РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ УЧЕНИЕ О ПОНЯТИИ 11 страница



54 См. «Метафизику» Аристотеля, пер. А. Кубицкого. М.,
1939, стр. 27—28. Гегель обращает внимание на то, что сам Пифа-
гор отнюдь не считал числа, полагая их в качестве субстанции в
основание вещей, мыслями или идеей, он не отделял числа от
вещей и признавал числа самими вещами. При этом Гегель ссы-
лается на Аристотеля (Гегель. Соч., т. IX, стр. 196). Лишь впослед-
ствии пифагорейцы внесли в учение Пифагора то новшество, что
прямо стали толковать число как мысль. См. цитаты из сочинений
пифагорейца Малха в этом духе (там же, т. IX, стр. 186—187).
Гегель и в данном мосте «Энциклопедии», и в «Лекциях по исто-
рии философии» (там же, т. IX, стр. 187) проявляет известное
колебание по вопросу о том, можно ли отнести пифагорейскую
философию к идеалистическому лагерю в философии. — 354.

55 Гегель в § 16 и 90 оговаривается, что в «Энциклопедии»
философская наука не излагается подробно. Гегель ограничива-
ется здесь лишь изложением начал, отмечает некоторые катего-
рии только суммарно. Этим объясняется, что в § 109 дается лишь
беглое упоминание об узловой линии отношений меры и опу-
скается вопрос о диалектических скачках (перерывах постепен-

432


ности) при качественных изменениях. О скачках в «Энциклопе-
дии» имеется лишь попутное замечание в § 35 в связи с критикой
метафизического принципа, что «в природе нет скачков». Поэтому
понимание гегелевского толкования диалектики перехода количе-
ственных изменений в качественные (и обратно) будет неполным
без обращения к соответствующим местам «Большой логики»
(Гегель. Соч., т. V, стр. 429— 436). — 261.

56 ...il y a un être suprême — есть высшее существо (фр.).—
267.

5ба Смысл часто употребляемого Гегелем понятия «рефлексия»
раскрыт Гегелем достаточно четко в § 112 и 121. Рефлексия, или
рефлективное соотношение понятий, — это свечение одного поня-
тия в другом, диалектически связанном с первым понятием, диа-
лектическое взаимопроникновение понятий, что свойственно каж-
дому попятшо сущности, имеющему свое парное понятие.
«Чистые рефлективные определения» (понятия) присутст-
вуют в «Критике чистого разума» Канта (см. И. Кант. Соч., т. 3.
M., 1964, стр. 314—319). Кант не наптел места для этих понятий
в общей таблице категории логики и вынес их в особое приложе-
ние. По Канту, это только субъективные приемы рассмотрения
явлений. Гегель же, сохранив для этих понятий то же название,
что и у Канта, «рефлективные понятия», в соответствии с духом
своего объективирования понятий (объективный идеализм)
помещает указанные диалектические понятия в общий логический
последовательный ход развития диалектических категорий логики
и притом отводит им основополагающую роль как категорий
сущности. — 269.

57 Принцип разности сформулирован Лейбницем в пункте 9
его «Монадологии» (см. «Избранные философские сочинения». М.,
1890, стр. 340). См. также «Лекции по истории философии» Гегеля,
т. XI, стр. 346. — 275.

57а См. примеч. 30. — 280.

