Абсолютная этика. Этот принцип был сформулирован Кантом.



КТО И ЧТО ОПРЕДЕЛЯЕТ ПРАВИЛЬНОСТЬ НАШИХ ПОСТУПКОВ

 

1 Я же, Павел, который лично между вами скромен, а заочно против вас отважен, убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым. 2 Прошу, чтобы мне по пришествии моем не прибегать к той твердой смелости, которую думаю употребить против некоторых, помышляющих о нас, что мы поступаем по плоти. (РСП66 2-е Коринфянам 10:1-2)

 

Были люди в церкви Коринфа, которые считали, что Павел поступает по плоти, т.е. неправильно с их точки зрения.

 

Апостола Павла в Коринфе обвиняли в неправильном обращении с финансами и во многом другом.

 

Пример. Я осудил пастора, что он потратил церковные деньги, купив дорогой фотоаппарат для Рождественских конкурсов.

 

Далее Павел говорит в свою защиту несколько фраз и делает некоторое заключение.

 

9 Впрочем, да не покажется, что я устрашаю вас [только] посланиями. 10 Так как [некто] говорит: в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь [его] незначительна, - (РСП66 2-е Коринфянам 10:9-10)

 

Эти люди говорят, что он на самом деле не такой, за кого он себя выдаёт, т.е. он лицемерит.

 

11 такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично. 12 Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно. (РСП66 2-е Коринфянам 10:9-12)

 

В переводе Епископа Кассиана (Безобразова) эти слова звучат так.

 

Ибо мы не смеем равняться или сравнивать себя с некоторыми из тех, которые себя выставляют; но они, измеряя самих себя собой и сравнивая себя с самими собой, неразумны. (КССН 2-е Коринфянам 10:12)

 

Критерием оценки у этих людей являются они сами, т.е. их представления, как правильно, а как нет, что-то нравится, а что-то нет; кто-то симпатичен или нет.

 

Писание говорит, что неразумно определять правильность поступков (своих или чужих) на основании только лишь собственного мнения.

 

Очень важный вопрос. Когда я кого-то оцениваю, отдаю ли я себе отчёт, на основании чего я это делаю?

 

Апостол Павел предлагает, чтобы мы оценивали поступки так, как их оценит Господь.

 

3 Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или [как] [судят] другие люди; я и сам не сужу о себе. 4 Ибо [хотя] я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь. 5 Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога. (РСП66 1-е Коринфянам 4:3-5)

 

Самым доступным и наиболее авторитетным инструментом для определения Божьей оценки наших поступков является Библия как Слово Божье.

 

Откуда берёт начало понимание, что хорошо, а что плохо?

На основании чего я решаю дилемму, что для меня лучше, а что хуже?

Что я беру во внимание, когда оцениваю слова и поступки других людей?

 

Чаще всего самая первая оценка исходит из моих ощущений: приятно мне это или нет.

 

Эти вопросы лежат в сфере нашей морали и нравственности. Мораль и нравственность – это общепринятые традиции и негласные правила.

 

Нашу мораль или понимание, как правильно поступать, формируют личные ощущения, семья, общество и церковь или религия.

 

Доминирующая религия в той или иной общности людей даёт критерии оценки поступков для всего этого общества.

 

Например, в странах, где столетиями доминировало христианство, сложился моральный принцип иметь одну жену. В странах, где господствовал ислам, спокойно относятся к многожёнству.

 

Пример. Я вспоминаю, как мы с семьёй отдыхали в Египте, и с нами в отеле была семья, где у мужа было три молодые жены. Они все вместе бывали в ресторане, на пляже. Как мне рассказал потом один египтянин, иметь много жён, – это говорит о твоей состоятельности и респектабельности, значит ты способен их содержать. Глядя на этот квартет, я не заметил, чтобы они как-то стеснялись своей семьи, или тем более считали это аморальным.

 

На основании каких философских принципов формируются нормы морали в человеческом обществе.

Естественный закон.

 

Конечная причина вещи определяет ее подлинный или окончательный характер.

Пример. Младенец поглощает пищу, питье и кислород, которые являются действующими причинами его роста. Однако конечной причиной роста служит взрослый человек, в которого разовьется ребенок. Следовательно, если вы хотите понять, что хорошо для младенца, рассматривайте его не просто как производное от пищи, питья и кислорода, а как потенциального взрослого человека.

 

Эту теорию взял на вооружение Фома Аквинский, и она стала основой этической теории естественного закона, которая определила этические воззрения Римско-католической церкви.

 

Согласно естественному закону, любое явление имеет цель, ради которой оно и появилось. Любое отклонение от этой цели является аморальным.

 

Пример. По учению Римской католической церкви на основании Естественного закона любые формы контрацепции аморальны.

 

Абсолютная этика. Этот принцип был сформулирован Кантом.

 

Люди верят в то, что мы свободны сделать моральный выбор, что мы бессмертны, и что Бог существует (а значит, гарантирует, что наша добродетель приведет к счастью).

 

Пример. Некто, рискуя жизнью, вбегает в горящее здание, чтобы спасти совершенно незнакомого человека, оставшегося внутри. В момент совершения этого поступка спасающий должен чувствовать, что исход пока не предрешен и можно еще что-то сделать (свобода).

Когда он рискует собственной жизнью, жизнь в его представлении является чем-то большим, чем просто физическое существование (бессмертие).

Спасающий также испытывает чувство, которое подсказывает ему: собственное счастье человека, даже если он умрет, основано на том, чтобы поступать правильно и что человек не может быть счастлив, если игнорирует крики о помощи, доносящиеся из горящего здания.

 

Вбегая в горящий дом, этот спасающий демонстрирует веру в существование определенной формы свободы, бессмертия и Бога.

 

Утилитаризм.

 

В своей простейшей форме утилитаризм утверждает, что целью наших стремлений должно быть то, что приносит наибольшее счастье наибольшему числу людей.

 

Утилитаризм — это просвещенный эгоизм. В основе его лежит стремление к счастью. Люди стремятся обрести счастье для себя и потому должны учитывать, что другие тоже стремятся к счастью.

 


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 108; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!