Моральное измерение общества.



Добрая воля, поскольку она воля, не может оставаться фактом самосознания личности и удостоверяться только в ходе самоанализа. Мораль как волевое отношение есть сфера поступков, практически-деятельных позиций человека. А поступки объективируют внутренние мотивы и помыслы индивида, ставят его в определенное отношение к другим людям. Ключевой вопрос для понимания морали состоит в следующем: как моральное совершенство человека связано с характером его отношения к другим людям?

Мораль характеризует человека с точки зрения его способности жить в человеческом общежитии. Пространство морали - отношения между людьми. Когда про человека говорят, что он сильный или умный, то это такие свойства, которые характеризуют индивида самого по себе; чтобы обнаружить их, он не нуждается в других людях. Но когда про человека говорят, что он добрый, щедрый, любезный, то эти свойства обнаруживаются только в отношениях с другими и описывают само качество этих отношений.

Отношения людей всегда очень конкретны. Они строятся каждый раз по определенному поводу, для определенных целей. Такой целью может быть воспроизводство жизни - и тогда мы имеем область брачно-семейных отношений. Это может быть здоровье - и тогда мы имеем сферу здравоохранения. Это может быть поддержание жизни - и тогда мы имеем экономику. Это может быть защита от преступности - и тогда мы имеем судебно-репрессивную систему. По тому же принципу строятся отношения не только в масштабе общества, но и в личной сфере: между человеком и человеком всегда есть нечто третье, благодаря чему их отношения приобретают размерность. Люди вступают в отношения друг с другом постольку, поскольку они что-то совместно делают: пишут статью, обедают в ресторане, играют в шахматы, сплетничают и т.д. Зададимся вопросом: что останется в отношениях между ними, если полностью вычесть из них это «что-то», все конкретное, все те вещи, интересы, потребности, по поводу которых эти отношения строятся? Останется то, что делает возможными эти отношения, - их общественная форма, сама изначальная потребность людей в совместной жизни как естественном и единственно возможном условии их существования. Это и будет мораль.

Мораль есть такая нацеленность людей друг на друга, которая мыслится существующей до каких-либо конкретных, многообразно расчлененных отношений между ними и делает возможными сами эти отношения. Разумеется, опыт сотрудничества детерминирует мораль точно так же, как вражда разрушает ее. Но без морали не могли бы состояться ни опыт сотрудничества, ни опыт вражды. Все расчленения отношений, в том числе их расчленение на отношения сотрудничества и вражды, являются расчленениями внутри задаваемого моралью пространства человеческих отношений.

Мораль можно назвать общественной формой, делающей возможной отношения между людьми во всем их конкретном многообразии. Она как бы связывает людей до всех связей, очерчивает тот идеальный универсум, внутри которого только и может разворачиваться человеческое бытие как человеческое. Человеческие отношения и человечность отношений - очень близкие понятия. Мораль и есть та самая человечность, без которой отношения людей никогда бы не приобрели человеческого (общественного) характера.

Единство свободы воли и всеобщности (объективности, общезначимости, необходимости) составляет характерную особенность морали. Мораль ни в коем случае нельзя отождествлять с произволом. У нее есть своя логика, не менее строгая и обязательная, чем логика природных процессов. Она существует в форме закона, не допускает исключений. Но это - такой закон, который устанавливается самой личностью, ее свободной волей. В морали человек подчинен, говоря точными словами Канта, «только своему собственному и тем не менее всеобщему законодательству». Мораль воплощает единство индивидуального, личностного и всеобщего, объективного. Она представляет собой автономию воли, ее самозаконодательство.

При этом считается, что мораль может получить объяснение из особенных условий жизни человека и быть интерпретирована как выражение определенных социальных интересов, род удовольствия, этап биологической эволюции и т.п. В обыденной жизни такой подход выражается во взгляде, будто у каждого человека и группы людей своя мораль. Другая крайность состоит в отрицании личностной автономии и истолковании морали в качестве выражения божественной воли, космического закона, исторической необходимости или иной надындивидуальной силы. Cамой продуктивной на этом пути является формулировка золотого правила нравственности: « (Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе».

