Цели и задачи поликультурного образования.



Лекция 1. Сущность поликультурного образования.

План:

1. Образование. Поликультурное образование;

2. Развитие идей поликультурного образования. Подходы к поликультурному образованию;

3. Цели и задачи поликультурного образования.

Рекомендованная литература:

1. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов \ 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Аспект Пресс, 2003. 

2. Джуринский А.Н. Педагогика межнационального общенияю – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 224с.

 

1.   Образование. Поликультурное образование;

1.Образование – это процесс и результат воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, осуществляемый в системе специальных социальных институтов.

Образование – это важный способ формирования и развития личности человека.

Образование – это главный механизм становления человека как полноценной гармоничной личности.

Образование многоаспектно:

1) Образование является длительным процессом (занимает всю жизнь);

2) Образование – это результат, подтверждается наличием документа. Чтобы получить документ, надо получить целевое образование.

3) Образование – ценность для государства, для общества. Ценность образования для личности превосходит все остальные ценности.

4) Образование – это система. Образование организации. В систему входят стандарты, программы, образовательные учреждения, реализующие их субъекты образовательного процесса, в т. ч. учителя и родители учащихся, органы контроля и надзора в сфере образования, объединения работодателей и общественные организации, оказывающие образовательные услуги.

Поликультурное образование как уникальное явление в обществе, особенно актуально в тех государствах, которые являются многонациональными, многоконфессиональными (конфессия – это группа людей одного вероисповедания), поликультурными. (Канада, Германия, Англия, Россия и др.)

В условиях открытости стран усиливается такое явление как глобализация – объединение государств для совместной деятельности. (Решение государственных проблем, ускорение прогресса)

Минус глобализации – несёт опасность утраты собственной национальной культуры.

(Устойчивы: евреи, китайцы, русские)

(Неустойчивы: многие народы)

Аспекты глобализации:

1) Политический – объединение в коалиции (2 –я Мировая война, НАТО, Антанта);

2) Экономический (ЕЭС);

3) Образовательный (Болонское соглашение);

4) Информационный (Интернет);

5) Лингвистический (Заимствование слов; появление универсальных языков);

6) Культурологический (Дед Мороз – Санта Клаус).

Глобализация в целом оказывает позитивное влияние на экономическую, политическую и социокультурную ситуацию в мире, но в то же время несет угрозу стирания самобытности народов. Изменения, происходящие в современном мире, указывают на необходимость создания единого геополитического пространства на основе интеграции культур и народов с целью их дальнейшего сближения и духовного обогащения. Все это обосновывает значимость поликультурного образования, целью которого выступает формирование человеческой культуры, творческой личности, способной к продуктивной деятельности в поликультурной среде. Сегодня в мире существуют вопросы для решения которых требуются усилия множества стран или населения всего мира. Поэтому современная действительность ставит перед образованием задачу воспитания молодежи в духе мира и уважения всех народов и формирования умения общаться и сотрудничать с людьми различных национальностей, вероисповеданий, социальных групп, понимать и ценить своеобразие культур других народов.

Таким образом, мы можем говорить о появлении поликультурного социума

Поликультурный социум – такое образовательное пространство, в котором проживают и обучаются представители разной этнолингвистической, религиозной и социально-экономической принадлежности (Мерзлякова)

Современное образование должно обеспечивать преемственность поколений, развитие и сохранение родного языка, этнокультурных традиций.

Важной частью современного образования становится поликультурное образование, которое направлено на ознакомление учащихся с другими культурами, традициями, ценностями, помогает формированию толерантности, предполагающего самоуважение и признание ценностей других этносов.

В современной России развитие поликультурного образования обеспечит необходимую основу для гармонизации отношений между представителями различных культур.

Современное образование в условиях возрождения этнической культуры должно обеспечивать преемственность поколений, возрождение, сохранение и развитие родного языка и этнокультурной традиции в нравственном воспитании подрастающего поколения, превращать общечеловеческие ценности в конкретные, узнаваемые в этнокультурном плане. Стратегия возрождения этнокультуры включает: признание роли родного языка; образование учителей на родных языках; развитие культуры, включая как содержательную составляющую, так и обеспечение материальными ресурсами; признание ценностей культуры в образовании. Возрождение и сохранение этнической культуры в современных условиях становится возможным только в случае определения, сохранения и развития центральной темы культуры этноса, через её использование в повседневной педагогической практике, посредством системы образования .

Поликультурное образование - важная часть современного образования, способствующая усвоению учащимися знаний о других культурах; традиций, образа жизни, духовных ценностях народов; воспитанию молодежи в духе уважения инокультурных систем; может способствовать повышению этнической идентичности будущего поколения.

После проведенного обзора можно сделать вывод о том, что поликультурное образование является сложным многоаспектным педагогическим феноменом, который может рассматриваться как вид целенаправленной социализации обучающихся, обеспечивающий сформированность социокультурной компетенции, предполагающей развитие самосознания студентов как культурно-исторических субъектов, испытывающих потребность в культуроведческом самообразовании как средстве освоения плюралистической картины мира.

