ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ АЮРВЕДЫ



Предисловие автора ко второму изданию

 

 

С учетом большого количества изданных книг по аюрведической системе медицины и огромного интереса российского читателя к этому вопросу, ситуация вынуждает меня дополнить и расширить уже изданную книгу «Фундаментальные основы Аюрведы». Я рад, что Аюрведа в нашей стране пользуется все большей и большей популярностью не только среди не специалистов, но и среди врачей и среднего медицинского персонала.

Изменения и дополнения, внесенные в книгу, прольют свет на Махапракрити, или полную, истинную индивидуальную конституцию человека, а также на Дравьягуну – качества субстанций. Дописана глава о разделах Аюрведы и сопутствующих областях ведических знаний, эмбриологии и токсикологии, аюрведических текстах, аюрведическом враче, Пране и энергетических каналах.

 

Предисловие к первому изданию

 

 

С большим удовольствием я представляю русскому читателю книгу «Фундаментальные основы Аюрведы», написанную моим другом, коллегой, а в чем-то и учеником, Вайдьей Матхура Мандала дасом.

Я очень рад, что книга раскрывает для российского читателя фундаментальные основы Аюрведы, делая их доступными и понятными. Я уверен, что она окажет огромное положительное влияние на развитие Аюрведы в Вашей стране и поможет ищущей душе найти путь в безбрежном океане аюрведического знания. Я очень надеюсь, что в ближайшее время будет переиздана и книга, посвященная аюрведическим лекарственным препаратам.

 

 

                                              Вайдья Парас Кумар Джайн Аюрведачарья

 

Предисловие автора к первому изданию

 

Я уже давно вынашивал идею о написании и издании достаточ­но на­учной и авторитетной книги по Аюрведе, подробно, но дос­тупно расска­зывающей о строении и функциях человеческого орга­низма в соответст­вии с ведическими представлениями, книги, ко­торая могла бы претендо­вать на звание «учебника Аюрведы». Конечно, существуют оригинальные древние аюрведические тексты, предназначенные для молодых и начинающих врачей или для людей, интересующихся основами медицины, например, Аштанга Хридаям Самхита и Аштанга Самграха, однако для русского читателя все же необходимо предисловие, введение к этим текстам. Пер­вая моя книга[1] не совсем удов­летворяет меня не только качеством издания, но и скудным количеством информации и намеренно по­пулярным, поверхностным подходом к изло­жению этой величай­шей науки. Со временем я понял, что Аюрведу нельзя упрощать, иначе это будет не наука, а популярная оздоровительная методика, далекая от первоисточника. С другой стороны, поверхностность и простота изложения той книги вызваны отсутс­твием в России знаний о древнеиндийской медицине и моим огромным жела­нием донести основные идеи аюрведической системы мирово­сприятия, жизни и лечения заболеваний до максимально большей аудитории чита­телей.

Обдумывая и набрасывая на бумаге план новой книги, я столкнулся на одном из старинных калькуттских букинистических базаров с ана­логичной моей задумке работой – "Принципами Тридоша в Аюрве­де", написанной и из­данной в начале нашего века известным вра­чом-Кавираджем того време­ни Дивендранатхом Реем. Эта книга заинтересовала меня своей грамотностью и, не смотря на не­большой объем, очень полным и лаконичным изложе­нием материала. Конечно, можно было бы просто дословно перевести труд Дивендранатха на русский язык, но этого мне показалось мало, да и тройной перевод ("Принципы Тридоша в Аюрведе" написаны на санскри­те, а уже за­тем автор перевел ее на английский язык) очень сильно иска­зил бы ее суть. Поэтому, взяв за основу оригинальный текст "Принципы Тридоша в Аюрведе", Чарака Самхиту, Сушрута Самхиту, Аштанга Хридаям Самхиту и Дравьягуна Сутру, а также лекции моего Махараджа и препода­вателей в колледже, и сопоставив с этими источниками собст­венный опыт, я написал "Фундаментальные основы Аюрведы", являющиеся расширен­ным, углубленным и дополненным переводом "Принципов Тридоша в Аюрведе", книгу, которую вы и держите в руках.

