Здесь и далее под российским малым городом понимается городской пункт с населением от 12 до 50 тыс. чел. (Симагин, 2017, с. 133).



Малые исторические города4, имеющие уникальные особенности, в то же время обладают рядом общих отличительных факторов, и прежде всего особым сообществом людей:

- в значительной мере сохраняющих отечественный историко-культурный потенциал, поддерживающих и развивающих материальную и нематериальную культурную среду данной территории (памятники, традиции, обычаи, мифы, фольклор и т. д.);

- обеспечивающих обмен новыми знаниями благодаря близкому знакомству и практически ежедневному общению друг с другом;

- в силу тесного взаимодействия с первозданным ландшафтом и живой природой проявляющих бережное отношение к ее ресурсам.

Особенности местной истории и культуры, близость к сельской местности и природе визуализируются в уникальном архитектурном облике малого исторического города. Параметры архитектурного пространства, ориентированные на соотнесенность с масштабом человека, неспешность и размеренность провинциальной жизни создают психологически комфортные условия для жителей и гостей.

Таким образом, малые исторические города обладают рядом эндогенных факторов, столь необходимых для постиндустриальной трансформации, в том числе на основе развития внутреннего и въездного туризма и гостеприимства.

Фундаментальные исследования рекреационных ресурсов, возможностей их использования для развития национальной туристской отрасли в России осуществляет коллектив авторов под руководством В. И. Кружалина (Кружа-лин и др., 2016). Ряд исследователей (Габдрахманов и Рубцов, 2016; Джанджу-газова и др., 2016; Севастьянова, 2016; Чикурова, 2016) концентрируются на исследовании различных аспектов развития туризма в регионах и муниципальных образованиях: малых городах, сельских округах и т.д.

Анализ представленных работ показывает, что к настоящему времени сформирован ряд определенных организационных подходов к развитию отрасли на региональном и муниципальном уровне. Вместе с тем необходимо отметить, что исследователи не уделяют достаточного внимания вопросам комплексного подхода к развитию туризма и формированию туристской индустрии в рамках современных стратегий малых городов.

Исследования значения туризма для современной экономики (Османова, 2017), роли государственных и местных органов власти в развитии отрасли, форм взаимодействия в туризме государства и бизнеса (Гусева и Амелькина, 2017) позволили автору настоящей работы представить схему функционирования туристской индустрии в муниципальном образовании (рис. 1).

4 Здесь и далее под российскими малыми историческими городами понимаются населенные пункты, являющиеся малыми городами и признанные историческими поселениями в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)».

Сохранение и развитие культуры Оэфана природы и памятников ""> > рёгйбнального~значения

Создание благоприятных условий для ведения бизнеса

Социальный эффект: рост занятости, повышение качества жизни, развитие культуры и здравоохранения, улучшение сервиса, преобразование городской среды.

Доходы от туризма

Экономический эффект: повышение платежеспособного спроса, развитие смежных отраслей, транспортной, дорожной и коммунальной инфраструктуры.

Пополнение бюджетов всех уровней

Доходы населения и бизнеса

Схема отражает «целостность множества взаимодействующих элементов» (Чудновский и Жукова, 2015, с. 130), обеспечивающих развитие сферы туризма, и механизм получения страной, территориями и городом эффектов от ее развития. Значительное количество элементов, сложность их взаимодействия и взаимовлияния позволяют сделать вывод о необходимости комплексного подхода к развитию туризма на муниципальном уровне5. Социальные, экономические эффекты и доходы от развития туризма в малых городах способствуют решению проблем развития и пространственного преобразования территории, создают условия для повышения качества жизни населения.

