Не лучше ль Пустить ее на произвол судьбы ... —



То он встал и вышел вон : не смешно ли , сказал он , что пропавшего раба мы не ленимся искать , а добродетель пускаем гибнуть на произвол

268

Судьбы ? Человеку , который спросил , жениться ему или не жениться , он ответил : «Делай что хочешь — все равно раскаешься» . Удивительно , говорил он , что ваятели каменных статуй бьются над тем , чтобы камню придать подобие человека , и не думают о том , чтобы самим не быть подобием камня . А молодым людям советовал он почаще смотреть в зеркало : красивым — чтобы не срамить своей красоты , безобразным — чтобы воспитанием скрасить безобразие .

Однажды он позвал к обеду богатых гостей , и Ксантиппе было стыдно за свой обед . «Не бойся , — сказал он , — если они люди порядочные , то останутся довольны , а если пустые , то нам до них дела нет» . Он говаривал , что сам он ест , чтобы жить , а другие люди живут , чтобы есть . Нестоящую чернь он сравнивал с человеком , который одну поддельную монету отвергнет , а груду их примет за настоящие . Когда Эсхин сказал : «Я беден , ничего другого у меня нет , так возьми же меня самого» , он воскликнул : «Разве ты не понимаешь , что нет подарка дороже ?! » Кто - то жаловался , что на него не обратили внимания , когда Тридцать тираннов пришли к власти ; «Ты ведь не жалеешь об этом ? » — сказал Сократ .

Когда ему сказали : «Афиняне тебя осудили на смерть» , он ответил : «А природа осудила их самих» . ( Впрочем , другие приписывают эти слова Анаксагору .) «Ты умираешь безвинно» , — говорила ему жена ; он возразил : «А ты бы хотела , чтобы заслуженно ? » Во сне он видел , что кто - то ему промолвил :

В третий день , без сомнения , Фтии достигнешь холмистой .

«На третий день я умру» , — сказал он Эсхину . Он уже собирался пить цикуту , когда Аполлодор предложил ему прекрасный плащ , чтобы в нем умереть . «Неужели мой собственный плащ годился , чтобы в нем жить , и не годится , чтобы в нем умереть ? » — сказал Сократ .

Ему сообщили , что кто - то говорит о нем дурно . «Это потому , что его не научили говорить хорошо» , — сказал он в ответ . Когда Антисфен повернулся так , чтобы выставить напоказ дыры в плаще , он сказал Анти - сфену : «Сквозь этот плащ мне видно твое тщеславие» . Его спросили о ком - то : «Разве этот человек тебя не задевает ? » — «Конечно , нет , — ответил Сократ , — ведь то , что он говорит , меня не касается» . Он утверждал , что надо принимать даже насмешки комиков : если они поделом , то это нас исправит , если нет , то это нас не касается .

Однажды Ксантиппа сперва разругала его , а потом окатила водой . «Так я и говорил , — промолвил он , — у Ксантиппы сперва гром , а потом дождь» . Алкивиад твердил ему , что ругань Ксантиппы непереносима ; он ответил : «А я к ней привык , как к вечному скрипу колеса . Переносишь ведь ты гусиный гогот ? » — «Но от гусей я получаю яйца и птенцов к столу» , — сказал Алкивиад . «А Ксантиппа рожает мне детей» , — отвечал Сократ . Однажды среди рынка она стала рвать на нем плащ ; друзья советовали ему защищаться кулаками , но он ответил : «Зачем ? чтобы мы лупили друг друга , а вы покрикивали : «Так ее , Сократ ! Так его , Ксантиппа ! » ? » Он говорил , что сварливая жена для него — то же , что норовистые кони для наездников : «Как они , одолев норовистых , легко справля -

269

Ются с остальными , так и я на Ксантиппе учусь обхождению с другими людьми» .

За такие и иные подобные слова и поступки удостоился он похвалы от пифии , которая на вопрос Херефонта ответила знаменитым свидетельством : «Сократ превыше всех своею мудростью» .