Во время своей достаточно интенсивной учебы в Аюрведа Ма­хавидь­ялая, я часто обращался за помощью к книге Дивендранат­ха и она всег­да помогала разобраться со сложными моментами в объяс­нениях преподавателей, чем заслужила не только мою, но и их благодар­ность, а после ухода из этого мира моего Ма­хараджа стала для меня од­ним из наиболее понятных комментариев на аюрведические тексты.

Я заранее приношу свои извинения читателю, который, рассчи­тывая получить очередную, подстроенную под него, легко читае­мую брошюру по экзотической системе медицины или пособие по самолечению, на­т­кнулся на труд, переполненный непонятными санскрит­скими терминами и ци­татами из аюрведических писаний, словно Ганга цаплями в сезон дождей, требующий напряжения ума и абсолютной заинтересованности в усвое­нии предлагаемого материала. Мне очень хотелось бы, чтобы тот, кто взял на себя труд изучать эту книгу, понял основные принципы развития, строения и разрушения этого чуда – человеческого тела, включаю­щего в себя не только грубоматериальное проявление, но тонкоэнергети­ческое, и еще более тонкое, психическое. И не стоит забывать, Кем и ради чего это чудо было сотворено.

Данная книга предназначена не только для специалистов-медиков и людей, желающих постичь эту древнейшую науку, но и для тех, кто хо­чет понять процессы, происходящие в теле человека и принципы его функ­ционирования. В ней идет речь о самых основных и фун­даменталь­ных понятиях Аюрведы – о трех доша, тканях и нечистотах, принципах их взаи­модействия, образования и разрушения в орга­низме человека; о класси­фикации и способах лечения их дисбалан­сов, называемых болез­нями, а также о том, как поддерживать здо­ровье на необходимом уровне. Она яв­ляется как бы углубленным продолжением моей самой первой книги – «Введение в аюр­ведичес­кие методы лечения» и предисловием к моей новой, уже законченной работе – переводу «Аштан­га Хридаям Самхиты» – древнейшего аюрведического текста, самого простого и доступного для понимания широкой общественности.

Исходя из старинного принципа «повторение – мать учения», каждая моя новая книга содержит вкрапления из предыдущих изданий. Это облегчает усвоение нового материала и способствует запоминанию аюрведической терминологии.

Я посвящаю эту книгу всем Апурва вайдья - истинным аюрведи­ческим Врачам и Учителям, а особенно Шриле Дханвантари Свамиджи Гуру Ма­хараджу, который был и всегда будет путеводной звездой, осве­щающей мою дорогу по Аюрведе, Кавираджу Нанак Чанд Шарма Аюрве­дачарии Атхарваведа Пандиту Махараджу, милостью Господа, заменившего мне моего Учителя и взявшего меня под свою опеку и покровительство, Шриле Трипурари Свами Гуру Махараджу, моему Дикша-гуру, инициирующему Учителю, Вайдье Парас Кумар Джайну Аюрведачарии, помогающему мне осваивать всю премудрость изготовления аюрведических препаратов, а также Шриле Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Маха­раджу, которому я очень приз­нателен за Его милость и доброту ко мне.

Издание этой книги откладывалось и откладывалось, с ее выхо­дом было очень много сложностей, постоянно возникали задержки и прово­лочки, но, не смотря на все это, Вы держите ее в руках. Без всех тех, кто ободрял, поддерживал и помогал мне, она навряд-ли увидела бы свет. Я очень благо­дарен всем тем, кто поддержал мою идею об издании этой книги и оказал помощь, благодаря которой эта книга, хотя и с большой задержкой, вышла в свет. И Ваша заслуга, как читателя, в этом тоже очень велика.