Современный город (для целей данной статьи под современным городом мы понимаем городские поселения второй половины ХIX-начала ХХI вв.) — настолько многогранный феномен, что практически невозможно дать его общее определение, которое бы объединяло в себе признаки городских поселений разных культурно-исторических типов, учитывало функциональную специализацию городов и законодательство разных стран. Роберт Парк, глава Чикагской школы социологии, определял город как социальную лабораторию. Данную ассоциацию он объяснял тем, что город, подобно лаборатории, выполняет функцию создания чего-то нового и более совершенного: именно в городе человек стал «не просто рациональным, но утонченным животным» [22, с. 3]. Подобно тому, как в лаборатории осуществляются планомерные опытные воздействия на находящиеся в ней культуры и материалы с достаточно непредсказуемыми результатами, город, по мнению Парка, есть наиболее последовательная попытка человека преобразовать мир, в ходе которой он непредсказуемо и невольно преобразил самого себя [22, с. 4]. Лаборатория — это пространство эксперимента, также и в современном городе «цивилизация и социальный прогресс приобрели характер некоего контролируемого эксперимента» [22, с. 4]. Помимо этого, лаборатория представляет собой искусственно созданное, ограниченное и особым образом оборудованное пространство. Подобно ей город обладает определенной степенью замкнутости — в наше время она носит не буквальный характер крепостных стен средневекового города, но так или иначе город имеет административно-территориальные границы, определяющий статус его обитателей, степень развитости инфраструктуры и другие условия. Искусственный характер городской среды объясняется тем, что она резко отлична от естественных экосистем, а принципы городской жизни кардинально отличаются от традиционной, чувственно-эмоциональной крестьянской среды с ее развитым социальным контролем и персонификацией взаимоотношений. Данную особенность подчеркивал целый ряд исследователей: Л. Н. Коган [15, с. 42-46], Г. Зиммель [10], Н. Н. Козлова [16] и др.). Для города характерно и наличие специфического «оборудования» (архитектурных и инженерных сооружений, транспортных систем, необходимых для жизнеобеспечения городского населения и не характерных для других типов поселений), также служащего инструментом для осуществления социального эксперимента, о котором говорил Парк. В качестве примера исследований на эту тему можно привести работы Дж. Джекобс [7], рассматривавшей влияние обилия автомобилей, особенностей городской застройки и т.п. на поведение городских жителей, К. Лоренца [18], отмечавшего влияние на представителя «цивилизованного человечества» современного массового жилища, О. Запорожец [9], А. Корбута [17], А. Ивановой [13], характеризовавших воздействие на горожан общественного транспорта, В. А. Филина [24], занимавшегося изучением воздействия визуальной среды города на самочувствие и поведение людей, и многие другие. Таким образом, предложенная Парком метафора подразумевает, что город и городская среда порождают принципиально новый социальный порядок, являющийся искусственным образованием — артефактом, который «не естественен и не священен, но прагматичен и экспериментален» [22, с. 4]. Продолжая мысль Парка, город можно определить еще и как культурную лабораторию, т.к. в нем рождается специфическая городская культура. Под городской культурой мы понимаем подсистему или часть универсального культурного пространства, организованную определенным образом и сформировавшуюся на основе специфического образа жизни урбанистических поселений, особой системы ценностей, характерной для жителей города и отличной от ценностей населения других территорий (сельских жителей, странников, отшельников, монахов и т.д.). Она подразумевает особую систему норм, правил и образцов поведения, парадигм мышления и ценностей, особого мировосприятия, которые сложились под влиянием специфического городского образа жизни. Ее формирование обусловлено тем, что, во-первых, города всегда являлись плавильным котлом для рас и культур, а во-вторых (и прежде всего), потому как сами условия жизни в городе принципиально меняют человека, формируя новые качества личности, новые типы общественных взаимоотношений. Об этом упоминал еще Ф. Энгельс [27], а в дальнейшем эта мысль развивалась в рамках разных направлений научных исследований: социальной философии, философской антропологии и т.д. (Г. Зиммель [10], К. Лоренц [18], О. Шпенглер [26, с. 71], Ф. Теннис [23], Л. Вирт [5], В. Вахштайн [4] и др.) Городская среда и городская инфраструктура порождает и новые формы социально-культурных практик, типичных именно для данного типа поселения, в частности, новые способы проведения досуга. Одной из таких практик можно считать туризм. Что дает нам основание называть туризм специфической городской практикой? Во-первых, если проследить эволюцию культурно-исторических типов городов, то можно отметить взаимосвязь становления и развития туризма с оформлением городской культуры. Во-вторых, современный массовый туризм — это бесспорно плод массовой культуры, а именно урбанизация и сама городская среда в значительной степени способствовали формированию экономических и технологических возможностей для становления массовой культуры. В-третьих, городская среда провоцирует людей к совершению туристских поездок. Жизнь в большом городе в силу своих экологических, организационных, бытовых особенностей заставляет человека находиться в