За это ему до крайности завидовали , тем более что он часто обличал в неразумии тех , кто много думал о себе . Так обошелся он и с Анитом , о чем свидетельствует Платон в «Меноне» ; а тот , не вынесши его насмешек , сперва натравил на него Аристофана с товарищами , а потом уговорил и Мелета подать на него в суд за нечестие и развращение юношества . С обвинением выступил Мелет , речь говорил Полиевкт ( так пишет Фаворин в «Разнообразном повествовании» ), а написал ее софист Поликрат ( так пишет Гермипп ) или , по другим сведениям , Анит ; всю нужную подготовку устроил демагог Ликон . Антисфен в «Преемствах философов» и Платон в «Апологии» подтверждают , что обвинителей было трое — Анит , Ликон и Мелет : Анит был в обиде за ремесленников и политиков , Ликон — за риторов , Мелет — за поэтов , ибо Сократ высмеивал и тех , и других , и третьих . Фаворин добавляет ( в I книге «Записок» ), что речь Поликрата против Сократа неподлинная : в ней упоминается восстановление афинских стен Кононом , а это произошло через 6 лет после Сократовой смерти . Вот как было дело .

Клятвенное заявление перед судом было такое ( Фаворин говорит , что оно и посейчас сохраняется в Метрооне ): «Заявление подал и клятву принес Мелет , сын Мелета из Питфа , против Сократа , сына Софрониска из Алопеки : Сократ повинен в том , что не чтит богов , которых чтит город , а вводит новые божества , и повинен в том , что развращает юношество : а наказание за то — смерть» . Защитительную речь для Сократа написал Лисий ; философ , прочитав ее , сказал : «Отличная у тебя речь , Лисий , да мне она не к лицу» , — ибо слишком явно речь эта была скорее судебная , чем философская . «Если речь отличная , — спросил Лисий , — то как же она тебе не к лицу ? » — «Ну , а богатый плащ или сандалии разве были бы мне к лицу ? » — отвечал Сократ .

Во время суда ( об этом пишет Юст Тивериадский в «Венке» ) Платон взобрался на помост и начал говорить : «Граждане афиняне , я — самый молодой из всех , кто сюда всходил ... » , но судьи закричали : «Долой ! Долой ! » Потому Сократ и был осужден большинством в 281 голос . Судьи стали определять ему кару или пеню ; Сократ предложил уплатить двадцать пять драхм ( а Евбулид говорит , что даже сто ). Судьи зашумели , а он сказал : «По заслугам моим я бы себе назначил вместо всякого наказания обед в Пританее» .

Его приговорили к смерти , и теперь за осуждение было подано еще на 80 голосов больше . И через несколько дней в тюрьме он выпил цикуту . Перед этим он произнес много прекрасных и благородных рассуждений ( которые Платон приводит в «Федоне» ), а по мнению некоторых , сочинил и пеан , который начинается так :

Слава тебе , Аполлон Делиец с сестрой Артемидой !

270

[Впрочем, Дионисодор утверждает, что пеан принадлежит не ему.) Сочинил он и эзоповскую басню, не очень складную, которая начинается так:

Некогда молвил Эзоп обитателям града Коринфа: Кто добродетелен, тот выше людского суда.

Так расстался он с людьми. Но очень скоро афиняне раскаялись: они закрыли палестры и гимнасии, Мелета осудили на смерть, остальных — на изгнание, а в честь Сократа воздвигли бронзовую статую работы Ли-сиппа, поместив ее в хранилище утвари для торжественных шествий; а когда Анит приехал в Гераклею, гераклейцы в тот же день выслали его вон. И не только за Сократа, но и за многих других приходилось раскаиваться афинянам: с Гомера они (по словам Гераклида) взяли 50 драхм пени, как с сумасшедшего; Тиртея называли помешанным; и из всех Эсхиловых товарищей первым воздвигли бронзовую статую Астидаманту. Недаром Еврипид укоряет их в своем «Паламеде»:

...Сгубили, сгубили вы Соловья Аонид, премудрого, не преступного.

Вот как об этом пишут; впрочем, Филохор утверждает, что Еврипид умер раньше Сократа.