 

 

                                      С уважением,

                                       Матхура Мандала даса

                              (Мезенцев Михаил Александрович)

                                          1996-1999-2005 год,

                                              февраль-июль-ноябрь

                                         Калькутта-Майсур-Москва

 

ЧАСТЬ 1.ВВЕДЕНИЕ

                  

 

           ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ МЕДИЦИНА И СОВ­РЕМЕННАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

 

Ослепленные научно-техническим прогрессом, мы привыкли хулить и забывать знания наших предков, считая их никчемными и устаревшими. А вдруг они были правы, что, пиявки рождаются из ила, а вши – из пота, что эпидемии вызываются не бактериями и вирусами, а коллективным сознанием людей, и наши потомки также будут смеяться над нами, гордящимися «победой» над Природой, как мы смеемся на уроках истории? Соревнуясь между собой, фармацевтические компании разрабатывают все новые и новые лекарственные препараты, не обращая внимание на побочные эффекты и необратимые изменения в организме человека, которые они вызывают, а больные, словно загипнотизированные рекламой, не раздумывая их принимают, забывая про лекарственные травы и минералы, рожденные самой Природой для здоровья человека.

Однажды, в начале пятого века нашей эры, странствия китайского буддийского монаха Фа Сяня привели в индийский город Паталипутру[2]. Когда-то этот город был столицей древней Индии. Находясь под впечатлением от диковинной страны, Фао Сянь пишет: «Города и поселения этой страны являются самыми великими из всех в Срединном Царстве. Жители богаты и процветают, они соперничают друг с другом в практике добродетели и праведности… Главы семей вайшьев в них строят в городах дома благотворительности и медицины. Все немощные и обездоленные в стране, сироты, вдовы и бездетные мужчины, увечные и калеки, все больные приходят в эти дома и получают определенного рода помощь, а врачи определяют у них болезни. Они получают пищу и необходимые в их случае лекарства, и им становится легче; а когда они начинают чувствовать себя лучше, они сами уходят». Этот текст Фа Сяня, наравне с древними аюрведическими текстами, является одним из самых ранних описаний городской поликлинической и больничной систем в мире. Ученые предполагают, что Индия, возможно, стала первой страной в мире, в которой была развита организованная общегосударственная система медицинского обеспечения.

Что же такое Аюрведа, и почему в последнее время все больше людей проявляют к ней повышенный интерес, и не только в самой Индии или на Запа­де, но и у нас в стране?

Все аюрведические тексты относятся к древнейшим Священным Пи­саниям и включают в себя не только данные о здоровье и болез­нях чело­века, но и о строении окружающего мира, принципах мо­рали и нравст­венности, обо всей жизни в целом. Аюрведическое знание согласуется со всеми четырьмя Ведами и со всеми религиоз­но-философскими системами древней Индии. К сожалению, за многие тысячелетия своего существова­ния некоторые аюрведичес­кие писания были безвозвратно потеряны в толще эпох и не дошли до нашего времени, но те тексты, которыми мы располагаем (Чара­ка Самхита, Сушрута Самхита, Аштанга Хридаям Самхита, Аштанга Сам­гра­ха и многие другие), а также комментарии к ним, да и труды врачей последних столетий поддерживают реку Аюрведы в грани­цах ее бе­ре­гов, не давая ей обмельчать и исчезнуть.

В наше время многие люди начинают понимать, что их здоровье нахо­дится только в их руках, и традиционная медицина с ее таблет­ками и хи­мически синтезированными на громадных фармацевтических предприятиях лекарственными препаратами не только не открывает и не лечит причину заболевания, но и ведет к образованию бесконечного множества лекарственных аллергий, болезней печени и почек, к все­возможным побочным эффектам и забо­леваниям. Человек - неотрывная частица, клетка живой природы, поэтому мето­ды лечения дисбаланса в его теле, уме, энергетике и психике должны быть точно та­кими же натуральными и природными, как и он сам.