состоянии хронического стресса, в то время как путешествие «было и остается выходом из обычной рутины, своего рода вызовом повседневности, которая в любую эпоху предъявляет человеку права на устройство его миропорядка» [25, c. 86] — в данном контексте можно говорить о феномене туристского эскапизма. «Деревенскому жителю туризм был не нужен. В деревне и так жизнь и общение — “лицом к лицу”, крестьянин с природой ежедневно и ежечасно связан. А горожанину туризм представлялся (и являлся!) источником впечатлений, способом проверки себя на прочность, возможностью обрести настоящих друзей» [20, с. 450]. Можно отметить и прямо противоположный аспект: города не только «выталкивают» своих обитателей на поиски новых впечатлений и способов выхода из рутины, но и являются мощным аттрактором, сосредотачивающим на себе огромную часть мирового турпотока, т.к. обладают высокой туристской емкостью, большой концентрацией ресурсов интересных туристам, способностью увлекать и развлекать туриста на протяжении достаточно длительного времени. Таким образом, развитие массового туризма есть объективное следствие тех институциональных трансформаций, которые произошли в обществе (в том числе в городской среде) в ХХ веке и продолжают происходить на современном этапе под влиянием массовой культуры, глобализации и информационных технологий, т.е. туризм можно рассматривать как продукт городской культуры. Стоит также подчеркнуть деятельностный характер туризма (он может пониматься как туроператорская, турагентская деятельность, деятельность компаний-поставщиков туристских услуг, наконец, деятельность самих туристов по осуществлению поездки), в этом смысле туризм может оказывать ответное влияние на город, его инфраструктуру, экономику, градостроительную политику, городскую культуру, а также на носителей этой культуры — горожан. Возвращаясь к метафоре лаборатории, можно отметить, что любая научная лаборатория в зависимости от своего профиля в большей или меньшей степени занимается экспериментальной, творческой (в смысле создания нового продукта или его новых свойств) и научно-исследовательской деятельностью. Об экспериментальной и творческой функции города как социальной и культурной лаборатории речь шла выше, что же касается научно-исследовательской деятельности, то она всегда направлена на поиск нового: новых закономерностей, принципов, порядка вещей. Всякая трансформация города (а современный город очень мобилен) опосредуется принципом нового. Массовый туризм, порожденный городской средой, становится новым «лабораторным инструментом», который по-новому выстраивает и вскрывает городское пространство. Влияние современного туризма на городскую культуру довольно противоречиво. Стоит отметить, что в исследованиях феномена туризма его критика в целом является популярным трендом. «Сегодня высмеивать туристов — интеллектуальный шик» [19] Одним из первых ее стал высказывать З. Бауман, характеризовавший мир туриста как мир «сделай сам», готовый принять необходимую и ожидаемую туристом форму, а самого туриста называл человеком, который жаждет экзотики, но в «обеспечивающей безопасность упаковке» и погружения в необычную атмосферу, «но при условии, что эта атмосфера не въестся в кожу и ее можно будет стряхнуть с себя в любой момент» [1]. Подобную же точку зрения высказывает философ и социолог А. Г. Дугин, называя туризм «развратным злом», одним из самых инфернальных занятий современного человека, бауманским фланированием в планетарном масштабе, а туриста обвиняет в поверхностности и легковесности [8]. Д. Бурстин [3, с. 650-660] подчеркивает, что турист (в отличие от путешественника) очарован «псевдобытием» и фотографии для него более ценны, чем воспоминания. Ж .Бодрийяр, поясняя понятие симулякра, приводит яркие примеры из сферы туризма [2, с. 17]. В целом Бурстин, Бодрийяр и сторонники сходных с ними теорий считают, что достопримечательности, ради которых отправляется в путешествие современный турист, — это все чаще социальный конструкт, спроектированный специально для стимуляции туристского потребления. При этом симулякр отнюдь не воспринимается как обман, иногда напротив становясь реальнее окружающего мира, оригинала. «Местные причуды становятся спасательными соломинками, а когда не за что ухватиться — когда нет ни истории, ни тематических парков, ни пляжей, ни гор, ни роскоши, ни живописной нищеты, — такие достопримечательности приходится создавать» [19]. С подобной фальсификацией мы сталкиваемся, к примеру, при знакомстве с т.н. мифами места («мифами дестинации»), которые формируются под воздействием культурного образа определенных территорий, массовой культуры, литературы и кино, а также в форме сказочных образов, созданных туриндустрией для стимуляции потребления своего продукта. Любой город, планирующий каким-то образом позиционировать себя в туристском пространстве, вынужден задумываться о создании туристского имиджа и бренда и пытаться отыскать их в истории, географии, природных ресурсах, фольклоре или народных промыслах. В отдельных случаях городские бренды и мифы места создаются искусственно и целенаправленно, ведь «даже комок сухой земли или старая пуговица могут стать предметами туристического ажиотажа, если найдутся подходящие истории и легенды, если будет сконструирован миф о достопримечательности» [21]. В качестве примера можно привести миф о спасении князя от гибели из-за укуса змеи благодаря пробежавшей по нему мышке, положенный в основу туристского бренда г. Мышкина. При том что Мышкин объективно не имел реальных исторических предпосылок к тому, чтобы стать крупным туристским центром, именно его «сказочность» и созданный на этой основе бренд сделали его популярным. Турист как потребитель туристского продукта может иметь разное отношение к этому явлению: в терминологии Гофмана [6] довольствоваться специально выстроенным для него «передним планом» или стремиться заглянуть в «закулисье», где зона сцены или передний план — это искусственная реальность, декорация, которая организована непосредственно с целью приема туристов, а задний план или закулисье — подлинная неподготовленная реальность. Хотя зачастую даже т.