АКУСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОЛОСООБРАЗОВАНИЯ



Голос — это совокупность разнообразных по своим ха­рактеристикам звуков, возникающих в результате ко­лебания эластических голосовых складок. Звук голоса —

колебания частиц воздуха, распространяющихся в виде волн сгущения и раздражения. Источником звука человеческого голоса является гортань с голосовыми складками.

Высота звука — субъективное восприятие органом слуха частоты колебательных движений* Чем чаще совершаются периодические колебания воздуха, тем выше мы восприни­маем звук. Качество высоты звука зависит от частоты коле­бательных движений голосовых складок в 1 секунду. Сколь­ко смыканий и размыканий осуществляют они в процессе своих колебаний и сколько порций сгущенного подскладочного воздуха пропустят, такова будет и частота рожденного звука, т. е. высота тона. Частота основного тона измеряется в герцах и может изменяться в обычной разговорной речи у мужчин в пределах от 85 до 200 Гц, у женщин от 160 до 340 Гц. От изменений высоты основного тона зависит выразитель­ность речи.

Сила голоса, его энергия, мощность определяются интен­сивностью амплитуды колебаний голосовых складок и изме­ряются в децибелах. Чем больше амплитуда колебательных Движений, тем сильнее звучит голос. Сила голоса находится в прямой зависимости от подскладочного давления воздуха, выдыхаемого из легких. При нарушении определенных коор­динационных взаимоотношений между натяжением голосо­вых складок и воздушным давлением голос может потерять силу, звучность и изменить тембр.

197

Тембр, или окраска звука является существенной харак­теристикой качества голоса. Он отражает акустический со­став сложных звуков и зависит от частоты и силы колеба­ний. Все звуки речи сложные. Они состоят из основного тона, определяющего высоту, и многочисленных обертонов более высокой чем основной тон, частоты. Частота обертонов обыч­но в 2, 3, 4 и т. д. раз больше, чем частота основного тона голоса. Возникновение обертонов связано с тем, что голосо­вые складки колеблются не только своей длиной, воспроизво­дя основной тон, но и отдельными частями. Эти частичные тоны дают общую форму колебания, которая и определяет тембр. Резонанс резкое возрастание амплитуды колеба­ний, возникающее при совпадении частоты колебаний внеш­ней силы с частотой собственных колебаний системы. При фонации резонанс усиливает отдельные обертоны звука, возни­кающего в гортани, и вызывает совпадение колебаний воздуха в полостях грудной клетки и надставкой трубки. Выделяют два основных резонатора — головной и грудной. Под головным (или верхним) понимаются полости, расположенные выше нёбного свода, в лицевой части головы. При использовании этого резо­натора голос приобретает яркий полетный характер, а у говоря­щего возникает ощущение, что звук проходит через лицевые кости черепа. Р. Юссоном доказано, что вибрационные явления в головном резонаторе стимулируют голосовую функцию.

При грудном резонировании ясно ощущается вибрация грудной, клетки. Резонатором здесь могут быть единствен­ные воздушные полости — трахея и крупные бронхи. Тембр голоса при этом «мягкий». Хороший, полноценный голос од­новременно озвучивает головной и грудной резонаторы. Вза­имосвязанная система резонаторов накапливает звуковую энергию и, в свою очередь, влияет на источник, колебаний — работу голосовых складок. Оптимальные условия для функ­ции голосового аппарата появляются при создании в надскла-дочных полостях (надставной трубке) определенного сопро­тивления порциям подскладочного воздуха, который проходит сквозь колеблющиеся голосовые складки. Это сопротивление называется импедансом, при его создании голосовые складки работают с малой затратой энергии и хорошим акустичес­ким эффектом. Явление импеданса одно из важных защит­ных акустических механизмов в работе голосового аппарата. Большое значение для голоса имеет способ его подачи, так называемая атака звука. Принято различать три типа голо-

198

соподачи: 1) сначала идет легкий выдох, затем смыкаются и начинают колебаться голосовые складки. Голос звучит после легкого шума. Такой способ считается придыхательной ата­кой; 2) момент смыкания голосовых складок и начало выдо­ха совпадают. Это мягкая атака звуков; 3) сначала смыкают­ся голосовые складки, а затем осуществляется выдох, приводя их в колебания. Этот тип называется твердой атакой.

Наиболее употребительна и физиологически обоснована мягкая атака. Однако возможно использование и двух дру­гих способов подачи звука в зависимости от голосовых задач и эмоционального состояния человека, а иногда и в целях постановки голоса.

