Идея абсолютного предопределения человеческих поступков



Оглавление

 

Введение........................................................................................................... 3

1. Рождение и распространение ислама. Характерные черты мусульманского мировосприятия.............................................................................................. 4

1.1. Возникновение ислама............................................................................. 4

1.2. Картина мира........................................................................................... 6

1.3. Система ценностей.................................................................................. 10

1.4. Идея абсолютного предопределения человеческих поступков............ 12

2. Художественные традиции арабо-мусульманского мира....................... 15

3. Вклад исламской культуры в развитие мировой культуры.................... 18

Заключение.................................................................................................... 21

Библиография................................................................................................ 22

 

мусульманский мировосприятие традиция ислам


 

Введение

Ислам — третья и последняя из развитых монотеистических религий. Она возникла на Ближнем востоке, своими корнями уходила в ту же почву, питалась теми же идеями, основывалась на тех же культурных традициях, что христианство и иудаизм. Это религиозная система, сложившаяся на базе двух ее предшественников, так что заимствования в плане общекультурном, но и чисто теологическом, религиозно-культовом, ощутимы здесь на каждом шагу.

Ислам сыграл огромную роль в истории и культуре не только арабов, но и всех народов ближневосточного региона, а также иранцев, тюрков, индийцев, индонезийцев, многих народов средней Азии, Кавказа, Поволжья, Балкан, значительной части населения Африки. В результате арабского завоевания и под прямым воздействием ислама складывались не только судьбы народов «исламского мира», но и их культурные традиции, идейный багаж, нормы быта морали, мифопоэтические и эпические образы и предания, которые и сегодня во многом определяют их жизнь. Конечно, покоренные арабами страны и народы сохраняли и развивали собственные доисламские культурные традиции.Однако на протяжении веков почти абсолютного господства ислама доисламские традиции либо безвозвратно уходили в прошлое, либо настолько преобразовывались, что практически свелись лишь к национально-культурной специфике.

Целью данной работы является теоретический анализ мира исламской культуры.

Исходя из цели, были определены следующие задачи:

- изучить условия рождения и распространения ислама;

- проанализировать характерные черты мусульманского мировосприятия;

- рассмотреть художественные традиции арабо-мусульманского мира;

- исследовать вклад исламской культуры в развитие мировой культуры.

Рождение и распространение ислама. Характерные черты мусульманского мировосприятия

Возникновение ислама

Ислам - сравнительно молодая религия. В момент своего возникновения, с точки зрения ряда европейских и американских учёных, он был синкретической религией, впитавшей в себя элементы доисламских древних верований и культов арабов, ханифизм, иудаизм, христианство и маздеизм. Согласно сборнику хадисов имама аль-Бухари, в месяц Рамадан 610 года, когда пророку Мухаммеду было 40 лет, во время уединения в пещере Хира к нему явился ангел Джабраил и продиктовал ему первые пять аятов Корана. Этот (610-й) год можно считать годом возникновения ислама. В течение трёх лет после начала посланнической миссии пророк Мухаммед вёл тайную проповедь среди друзей и близких. В этот период ислам приняли около 40 человек, среди которых были жена Мухаммеда Хадиджа, Али ибн Абу Талиб, Абу Бакр и другие. В 613 году Мухаммед выступил в Мекке публично как пророк. Правящие круги Мекки отнеслись к Мухаммеду враждебно, его положение в Мекке стало рискованным, и в 622 году он был вынужден совершить переселение (хиджра) в Медину. Населявшие Медину племена ауса и хазрадж, перейдя в ислам, стали основной группой приверженцев Мухаммеда. К концу жизни Мухаммеда образовалось исламское теократическое государство, занимавшее весь Аравийский полуостров — Арабский халифат. В 30-х годах VII века халифат нанёс своим главным противникам — Византии и персидскому государству Сасанидов — сокрушительное поражение. В 639 году начался поход арабов в Египет, завершившийся полным его завоеванием. После убийства двоюродного брата и зятя Мухаммеда халифа Али в 661 году трон халифата заняла династия Омейядов и столица халифата была перенесена в Дамаск. В результате дальнейших арабских завоеваний ислам распространился на Среднем и Ближнем Востоке, позднее — в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки. В 711 году арабы вторглись на Пиренейский полуостров, однако при дальнейшем продвижении по Европе на север они в 732 году потерпели поражение под Пуатье и остановили своё продвижение вглубь Европы. . В VIII—IX веке в исламе возникло мистическое течение — суфизм. В начале IX века арабы вторглись в Сицилию и владели ей, пока в конце XI века не были изгнаны норманнами. К началу X века от Арабского халифата откололись Северная Африка, Пиренейский полуостров и восточные территории от Ирана до Индии[1].

