В чем отличие киников от киренаиков ?



В чем секрет известности Диогена Синопского ?

Что такое этика в понимании Аристотеля ?

Какие добродетели выделял Аристотель ?

Каково соотношение в античной философии между знанием , удовольствием и добродетелью ?

' Теории личности в западно-европейской и американской психологии ра, 1996. —С. 426.

— Сама-

209

Какие этические проблемы возникают в связи с развитием современных технологий ?

Как соотносятся понятия необходимости и ответственности ?

Как соотносятся понятия свободы и ответственности ? 10. Как соотносятся права и ответственность человека ?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Антология кинизма / под ред. А. А. Тахо-Тоди. — М, 1984.

Антология мировой политической мысли: в 5 т. — М, 1996. — Т. 1.

Аристотель. Большая этика; Этика Никомахова // Этика. — М., 2012.

Гегель Г. Энциклопедия философских наук: в 3 т. — М., 1975. — Т. 1.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. — М.г 2011.

МаслоуА. На подступах к психологии бытия. — Киев, 2003.

Панарин А. С. Политология. — М, 2001.

Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. — М, 1992.

Теории личности в западно-европейской и американской психологии / сост. Д.Я.Райгородский. — Самара, 1996.

Гл а в a 16

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Что изучает социальная философия ?

Социальной философией называется раздел философии, имеющий дело с философским изучением человеческого общества. В его предмет входит обсуждение таких вопросов, как: Что такое общество? Какова его структура? Каково происхождение государства? Каким должно быть наилучшее общественное устройство? и т.п.

Первоначально в сферу социальной философии входило рассмотрение всех социальных вопросов, но по мере формирования общественных наук, таких как социология, политология, этнография и других, отдельные социальные вопросы переходили из философии в эти науки. Данный процесс аналогичен тому, который проходил в изучении природы. До возникновения естественных наук все вопросы изучения природы входили в сферу философии, а затем философия постепенно отдавала их естествознанию. То же характерно для социальной философии. Но некоторые наиболее основополагающие социальные вопросы, проблемы методологии социального познания остаются предметом социальной философии.

В рамках социальной философии наибольшее развитие получило: 1) создание утопических социальных систем, выражающих идеалы данного философа; 2) изучение реальных типов социальных систем и их развитие.

Идеальное государство как семья : Конфуций

Крупнейшим мыслителем Китая и автором первого социального утопического проекта был Конфуций. Он считал, что идеальное государство должно строиться по аналогии с хорошей семьей. Го-

211

сударство, по Конфуцию, должно напоминать большую семью, в которой правитель, как отец, заботится о подданных, а подданные почитают его и любят друг друга, как братья. Конфуций уподоблял государство живому организму: «Правитель в столице страны как сердце в теле [человека]»1. Отголоски подобных представлений дошли до наших дней, когда правителя называют «царь-батюшка», «отец родной», ко всем гражданам обращаются «товарищ», а в монастырях друг к другу «брат» и «сестра».

Государство необходимо, по Конфуцию, для справедливого и достойного существования людей, которые разделены на чиновников и простолюдинов, занимающихся соответственно умственным и физическим трудом. «Тот, кто является правителем над людьми, озабочен [мыслями о судьбе страны], но не трудится [физически]; народ же трудится [физически], однако не озабочен [такими мыслями]»2. Конфуций сформулировал принцип социальной гармонии: «Верхи [должны] добросовестно заботиться о низах, а низы [должны] честно служить верхам»3. Тогда образуется «моральное согласие».

Правильное управление государством — основа благосостояния народа. Во главе государства должны стоять мудрые люди, а самые лучшие правители — это совершенномудрые, которые от рождения несут в себе знание, дарованное им небом, и передают его людям. Правитель должен быть «величественным, но не заносчивым; строгим, но не жестоким»4.

Искусство управления заключается в «исправлении имен», т.е. в том, чтобы каждого поставить на должность, на которой он способен приносить наибольшую пользу государству. Требование «исправления имен» означает, что правителем должен быть человек, могущий править, слуга же должен служить и быть способен к этому; отец должен исполнять обязанности отца, сын — сына и т.д. Если «имена неправильны, речь противоречива; когда речь противоречива, дела не завершаются успехом; когда дела не завершаются успехом, не процветают правила поведения и музыка; когда не процветают правила поведения и музыка, наказания и штрафы налагаются неправильно; народу некуда поставить ноги и положить руки»5.

1 Древнекитайская философия: в 2 т. / сост. Ян Хин Шун. — М., 1972. — Т. 1. — С. 22.

2 Там же. — С. 21— 22.

3 Там же. — С. 15.

4 История китайской философии / под ред. М.Л.Титаренко. — М., 1989. — С. 74.

5 Луньюй. — Гл. 16.

212

Свое учение об идеальном государстве Конфуций создавал в полемике с так называемыми «законниками», социальной школой, представители которой считали, что залог благосостояния и могущества государства в хороших законах. Возражая «законникам», Конфуций говорил, что хорошие законы без добродетелей у членов общества не приведут к социальной гармонии, так как население будет уклоняться от их исполнения, в то время как высокий уровень нравственности гарантирует процветание государства без наличия строгих законов. Современный философ К.Поппер пишет, что невозможно создать институты, «которые работали бы независимо от того, какие люди их обслуживают»1. Невозможно идеальное общественное устройство без идеального человека. Две проблемы — социального и личностного прогресса — тесно связаны друг с другом и неразрешимы одна без другой. Это хорошо понимал самый известный китайский философ.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 1358; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!