Аюрведа отличается как от традиционной медицины, так и от нетрадиционных целительских школ[3], представленных в России. В от­личие от со­временной медицины, ее методы лечения абсолютно безвредны, природ­ны и натуральны, они неразрывно связаны с че­ловеком, его природой и индивидуальностью. В отличие же от не­традиционных школ, Аюрведа обладает знанием, и это знание не спекулятивно, не надуманно, а прове­рено тысячами поколений врачей. Одни из основных предметов в аюрве­дических колледжах – аюрведическая анатомия и физиология - Шарирак­рия вигьяна, а также Падартха вигьяна - физические принципы строе­ния вселен­ной, природы и человека. Грубо и глупо подходить к человеку только как к думающему, говорящему и двигающемуся физическо­му телу, забывая, что он - Микрокосм, абсолютно на всех уровнях взаимо­действующий с Макрокосмом, этим феноменальным миром, и их невоз­можно разъединить.

Очень жаль, что современная западная медицина утратила свои корни, ухо­дящие в глубину религии, культов и обрядов. Многие гениальные врачи, светила от медицины, были глубоко верующими людьми. Точно не известно, ко­гда произошло разделение этих двух Наук - Науки о Боге и Науки о Че­ловеке, но для западной медицины этот шаг оказался роковым. Она забы­ла об истинной природе человека, забыла, что человек возник не в силу эволюции древней обезьяны, а был сотворен Богом, что он открытая система и должен находиться в рав­новесии с природой, что "ширьяте ити шари­рам" - каждое мгнове­ние тело меняется, а самое главное - она забыла объ­яснить человеку принципы здорового образа жизни и почему так необхо­димо быть здоровым. Эта деградация западной медицины, по-видимому, свя­зана с общим упадком духовности и религиозности в Европе и в Аме­рике за последние двести - двести пятьдесят лет. Еще одной фатальной ошибкой европейской медицины является твердая и неукоснительная вера в идеи древнеримского врача Клавдия Галена о том, что лекарственные свойства растений зависят не от свойств растения в целом и обусловлены не совокупностью веществ, входящих в состав растительного сырья, а каким-то одним активным фактором, который можно из него выделить и использовать в медицинских целях. Однако не стоит ругать и хулить аллопатическую медицину, формировавшуюся в лихолетье сложнейших исторических этапов развития Человечества – она помогла спасти сотни тысяч людских жизней во время войн и катаклизмов, коими богат этот период истории Западной Европы. Да и в лечении хирургических болезней ей нет равных.

К сожалению, многие аюрведические тексты утрачены безвозвратно, но Аюрведа живет в явленных писаниях и прекрасно справляется с болезнями, вне зависимости от климата, языка людей или их убеждений. Закон гравитации фунда­мен­тален и действует на все тела без исключения в любой точке земного шара. Также и Аюрве­да. Конеч­но, в России произрастают другие травы, по-другому проис­ходят сезонные и погодные изменения, но основные принци­пы всех без исключения процессов одинаковы во всех точках зем­ного шара, поэтому вопрос о том, насколько Аюрведа приемлема для российского пациента, отпадает сам собой.

Чарака Самхита, да и многие другие аюрведические тексты[4] начинается со шлоки, объ­ясняющей, зачем много тысяч лет назад людям было дано аюрведическое знание:                   

 

                                дхарма артха кама мокша 

                                намарогьям муламуттамам

 

                                                                          (Ч.С.1.1.15.)

 

Состояние абсолютного здоровья необходимо человеку для ре­лигиоз­ности и исполнения своего долга (дхарма), принесения жертв и отдания долгов предкам, полубогам и родителям (артха), а также для поддержания тела - нор­мального сна, еды, физической нагрузки, работы, регулируемого удовлетворения чувственных порывов и т.д. (кама). Дхарма, артха и кама способс­твуют контролю ума и ведут человека к состоянию мокша – освобождения. Дхарма-шастры (Ману Самхита, например) настоя­тельно рекомендуют че­ловеку поддерживать свое здоровье на должном уровне, мотиви­руя это тем, что в здоровом теле легче исполнять свои обязанности, самосовершенствоваться и идти к Богу.

