где учат Исламскому праву.

Медресе – мусульманские школы, в которых постигает Исламские дисциплины молодежь.

Макасид – конечное предназначенье, цели и намерения, отраженные в Шариате.

Масджид – мечеть.

Маслаха – термин Исламской юриспруденции, имеющий отношение к принципам социальной гармонии.

Мизан – равновесие.

Муамалат – практика проведения в жизнь верований и вероучений.

Мудехары – этим словом в средневековой Испании обозначали мусульман, живших в Испании в качестве вассалов христиан; приспосабливаясь к наличной ситуации, мудехары вместе с тем хранили свою Исламскую культуру и религию. В 1499 году Фердинанд и Изабель указным порядком осуществили насильственное крещение всех мусульман и евреев с преобразованием мечетей и синагог в христианские церкви.

Мухадиттун (Мухадитт) – ученые мусульмане, специализирующиеся на изучении Хадисов.

Мухаджирун – мусульмане, бежавшие в Медину с тем чтобы там присоединиться к последователям пророка Мухаммада.

Муджтахид – ученый мусульманин, являющийся достаточно сведущим в Исламском праве для того чтобы, проделав Иджихад, он смог издавать Фатвы (правила).

Мусалла (множ. число от Мусалаа) – молельное место у мусульман.

Салят – мусульманская молитва, творимая верующими пять раз в день.

Сати – традиционная индуистская практика самосожжения жены на погребальном костре усопшего мужа.

Сауа – арабское слово, означающее «единение».

Сунна – дословно «ясный или проторенный путь», относится ко всему, что сказал или сделал Пророк, с чем он согласился или же не одобрил. Сунна – второй после Корана источник Шариата.

Тазкийа – очищение.

Тальфик – нечто, собранное по кусочкам или составленное путем перемешивания.

Таклид – некритичное восприятие и подражание, а также следование той или иной школе или направлению мысли.

Таухид – акт подтверждения того, что нет Бога кроме Аллаха, который является абсолютным, потусторонним Творцом, Господом и Властителем всех миров.

Тиджани – последователь ордена суфистов, называемый так в честь его основателя, алжирца по происхождению шейх Ахмада Тиджани, прожившего большую часть жизни в Марокко.

Тонтин – французский термин, которым в Западной Африке обозначают группу, занимающуюся в общине сбережениями и кредитованием.

Улама (мн. число от Улам) – Улемы, собирательное название представителей просвещенного класса в Исламском обществе.

Умма – так в Коране зовется мусульманское сообщество.

Умран – культивация и развитие мира как места выполнения миссии человечества и как плавильного тигля для людских переживаний, их ответственности и развития.

Укуба – термин из Исламского права, используемый в связи с уголовным кодексом хадд. Знание Фикха подразделяется на четыре части: ибадат, мунакахат, муамалат и укуба.

Усуль (ед. Число:Асль) – принципы, истоки, начала.

Усуль аль-Фикх – наука Исламской юриспруденции, философия права; методология выведения законов из Исламских источников и установления их юридической и конституциональной силы.

Факих (мн. число: Фукаха) – специалист в области Исламского права (Фикх). Также может служить синонимом Алима, означая мусульманина – специалиста по Исламу.

Фатва (мн. число: Фетава) – юридическое толкование, даваемое Алимом, Муфтием, Муджтахидом или Факихом тому или иному аспекту Исламского права.

Фахм – понимание.

Фикх – дословно: понимание; знание религиозно-правового аспекта Ислама; Исламское правоведение. Термин Фикх распространяется преимущественно на ту часть Исламского права, которая создавалась людьми, в отличие от Шариата, происхождение которого тесно связано с божественным Откровением и тем знанием, которое можно почерпнуть только в Коране и Сунне.

Хадж – паломничество в Мекку.

Хадис (мн. число: Ахадис) – устная часть профетической традиции, которая, в совокупности с деяниями Пророка, образует Сунну. При написании с большой буквы Хадис служит собирательным названием дисциплин, занимающихся различными аспектами профетической традиции.

Халака – служащая объектом исследования группа или круг мусульман данной общины.

Халяль – все, что разрешено законом (писаным или неписаным), в отличие от Харам, означающего все незаконное.

Харам – все, что запрещено Исламским правом и объявляется им незаконным.

Хатиб – всякий мусульманин, обладающий достаточными знаниями для того, чтобы выступить с пятничной проповедью.

