РАЗДЕЛЫ АЮРВЕДИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ



 

Весь безбрежный океан аюрведического знания изначально был разделен на восемь частей, поэтому Аюрведа описывается, как состоя­щая из восьми отделов, о которых говорят все, без исключения, древние авторы: Кая Чикитса, или Панчакарма Чикитса (общая, на­ружная медицина), Баларога Чикитса, или Кумара Тантра (педиатрия), Граха Чикитса, или Бхутавидья (психология и демо­нология), Уртхванга Чикитса, или Шалакья Тантра (лечение органов, расположенных выше плеч – головы и шеи), Джара Чикитса, или Расаяна Чикитса (герантология - омоложе­ние организма и сохранение молодости), Дамстра Чикитса или Агада Тантра (токсикология), Шалья Чикитса (хирургия) и Вришья Чикитса или Ваджикарана (лечение импо­тенции, бесплодия, увеличение сексуальной силы и т.д.). Несмотря на такое разделение по категориям болезней, Аюрведа относится к организму человека как к единому целому, поэтому все ее разделы переплетаются между собой, как волосы, заплетенные в одну косу, и подход к лечению того или иного пациента является по настоящему комплексным.

За последнее тысячелетие аюрведическое знание расширилось и углу­билось, обретя, с современной позиции, более «научный» подход к патоло­гическому процессу, фармакологии и терапии, поэтому современная Аюрведа состоит из шестнадцати частей (Дг.С.1.2.). К ним отно­сятся:

1. Маулика сиддханта (основная концепция).

2. Шарира (анатомия и физиология).

3. Дравьягуна (фармакология).

4. Бхайшаджьякальпана вигьяна (фармацевтика).

5. Расашастра (наука о металлах и минералогия).

6. Нидана (нозология и диагностика).

7. Кая Чикитса (общая медицина и терапия).

8. Свастхавритта (социальная, профессиональная и профилакти­ческая медицина).

9. Манаса рога и Бхутавидья (психология, психиатрия и демоноло­гия).

10. Ваджикарана (наука о любви, половой жизни, увеличении сек­суаль­ной силы и т.д., а также о принципах рождения хо­рошего и здорового потомства).

11. Агада Тантра (токсикология).

12. Шалья Чикитса (хирургия).

13. Шалакья Тантра (лечение болезней органов, расположенных выше плеч).

14. Расаяна (иммунология, наука об омоложении организма и всевоз­можных тониках).

15. Каумарабхритья (педиатрия).

16. Прасути Тантра (акушерство и гинекология).

В своей практике аюрведический врач использует не только аюрведическую науку, но и знания смежных областей ведической науки – философии, астрологии и алхимии.

 

Кая Чикитса или общая медицина

 

Кая Чикитса, или, как ее называют, Панчакарма Чикитса, считается основной и самой главной ветвью аюрведического знания. Данную ветвь Аюрведы можно сравнить с современной не специализированной терапией, ведь Кая Чикитса – это общая нозология болезней, описывающая их симптомы, причины, локализацию в теле, а также методы их лечения, как медикаментозные, так и физиотерапевтические. Ни один аюрведический врач, будь он хирург или педиатр, не обходится без знаний этой ветви Аюрведы. Чарака пишет (Ч.С.1.11.54.): «Есть три вида терапии – духовная (мистическая), рациональная и психотерапия. Духовная терапия включает в себя лечение с помощью рецитации мантр, мистических свойств растений и драгоценных камней, проведения определенных обрядов, жертвоприношений, раздача милостыни, следование религиозным обетам, аскезы, посты, молитвы, предание себя воле Бога и другие действия. Рациональная терапия включает в себя назначение рациональной диеты, лекарственных препаратов и терапевтических процедур. Психотерапия направлена на отвлечение ума от неблагоприятных (внутренних или внешних) объектов».

Чакрапани Дата и Гангадхара Сена называют Кая Чикитсу Антарагни Чикитсой – наукой о болезнях, вызванных дисбалансом Агни, или, другими словами, расстройством пищеварения или питания тканей, ведь вне зависимости от того, вызвана болезнь внутренними или внешними причинами, она зачастую развивается именно из-за нарушения нормальных функций Джатхарагни, огня пищеварения или межтканевых огней.

 Тексты, относящиеся к этой ветви Аюрведы, самые доступные, например, Мадхава Ниданам Самхита, Чакрадатта Самхита или Бхайщаджьяратнавали, а самый главный из них – Чарака Самхита – еще в древние времена был широко известен среди врачей не только на территории Индии и Китая, но и всей Малой Азии. Из современных учебников для получения знаний Кая Чикитсы наиболее важны Дравьягуна Виджнана, Шариракрия Виджнана, Йогачандрика, а также Падартха Виджнана.

Большинство текстов по остальным разделам аюрведического знания считаются утерянными, поэтому некоторые, особенно южноиндийские и американские авторы путают или смешивают понятия Панчакарма Чикитса и древнеиндийская медицина (Аюрведа).

 

 


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 132; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!