ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА



Нарушения голоса — это отсутствие или расстройство фо­нации вследствие патологических изменений голосового ап­парата. Существует два основных термина для обозначения патологии голоса: афония (лат. а — отрицательная частица и греч. phone — звук, голос) — полное отсутствие голоса и дисфо-ния (дис. и греч. phone) — частичные нарушения высоты, силы и тембра. Однако эти термины свидетельствуют только о сте­пени проявления дефекта. За ними стоят определенные и весь­ма разнообразные изменения голосообразующих органов — гор­тани, надставной трубки, бронхов, легких и систем, влияющих на их функцию (эндокринной, нервной и др.). Помимо основ­ных дефектов голоса — утраты силы, звучности, искажений тембра, отмечаются голосовое утомление и целый ряд субъек­тивных ощущений, связанных с сенсорными расстройствами: помехи, комок в горле, налипание пленок, постоянное перше­ние с потребностью откашляться, давление и боли. Как пра­вило, перечисленные симптомы присущи каждому голосово-У нарушению и поэтому не являются дифференциальными.

Нарушения голоса, связанные с различными заболевания­ми голосового аппарата, распространены как у взрослых, так и у детей. Патология гортани у детей за последние два деся­тилетия возросла, что связано с расширением мероприятий по реаниматологии. В ее арсенале имеются приемы и опера­ции, спасающие жизнь ребенку, но вызывающие иногда ос­ложнения, которые влияют на голосообразование.

Данные исследователей свидетельствуют и об увеличении у детей хронических ларингитов. Активное вовлечение школь­ников в самостоятельное творчество, голосовые нагрузки при несоблюдении гигиенических требований также увеличива­ют патологию голоса. Дети, не получившие своевременную помощь, приобретают стойкую неполноценность голосового аппарата. В дальнейшем это влияет на их выбор профессии, увеличивает контингент лиц с различными нарушениями голосовой функции.

Частота хронических заболеваний голосового аппарата, по данным Ю. С. Василенко (1983), составляет около 60 на 10 тысяч городских жителей, а для лиц голосоречевых профес­сий достигает 30—40%. Особенно часто недостатки голоса выявляются у учителей и воспитателей детских учреждений.

Логопед не только сам должен владеть хорошим, звучным голосом, выразительной интонацией, но и быть профессиональ­но подготовленным к профилактической работе по развитию, охране детского голоса и его коррекции в случаях наруше­ний.

Изучение патологии голоса и способов его восстановления является одной из проблем логопедии. В последние годы об­ласть педагогического воздействия при различных наруше­ниях голосового аппарата значительно расширилась, получив наименование фонопедия. Фонопедия — комплекс педагоги­ческого воздействия, направленного на постепенную активи­зацию и координацию нервномышечного аппарата гортани специальными упражнениям, коррекцию дыхания и лично­сти обучающегося. В процессе фонопедических занятий ус­танавливаются и закрепляются такие условия голосоведе­ния, при которых голосовой аппарат работает с наименьшей нагрузкой при хорошем акустическом эффекте. Это педаго­гический процесс, базирующийся на физиологии голосообра-зования, основных дидактических и методологических прин­ципах логопедии.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФОНОПЕДИИ

Фонопедия развивается в тесном содружестве с фониатри-ей — медицинской наукой, разделом оториноларингологии, изучающей причины нарушений голоса и разрабатывающей методы их лечения.

Голос издавна привлекал внимание специалистов. В «Кано­не врачебных наук» выдающегося ученого средневековья Ави­ценны (980—1037) описаны заболевания и способы лечения голосового аппарата. В 1024 г. им написан специальный фо­нетический трактат, охватывающий многие проблемы голосо-образования: причины возникновения звука и процессы его восприятия органом слуха, детальный анализ анатомии и фи­зиологии голосоречевых органов, физиологические и акустичес­кие характеристики фонем. Особое значение в голосообразова-нии ученый придавал голосовым складкам, подчеркивая их активно регулирующую роль во время фонации. Он указал на взаимосвязь функций головного мозга и голосового аппарата.