58 Обычно в этом месте обращается внимание на то, что в
«Большой логике» Гегеля развитие учения о диалектическом про-
тиворечии идет по пунктам: а) тождество, Ь) различие (сюда вхо-
дят разность и противоположность), с) противоречие. Все это
составляет содержание второй главы первого раздела «Большой
логики», и лишь затем следует третья глава, посвященная кате-
гории основания (Гегель. Соч., т. V, стр. 525). Между тем в энци-
клопедической логике развитие тех же категории идет иначе, а
именно: а) тождество, Ь) различие (сюда входят разность и про-
тивоположность), с) основание. Возникает вопрос: почему в «Ма-
лой логике» отсутствует в указанной последовательности катего-
рия противоречия? Прежде всего на этот вопрос надо ответить
так, что и в «Малой логике» противоречие не отсутствует, ибо и
тождество, и различие, и противоположность суть ступени разви-
тия именно диалектического противоречия. Затем надо иметь
в виду, что основанием всякого процесса, по мысли Гегеля, служит
именно диалектическое противоречие, что Гегель и разъясняет
в своих определениях основания в § 120 и 121 «Малой логики»,
равным образом и в «Большой логике» (там же, т. V, стр. 524—
525). Впрочем, нетрудно заметить некоторую перегруппировку ка-
тегорий в этой части «Малой логики» по сравнению с «Большой
логикой». В «Малой логике» в первый раздел учения о сущности
отнесены: а) чистые рефлективные понятия, Ь) существование,

433


с) вещь. В «Большой логике» категории «существование» и «вещь»
перенесены во второй раздел — учение о явлении. Это важное
видоизменение, но вызвано оно, очевидно, соображениями того со-
кращения материала, по поводу которого Гегель оговаривается
в § 16. Такая реконструкция, между прочим, говорит о свободном,
а не догматическом отношении Гегеля к конструкции своей «Ло-
гики». — 281.

59 ...causae efficientes—действующие причины (лат.); causa
finalis—конечная причина (лат.). У Лейбница действующие при-
чины, которые он толкует как механический принцип, подчи-
няются целевым причинам, то есть принципу телеологии, энтеле-
хии. Гегель в этом вопросе близок к Лейбницу, ибо и он действую-
щие причины относит к неодушевленной природе, а конечные
причины — к органическому миру, к живой природе и к духу (см.
§ 209 наст. изд., а также т. V, стр. 680—681). — 284.

60 Стихотворение немецкого поэта Галлера. — 308.

61 ...decursas vitae—течение жизни (лат.): см. так же § 237.—
311.

62 δύναμις—сила, мощь, возможность (греч.); ενεργεί«—дея-
тельность (греч.). — 314.

63 См. Кант. Критика чистого разума. Соч., т. 3. M., 1964,
стр. 281.— 315.

64 ...amor intellectualis Dei—интеллектуальная любовь к богу
(лат.). (См. Спиноза. Избранные произведения, т. 1, стр. 610).—
338.

65 О гегелевской систематике суждений см. замечания Энгельса
(К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 538). —350.

66 ...panctam saliens—ключевой пункт, источник (лат.).—
351.

67 Terminus minor — меньшая посылка умозаключения (лат.).—
368.

68 См. об этом: Гегель «Лекции по истории философии». ( Ге-
гель. Соч., т. X, стр. 313), а также «Науку логики» (там же, т. VI,
стр. 128).— 370.

69 Об онтологическом доказательстве см. примечание 36. — 381.

70 «Несомненно, что то, больше чего не мыслимо, не может
существовать в одном только интеллекте. Ибо если оно существует
в одном лишь интеллекте,, то мыслимо, что оно существует реаль-
но, что больше, чем существовать только в интеллекте. Если, сле-
довательно, то, больше чего не мыслимо, существует лишь в ин-
теллекте, тогда то, больше чего не мыслимо, есть то, больше чего
мыслимо, а это, несомненно, невозможно». —381.

71 См. замечание Ленина к § 213—215 «Энциклопедии»; «Здесь
же замечательно гениально показано совпадение, так сказать,
логики и гносеологии» (В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 29,
стр. 174). Ленин в «Философских тетрадях» неоднократно подчер-
кивает, что совпадение логики, гносеологии, диалектики у Гегеля
и в марксизме объясняется не чем иным, как именно диалектиче-
ским — историческим подходом к каждой из этих областей фило-
софской науки, на что и имеется указание в этих параграфах
«Энциклопедии». — 399.