н. «глубокие» туристы, презирающие туристские симулякры, сознательно не допускаются до заднего плана реальности, но т.к. для поддержания туристского интереса необходимо создать иллюзию такого допуска, то исполнители постоянно создают некие мистификации — «уникальные» памятники (то самое бурстиновское псевдобытие) и псевдособытия, служащие аттракционом для туристов и приносящих прибыли исполнителю. Безусловно, именно города имеют наибольший ресурс для создания достопримечательностей для любого потребителя, будучи вынужденными приспосабливаться под его более или менее взыскательный вкус. Чаще всего это приводит к тому, что города наполняются Русалочками (один из символов Копенгагена, который клонирован в Саратове, Амстердаме, Париже, Риме, Токио, Шэньчжене и Сиднее), котами (Кот Алабрыс в Казани, кот Василий во дворе московского «Дома на Таганке», памятник котам Зеленоградска в Калининградской области, Йошкин кот в Йошкар-Оле, памятник коту в Клайпеде, памятник коту Пантелеймону в Киеве, задумчивый кот Томбили в Стамбуле и т.п.) и прочими соразмерными туристу памятниками, не раздражающими своим величием, а становящимися частью городской толпы, возникающие на пути «как если бы прохожие встретили просто ненадолго остановившегося другого прохожего» [11, с. 237]. Подобного рода городская скульптура выпадает из традиционной оппозиции «профанное» (обыденное) — «сакральное» (предназначенное для увековечения). Иногда дело не ограничивается развитием городской скульптуры — она словно трансформируется в столь же соразмерные и близкие прохожему «живые достопримечательности»: например, на одной из центральных улиц белорусского Бреста уже девятый год ежедневно появляется фонарщик в форме петровских времен и зажигает керосиновые фонари. Этот персонаж пользуется колоссальной популярностью среди местных жителей и гостей города, упоминается буквально в каждом путеводителе по Беларуси и собирает целые толпы поклонников, стремящихся сфотографироваться с фонарщиком и подержаться за его пуговицу для исполнения заветного желания. Кроме того, город как динамично развивающееся пространство легко предоставляет замену исчезнувшим с его лица туристским объектам, ведь даже самые заметные и знаковые из них (например, снесенная в 2018 году в Екатеринбурге недостроенная телебашня) после случайного или целенаправленного уничтожения очень быстро сходят со страниц туристских путеводителей и исчезают из рассказа экскурсоводов. Таким образом, города затрагивает глобализация и унификация туристской индустрии — многое в них подвержено процессам стандартизации, упрощения и стирания культурных различий. Зачастую подобные изменения получают негативную оценку как у исследователей феномена туризма, так и у специалистов, изучающих городскую культуру. Отрицательное отношение к массовому туризму находит и практическое проявление в виде акций протеста жителей мировых туристских столиц. Так, в августе 2016 года на стенах зданий испанской Майорки появились гневные надписи «Туристы, уезжайте домой» и «Туристы, вы террористы!», плакаты примерно такого же содержания появились на улицах Венеции, а жители Барселоны называют туризм одной из основных проблем города наряду с бедностью, безработицей и транспортными сложностями. Действительно, если продолжать аналогию с лабораторией, то иногда мы сталкиваемся со своеобразным «восстанием машин», когда туризм, порожденный городом и продолжительное время служивший ему во благо, приобретает разрушающую роль. Ряд мировых туристских центров давно страдает от «избыточного» туризма и пытается искусственно ограничивать число гостей [12]. Аргументами для такой позиции служат экологические проблемы, которые провоцирует массовый туризм (истощение ресурсов; повышение уровня загрязненности), спорный экономический эффект (однобокое развитие городской инфраструктуры; излишняя зависимость города от сферы туризма; повышение общего уровня цен, в то время как доходы местного населения не увеличиваются пропорционально и т.д.), противоречивая социокультурная роль (утрата локальной идентичности; некорректное поведение туристов), наконец прямое разрушение достопримечательностей или туристских городов в целом из-за сложно контролируемого и прогнозируемого потока туристов. Однако давать однозначно негативную оценку современному массовому туризму было бы не корректно. Для многих очевидны его преимущества: туризм повышает доходы региона, занятость, инвестиции, а для периферии, малых городов, моногородов с недостаточно рентабельным на данный момент производством является серьезнейшим, а подчас и единственным источником экономического развития. Да и на практике городов, отрицательно относящихся к стабильно высокому турпотоку, все же меньшинство. Те города, которые лишь только начинают осознавать свои перспективы в плане развития туризма, тоже активно