 Тяжелые испытания выпали на долю ислама в XIII веке в связи с монгольским нашествием, разрушившим среднеазиатские мусульманские государства и положившим конец существованию Арабского халифата. Но монгольские завоеватели уже во второй половине XIII века приняли ислам, а в XIV веке их держава прекратила существование. В XV веке реконкиста привела к падению мусульманских государств на Пиринейском полуострове, но в то же время возникла могущественная Османская империя, под влиянием которой в период расцвета в XVI—XVII веках оказалась территория включающая Малую Азию (Анатолию), Ближний Восток, Северную Африку, Балканский полуостров и прилегающие к нему с севера земли Европы. К концу XIX века в исламе наметились две тенденции - консервативная и модернистская. Консерваторы призывали возвратить ислам к его исходному основанию, вернуться к буквальному пониманию священных текстов и завещанной пророком теократической власти. Модернисты стремились приблизить отдельные положения ислама к реалиям современного мира. К концу XIX в. почти все мусульманские страны были превращены либо в колонии европейских стран, либо в зависимые от них государства. Борьба против колониализма привела к небывалой политизации ислама, процесс которой занял почти весь ХХ век. Возник политический ислам (исламизм). Он укрепил свои позиции после исламской революции 1978—1979 гг. в Иране. Радикализация мусульман привела к появлению исламистского терроризма[2].

Картина мира

Ислам зародился в Аравии в VII веке н. э. Происхождение его яснее, чем происхождение христианства и буддизма, ибо оно почти с самого начала освещается письменными источниками. Но и здесь много легендарного[3].

По мусульманской традиции, основателем ислама был пророк божий Мухаммед, араб, живший в Мекке; он якобы получил от бога ряд "откровений", записанных в священной книге Коране, и передал их людям. Прежде чем прославиться, Мухаммед поработал пастухом и посредников в торговых делах Богатов вдовы Хадиджы. От брака с вдовой у него родилась дочь Фатима, которая стала женой Али, кузена Мухаммеда[4].

Путь Мухаммеда к пророчеству был довольно извилист. Бросив торговые дела, он стал халифом, то есть пророком-проповедником. Постепенно к нему пришел успех. Он призывал отдать себя Аллаху, единому и всемилостивейшему, покориться его воле, а также соблюдать завещанные им нормы жизни, к числу которых он отнес борьбу против ростовщичества, соблюдение честности в торговле и справедливости в отношении бедных[5].

Но вместе с успехом он познал и злобу богатых соплеменников, и ему в 622 году с группой близких последователей пришлось бежать в Медину. Год переселения стал началом летоисчисления для всех мусульман мира, а группа переселившихся в Медину сторонников Мухаммеда получила почетное наименование мухаджиров, совершивших хиджру. Так были завязаны первые узлы исламской культуры.

В 632 году Мухаммед умер и был похоронен в Медине. Его смерть обнажила проблему религии и власти. На пост халифа, заместителя пророка, был выбран Абу Бекр, который организовал ряд воинственных походов во имя Аллаха и стал главой обширного Арабского халифата. После него халифами были Омар и Осман, а затем в исламском мире возник глубокий раскол, ставший характерной особенностью мусульманской культуры.

Близкие родственники пророка полагали, что только религиозная святость дает право на власть, а эта святость падает лишь на прямых наследников Мухаммеда. Вокруг Али сплотилась партия шиитов, который, убив Османа, он стал четвертым халифом[6].

Али положил начало имамату. Во главе государственной власти должен стоять представитель пророка. Только родство с пророком дает духовную власть, а вместе с ней и право на высший светский пост[7].