- идея бога (греч.). — 419,

... .-.|-,= ,,.^^^^ Si^li .J^i

73 См. примечание 61. — 42Q.

УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН *


Ансельм Кентерберийский 68,
200, 381, 382

Аристотель 64, 67, 72, 78, 93,
115, 120, 147, 252, 253, 309,
314, 369, 372, 393, 411, 419

Баадер, Франц 68—71
Бёме, Якоб 66, 69, 70
Бругем, Генри 92
Брукнер, Иоганн Якоб 64

Вольф, Христиан 415

Галлер, Альбрехт 252

Гераклит 226

Гердор, Иоганн Готфрид 303

Германн, Готфрид 182

Геродот 196

Гёте, Иоганн Вольфганг 127,

203, 308, 311
Гомер 65

Гото, Генрих Густав 190
Греции, Гуго 92

Данте, Алигьери 74
Декарт, Рене (Картезий) 190,
193, 199, 381, 382

Зенон 227, 252


 

Каннинг, Джордж 92

Кант, Иммануил 114, 153,
155-159, 161-165, 167,
168, 170, 174—184, 186, 207,
209, 240, 241, 253, 296, 315,
355, 393, 414, 415, 418

Кестнер, Абрагам Готгельф
241

Клопшток, Фридрих Готтлиб
252

Лаланд Ж. Ж. 186
Лейбниц, Готфрид Вильгельм

273—275, 284, 383
Лессинг, Готхольд Эфраим 63
Ливерпул, Чарльз Дженкин-

сон (граф) 92
Локк, Джон 411
Лонг, Чарльз 92

Моцарт, Амадей 310
Ньютон, Исаак 91, 92, 306

Парменид 219, 253

Парри, Вильям Эдвард 196

Пилат 109

Пифагор 253, 254, 414

Платон 64, 67, 72, 96, 147, 192,

193, 207, 231, 235, 285, 309,

314,343
Протагор 207


* Указатели составлены В. И. Башиловым.
435


Рафаэль (Санцио) 310
Рейнгольд, Карл Леонард 95
Росс, Джон 196
Руссо, Ж.-Ж. 347

Секст Эмпирик 209

Сократ 64, 207, 285

Солон 118

Спиноза, Бенедикт (Барух)
62, 63, 172, 186, 199, 200,
217, 229, 328—330, 338, 381,
382, 413

Толюк, Фридрих Август 60—

62, 66—68
Томсон, Томас 92


 

Фихте, Иоганн Готтлиб 157,
184,297, 418

Цицерон 195

Шекспир, Вильям 299
Шеллинг, Фридрих Вильгельм

121,413
Шиллер, Фридрих 178

Юм, Давид 152, 153, 164, 170,
176

Якоби, Фридрих Генрих 68,
171, 172, 186, 187, 190, 217,
331

К оглавлению

К тексту

 

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ


Абсолют 96, 216

— как тождественное с собой

270

(см. мера)
Абсолютное 125, 138, 158, 215,

221,270, 400

— как бытие 217

— как единство субъектив-
ного и объективного 212

— как понятие 342

— как чистое количество 242

— как умозаключение 366

— умозаключение 373

(см. время, добро, идея,
конечное, сущность)

Абстрактное 271

— и конкретное 226

(см. бытие, или-или)
Абстракция 161, 169, 197, 220,

223, 264, 269, 277, 305, 348

— чистая 210

(см. материя)
Анализ 150

— и синтез 414
Аналогия 375, 376, 377
Антиномии 166—168, 208, 246,

259

Антропология 102
Апперцепция

— чистая 158
Априорное

— формы 154

(см. мышление)


 

Атеизм 172, 196, 329
atom 239, 249, 250

Безмерность 261
Бесконечное

— доказательство 182

(см. единство, конечное)
Бесконечность

— как отрицательное 303

— дурная 232, 252, 253

— истинная 234, 262

— прогресс в (бесконечный
прогресс) 180, 232, 233,
251—253, 255, 256, 261,302,
304, 332—334, 371, 376, 417
(см. конечность, мир)