меняются под его воздействием. Развитие туризма в городах также приводит к их визуальному преображению — красивая обертка создает возможность продать «товар» подороже (пример: кардинально поменявший для привлечения туристов свой облик грузинский город Сигнахи). Создаваемая для приема туристов инфраструктура используется и самими горожанами, повышая качество их жизни. Туризм может даже «оживлять» покинутые жителями города (к примеру, украинский город Припять) или отдельно взятые городские пространства (например, заброшенные индустриальные объекты — Завод-музей истории горнозаводской техники в г. Нижнем Тагиле), ведь современные туристские практики часто базируются на использовании нетрадиционных для туризма прошлого ресурсов. Можно выделить и неявные на первый взгляд аспекты позитивного влияния туризма на городскую среду и городскую культуру. Очень весомый, но куда менее очевидный вклад туризм вносит в преобразование субъектов и носителей городской культуры — горожан. Массовый туризм стимулирует их креативность, способствует предпринимательской активности горожан, может служить основой для повышения уровня социальной ответственности. В качестве иллюстрации первого тезиса достаточно вспомнить многочисленные провинциальные городки Золотого кольца и ближайшие к ним населенные пункты: практически в каждом из них находятся 3-5 необычных частных музеев. Например, город Углич, где работают Музей тюремного искусства «Запретная зона», Музей мифов и суеверий русского народа, Музей свистульки, Музей велосипеда, Музей «Библиотека русской водки», Музей - галерея кукол Ольги Павлычевой. За редкими исключениями подобные музеи никоим образом не связаны с историей конкретного населенного пункта, но множатся они не случайно: известность бренда Золотого кольца и внимание со стороны туристов к городам, входящим в его состав, исторически сложившиеся маршруты перемещения туристских потоков, но в то же время пресыщенность маршрутов «стандартными» достопримечательностями (кремли, храмовые комплексы и т. д.) провоцирует местных жителей на проявление креативного подхода. Специалисты отмечают, что заинтересовать современную искушенную публику можно лишь предложив действительно уникальную идею музея как по содержанию, так и по материальному воплощению, что сделает музей примером высокого профессионализма и творчества [13]. «Обычные» музеи со стандартным подходом к формированию экспозиции и методикам работы с посетителями привлекают все меньше гостей, а одним из определяющих факторов успеха музея в современном мире становится его уникальность. Подобные площадки имеют и концептуальные особенности: теперь ставка делается на развлекательный аспект и работу с массовым посетителем, т.е. музей в настоящее время приобретает все больше черт аттракциона. Как было отмечено выше, туризм может мотивировать горожан к предпринимательской деятельности, что стимулирует развитие новых форм экономической активности в городах. Разнообразные мастерские, частные фабрики и т.д. находят возможности для развития в нише проведения экскурсий и мастер-классов. Подобным продуктом серьезно заинтересованы представители туристского бизнеса, т.к. опора на местные ремесла и промыслы представляет неплохую альтернативу однотипным маршрутам со «стандартными» достопримечательностями. Безусловно, какое-либо уникальное производство само может стать катализатором развития туризма, но чаще мы видим обратный процесс: в уже привлекательном для туристов городе и регионе начинают появляться оригинальные возможности для проведения досуга. К примеру, в 2014 году в на тот момент не самом популярном среди туристов уральском городе Реж открылся термальный комплекс с горячими источниками, близость к Екатеринбургу позволила ему быстро обрести популярность, и через Реж стало проезжать на порядок больше туристов, в результате с 2017 года в этом городе для проведения мастер-классов распахнули свои двери частная сыроварня и шоколадная фабрика. Их тандем сформировал интересный продукт в области гастротуризма, востребованный сам по себе, но также удачно концептуально вписавшийся в уже популярный на тот момент формат релакс-отдыха на местном источнике. Повышение уровня социальной ответственности горожан благодаря развитию туризма прекрасно иллюстрирует пример с японскими болельщиками во время проведения Чемпионата мира по футболу 2018, которые забирали свой и соседский мусор после каждого матча, в каком бы городе они ни проводились. Поведение японских болельщиков на чемпионате мира стало образцом человеческой осознанности. Принимающая сторона и болельщики из других стран испытали своеобразный «культурный шок», но приняли эстафету чистоты, выразившуюся в серии тематических флешмобов. Эти и иные примеры свидетельствуют о том, что туризм не просто является порождением городской культуры, но служит важным инструментом ее ответной трансформации. Наряду с обустройством территории и развитием других элементов городской среды, таких как транспортная и туристическая инфраструктура, объекты деловой, гостиничной и торгово-развлекательной сферы, туризм меняет сам уклад городской жизни, а иной раз способствует важным изменениям в умах и поведении субъектов и носителей городской культуры — горожан. Несмотря на противоречивость влияния туризма на городскую культуру, системный анализ причин и результатов этого влияния дает возможность наметить пути позитивной практической реализации явных и скрытых возможностей туризма для развития и процветания городов.

