Оценочно-императивная функция морали



Суть ее заключается в том, что мораль осмысливает действительность такой, какой она должна быть, то есть как идеальную модель должного. Это осмысление охватывает процедуру нравственного оценивания действительности, прежде всего соответствия поведения, поступков людей высшим всечеловеческого ценностям, добру. Следствием такого осмысления есть соответствующие приказ.

Коммуникативная функция морали

Настоящего нравственного значения любой поступок человека может приобрести только в межличностных отношениях, в контексте общения. Вне общения немыслимые становление и развитие человека как личности, функционирования общества в целом. Содержательность общения людей в значительной степени зависит от уровня их нравственной культуры, которая при нормальной оказывается в доброжелательности, взаимоуважении, приязни. Именно в такой плоскости реализуется коммуникативная функция морали.

Познавательная функция морали

Благодаря морали индивид получает первые представления о нормах поведения, которые предъявляет ему общество (не только информацию о нормах, но и о том, как ими руководствоваться), о добре и зле, чести и достоинства и тому подобное. Нравственное сознание в целом относится к обыденного уровня, поэтому это познание имеет интуитивный характер. Чтобы опровергнуть скептическое отношение к познавательной роли морали, нужно учитывать, что она является одной из мощных сил, которые обусловливают рефлексию, то есть осмысление человеком собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека. Так, любой моральное осуждение общественным мнением заставляет человека задуматься над соответствующей моральной проблемой, а затем и обратиться к этике, то есть теории морали. Нравственные проблемы постоянно овладевают сознанием, переживаемые осмысливаются. Результаты такого осмысления отражаются на моральных чувствах. Именно поэтому их иногда называют "чувствами-теоретиками". Итак, чего человека учит морали, а чего-то (глубже и основательнее) - ее теоретическое мышление, пробужденное беспокойством морального самосознания, например муками совести.

Воспитательная функция морали

Мораль не только обогащает индивида информацией о человеческом бытии, но и помогает ему ориентироваться в жизни как системе ценностей. Она апеллирует не столько к разуму, сколько к воображению и чувств, выполняя воспитательную функцию. Благодаря морали осуществляется передача опыта предыдущих поколений, формируются представления индивида о добре и зле, достоинство и честь, справедливость, что способствует его самосовершенствованию, выработке практических навыков жить и действовать в соответствии с требованиями общества, искоренять пороки. Гуманизируя роль морали проявляется и в ориентации личности на высшие общечеловеческие ценности в осмыслении цели и смысла жизни, выборе собственного жизненного пути.

Ориентировочная функция морали

Познавательная функция морали не тождественна научному познанию. Она обогащает человека не просто знаниями объектов самих по себе, а ориентирует в мире культурных ценностей, помогает относиться к ним дифференцированно, предпочитая высшим ценностям, которые соответствуют его потребностям, интересам и вкусам. Мораль ориентирует не только в повседневной жизни. Ведь от уровня нравственной культуры зависит и то, будет ли человек стремиться ориентироваться "на добро", выбирая жизненный путь и решая разнообразные личностные проблемы.

Мораль как универсальный регулятор поведения человека, отношений между людьми выполняет самые разнообразные функции, которые оговариваются сферой, характером проявления жизнедеятельности личности, социальных групп, общества.

Основные категории этики.

Основные категории этики: добро; зло; долг; ответственность; честь; совесть; достоинство; равенство; справедливость; и т.д.

Категориями называются понятия, в которых наука этика раскрывает сущность морали и моральной деятельности человека. Категории меняют свою иерархию в зависимости от изучаемой сферы. У Канта на первом месте стоит долг, а у других философов – по-другому.

Нормы формируются на уровне общественного сознания, и это отражается категориями «добро и зло». Но в практику эти нормы воплощаются только через поведение конкретного человека, после того как информация о норме пропущена через индивидуальное сознание, – это отражается категориями честь, достоинство и совесть. Но что бы мы ни делали, мы всегда действуем среди людей и по отношению к людям. Личные поступки описываются категориями долг и ответственность.

Добро и зло, – предельно общие категории, дающие оценку с позиции интереса всего общества, они не могут существовать друг без друга. Добро может фигурировать как благо, как польза, зло – это вред. Добро и зло конкретно историчны.

Совесть, честь, достоинство – категории, характеризующие уровень индивидуального морального сознания.

Совесть в индивидуальном сознании выполняет репрессивную функцию, она сравнивает общественно признанное понимание добра с конкретным поступком человека. Эта функция совести людьми давно понята, и в индивидуальном сознании выработались механизмы нейтрализации совести. Природа совести такова, что она может неоднократно возвращаться и тревожить нас годы спустя после совершения деяния. Иногда внутренний суд намного строже, чем суд людской. Это состояние человека зафиксировала религия. Поэтому предсмертная исповедь во многих странах является безусловным свидетельским доказательством чего-либо важного. Принять предсмертную исповедь может священник любой конфессии, церковь это допускает. Достоинство – собирательная категория, в которой аккумулируется предшествующий опыт человека в процессе формирования личности. Содержательное понимание своего достоинства накапливается постепенно, по мере осознания человеком того, что он несёт в себе, под своим «я».

Честь – это те границы, которые устанавливает себе сам человек, в рамках которых он считает, что не теряет своего достоинства. Честь устанавливает даже более узкие границы, чем право.

Долг – социальный заказ от общества к человеку, социальные ожидания, оформленные в представлениях о добре и зле соответственного исторического периода (покорность жены мужу в древности). С этими ожиданиями человек знакомится всю свою жизнь, но пока человек не выполняет свой долг – его представления иллюзорны. Полностью мы осознаём свой долг во время прямого столкновения с конкретной ситуацией.

Ответственность, – усваивая представления о долге, мы проводим селекцию требований, признаём какие-то ожидания верными, а какие-то отвергаем. Ответственность – это та часть требований долга, которую человек принимает на себя, и за отступление от которых готов нести ответственность.

 


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 444; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!