Благо 419

— как конечная цель мира
418

— цель 417
Бог 61, 93, 137, 145, 169, 174,

187, 189, 197, 214, 215, 266,

363, 384

— как абсолютный дух 172

— как совокупность всех
реальностей 217

— как субстанция 62, 200, 329

— как сущность 267

— антропатическое представ-
ление 185

— доказательства бытия 86,
144, 146, 170—173, 194—
196, 380—382


437


— отрицание 173

— и дух 197, 198

— и мир 144

(см. материя)
Бытие

— определение 215

— как абстрактное 257

— как видимость 200

— как отрицание 421

— как сущность 262

— как чистое определение
мышления 125

— формы 216

— единичное 400

— наличное 89, 136, 225, 227,
228, 230, 232, 236, 256

— чистое 217

— снятое 290

— в-себе- 229, 268, 303

— -для-другого 229

— для-себя- 230, 234, 236, 237,
239, 241, 256, 378, 408

— и знание 190

— и не-бытие 223

— и ничто 263

— и понятие 175, 338

— и существование 313

— и сущность 213, 263, 264,
266, 268, 287, 339, 340, 355
(см. абсолютное, единст-
во, мышление, противопо-
ложность, тождество, «я»,
явление)

Величина 242, 243, 252, 256

— определение 243

— интенсивная и экстенсив-
ная 250,251

(см.граница)
Вера 75-77, 133. 175, 188,

192—194, 196, 197

(см. мышление, религия)
Вещь 122, 141, 242, 288. 292

— как особенное, всеобщее и
единичное 125


 

— как тотальность 289, 294

— как явление 294

— конечность 280

— свойство 290, 291

— изначальная 331

— конечная 199

— чувственная 187
Вещь-в-себе 119, 134, 161, 163

— познаваемость 288

— и для нас 162
Взаимодействие 334—336
Видимость

— как рефлектирование каж-
дого в другом 276

— как снятое бытие 265

— как существование 295

— как сущность 286

— исчезновения 423

— и сущность 264, 268, 269,

272

(см. бытие, противоречие)
Влечение 393
Внеположность 114
Внутреннее

— определение 307

— и внешнее 117, 118, 307—

312

(см. действительность,

единство)
Возможность (возможное)

— и действительность 315—
317, 320, 321

— и случайность 318

(см. конечность, необхо-
димость, случайное)

Воление 417

Воля 177

— всеобщая 347

—— и мотив 286

(см. мир, случайное, слу-
чайность)

Воспоминание 417
(см. познание)

Восприятие 165


438


— как форма постижения

внешнего мира 150
Время

— абсолютное 270

(см. движение, мир, про-
странство)

Всеобщее 91, 118, 148, 353, 395

— как один из моментов по-
нятия 121,179

— и конкретное 178

— и особенное 93, 99, 177,178,
207, 363

— и противоположность 118
(см. вещь, единичное, ма-
терия, мышление, род,
«я»)

Всеобщность 113, 153, 412

— абстрактная 185, 345

— и особенность 348, 354

— и особенность в суждении
351,352

(см. единичность, жизнь,
мышление, определение,
род)

Гармония

— субъективная 180
Гипотеза 343

Государство 204, 240, 260, 388,
389

— в себе 289
Граница 230

— как величина экстенсивная
249

— как отрицание 231

Движение

— как единство пространства
и времени 390

(см. деятельность, диа-
лектическое)

Дедукция 184, 190, 222, 241

Действительное 174


 

— и внешность 313

— и разумное 314

— и случайное 90
Действительность 90, 296

— как единство внутреннего
и внешнего 314

— как единство сущности и
существования 312

— как содержание филосо-
фии 89

— разумного 89, 90

— и мысль 315

— и случайное 317

(см. возможность, мышле-
ние, необходимость, явле-
ние)