 

Правильная ссылка на статью: Голомидова О.Ю. — Туризм как инструмент преобразования городской культуры // Человек и культура. – 2018. – № 5. – С. 53 - 62. DOI: 10.25136/2409-8744.2018.5.27607 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=27607

 

27. Туристская отрасль Костромской области обладает всеми необходимыми ресурсами для активного развития практически всех видов отдыха и имеет в своем активе более 60 гостиниц, 11 исторических городов, более 2,5 тыс. памятников истории и культуры, областной, муниципальные и частные музеи. В настоящее время природно-заповедный фонд Костромской области включает 84 особо охраняемые природные территории. Из них 1 территория федерального значения, 83 территории регионального значения, в том числе 56 заказников, 18 памятников природы, 9 туристско-рекреационных местностей.

28. Обладая значительными туристско-рекреационными ресурсами, Костромская область занимает незначительное место на российском рынке туристских услуг, хотя ее потенциальные возможности позволяют (при соответствующем уровне развития туристской индустрии) принимать около 1 млн. туристов в год.

29. В Костромской области туристская деятельность находится в стадии реформирования и развития. Имеющиеся туристские ресурсы используются не полностью, однако динамика туристского рынка региона свидетельствует о тенденциях к росту числа туристов. Анализ современного состояния туризма в Костромской области показывает, что в последние годы эта сфера, в целом, развивается стабильно и динамично. Отмечается ежегодный рост внутреннего туристского потока. Быстро растущий спрос на туристские услуги внутри Костромской области вызвал интерес к строительству (переоснащению) малых гостиниц. Резко увеличился объем инвестиционных предложений по гостиничному строительству со стороны российских инвесторов.

30. К наиболее значимым проблемам сферы туризма относятся:

недостаточно развитая туристская инфраструктура, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса с современным уровнем комфорта;

высокая стоимость проживания, питания, транспортного и другого туристского обслуживания, существенно превышающая среднеевропейский уровень;

невыгодные экономические условия для привлечения инвестиций в туристскую инфраструктуру, отсутствие готовых инвестиционных площадок, наличие административных барьеров;

дефицит квалифицированных кадров, который влечет за собой невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии, несмотря на некоторое изменение ситуации к лучшему за последние 2-3 года;

устаревшая и недостаточно эффективно используемая ресурсная база в сфере санаторно-курортного, оздоровительного и медицинского туризма (пансионаты и санатории);

лимитированное по разнообразию число туров, сформированных с помощью устаревших методов;

высокая стоимость туров в регион;

"сезонность" туристской деятельности (до 80 процентов доходов туриндустрии приходится на высокий сезон с середины мая по конец августа, в остальное время принимающий туристский бизнес, в целом, убыточен и, в основном, финансируется из выручки высокого сезона);

дефицит современных туристских автобусов, круизных судов и других транспортных средств;

недостаточная государственная реклама туристских возможностей как на зарубежных направляющих рынках, так и внутри страны, что связано с ограниченным бюджетным финансированием;

неразвитость некоторых видов туризма, которые могли бы составить неоспоримое конкурентное преимущество Костромской области на внешнем и внутреннем рынках и внести значительный вклад в развитие региона (водный туризм, событийный, деловой, образовательно-культурный и др.);

неразвитость в большинстве районов региона транспортной инфраструктуры (низкое качество дорог и уровня придорожного обслуживания).