Курейшитский род Омейядов не смирился с поражением. В 661 году Али был убит в мечети в Куфе. Халифом стал Муавия, основавший династию Омейядов.

Между тем торжество халифата над имаматом принесло свои плоды. Началась довольно быстрая исламизация покоренных народов. К тому же халифы экономически поощряли переход христиан и зороастрийцев в мусульманство. При переходе в ислам христиане Византийской империи и зороастрийцы Ирана платили в казну халифата только десятину – ушр. А немусульмане были обязаны выплачивать более тяжелый поземельный налог – хардж и подушную подать – джизию[8].

Вторым важным фактором распространения и укрепления исламской культуры была арабизация. Этот процесс поддерживался расселением арабских племен на захваченной территории, уничтожением мужской части населения и приводом в гарем представительниц местного населения.

Исламизация предполагала знакомство с Кораном. Но эта мудрая книга написана по-арабски и переводить ее запрещалось. Верующим приходилось изучать арабский и читать Коран в подлиннике. Приобщение к арабскому языку служило распространению арабо-исламской культуры. В центре арабо-исламской культуры находится Коран, в котором сосредоточено мировоззренческое ядро исламского мира.

Сам Мухаммед ничего не писал: он был, видимо, неграмотен. После него остались разрозненные записи его изречений и поучений, сделанные в разное время. Около 650 года (при третьем преемнике Мухаммеда — Османе) из этих записей был сделан свод, получивший название Коран ("чтение"). Книга эта была объявлена священной, продиктованной самому пророку Архангелом Джебраилом; не вошедшие в нее записи были уничтожены[9].

Коран разделен на 114 глав - сур. Они расположены без всякого порядка, просто по размерам: более длинные ближе к началу, более короткие — к концу. Суры мекканские (более ранние) и мединские (более поздние) перемешаны. Одно и то же повторяется многословно в разных сурах. Восклицания и прославления величия и могущества Аллаха чередуются с предписаниями, запретами и угрозами "геенной" в будущей жизни всем непослушным[10].

Культ Аллаха включает признание его как всемогущего, бессмертного, милосердного бога, от которого зависят жизнь и смерть всех живых существ. Именно такое признание и требовалось от желающего исповедовать ислам. Надо было при свидетелях сказать: «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник божий». Этот акт воспринимался как заключение договора с Аллахом, в силу чего вероотступничество исключалось. В подтверждение всесилия Аллаха вероотступников карали смертью[11].

 В Коране внушается, что весь окружающий мир своим существованием обязан воле Аллаха. Он же обуславливает саму возможность получения урожая, размножения скота и так далее. Он устроил небесные светила, чтобы люди находили по ним путь домой. Аллах никогда не оставит в беде своих сторонников, и они должны быть верны своему Богу, которому нет равных в мире. Он изображается как существо с чисто человеческими моральными качествами, но в превосходной степени. Он то гневается на людей, то прощает их; одних любит, других ненавидит. Аллах заранее предназначил одних людей к праведной жизни и будущему блаженству, других — к беззакониям и загробным мучениям[12].

Впрочем, у Аллаха есть противник. Это мусульманский сатана, шайтан, Иблис. В Коране говорится, что Иблис – ангел, ослушавшийся Аллаха и за это выброшенный с небес и строящий козни людям. Коран предостерегает: «Кто берет сатану заступником помимо Аллаха, тот потерпит явный убыток! Он обещает им и возбуждает в них мечты. Но обещает им сатана только обольщение! У этих убежище – геенна, и не найдут они от нее спасения!»[13].

Аллаху помогают верные ему ангелы Джибриль, Михаиль, Исрафиль и Азраиль, которые добросовестно выполняют приказания своего хозяина. Говорится в Коране и о Даджжале. Он согласно религиозному учению, прикован цепями к утесу на необитаемом острове посреди океана, где его кормят и охраняют джинны. Перед концом мира это чудовище установит свое жестокое царство на земле. Лишь спустившийся в это время с четвертого неба Иса ибн Мариам сможет восстановить чистоту и силу ислама[14].