 

 

ЭВОЛЮЦИЯ ИНДИЙСКОЙ МЕДИЦИНЫ

 

Сложно сказать, кто и когда ввел такое понятие, как индийская меди­цина, назвав этим термином Аюрведу. В настоящее время в Индии суще­ствует несколько медицинских направлений, вышед­ших из аюрведичес­кого знания. Это собственно Аюрведа как она есть, тибетская медицина (распространенная в основном на севере страны, причем, не очень широ­ко), Сиддха медицина (охватываю­щая в основном северо-запад Индии) и Юнани медицина, являю­щаяся конкуренткой Аюрведы, особенно на юге страны. О том, что собой представляют Аюрведа и тибетская медицина, читатель какое-то, даже если и смутное представление, но имеет, а вот о Юнани и Сиддха медицине вряд ли слышал.

Юнани медицина выкристаллизовалась из Аюрведы в те време­на, ког­да мусульмане начали захватывать индийский субконтинент и некоторые врачи нашли пристанище в Древней Греции или были вывезены по приказу шейха Аль-Рашида в Персию. Там они пе­реняли знания грече­ских, персидских и иранских врачей (в частности, Абу Али Ибн Сино и Бируни), соеди­нив их практический опыт со своим собственным аюр­ведическим знанием и передавали эти тра­диции своим детям и внукам - так родилась эта система ме­дицины. В своей практике Юнани медицина ши­роко использует ароматиче­ские масла, драгоценные камни и вытяжки из цветов. Например, Хуббей Джавахар Мохра – сердечный препарат, назначаемый при инфаркте миокарда, кардиалгии и нарушениях сердечного ритма, состоит из специально обработанных порошков рубина, сапфира, изумруда, турмалина и топаза. Будучи в большей степени ответвлением персидской медициной, услугами врачей Юнани в первую очередь пользуется мусульманское население Индии.

Сиддха меди­цина пользуется большой популярностью у людей, поклоняющихся господу Шиве. Эта система врачевания использует для ле­чения людей мистические силы, в том числе Шакти[5] врача, амулеты, обряды, заго­воры и заклинания, магические травы и ритуалы. Другими словами, можно сказать, что это тантрическая медицина. Большое внимание в Сиддха медицине уделяется астрологической точности изготовления того или иного препарата, начала проведения обрядов и лечебных процедур. Не стоит путать тантрическую Сиддха медицину с одноименной медицинской системой, распространенной в индийском штате Тамил-Наду.

Корни всех этих систем медицины стоит искать в Ведах – самых древ­них на земле священных писаниях. Однако считать, что меди­цинская наука поя­вилась в Индии одновременно с текстами Вед, записанными Вья­садэвой, не­сколько неверно. Дело в том, что Веды были известны с нача­ла творения этого мира, но записаны около пяти тысяч лет назад, и, сле­довательно, аюр­ведические тексты также были записаны много позже, чем были составлены или пове­даны.

Во всех четырех Ведах – Ригведе, Самаведе, Яджурведе и Атхар­ваве­де, в Махабхарате (пятой Веде), в Пуранах и Тантрах можно найти стихи, по­вествую­щие о свой­ствах лекарственных трав, строении человечес­кого тела, бо­лезнях и их ле­че­нии, медицинс­кие заговоры и заклинания. Например, в Ригве­де описывается явление Господа Дхан­вантари (Р.В.9.112.), собраны мо­литвы, обращенные к Индре, Ашвини-Кумарам и другим полубогам с прось­бой помочь сохранить здоро­вье или вылечить болезни людей, а также гимны-восхваления за много­численные исцеления известных мудрецов, воинов и царей (Р.В.1.116-120; 2.39.4-7; 5.74.5.), упоминаются медицин­ские свой­ства воды - "В водах – Амрита, в водах - целебные свойства. Выпивая чис­тейшую воду, о кони, вы получаете силу...[6]", даются мантры покло­нения водам[7]. В Яджурведе и Самаведе так же есть много стихов о лечеб­ных свойствах трав и минералов.