Хиджра – переселение пророка Мухаммада из Мекки в Медину.

Худуд – Исламский уголовный кодекс.

Хукм – обоснование, придающее законную силу данной Факихом Фатве.

Хутба – проповедь, с которой во время пятничной молитвы выступает Имам или Хатиб.

Шариат – собирательное название всех законов Ислама. В понятие Шариата входят все его религиозные, литургические, этические и юридические системы.

Шахада – подтверждение веры в Аллаха и в миссию Пророка Мухаммада. Любой, кто делает подобное заявление в присутствии свидетелей-мусульман, является мусульманином.

Шура – этим термином в Коране обозначается мусульманская практика советоваться между собой при принятии решений.

Эсусу (Осусу) – термин, изначально принадлежавший языку народа йоруба и означавший группу людей, занимавшихся в данной общине накоплениями и кредитованием.est.ru


[1] Павловский В.П. Религиоведение: учебник для студентов ВУЗов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г. — С. 31-32.

[2] Павловский В.П. Религиоведение: учебник для студентов ВУЗов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г. — С. 32-33.

[3] Павловский В.П. Религиоведение: учебник для студентов ВУЗов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г. — С. 33.

[4] Там же.

[5] Там же.

[6] Павловский В.П. Религиоведение: учебник для студентов ВУЗов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г. — С. 34.

[7] Там же.

[8] Там же.

[9] Павловский В.П. Религиоведение: учебник для студентов ВУЗов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г. — С. 35.

[10] Там же.

[11] Там же.

[12] Павловский В.П. Религиоведение: учебник для студентов ВУЗов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г. — С. 35-36.

[13] Там же.

[14] Там же.

[15] Павловский В.П. Религиоведение: учебник для студентов ВУЗов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г. — С. 36-37.

[16] Павловский В.П. Религиоведение: учебник для студентов ВУЗов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г. — С. 37.

[17] Там же.

[18] Павловский В.П. Религиоведение: учебник для студентов ВУЗов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г. — С. 37..

[19] Павловский В.П. Религиоведение: учебник для студентов ВУЗов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г. — С. 37-38.

[20] Павловский В.П. Религиоведение: учебник для студентов ВУЗов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г. — С. 38.

[21] Там же.

[22] Там же.

[23] Павловский В.П. Религиоведение: учебник для студентов ВУЗов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г. — С. 38-39.

[24] Павловский В.П. Религиоведение: учебник для студентов ВУЗов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г. — С. 39.

[25] Там же.

[26] Там же.

[27] Павловский В.П. Религиоведение: учебник для студентов ВУЗов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г. — С. 39-40.

[28] Павловский В.П. Религиоведение: учебник для студентов ВУЗов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г. — С. 40.

[29] Там же.

[30] Павловский В.П. Религиоведение: учебник для студентов ВУЗов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г. — С. 41.

[31] Павловский В.П. Религиоведение: учебник для студентов ВУЗов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г. — С. 42.

[32] Яблоков И.Н. История религий. — М.: Юрайт, 2014 г. — С. 193.

[33] Там же.

[34] Там же.

[35] Там же.

[36] Там же.

[37] Яблоков И.Н. История религий. — М.: Юрайт, 2014 г. — С. 193-194.

[38] Яблоков И.Н. История религий. — М.: Юрайт, 2014 г. — С. 194.

[39] Там же.

[40] Яблоков И.Н. История религий. — М.: Юрайт, 2014 г. — С. 194-195.

[41] Яблоков И.Н. История религий. — М.: Юрайт, 2014 г. — С. 195.

[42] Там же.

[43] Там же.

[44] Лебедев В.Ю. Религиоведение: учебник для бакалавров. — М.: Юрайт, 2015 г. — С. 408.

[45] Там же.

[46] Лебедев В.Ю. Религиоведение: учебник для бакалавров. — М.: Юрайт, 2015 г. — С. 408-409.

[47] Лебедев В.Ю. Религиоведение: учебник для бакалавров. — М.: Юрайт, 2015 г. — С. 409.

[48] Лебедев В.Ю. Религиоведение: учебник для бакалавров. — М.: Юрайт, 2015 г. — С. 409-410.

[49] Лебедев В.Ю. Религиоведение: учебник для бакалавров. — М.: Юрайт, 2015 г. — С. 410.


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 331; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!