31. В Костромской области деятельность в сфере внутреннего туризма осуществляют туроператоры, включенные в Единый федеральный реестр туроператоров.

32. Исследования Всемирной туристической организации (ВТО) дают возможность утверждать, что тенденции роста туристской индустрии будут сохраняться и в дальнейшем. В период с 2000 по 2020 годы прогнозируется двукратное увеличение числа туристских прибытий.

33. Одним из приоритетных направлений перехода к инновационному, социально ориентированному типу экономического развития Костромской области является обеспечение качества и доступности услуг в сфере туризма, повышение конкурентоспособности туристской отрасли, что требует более активных, целенаправленных и эффективных действий по развитию сферы туризма на основе принятия комплекса соответствующих мер.

34. Необходимые результаты могут быть достигнуты за счет совершенствования и диверсификации существующего турпродукта, развития новых перспективных видов туризма, количественного и качественного развития туристских кластеров.

35. Туристский кластер в ближайшие годы будет являться перспективным направлением социально-экономического развития региона: одним из самых мощных генераторов увеличения количества рабочих мест, плательщиком налогов в бюджет, катализатором развития малого и среднего бизнеса.

36. Основными направлениями, увеличивающими доходность туристской отрасли, являются:

увеличение количества повторных посещений региона;

увеличение продолжительности нахождения гостей в регионе (сегодня не хватает крупных современных туристских объектов, которые могли бы удержать гостей на более длительный период и дополнить богатейшее культурно-историческое наследие);

более равномерное "географическое" распределение туристских потоков, нивелирование сезонности - большая часть доходов туриндустрии приходится на высокий сезон с середины мая по конец августа.

37. Необходимым и решающим фактором конкурентоспособности отрасли туризма сегодня является ее широкое присутствие в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", причем уже не столько в маркетинговых целях, сколько для фактического ведения бизнеса в онлайн-среде.

130. Для решения задач повышения качества и конкурентоспособности туристского продукта на внутреннем и мировом рынках, создания благоприятных условий для устойчивого развития сфер культуры и туризма предусматривается реализация мероприятий подпрограммы "Туризм".

131. Подпрограмма "Туризм" включает следующие основные мероприятия:

1) "Развитие внутреннего и въездного туризма в Костромской области".

Мероприятие направлено на развитие внутреннего и въездного туризма в муниципальных образованиях Костромской области и включает в себя три преимущественных направления:

поддержка основных видов туризма (открытие новых и развитие существующих объектов показа - культурно-познавательный туризм, проведение событийных мероприятий, фестивалей, форумов, круглых столов, туристских конкурсов, спортивно-массовых праздников, развитие материально-технической базы объектов сельского туризма - событийный, деловой, спортивный, экстремальный, сельский туризм);

поддержка развития туристских маршрутов (разработка новых туристских маршрутов, реконструкция объектов показа на маршруте, обустройство зон отдыха, расширение возможностей использования особо охраняемых природных территорий);

повышение уровня инвестиционной привлекательности Костромской области (создание туристско-рекреационных и автотуристских кластеров).

Развитие материально-технической базы объектов сельского туризма осуществляется путем предоставления грантов. Гранты предоставляются в соответствии с порядком предоставления грантов на развитие материально-технической базы объектов сельского туризма;

2) "Продвижение туристского продукта Костромской области".

 

Мероприятие направлено на продвижение туристского потенциала Костромской области и включает в себя три основных направления: рекламно-информационное (организация и проведение рекламных туров для туроператоров и представителей средств массовой информации Костромской области и других регионов России, подготовка и издание рекламно-информационных материалов о туристском потенциале Костромской области), издательское (публикации в специализированных туристских изданиях) и выставочное (участие в международных, всероссийских и региональных туристских выставках).