Золотое правило - фундаментальное правило нравственности, чаще всего отождествляемое с самой нравственностью. Оно возникает в середине первого тысячелетия до нашей эры, в так называемое «осевое время» (К.Ясперс), и наиболее ярко воплощает происшедший в то время гуманистический переворот, под знаком которого человечество живет до настоящего времени. Оно появляется одновременно и независимо друг от друга в различных культурах - древнекитайской (Конфуций), древнеиндийской (Будда), древнегреческой (Семь мудрецов), - но в поразительно схожих формулировках. Раз возникнув, золотое правило прочно входит в культуру, как в философскую традицию, так и в общественное сознание, и у многих народов переходит в пословицу.

Это правило чаще всего осмысливалось как основополагающая, важнейшая моральная истина, средоточие практической мудрости.

Свое название золотого оно получило в XVIII в. в западноевропейской духовной традиции.

Золотое правило нравственности требует от человека в его отношениях с другими людьми руководствоваться такими нормами, которые можно было бы обернуть на самого себя, нормами, по поводу которых он мог бы желать, чтобы ими же руководствовались другие люди в их отношении к нему. Говоря иначе, оно требует от человека подчиняться всеобщим нормам и предлагает механизм выявления их всеобщности. Суть этого механизма состоит в следующем: чтобы испытать некую норму на всеобщность и тем самым выяснить, может ли она действительно считаться нравственной, человеку необходимо ответить себе на вопрос, принял ли бы, санкционировал ли бы он данную норму, если бы она практиковалась другими людьми по отношению к нему самому. Для этого ему необходимо мысленно поставить себя на место другого (других), т.е. того, кто будет испытывать действие данной нормы, а другого (других) поставить на свое собственное место. И если при таком обмене диспозициями норма принимается, то, значит, она обладает качеством нравственной нормы.

Золотое правило нравственности есть правило взаимности. Оно, по сути дела, представляет собой мысленный эксперимент, призванный выявить взаимность, взаимоприемлемость норм для субъектов общения. Тем самым блокируется опасность, состоящая в том, что всеобщность нормы может быть прикрытием эгоистического интереса - как самой личности, так и других людей и что ее одни индивиды могут навязывать другим.

Для понимания золотого правила нравственности существенно важно отметить, что его содержание дано в двух различных модальностях (под модальностью здесь понимается способ существования). В той части, в какой оно относится к другим и утверждает всеобщность в качестве признака нравственности, оно имеет идеальный характер: чего в другом не любишь; как вы хотите (хотели бы), чтобы с вами поступали люди.

Таким образом, отмеченная противоречивость морали, состоящая в том, что она порождается самой личностью и имеет всеобщий (общезначимый) характер, снимается, если предположить, что всеобщий моральный закон имеет разную модальность для самой личности, продуктом разумной воли которой он является, и для других людей, которые попадают в сферу его действия.

Суммируя все сказанное, мораль можно кратко определить как: 1) господство разума над аффектами; 2) стремление к высшему благу; 3) добрую волю, бескорыстие мотивов; 4) способность жить в человеческом общежитии; 5) человечность или общественную (человеческую) форму отношений между людьми; 6) автономию воли; 7) взаимность отношений, выраженную в золотом правиле нравственности.

Эти определения обозначают разные аспекты нравственности.

Они взаимосоотнесены друг с другом таким образом, что каждое из них предполагает все остальные. В особенности такая взаимосоотнесенность характерна для определений, фиксирующих, с одной стороны, моральные качества личности, а с другой стороны, моральные качества отношений между людьми. Моральный (добродетельный, совершенный) человек, умеет сдерживать себя, властвовать над страстями. Для чего он это делает? Для того, чтобы не сталкиваться с другими людьми, гармонично строить свои отношения с ними: образно выражаясь, он понимает, что не может один занимать общую скамейку, и чувствует себя обязанным подвинуться, чтобы дать место другим. Моральный человек нацелен на высшее благо. Но что такое высшее благо? Это - такая безусловная цель, которая в силу своей безусловности признается всеми людьми, позволяя им соединяться в общество, и путь к которой лежит через такое соединение. Моральный человек бескорыстен, обладает доброй волей.