Родился он (как сообщает Аполлодор в «Хронологии») при архонте Апсефионе, в четвертый год 77-й олимпиады, шестого Фаргелиона, когда афиняне совершают очищение города, а делосцы отмечают рождение Артемиды. Скончался он в первый год 95-й олимпиады в возрасте 70 лет. <...>

КНИГА ВОСЬМАЯ 1. ПИФАГОР

Теперь, когда мы обошли всю ионийскую философию, что вела начало от Фалеса, и упомянули в ней всех, кто достоин упоминания, перейдем к философии италийской, которой положил начало Пифагор , сын Мнесарха — камнереза, родом самосец (как говорит Гермипп) или тир-ренец (как говорит Аристоксен) с одного из тех островов, которыми завладели афиняне, выгнав оттуда тирренцев. Некоторые же говорят, что он был сыном Мармака, внуком Гиппаса, правнуком Евтифрона, праправнуком Клеонима, флиунтского изгнанника, и так как Мармак жил на Самосе, то и Пифагор называется самосцем.

Переехав на Лесбос, он через своего дядю Зоила познакомился там с Ферекидом. А изготовив три серебряные чаши, он отвез их в подарок египетским жрецам. У него были два брата, старший Евном и младший Тиррен, и был раб Замолксис, которого геты почитают Кроносом и приносят ему жертвы (по словам Геродота). Он был слушателем, как сказано, Ферекида Сиросского, а после смерти его поехал на Самос слушать Гер- I

I

Модаманта , Креофилова потомка , уже старца . Юный , но жаждущий знания , он покинул отечество для посвящения во все таинства , как эллинские , так и варварские : он появился в Египте , и Поликрат верительным письмом свел его с Амасисом , он выучил египетский язык ( как сообщает Антифонт в книге «О первых в добродетели» ), он явился и к халдеям и к магам . Потом на Крите он вместе с Эпименидом спустился в пещеру Иды , как и в Египте , в тамошние святилища , и узнал о богах самое сокровенное . А вернувшись на Самос и застав отечество под тираннией Поликрата , он удалился в италийский Кротон ; там он написал законы для италийцев и достиг у них великого почета вместе со своими учениками , числом до трехсот , которые вели государственные дела так отменно , что поистине это была аристократия , что значит «владычество лучших» .

О себе он говорил ( по словам Гераклида Понтийского ), что некогда он был Эфалидом и почитался сыном Гермеса ; и Гермес предложил ему на выбор любой дар , кроме бессмертия , а он попросил оставить ему и живому , и мертвому память о том , что с ним было . Поэтому и при жизни он помнил обо всем , и в смерти сохранил ту же память . В последствии времени он вошел в Евфорба , был ранен Менелаем ; и Евфорб рассказывал , что он был когда - то Эфалидом , что получил от Гермеса его дар , как странствовала его душа , в каких растениях и животных она оказывалась , что претерпела она в Аиде и что терпят там остальные души . После смерти Евфорба душа его перешла в Гермотима , который , желая доказать это , явился в Бранхиды и в храме Аполлона указал щит , посвященный богу Менелаем , — отплывая от Трои , говорил он , Менелай посвятил Аполлону этот щит . а теперь он уже весь прогнил , оставалась только обделка из слоновой кости . После смерти Гермотима он стал Пирром , делосским рыбаком , и по - прежнему все помнил , как он был сперва Эфалидом , потом Евфорбом , потом Гермотимом , потом Пирром . А после смерти Пирра он стал Пифагором и тоже сохранил память обо всем вышесказанном .

Некоторые говорят вздор , будто Пифагор не оставил ни одного писаного сочинения . Но сам физик Гераклит чуть не в голос кричит : «Пифагор , сын Мнесарха , превыше всех людей занимался изысканиями и , отобрав эти сочинения , создал свою мудрость , свое многознание , свое дурнописание» . Так он судит потому , что сам Пифагор в начале сочинения «О природе» пишет : «Нет , клянусь воздухом , которым дышу , клянусь водой , которую пью , не приму я хулы за эти слова ... » В действительности же Пифагором написаны три сочинения — «О воспитании» , «О государстве» и «О природе» . А сочинение , приписываемое Пифагору , принадлежит Лисиду , тарентскому пифагорейцу , который бежал в Фивы и был учителем Эпаминонда . Далее , Гераклид , сын Сарапиона , в «Обзоре Со - тиона» утверждает , что Пифагор написал , во - первых , книгу в стихах «О целокупном» , во - вторых , «Священное слово» , которое начинается так :


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 227; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!