132. В рамках мероприятий планируется:

1) создание условий для развития сельского туризма;

2) содействие развитию культурно-познавательного туризма, обеспечение комплексного подхода к сохранению культурно-исторического наследия, облика исторических поселений;

3) поощрение достижений в области туризма, поддержка приоритетных направлений туристской деятельности;

4) создание туристской и сервисной инфраструктуры в историко-культурных и природных зонах;

5) содействие организации и развитию туризма в местах традиционного бытования народных художественных промыслов, формирование туристских маршрутов с учетом размещения предприятий, выпускающих изделия народных художественных промыслов;

6) повышение уровня инвестиционной, рекламной и социальной привлекательности культурно-исторических центров Костромской области путем присвоения статуса "Туристский центр региона" малым историческим городам, успешно развивающим туризм;

7) расширение возможностей использования особо охраняемых природных территорий для развития въездного и внутреннего туризма;

8) развитие взаимной интеграции музеев и туризма в рамках формирования музейно-туристских комплексов как эффективной формы взаимодействия музеев и туризма;

9) создание условий для приобщения молодежи к истории и культуре России путем реализации мер по организации экскурсионных и туристских поездок учащихся образовательных учреждений общего образования, среднего и высшего профессионального образования;

10) создание условий для повышения инвестиционной привлекательности сферы туризма в Костромской области;

11) разработка мероприятий по усилению роли и функции культурной составляющей при подготовке и проведении мероприятий по созданию системы туристско-рекреационных и автотуристских кластеров;

12) разработка механизмов активного вовлечения в туристский и культурный оборот малых городов России;

13) оказание содействия муниципальным образованиям Костромской области в разработке и реализации программ развития туризма;

14) некоммерческое рекламное продвижение туристского продукта Костромской области с целью увеличения внутреннего туристского потока;

15) проведение информационных акций в Костромской области;

16) содействие развитию детско-юношеского культурно-познавательного и образовательного туризма в Костромской области, популяризация туристских возможностей региона среди детей и молодежи;

17) стандартизация деятельности экскурсоводов и гидов-переводчиков, проводников с целью повышения качества услуг в туристской деятельности;

18) обеспечение соблюдения современных стандартов обслуживания и стабильности качества услуг, предоставляемых в гостиницах и других средствах размещения;

19) мониторинг потребностей предприятий туристского, гостиничного и сопутствующего бизнеса в специалистах различного профиля;

20) осуществление постоянного мониторинга туристского рынка;

21) организация и проведение единой системы подготовки и аттестации экскурсоводов, гидов-переводчиков;

22) развитие волонтерского движения в сфере туризма;

23) формирование и развитие туристско-рекреационного кластера "Кладезь земли Костромской" с целью повышения конкурентоспособности туристского рынка Костромской области и формирования условий для ускоренного развития туризма в Костромской области, в том числе посредством развития туристско-рекреационных комплексов на территории города Костромы и близлежащих районов, расширения спектра и повышения уровня услуг, оказываемых туристам;

24) формирование новых туристских маршрутов на территории Костромской области;

25) поддержка развития туризма на уровне муниципальных образований Костромской области;

26) осуществление других мероприятий.

133. Мероприятия направлены на решение следующих задач:

1) сохранение и возрождение культурно-исторического и природного наследия Костромской области, формирование и продвижение туристского продукта;

2) привлечение внебюджетных источников для реконструкции и строительства новых туристских объектов;

3) вовлечение в создание туристского продукта рекреационных ресурсов Костромской области;

4) строительство и реконструкция туристской и обеспечивающей инфраструктуры;

5) формирование нового уникального конкурентоспособного туристско-рекреационного продукта эколого-этнографической направленности;

6) развитие событийного туризма, активного туризма на территории кластера "Кладезь земли Костромской";

7) создание поводов для повторного визита в регион;

8) создание условий для развития малого и среднего предпринимательства в сфере туризма;

9) создание новых рабочих мест.

134. Результатами реализации мероприятий являются:

1) объем платных услуг, оказанных населению в сфере внутреннего и въездного туризма (включая услуги турфирм, гостиниц и аналогичных средств размещения), в 2018 году - 979,9 тыс. рублей;

2) строительство в 2014 году 1,7 км автодороги в целях развития туристских маршрутов, туристских зон и объектов туриндустрии.

135. Мероприятия реализованы с 2014 по 2018 год.

136. Исполнителем мероприятий является департамент экономического развития Костромской области (с 3 апреля 2018 года), соисполнителем - департамент культуры Костромской области.

137. Участниками мероприятий являются муниципальные образования Костромской области, турпредприятия, общественные организации.

 


 

 


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 216; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!