Из всех четырех Вед, Атхарваведа более других наполнена ме­дицинс­ким знанием. В ней можно найти не только шлоки о меди­цинском при­менении трав и минералов, но и информацию о при­чинах и сути болез­ненного процесса (А.В.1.23-24;1.36.). Эта Веда содержит гимны о внут­риутробном развитии человека, о пяти ви­дах внешней Праны и о пяти видах Праны, действующих в теле че­ловека. В ней упоминаются имена авторов классических аюрведичес­ких текстов: Чараки и Сушруты. С дру­гой стороны, Чарака в Чара­ка Самхите перечисляет мудрецов, собрав­шихся слушать Атрею, которые известны нам по Атхарваведе, и, напи­санной несколько позже, Махабхарате. Много в Атхарваведе заговоров и закли­на­ний, направленных на изгнание духов, вызывающих некото­рые бо­лезни; на концентрацию в руках Праны для лечения наложением рук, лечение укусов змей и скорпионов, и др. Помимо собственно медицинской информации, в Ведах собраны гимны, описывающие историю образования и развития аюрведиче­ской науки.

Время, когда жили святые мудрецы, составившие и записавшие ос­новные аюрведические трактаты, доподлинно определить невозможно, суще­ствует множество всевозможных измышлений по этому поводу. Совре­менные ученые относят их к до-буддийской эпохе (3000-1500 лет до нашей эры), потому что история Индии со времени явления Госпо­да Будды более-менее из­вестна, но сами тексты говорят о себе, что они были поведаны в незапа­мятные времена господом Брахмой – творцом этого мира, прародителю человечест­ва и всех живых существ Дакше Праджапати. Праджапати научил Аюрве­де Ашвини-Кума­ров, двух братьев-близнецов, богов ветра, ставших первыми врачами полубогов, людей и животных. Следующим в цепи ученической преемст­венно­сти стал Индра, полубог дождя, царь небес, распространивший это знание более широко и имевший много учеников - после Индры об­разо­валось несколько цепей преемственности этого знания, спе­циализирую­щихся на каком-то определенном отделе Аюрведы.

Существует два основных лечебных направления в Аюрведе – терапевтическое и хирургическое. Терапевтическое направление возглавил Атрея муни; помимо Агнивеши, у Атреи было еще пять учеников: Бхела, Джату­карна, Парашара, Харита и Кшарапани муни, которые осно­вали свои школы Аюрведы. Таким образом, одна парампара, цепь ученической преемственности терапевтического направления Аюрведы, пошла от великого мудреца и подвижника Агнивеши, другая – от Хариты, третья – от Бхелы, четвертая – от Джатукарны, пятая – от Парашары, а шестая – от Кщарапани. Педиатрией занимался мудрец Кашьяпа[8], а лечением болезней головы – муни Ними. Хирургическое направление было основано Господом Дханвантари[9], который поведал это знание Аупадхенаве, Вайтаране, Паущкалавате, Аурабхре, Каравирье, Гопураракщите и Сушруте.

Бхарадваджа, Атрея, Агнивеша и Чарака жили прак­тически в одно время, и, не­смотря на то, что Атрея является воплоще­нием Господа (Кришна Атрея), Бхарадваджа, как старший по возрасту, считается Его учителем (см. схему 1).

Со времен написания аюрведических писаний и Шри Мадхавы, одно­го из самых первых известных ныне комментаторов на Сушрута Самхиту, было довольно много врачей, написавших комментарии на основные аюрведи­ческие тексты, последний из которых, Гангад­хара, жил и работал в конце девятнадцатого столетия. И хотя ино­гда они находились в разных учени­ческих приемственностях, опыт одних комментаторов и учителей прини­мался и использовался на практике последователями остальных школ и других учителей Аюрведы. В Индии успешно работает множество врачей, лечащих по этой системе, и существует множество институтов (коллед­жей), преподающих аюрведическую науку. За последние пятьдесят лет написаны величайшие трактаты по аюрведической гинекологии, ведется работа по исследованию лекарственных растений, минеральных веществ и классических препаратов, практически во всех крупных госпиталях и клиниках Индии есть отделения Аюрведы и Панчакарма терапии. До сих пор в неко­торых старых библиотеках Южной Индии хранятся древнейшие аюрведические тексты, но, к сожалению, осталось очень мало энту­зиастов, желающих вернуть их на свет Божий и имеющих средст­ва на их публикацию.