Словом, морально совершенный человек получает деятельное воплощение и продолжение в морально совершенных отношениях между людьми.

Многоаспектность морали является одним из оснований для различных ее интерпретаций. В частности, большую пищу для этого дает различие между моралью личности и моралью общества. Одни мыслители связывали мораль по преимуществу с самосовершенствованием личности (типичный пример - этика Спинозы).

Били философы, как например Гоббс, которые видели в морали главным образом способ упорядочения отношений людей в обществе. В истории этики широко представлены также синтетические теории, стремившиеся соединить индивидуальную мораль с социальной. Можно отметить, однако, что и они отталкивались или от личности, или от общества. Так, Шефтсбери, Юм и другие английские сентименталисты XVIII в. исходили из убеждения, что человеку от природы присущи особые общественные чувства благожелательности, симпатии, которые побуждают его к солидарности, альтруизму в отношениях с другими людьми. К.Маркс, напротив, считал, что только преобразование общественных отношений является основой нравственного возвышения личности.

Многоаспектность морали как явления оборачивается ее многозначностью как понятия не только в этике. Это же имеет место в повседневном опыте. Люди очень часто вообще не дают себе отчета в том, что такое мораль. Тогда, когда они задумываются над этим вопросом, приходят к заключения, которые, как правило, являются очень субъективными, односторонними, нестрогими.

Потому, что мораль многозначна, к ней могут апеллировать люди с разными, в том числе конфликтующими, экономическими, политическими и прочими интересами. Благодаря этому она удерживает конфликтующие, часто полярные силы в рамках единого пространства человеческой взаимоуважительности и способствует общественной коммуникации между ними.

Суммируя общие характеристики морали можно сказать, что она очерчивает внутреннюю смысловую границу человеческой деятельности, задаваемую самим человеком. Она позволяет и обязывает человека рассматривать собственную жизнь и окружающую деятельность так, как если бы они зависели от его выбора. Следует особо подчеркнуть: мораль не тождественна высшему смыслу, последней цели существования человека и общества. Ее назначение иное - соединить личностный смысл с высшим смыслом, нацелить человека на последнюю цель. При этом не имеет принципиального значения, существует ли на самом деле высший смысл, последняя цель или нет. Мораль исходит из того, что они существуют. Если она не принимает их как факт, она принимает их как постулат. Даже в тех деформированных случаях, когда жизнь рассматривается как бессмысленная суета, самой этой суетливости придается обязывающее, нравственно-императивное значение («живи одним днем», «лови мгновение» и т.п.); бессмысленность становится своего рода смыслом. Через мораль жизнь человека и общества приобретает цельность, внутреннюю осмысленность. Вернее: цельность, внутренняя осмысленность жизни и есть мораль.

Нравственные чувства

Нравственными называются такие высшие чувства, которые переживаются человеком в связи с осознанием соответствия или несоответствия его поведения требованиям общественной морали.

Человек — общественное существо; вся его деятельность связана с обществом, в котором он живет. Связи, в которые он вступает с другими членами общества, и вызывают в нем ряд глубоких нравственных чувств, в каждом из которых он переживает то или иное отношение к требованиям общества, установившимся нормам поведения или нравственным принципам и правилам.

Нравственные чувства являются положительными, когда обусловленные ими действия находятся в соответствии с требованиями общества и получают с его стороны одобрительную оценку. К ним относятся чувства доброжелательства, симпатии, дружбы, товарищества, коллективизма, чувство справедливости, долга, дисциплинированности, патриотизма и т. д.