Развитие театрального искусства в XVI в. потребовало от актеров большой выносливости голосового аппарата. Голосовая патология проявлялась не только у актеров, но и у всех, кому по роду своей деятельности приходилось много говорить. По данным испанского фониатра J. Perello еще в 1600 г. медицин­ская литература называла дисфонию болезнью проповедников.

Интерес к процессу голосообразования и появление про­фессиональных заболеваний выдвинули необходимость фун­даментальных знаний анатомии и физиологии гортани, по­требность усовершенствования голоса, устранения его дефектов. В 1855 г. певцом и вокальным педагогом Мануэ­лем Гарсиа был применен ларингоскоп (небольшое зеркало, укрепленное на стержне), давший возможность обозревать гортань живого человека (рис. 14, 15). С этого момента, мож­но считать, начала свое развитие фониатрия.

Рис. 14. Нормальная гортань при дыхании

Рис. 15. Нормальная гортань при фонации

Основоположниками отечественного развития научных про­блем в области физиологии и патологии голоса считаются Е. Н. Малютин, Ф. Ф. Заседателев, Л. Д. Работнов, И. И. Леви-дов, М. И. Фомичев, В. Г. Ермолаев. Ими разрабатывались научные основы постановки голоса, изучались причины и раз­витие расстройств голосового аппарата, типы дыхания и зна­чение дыхательной системы для правильного голосообразо-вания. И хотя исследования были направлены на изучение вокального голоса, они имели большое теоретическое и прак­тическое значение для постановки и устранения дефектов речевого голоса.

Среди применявшихся в разные годы методов восстановле­ния хронических голосовых нарушений можно выделить не­сколько направлений: 1) механическое воздействие на гортань в виде сдавливания ее хрящей (Л. Б. Французов, 1949). Это вызывало боль, временное удушье. Вольные реагировали на манипуляцию криком, и таким образом вызывался громкий голос; 2) введение в гортань различных раздражителей — механических или раздражающих веществ (В. В. Шестаков, 1952; С. К. Юрченко, 1953); 2) применение наркоза (С. М. Ми-хелович, 1932; В. Я. Гапанович, 1960) ставило своей целью получение голоса в фазе возбуждения; 4) вибрационный мас­саж гортани (Е. Н. Малютин, 1924; К. Л. Гарри-Пшеничнико­ва, 1938; М. И. Фомичев, И. П. Блескина, 1944) в сочетании с психотерапевтической беседой; 5) метод заглушения трещот­кой Барани или корректофоном для выключения регуляции голоса по слуху (И. И. Левидов, М. И. Фомичев, А. Ф. Сысо­ева, 1947; И. Я. Деражне, 1950); 6) ортофонический метод (Е. М. Воронина, 1939; Н. Ф. Лебедева, 1952; А. Т. Рябченко, 1964; Г. Т. Бекбулатов, 1969).

Все эти приемы используются и в современной практике, но самое широкое применение находит фонопедия. Различ­ные авторы давали свои названия этому методу — фоничес­кий, ортофонический, фоническая ортопедия, голосовая гим­настика. Эти понятия подразумевают восстановление голоса специальными упражнениями голосового аппарата. Новей­шие достижения в изучении механизмов голосообразования дали обоснование фонопедическим приемам, подтвердили их физиологичность и эффективность при восстановлении голоса.

Методики восстановления голоса при различных его нару­шениях описаны С. Л. Таптаповой (1962, 1977, 1984), Е. В. Лав-

ровой (1975,1977, 1984), О. С. Орловой (1978, 1981, 1985). Мате­риалы экспериментальных исследований Н. И. Жинкина, цд. С Грачевой, В. П. Морозова, Л. Б. Дмитриева, С. Л. Таптапо­вой используются в практической работе логопеда.


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 234; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!