Культ Аллаха логично переходит в идею предопределенности человеческих поступков. Он все знает и направляет правоверных в их жизни. У Аллаха «ключи тайного; знает их только он. Знает он, что на суше и на море; лист падает только с его ведома, и нет зерна во мраке земли, нет свежего и сухого, чего не было бы в книге ясной. И он – тот, который успокаивает вас ночью знает, что вы добиваетесь днем.… Потом к нему возвращение, потом он сообщит вам, что вы делали. Он – властвующий над своими рабами, и посылает он над вами хранителей. А когда приходит к кому-нибудь из вас смерть, наши посланцы…возвращены будут к Аллаху»[15].

Еще Адаму, первому человеку, сотворенному Аллахом, «он сказал: «Разве я вам не говорил, что знаю скрытое на небесах и на земле и знаю то, что вы обнаруживаете, и то, что скрываете?». Вследствие своего всезнайства Аллах решает судьбу каждого[16].

Верным Аллаху предопределен рай. Коран говорит о верующих, которые «выполняют завет Аллаха и не нарушают обещания…, которые терпели, стремясь к лику своего господина, и простаивали молитву, и давали из того, чем мы их наделили, и тайно и явно, и отгоняют добром зло. Для этих – воздаяние жилища – сады вечности. Войдут в них те, кто был праведен из их отцов, и супруг, и их потомства. И ангелы входят к ним через все двери: «Мир вам за то, что вы терпели! И прекрасно воздаяние жилища!»»[17].

Система ценностей

Догматика ислама очень проста. Мусульманин должен твердо верить, что есть только один бог — Аллах; что Мухаммед был его посланником-пророком; что до него бог посылал людям и других пророков — это библейские Адам, Ной, Авраам, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед выше их[18].

До человека Аллах сотворил ангелов и джиннов. И только потом вылепил человеческую модель, которую взялся обсуждать с ангелами. Один из них, как рассказывается в Коране, пытался возражать и поплатился за это. Аллах сказал своим ангелам: «Я создаю человека из глины. А когда я его завершу и вдуну в него от моего духа, то падите, поклоняясь ему!» И пали ниц все ангелы, кроме Иблиса, который возгордился, потому что был создан из огня, а человек – из глины. Но Аллах проклял падшего ангела[19].

После Адама Бог создал Хаву, которая стала его женой. Только Иблис совратил их, сделав путь к радостной жизни невыносимо трудным[20].

Исламская культура не отвергает равенства всех мусульман перед Аллахом. Каждый правоверный может рассчитывать на справедливый суд и спасение. Но в исламе нет места для личности. Ради спасения людей Аллах не приносил в жертву своего сына[21].

Аллах – абсолютная ценность, и в жизни человека он не воплощается. Он постоянно остается чем-то внешним для людей, к которым обращается лишь его посланник – мессия. Идея мессианства в мусульманской культуре дополняется учением о конце света[22].

В сознании мусульманина существует некая «духовная вертикаль», носящая абсолютный характер. «На этой шкале нет ничего относительного: здесь есть Бог, и есть сатана, который никогда не сможет обрести привлекательность лермонтовского Демона или булгаковского Воланда, есть абсолютное добро и абсолютное зло, есть энергии жизни и есть энергии смерти». Однако Бог наделил человека волей и разумом, предоставив возможность выбора и тем самым испытывая людей.

На Земле сила Аллаха воплощается в мусульманской общине, в умме, которая символизирует собой общность всех правоверных. Жизнь каждого мусульманина, его образ мыслей, быт и система ценностей строго контролируются уммой, вне которой индивид становится изгоем и не может рассчитывать на благочестие и религиозное спасение.

Отношения мусульман внутри уммы регламентируются Кораном, Сунной и шариатом – сводом религиозно-этнических предписаний, который был разработан в VII – XII веках в Арабском халифате. Шариат исходит из принципа равенства мусульман и выступает в качестве мусульманского права. Мусульманское равенство предполагает, что все не более чем песчинка по сравнению со всемогущем Аллахом, и каждый покорный воле Аллаха и судьбе является воином ислама – федаином[23].