Человек, поступки которого идут вразрез с интересами общества и совершаются им не взирая на требования общественной морали, руководствуется в своем поведении недостойными с общественной точки зрения глубоко отрицательными чувствами индивидуализма, эгоизма, вражды, зависти, злорадства, недоброжелательства и т. п.

В тех случаях, когда человек сознает недостойность своего поведения, несоответствие своих поступков требованиям общественной морали, когда он при этом остро переживает осуждение его поведения обществом, коллективом, другими людьми, мнение которых о себе он ценит, у него возникают такие нравственные чувства, как сожаление о совершенном поступке, чувство стыда, раскаяния и др.

Нравственные чувства — исторически развившиеся чувства. В классовом обществе они имеют классовую природу, так как вытекают из принципов классовой морали. Они усваиваются людьми в процессе общественной жизни и воспитания. В конечном итоге они определяются общественно-экономическим строем общества и господствующими в нем производственными отношениями между людьми. Так, капиталистическое общество, основанное на принципе частной собственности на средства производства и ничем не сдерживаемой эксплуатации человека человеком, является источником таких разрушающих личность человека и основу его нормальных отношений с другими людьми чувств, как индивидуализм (чувство, побуждающее человека руководствоваться в своем поведении исключительно личными интересами и выгодами) и эгоизм (т. е. индивидуализм, возросший до такой степени, когда в достижении личных выгод человек не останавливается ни перед какими, бесчестными по отношению к другим людям, поступками).

«Старое общество,— говорит В. И. Ленин,— было основано на таком принципе, что либо ты грабишь другого, либо другой грабит тебя, либо ты работаешь на другого, либо он на тебя, либо ты рабовладелец, либо ты раб. И понятно, что воспитанные в этом обществе люди, можно сказать, с молоком матери воспринимают психологию, привычку, понятие — либо рабовладелец, либо раб, либо мелкий собственник, мелкий служащий, мелкий чиновник, интеллигент,— словом, человек, который заботится только о том, чтобы иметь свое, а до другого ему дела нет». На этой основе вырастают зависть, недоброжелательство, себялюбие: «Если я хозяйничаю на этом участке земли, мне дела нет до другого; если другой будет голодать, тем лучше, я дороже продам свой хлеб. Если я имею свое местечко, как врач, как инженер, как учитель, служащий, мне дела нет до другого. Может быть, потворствуя, угождая власть имущим, я сохраню свое местечко, да еще смогу и пробиться, выйти в буржуа».

Нравственные чувства советского человека произрастают из совершенно другой основы: они обусловлены общественно-экономическими условиями социалистического общества, основанного на принципе общественной собственности и свободного труда на общие нужды. Они вытекают из требований господствующей в советском обществе коммунистической морали, побуждают советского человека к преодолению трудностей в борьбе за построение нового, коммунистического общества, придают ему силу и энергию в его трудовых подвигах на пути к победе. «В основе коммунистической нравственности лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма... нравственность, это то, что служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, созидающего новое общество коммунистов.

Коммунистическая нравственность это та, которая служит этой борьбе, которая объединяет трудящихся против всякой эксплуатации, против всякой мелкой собственности... Нравственность служит для того, чтобы человеческому обществу подняться выше, избавиться от эксплуатации труда» *.

Основными нравственными чувствами советских людей являются: чувство советского патриотизма и интернациональной пролетарской солидарности, чувство долга и ответственности перед своим народом, чувство коллективизма, дружбы и товарищества, чувство человеческого достоинства, чувство чести, чувство социалистического отношения к труду.

Нравственные чувства побуждают советских людей к таким действиям и поступкам, в которых они защищают интересы коллектива и советского общества. Это наиболее глубокие и сильные чувства, на которые способен человек.

Нравственные чувства связаны с мировоззрением человека, с прочно укоренившимися в его сознании в связи с пройденным им жизненным путем представлениями, мыслями, идеями, принципами и традициями. Представления, или мысли, возникшие в сознании человека, будучи связаны с нравственными чувствами, становятся сильными побудителями человека к деятельности.