РАЗВИТИЕ ГОЛОСА У ДЕТЕЙ

Развитие детского голоса условно делится на несколько пе­риодов: дошкольный до 6—7 лет, домутационный от 6—7 до 13 лет, мутационный — 13—15 лет и послемутационный — 15—17 лет. Фонация детьми дошкольного возраста осуще­ствляется за счет краевого натяжения голосовых складок в связи со слабостью гортанных мышц. Диапазон звучания со­ставляет 5—6 нот.

В домутационном периоде параллельно с анатомическим ростом органов голосообразования заканчивается развитие рецепторного аппарата гортани, и к 12 годам по месту распо­ложения и морфологическому строению он соответствует ре-цепторному аппарату взрослого. Детский голос постепенно развивается, его диапазон расширяется до 11—12 нот.

Мутация голоса (от лат. mutatio — изменение, перемена) наступает в результате изменений в голосовом аппарате и во всем организме под влиянием возрастной эндокринной перестройки, возникающий в период полового созревания. Время, в течение которого происходит переход детского голо­са во взрослый, называется мутационным периодом. Явление это физиологическое и наблюдается в возрасте 13—15 лет. У мальчиков голосовой аппарат в это время растет быстро и не­равномерно, у девочек гортань развивается замедленно. В пе-Риод полового созревания мужская и женская гортани приоб­ретают четкие отличительные особенности. Возможны колебания мутационного периода в зависимости от сроков на­ступления половой зрелости. У жителей юга мутация насту­пает раньше и протекает более остро, чем у жителей севера.

1OQ

У девочек, как правило, голос меняется постепенно, теряя детские свойства. Это скорее эволюция голоса, а не мутация. Только в отдельных случаях встречается резкая перестройка в голосовом аппарате с усилением его роста и появлением заметных изменений голоса.

В мутационный период детская гортань увеличивается в размерах. У мальчиков начинает увеличиваться в саггиталь-ном направлении щитовидный хрящ, образуя своим передним углом выпуклость на передней поверхности шеи — «адамово яблоко». Наибольшая разница между мужской и женской гортанями выражается в величине переднезаднего размера, поэтому голосовые складки у мальчиков удлиняются в пол­тора раза, а у девочек только на треть. У мальчиков мутация тоже может протекать медленно, тогда голосовая функция меняется постепенно. При остром течении мутации голос у мальчиков понижается на октаву, появляется охриплость, зву­ки басового тембра внезапно соскальзывают на фальцет. Про­исходит так называемая «ломка» голоса. Иногда подростки даже стесняются пользоваться своим голосом.

Продолжительность мутации от одного — нескольких ме­сяцев до 2—3 лет. Весь период мутации делят на три стадии: начальную, основную пиковую и конечную. Начальная ста­дия характеризуется только небольшой гиперемией (покрас­нением) голосовых складок. Основная стадия сопровождает­ся гиперемией слизистой оболочки всей гортани, иногда появляется несмыкание задних третей голосовых складок по типу равностороннего треугольника («мутационный треуголь­ник»). Отмечаются как синхронные, так'и асинхронные коле­бания голосовых складок, что свидетельствует о нарушении координации функций наружных и внутренних мышц горта­ни, дыхания и голосообразования. В пиковой стадии мутации голос страдает более всего.

Конечная стадия мутации закрепляет механизм голосооб­разования взрослого человека.

Послемутационному периоду свойственна легкая ранимость неокрепшего голосового аппарата, быстро наступающее голо­совое утомление. В этот период, который продолжается не­сколько месяцев, расширяется диапазон и определяется ин­дивидуальный тембр, высота, сила голоса.

Логопед должен знать строение и функцию голосового ап­парата, учитывать анатомические и физиологические особен­ности гортани у детей разного возраста. Голосовой режим во

9ПП

время мутации назначается индивидуально в зависимости от остроты протекающего процесса. Полное молчание может быть рекомендовано в редких случаях только при сильном отеке слизистой оболочки гортани. В период мутации необходимо щадить голосовой аппарат подростка. Речевая нагрузка дол-ясна быть умеренной, нельзя перенапрягать, форсировать го­лос. Несоблюдение охранительного голосового режима, дли­тельное напряжение при больших голосовых нагрузках может привести к стойкому нарушению функции внутренних мышц гортани.

В период мутации необходимо соблюдать охранительный режим. В первую очередь, не пользоваться искусственными приемами для ускорения процесса формирования мужского голоса. Подростку следует помочь научиться спокойно, посте­пенно овладевать голосом взрослого. Нельзя допускать фор­мирования голоса при речи и пении. Продолжительность вся­кой голосовой нагрузки должна быть ограничена, особенно при появлении охриплости. Для облегчения периода мута­ции полезно проводить закаливание организма, дозировать физическую нагрузку, правильно распределять труд и отдых подростка.


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 154; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!