Причастность к исламу, к умме в мусульманской культуре расценивается выше, чем деление на расы, народы, племена и языковые группы. Мусульманская культура практически не признает социальную замкнутость сословий, наследственной социальное неравенство. «Напротив, религиозно освящен и практически всегда реализовывался принцип социальной мобильности: сила, способности, случай открывают двери наверх перед каждым, достойным того»[24].

Воспитанию мусульманского фанатизма способствовала система молитв. Мусульманин должен пять раз в сутки совершать молитву: на рассвете, в полдень, во второй половине дня, после захода солнца, в начале ночи. Каждая молитва должна свидетельствовать о религиозном рвении и полном подчинении воле Аллаха[25].

Особое место в ритуалах исламской культуры занимает пост рамазан. Он соблюдается в девятый месяц по мусульманскому лунному календарю, введенному Мухаммедом. В течение всего поста целый день нельзя ни есть, ни пить, ни прикасаться к женщине. Все запреты снимаются на время ночи. Пост предписывает и нравственную воздержанность. В этом месяце нельзя браниться, врать, клеветать, оскорблять лиц духовного звания[26].

Идея абсолютного предопределения человеческих поступков

Культ Аллаха логично переходит в идею предопределенности человеческих поступков. Аллах все знает и направляет правоверных в их жизни. У Аллаха «ключи тайного; знает их только он. Знает он, что на суше и на море; лист падает только с его ведома, и нет зерна во мраке земли, нет свежего и сухого, чего не было бы в книге ясной. И он - тот, который успокаивает вас ночью и знает, что вы добываете днем... Потом - к нему ваше возвращение, потом он сообщит вам, что вы делали. Он - властвующий над своими рабами, и посылает он над вами хранителей. А когда приходит к кому-нибудь из вас смерть, наши посланцы... возвращены будут к Аллаху... О да, у него власть, и он - самый быстрый из производящих расчет!»[27].

Еще Адаму Аллах сказал: «Разве я вам не говорил, что знаю скрытое на небесах и на земле и знаю то, что вы обнаруживаете, и то, что скрываете?»

Вследствие своего всезнайства Аллах решает судьбу каждого.

Идея абсолютной предопределенности человеческих поступков не раз становилась предметом дискуссий в среде мусульман-богословов. Еще в первой половине IX в. мутазилиты с помощью логико-философских средств ставили под сомнение ценность предопределения, ссылаясь на свободу человеческой воли. Только это свободомыслие завершилось печально. Мутазилиты были разгромлены. Коран непогрешим. У Аллаха хранится его оригинал, содержание которого Мухаммед частями изложил своим последователям как откровение Бога[28].

Верным Аллаху предопределен рай. Коран говорит о верующих, которые «выполняют завет Аллаха и не нарушают обещания.., которые терпели, стремясь к лику своего господина, и простаивали молитву, и давали из того, чем мы их наделили, и тайно и явно, и отгоняют добром зло. Для этих - воздаяние жилища - сады вечности. Войдут в них те, кто был праведен из их отцов, и супруг, и их потомства. И ангелы входят к ним через все двери: «Мир вам за то, что вы терпели! И прекрасно воздаяние жилища!»[29].

В IX в. Мухаммед ибн Карраму написал книгу «Могильные наказания», в которой дополнил культурные традиции ислама обрядом похорон. Этот обряд сохраняется и у суннитов, и у шиитов и заключается в том, что два ангела - спрашивающий и истязатель - являются на кладбище в момент похорон правоверного. И от того, как умерший ответит на вопросы спрашивающего ангела, будет складываться наказание усопшего. Для того, чтобы помочь опрашиваемому, на кладбище, после ухода провожающих, у свежей могилы остается мулла, чтобы помочь усопшему, как отвечать этим ангелам - Мункиру и Накиру[30].

Хотя в Коране нет имен Мункира и Накира, сам обряд вполне в духе ислама, не оставляющего правоверного ни на минуту без присмотра со стороны Аллаха и его помощников. Все в жизни мусульманина предопределено, даже помощь муллы умершему в час «могильного наказания»[31].

 


 


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 436; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!