Функции морали

Главной задачей морали е превращение потенциального бытия индивида как человека на актуальный. Творчески интериоризуючы нравственные требования, ориентируясь в своей деятельности и поведении на абсолютные общечеловеческие ценности, превращая их в самовимогы, индивид осваивает их, становится соавтором, что способствует становлению его как целостной, автономной единицы бытия, человека. Для достижения этой цели связано с многими сопутствующими действиями, которые только кажутся главными через свою непосредственность. Ведь, стремясь гармонизировать отношения между людьми, общество регулирует их различными средствами, в том числе и с помощью моральных требований. При этом индивид с его прагматическими эгоистическими интересами часто рассматривается как ячейка общества, что мешает его гармонизации. Однако конечной целью функционирования, общества является формирование человека как целостной, всесторонне развитой личности. Эту роль выполняет прежде всего мораль, основанная на принципе, согласно которому человек является высшей ценностью.

Функциональный анализ морали позволяет раскрыть некоторые ее грани. Среди важнейших функций морали выделяют регулятивную, оценочно-императивную, коммуникативную, познавательную, воспитательную, ориентирующую и др. Это деление условно, поскольку перечисленные функции часто пересекаются. Так, регулятивная функция включает в себя оценочно-императивную и ориентируя, а воспитательная - мотивационную и некоторые другие. К тому же чисто функциональный подход к изучению морали таит в себе угрозу ее недооценка: мораль, но одновременно и высокие общечеловеческие ценности, могут рассматриваться как средство достижения локальных целей - прагматических, политических и т.

Регулятивная функция морали

Эту функцию морали своем считают главной, доказывая, что основное содержание морали составляют соответствующие требования (нормы, правила, предписания). Именно благодаря им мораль выполняет регулятивную роль. Известно, что в жизни общества взаимодействуют две противоположные тенденции: упорядоченность, что обеспечивает его стабильность, и хаос, который угрожает его существованию. Чтобы устранить эту угрозу, общество прибегает к различным регулятивных средств - права, политических и административных механизмов. Однако силовые рычаги регулирования жизни общества не всегда дают желаемый эффект. К тому же при их использовании часто игнорируют необходимость считаться с общечеловеческими ценностями и ведущую истину морали, провозглашает основной ценностью человека. А это негативно влияет и на развитие общества.

К специфическим особенностям моральной регуляции поведения человека относятся:

- Полноценный проявление в морали свободы, самостоятельности личности. Ни одно средство регулирования человеческого поведения не способен обеспечить такой их реализации;

- Универсальность, одинаковая ориентация на каждого человека;

- Распространенность на все сферы жизни человека;

- Заснованисть на противопоставлении должного (идеального) существующем;

- Постановка перед человеком максимальных требований. В основном они являются невыполнимыми, поскольку идеала нельзя достичь;

- Опора на общественное мнение и внутреннее убеждение личности, прежде всего - на его совести;

- Связанность преимущественно с духовными санкциями, прежде всего с общественным мнением и личным самоосуждения или одобрение своего поведения.

Поведение людей регулируется и другими внеинституционных средствами, прежде всего обычаями, которые исторически предшествуют морали.

Обычай - вид общественной дисциплины, исторически (и стихийно) сложилась и распространилась в обществе или коллективе; общий, привычный стиль действий и поступков, которого должны придерживаться индивиды, группы, общество в целом.

В человеческой жизни, при всей его разнообразие и усложненность, ситуации часто повторяются, что требует от человека однотипных поступков. Общепринятые в конкретном обществе приемы и способы труда, формы общественно-политической деятельности, брачно-семейной жизни, взаимоотношения людей в быту, религиозные ритуалы и т.д. - все это образует обычаи в широком смысле. В узком смысле обычаями считают действия, которые воспроизводятся массами стихийно. Именно их часто отождествляют с моралью, а еще чаще - с нравственностью.