Причины этнического прогресса:

В. А. Тишков

1) Стремление отдельных этносов устранить историческую, социально – политическую несправедливость, накопившуюся за долгие годы существования, колониальных империй и неколиниалистической политики в отношении многих народов, дискриминации иммигрантских, расовых и этнорелигиозных групп населения многонациональных государств.

2) В условиях распространения прогресса: урбанизация, этническое возрождения выполняет охраняющую функцию, способность сохранения материальной и духовной культуры этноса.

3) Экологические факторы, значение которых выражается в усиленной конкурирующей деятельности человеческих сообществ по использованию ресурсов жизнеобеспечения, в условиях обостряющихся этнических проблем.

 

2.   Развитие идей поликультурного образования. Подходы к поликультурному образованию;

Развитие поликультурного образования обусловлено не только современными историческими и социокультурными предпосылками, но и опирается на ряд традицийотечественной и зарубежной философии, педагогики и психологии. Большой интерес, например, представляет программа «Панпедия», разработанная Я.А. Коменским в XVI веке. Великий мыслитель, исходя из посылки об общности людей, их потребностей и устремлений, обосновывает панпедию как программу универсального воспитания всего человеческого рода [3]. Значительная часть программы направлена на формирование у детей умений жить в мире с другими, выполнять взаимные обязанности, уважать и любить людей. Пониманию сущности, целей, функций поликультурного образования помогают идеи Н.К. Рериха о «благодетельном синтезе», под которым он понимает «единение культур», создающее благотворное сотрудничество людей.

Большой интерес для понимания роли поликультурного образования в становлении личности представляют идеи П.Ф. Каптерева о взаимосвязи национального и общечеловеческого в педагогике. К особенностям педагогического процесса, обусловленным национальными ценностями, П.Ф. Каптерев относил язык, религию, быт. Он призывал развивать в детях чувство принадлежности ко всему человечеству: «сколько возможно сокращать в школах мысли о том, что родной народ – единственный носитель истинной культуры, а прочие народы должны быть служебными данному» [2]. По П.Ф. Каптереву, педагогическая деятельность первоначально осуществляется на основе национального идеала, а затем трансформируется в деятельность по достижению общечеловеческого идеала. В воспитании, подчеркивал он, «нужно обратиться не к одному народу, а ко многим, рассмотреть их идеалы и ценными чужими свойствами пополнить недостатки своего национального идеала; народное нужно сочетать с инородным, со всенародным и общечеловеческим» [2].

Перечисленный выше комплекс исторических и социально-культурных фактов, а также философско-педагогических и психологических детерминант позволяет нам выделить наиболее распространенные в мировой педагогике подходы к пониманию сущности поликультурного образования. Первый из них –аккультурационный. С этим подходом связано и появление самого термина «поликультурное образование».

В рамках аккультурационного подхода большая часть зарубежных исследователей придерживается мнения о том, что поликультурное образование должно ориентироваться на культуру переселенцев. Как они считают, поликультурное образование должно включать в себя изучение традиций родной культуры, процесса переработки этих традиций в рамках новой культуры, поскольку конфронтация с изменившимися условиями жизни вызывает необходимость в выработке новых культурных ориентиров [4]. Такая формулировка задач поликультурного образования предполагает необходимость серьезного изучения культуры мигрантов, но избегает таких педагогических штампов как «взаимное культурное обогащение».

В целом в отечественных исследованиях аккультурационный подход не получил значительного распространения, т.к. для России более актуальным является сохранение и обогащение как русской культуры, выступающей в нашей стране в качестве доминирующей, так и национально – культурного своеобразия других народов, населяющих Россию.

Второй подход – диалоговый. Суть данного подхода заключается в рассмотрении поликультурного образования как способа приобщения обучающихся к различным культурам с целью формирования общепланетарного сознания, позволяющего тесно взаимодействовать с представителями различных стран и народов и интегрироваться в мировое и общеевропейское культурно – образовательное пространство.

Современная философия диалога берет свое начало в уже ставшем историческим способе философствования, который мы находим у Л.Фейербаха. Развивая собственные традиции, она постепенно обновлялась, обретая специфические характерные черты, свойственные тому или иному мыслителю-диалогисту (М. Бубер, Э. Левинас, Ф. Розенцвейг и др.) Раскрывая сущность поликультурного образования, из отечественных исследователей, А.В.Шафрикова подчеркивает, что оно направлено на сохранение и развитие всего многообразия культурных ценностей, норм, образцов и форм деятельности, существующих в данном обществе и базируется на принципах диалога и взаимодействия различных культур.

В последнее время в ходе педагогических дискуссий по проблемам поликультурного образования появляются концепции и отдельные теоретические положения, которые условно можно объединить в содержательных границах социально – психологического подхода. Социально-психологический поход в полной мере в науке еще не сформировался. Вместе с тем, уже можно выделить его некоторые отличительные признаки, наиболее важным из которых является рассмотрение поликультурного образования как особого способа формирования определенных социально-установочных и ценностно-ориентационных предрасположенностей, коммуникативных и эмпатических умений, позволяющих выпускнику средней или высшей школы осуществлять интенсивное межкультурное взаимодействие и проявлять понимание других культур, а также толерантность по отношению к их носителям.