Дефиниция 95, 125, 126, 215,
217, 218, 221, 222,'242, 243,
252, 256, 264, 342, 366,
412-416

—— абстрактная 59
Деятельность

— как движение 327

— целесообразная 396, 397

(см. мышление, цель)
Диалектика 96, 155, 201, 206,

210, 227, 262, 395, 403, 405,

407, 422

— субъективная 205

— и софистика 206, 207

— в природе 208

(см. идея, количество, ко-
нечное, нравственность,
чувства)

Диалектическое

—- как принцип всякого дви-
жения 206

— как скептицизм 205, 210
Добро 176, 179

— как конечная цель мира
180

— абсолютное 399

— и зло 61-63, 130, 131, 143
Догматизм 139


439


Доказательство 157, 182, 416
Долженствование 90, 149, 162,

178, 232, 252, 417
Дух 93, 95, 110, 124, 142

— как абсолютно конкретное
348

— абсолютный 214

— всемирный 79

— и душа 141

(см. бог, природа, снятие,

сущность)
Душа 136, 137, 140, 146, 164

— бессмертие 141

— материальность 165

— простота 148

— и тело 397, 405, 406—407
(см.дух)

Единичное 122, 123, 153

— определение 345

— и всеобщее 118, 174, 358,
361, 371, 389, 403

— и особенное 350, 366, 368,
377

(см. вещь, животное, субъ-
ект, чувственное, явле-
ние)

Единичность 112, 114, 345, 396

— как отрицательная рефлек-
сия 349

— всеобщность 348, 354, 359,

— 388,390
Единство 224, 404

— отрицательное 388

— бытия и ничто 223—225

— внутреннего и внешнего
317

—- жизни и понятия 419

— идеи и бытия 194

— конечного и бесконечного
231

— субъекта и предиката 365

— субъективного и объектив-
ного 398


 

(см. движение, действи-
тельность, идея, материя,
мера, необходимость, ос-
нование, познание, пре-
красное, самосознание,
умозаключение)
Естествознание (естественная
история) 101, 275, 279

Жизнь 226

— как непостижимое 406

— как отрицательное для себя
сущее единство 405

— всеобщность 181

— в себе и для себя 407

— и смерть 181, 232, 409

Закон (законы) 91, 182

— исключенного третьего 277,
279

— основания 282—284

— противоположности 276

— противоречия 193

— различия 273—275

— тождества 276

— тотальности обнаружения

305

(см. мышление)
Знание

— как опосредствование 97

— как факт 191

— непосредственное 89, 96,
191-194

— опосредствованное 192
(см. бытие, философия)

Идеал 178
Идеализм 139, 236

— абсолютный 163, 341

— субъективный 159, 162,297
Идея 313

— как абсолютное 100

— как абсолютное единство
понятия и объективности
399


440


— как бесконечное суждение
404

— как всеобщая субстанция
400

— как единство идеального и
реального 402

— как единство тождества и
различия 403

— как процесс 404, 405

— развитие 160, 218, 219

— абсолютная 419, 420

— абстрактная 400

— врожденная 192, 193

— конкретная 178, 400

— и понятие 348

— и природа 424

(см.цель)
Или-или 362

— абстрактное 205

— рассудочное 191, 238, 279
Индукция 374—376

— скептическая 176

Инобытие 272, 399
(см.отрицание)

Искусство 132, 204, 205, 299

Истина 69, 72, 75—77, 81—84,
88, 109, 126, 127, 132, 133,
169, 178, 183, 186, 191, 194,
214, 339, 344, 356—358,408,
409, 417

— как объективное 119

— как объективность, тожде-
ственная с понятием 401

— как предмет логики 108

— критерий 195, 196, 198

— первоистина 95

— познаваемость 108

— конечная и бесконечная
410

— объективная 66

— философская 71

— и заблуждение 399

— и правильность 357, 401

— и неистинное 301


 

— и противоречие 140


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 183; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!