Обычаи отличаются от морали прежде всего невозможностью выбора, поскольку человек вынужден действовать так, как это принято в конкретной общине. По требованию "Делай так, как должны делать все остальные люди" человек совершает в соответствии с моральными требованиями и своих убеждений, прежде всего по своему совести, то есть осуществляет выбор. Если мораль резко противопоставляет должное сущем, то обычай их отождествляет: "Делай так, как делают все остальные". Обычаи играют важную роль в жизни общества, поскольку они являются самой массовой формой регуляции человеческой жизни. Ведь в обычных ситуациях человек общается, действует в соответствии с определенными, привычными для нее, ее сообщества, среды в целом, традициями. Только в неординарных ситуациях, когда поступок связан с необходимостью выбирать, человек не может полагаться на привычное, то есть на обычай, ища адекватных решений в сфере морали. В этой ситуации приходится делать самостоятельный выбор - выбор моральный.

Как и мораль, обычай является необходимым средством регулирования поведения людей. Он объединяет, цементирует общество, определяет обычные взаимоотношения ее индивидов, формируя и оберегая ее традиции, а соответственно, и обеспечивая ее стабильность. Мораль или усиливает роль обычая, если для нее такое положение вещей оправдан, либо действует Оппонирующие по неоправданного, на ее взгляд, обычая, пытаясь преодолеть его. Правда, осуждение моралью конкретного обычая не всегда оправдано, поскольку и мораль не является абсолютным совершенством. Оптимально, когда действие, соответствующее обычая, реализуется согласно моральным выбором. Тогда она перестает быть обычным, а становится поступком, то есть нравственным феноменом.

Кроме внеинституционных, существуют институциональные формы регулирования поведения людей со своими специфическими нормами. Основным из них считают право, нормы которого устанавливаются и провозглашаются от имени государства.

Мораль и право имеют в себе много подобного и одновременно отличного, специфического.

Общими для морали и права являются следующие особенности:

- Принадлежность к формам общественного сознания;

- Функционирование как систем относительно устойчивых норм, регулирующих поведение людей и распространяются, по крайней мере формально, на всех граждан общества;

- Распространенность на все сферы человеческой жизни. Отличается мораль от права следующим признакам:

- Моральное сознание (как и эстетическая) имеет личностный характер, поэтому моральные требования интериоризируются индивидом в самовимогы. Правовые нормы реализуются как обязательная для индивида воля государства, будучи преимущественно внешними к нему;

- Правовые нормы распространяются на всех членов общества (граждан), а моральные - на всех людей;

- Мораль имеет общий характер, а правовые нормы не распространяются на некоторые частные, прежде всего интимные стороны жизни личности;

- Правовые нормы имеют институциональный статус, а моральные - внеинституционных (рождаются, как правило, стихийно и живут в общественном сознании)

- Нравственные нормы являются устными, а правовые - выкладывают на письме (кроме обычного права);

- Правовые нормы четко очерчены, упорядоченные, систематизированы (кодифицированы), согласно интерпретированы, что позволяет эффективно отслеживать их выполнение. Нормы морали таком благоустройству не поддаются. Каждому человеку приходится самостоятельно интерпретировать нормы морали, особенно в нетипичных жизненных ситуациях, и благодаря этому становиться их соавторами. Незавершенность и устный характер нравственных норм делает их универсальными, пригодными для всех случаев жизни;

- Реализация норм права обеспечивается при необходимости мерами принуждения (административными, уголовными и экономическими санкциями) посредством правосудия, которое осуществляется должностными лицами. Требования морали поддерживаются силой общественного мнения и личностной убежденностью индивидов. Моральная санкция осуществляется средствами духовного воздействия, причем не отдельными людьми, наделенными определенными особыми полномочиями, а всей социальной группой, обществом ли человечеством в целом;

- Каждый антиобщественный поступок (проступок) заслуживает моральное осуждение, но не все они подвергаются уголовному наказанию.

В то же время мораль и право находятся в тесной взаимосвязи, что способствует развитию их обоих.


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 474; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!