Издавна аюрведические тексты привлекали внимание врачей из дру­гих стран, ведь Аюрведа играла в Азии такую же важную роль, как в Европе древнегреческая медицина, она распространила свое влияние на Малую и Среднюю Азию и страны Индокитая, включая Тибет. В первом веке нашей эры были сделаны переводы некоторых основных аюрведических текстов на тибетс­кий и арабский, в сороковых годах двадцатого века – на немецкий, а в девяностых – на английский. В настоящий момент ведется работа по их переводу на русский язык.

Таким образом, Аюрведа, являясь наукой о жизни в полном смысле этого слова, развивалась не отдельно от ведического зна­ния, а гармонич­но с ним переплелась и выкристаллизовалась из него, заняв при этом несколько обособленное положение, но, несмотря на такую позицию по отношению к Ведам, ее принято считать упаве­дой Атхарваведы, ибо каноны, приня­тые в этой традиции, не про­тиворечат явленным ведическим писаниям. Бесспорно, со времен ведической цивилизации прошли столетия, а Исто­рия имеет свойс­тво утаивать и стирать знания из памяти людских поко­лений, но Аюрведа не исчезла в глуби веков и выдержала самую главную проверку – проверку временем.

          

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ АЮРВЕДЫ

 

 

Аюрведа, как и любая другая наука, базируется на определенном философском фундаменте, из которого произрастает вся ее практическая, прикладная, медицинская надстройка. Изначально этот фундамент был заложен древними мудрецами, а их ученики и последователи бережно, из уст в уста перенесли его через реку Времени до наших дней. И если практическая часть Аюрведы с каждым поколением мудрецов и гениальных врачей пополнялась новыми рецептами препаратов, способами диагностики и терапевтическими процедурами, то ее фундамент, ее первоосновы до сих пор остаются незыблемыми.

Философские корни Аюрведы залегают не только в четырех Ведах, но и в Упанишадах, Тантрах и Пуранах, ее физика и химия – философии Ньяя-Вайшешика, Санкхья-Патанджала, Пурва-Мимамса, а ее метафизика – Веданта Сутра и Атхарваведа.

Аюрведическая наука представляет собой свод аксиом, относящихся не только к ее философской (например, доктрина о первоэлементах, субстанции, бытие и небытие, и т.д.) или медицинской (доктрина о трех составляющих тела – доша, тканях и нечистотах) частям, но и к общечеловеческим проблемам – например, качествам идеального врача, отношению врача и пациента, эпидемическим и пандемическим заболеваниям. Несомненно, концепция трех доша, тканей, нечистот и пранических каналов является главной аксиомой аюрведической науки, однако, если врач не будет обладать необходимыми человеческими качествами и квалификацией, этот базис не принесет пользы ни ему, ни его пациентам.

Фундаментальные понятия философской и медицинской части Аюрведы можно представить в виде таблицы (см. таблицу 1), а эта книга является своеобразным пояснением к ней, или ключом, раскрывающим эту бескрайнюю комнату дворца Ведического знания.

В настоящее время Аюрведа - одна из семи медицинских систем[10], официально признанных индийским правительством. Помимо внутренней конкуренции между Аюрведой и остальными шестью медицинскими системами, существуют и непризнанные "конкуренты" - всевозможные продавцы самодельных тоников и зелий, деревенские кудесники, костоправы, повитухи и заклинатели, предсказатели и бродячие астрологи, юродивые и садху, исцеляющие за несколько рупи от укусов змей и скорпионов, бесплодия, фригидности и импотенции. Но, не смотря на такое разнообразие знахарей и эскулапов всех мастей, даже неграмотный крестьянин из глухой индийской деревни знает, что йогурт способствует накоплению мокроты, умеет манипулировать простейшими жаропонижающими растениями, то есть на практике использует древние аюрведические знания, которые он впитал с молоком матери.

 


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 152; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!