В представленных выше формулировках целей и задач различных подходов к поликультурному образованию четко прослеживается тенденция к их усложнению, повышению требований: от знакомства с чужой культурой и воспитания терпимости к ней до анализа собственной системы ценностей и поиска новых масштабов и образцов поведения.

Цели и задачи поликультурного образования.

Целями поликультурного образования являются:

- формирование осознанных позитивных ценностных ориентаций личности по отношению к своей собственной культуре, 

- создание поликультурной среды как основы взаимодействия личности с элементом других культур;

- формирование способности индивида к культурному личному самоопределению[2].

 

А.Н.Джуринский считает, что поликультурное образование преследует три группы целей, обозначаемые понятиями «плюрализм», «равенство», «объединение». В первом случае, по мнению автора, речь идет об уважении и сохранении культурного многообразия; во втором - о поддержке равных прав на образование и воспитание; в третьем - о воспитании в духе общенациональных политических, экономических, духовных ценностей [2: 13-14].

 

 Г.Д. Дмитриев демонстрирует более развернутый подход к определению цели поликультурного образования, которую он видит в том, чтобы способствовать с помощью школы и других образовательных институтов, семьи и общественных организаций созданию в России демократического государства, которое характеризуется: толерантностью взглядов, суждений людей; признанием и развитием культурного плюрализма в обществе; равными правами, обязанностями и возможностями для всех граждан; эффективным участием всех и каждого в принятии решений, касающихся как личной жизни человека, так и жизни общества; справедливостью для всех и каждого; свободой выбора; уважением решений большинства и защитой прав меньшинства; уважением права свободного выбора человеком своих культурных идентичностей [3: 34].

 

 Г.В.Палаткина считает, что поликультурное образование должно иметь две главные цели: удовлетворение образовательных запросов представителей всех этносов и подготовка людей к жизни в мультикультурном обществе [5: 175].

 

Специфическими целями поликультурного образования являются:

- формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры;

- воспроизводство и развитие национальных культур и родных языков народов России как необходимых инструментов социализации подрастающих поколений и важнейшей основы становления и функционирования российской гражданской нации на ее базовых уровнях - этнокультурном и национально-территориальном;

- формирование российской гражданской идентичности в условиях социально-политической неоднородности регионов Российской Федерации, поликультурности и полилингвальности многонационального народа России;

- создание условий для сохранения и развития комплиментарного сотрудничества всех этнокультурных групп в едином экономическом, социальном, политическом и культурном сообществе, именуемом российской гражданской нацией;

- эффективная подготовка выпускников школы и вуза к жизни в условиях федеративного государства и современной цивилизации, расширение возможностей самореализации, социального роста, повышения качества жизни;

- развитие образовательного и профессионального потенциала России, воспитание молодежи, подготовленной к ответственной и продуктивной интеллектуальной, организаторской, производственной деятельности в открытом поликультурном и полилингвальном мире.

 

Из целей вытекает ряд конкретных задач поликультурного образования:

глубокое и всестороннее овладение учащимися культурой своего собственного народа как непременное условие интеграции в иные культуры;

формирование у учащихся представлений о многообразии культур в мире и России, воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества и служащим условиям для самореализации личности;

создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов;

формирование и развитие умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур;

воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения [4: 6];

формирование и развитие умения критически мыслить [3];

развитие этнотолерантности;

формирование у учащихся чувства национального самосознания, достоинства, чести через развитие «исторической памяти», побуждение интереса к своей малой родине, истории своего народа;

формирование осознанных, позитивных ценностных ориентаций личности учащегося по отношению к собственной российской культуре, поликультурной по своей природе;

воспитание уважения к истории и культуре своего и иного народа;

использование этнопедагогической среды как основы для взаимодействия личности с элементами других культур;

формирование способности учащегося к личностному, культурному самоопределению

Причины этнического прогресса:

В. А. Тишков

1) Стремление отдельных этносов устранить историческую, социально – политическую несправедливость, накопившуюся за долгие годы существования, колониальных империй и неколиниалистической политики в отношении многих народов, дискриминации иммигрантских, расовых и этнорелигиозных групп населения многонациональных государств.

2) В условиях распространения прогресса: урбанизация, этническое возрождения выполняет охраняющую функцию, способность сохранения материальной и духовной культуры этноса.

3) Экологические факторы, значение которых выражается в усиленной конкурирующей деятельности человеческих сообществ по использованию ресурсов жизнеобеспечения, в условиях обостряющихся этнических проблем.

Итак, В.В. Макаев, З.А. Малькова и Л.Л. Супрунова определяют главную цель поликультурного образования как формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас и верований

 

 


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 2016; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!