Соотношение абсолютной и относительной истины



Какое-либо утверждение может соответствовать действительности или не соответствовать и быть таким образом истинным или ложным. Практический опыт свидетельствует о наличии двух вариантов, один из которых правилен. Например, дождь идет или не

191

идет. Одно из утверждений верно, другое — нет. Если дождь идет, то можно использовать зонтик, если нет — он не нужен.

Мы знаем, что такой дуальный подход по принципу «да — нет» не всегда верен, хотя бы потому, что существуют промежуточные состояния, когда мы сомневаемся, есть дождь или нет и раскрывать зонтик или нет. Порой мы сомневаемся так же, кончился дождь или нет, выставляем руку из-под зонтика, чтобы это определить; решаем, что дождь кончился, складываем зонтик, потом открываем его снова... Мы можем ошибиться, но цель остается неизменной — найти истину, и мы верим, что это возможно.

Так мы поступаем в сфере практики, к которой достаточно приспособились. Сложнее дело с истиной обстоит в том случае, если познание выходит за сферу практики. Недаром говорят, что практика — критерий истины. Вот мы вышли за сферу обычной практики в область теории, и здесь может оказаться, что истины этих двух сфер противоречат друг другу. То, что в одной сфере привычно считается истиной, не является таковой в другой. Например, люди считали истиной, что Солнце вращается вокруг Земли, видя, что каждый день Солнце всходит и заходит. И вот Н.Коперник создает гелиоцентрическую систему мира, в которой не Солнце вращается вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца. Истина теоретическая оказывается противоречащей истине практического опыта. Утверждение, признававшееся истинным, оказывается ложным.

Истина с течением времени обнаруживает свою ложность, если мы вынуждены признать истинным иное утверждение. Неизменным остается только стремление познать истину. Человек, конечно, стремится познать истину в абсолютном смысле — как неизменную и ни от чего не зависящую, но он должен себе ясно представлять, что все конкретные результаты познания представляют собой истину относительную, причем на бесконечном пути познания относительная истина может не только уточняться и усовершенствоваться, но и быть отброшена как ложная. Это относится и к философским утверждениям.

Можно сделать вывод: познание бесконечно в смысле стремления к абсолютной истине. На смену сомнению приходит уверенность, что абсолютная истина достигнута в рамках великой философской системы как результат синтеза относительных истин. Но через какое-то время сомнение снова берет верх и наступает торжество скептицизма.

Познание в этом смысле аналогично самой жизни. Мы живем, и великая философская система живет. Но наступает момент смерти, и мы умираем. Так же и философские системы. Разница

192

в том, что духовные произведения не исчезают, а подвергаются сомнению. Умирает вера в них как в абсолютную истину. Это относится к конкретным произведениям, как смерть относится к конкретному индивиду. Но само понятие абсолютной истины остается, как остается смерть, убивающая все живое. В объективной реальности имеет место диалектика жизни и смерти, а в познании — диалектика относительной и абсолютной истины. И если неизбежность смерти не дает оснований говорить, что жизни нет, то и неизбежность сомнения в абсолютной истине не дает оснований говорить, что абсолютная истина отсутствует или что она недостижима. Как момент смерти содержится в жизни, так и момент гибели содержится в претензиях философии на абсолютную истину, и в этом смысле прав Платон, утверждавший, что философствование есть медленное умирание. В философских произведениях содержится момент их гибели, как в жизни — момент смерти. В этом смысле сомнение неизбежно в философии. Абсолютное присутствует в мире как абсолютное только в смысле абсолютности гибели всего существующего. Но даже и это утверждение не будет абсолютной истиной.

Соотношение истин

В различных отраслях культуры

Каждая отрасль культуры обладает своим представлением о том, что такое истина и как ее достичь, своими методами познания. Соответственно можно выделить мистическую, художественную, мифологическую, философскую, религиозную, научную, идеологическую истины. Все они отличаются своим строением. Рассмотрим структуру некоторых видов истины.

Философская истина имеет структуру, которую можно представить в виде следующей формулы:

Ф.и. = И + Р(П + Л + Д), где Ф.и. — философская истина, И — интуиция, Р — рациональность, П — понятийность, Л — логичность, Д — дискурсивность.

О том, что философия — первая в истории рациональная отрасль культуры, говорилось в главе 1. Но рациональность — часть философской истины. В основе ее лежат интуитивные положения, которые не объяснимы рационально сами по себе. Это допущения о материи, идее, сущности, субстанции и т.д., что Декарт назвал «врожденными идеями», а Платон — идеями, которые душа воспринимает в мире идей, а потом вспоминает в течение жизни, ис-

193

пытывая к ним платоническую (или, как ее назвал Спиноза, интеллектуальную) любовь. Данные интуитивные положения могут быть разными у различных людей, и их различия определяют отличия философских систем и учений. К примеру, представление о мире идей Платона, трансцендентальный мир понятий Канта, тождество бытия и мышления Шеллинга и Гегеля и т.д.

Различие основных философских интуиции потому определяет различие философских систем, что вторая, рациональная часть философской истины в принципе одинакова у всех философов, строясь на одних и тех же законах логики, методах формулирования понятий и способах рассуждения. Так как отсутствуют объективные методы сравнения исходных интуиции, то отсутствует и общезначимый критерий истинности философских систем. Сравнивать можно только рациональную часть философских учений.

Иначе выглядит структура научной истины. Она совпадает в своей второй рациональной части с философской истиной (что порой приводит к тому, что научную истину отождествляют с философской), но отличается своей первой частью и схематически выглядит так:

Н.и. = Э + Р(П + Л + Д), где Н.и. — научная истина, Э — эмпирическая информация, получаемая органами чувств.

Соответственно, структуру религиозной истины можно представить формулой:

Р. и. = И + В, где В — вера.

Как видим, вера здесь заменяет рациональность. Такова же структура мистической и мифологической истин. В идеологической истине место веры занимает интерес.

Об истине в искусстве можно говорить с большой долей условности, поскольку отсутствуют ее общезначимые критерии.

Третий круг истории философии был определен нами как научная философия, поскольку главным стержнем его развития было осмысление научного познания. Вопросы гносеологии вышли в Новое время на первый план, и в их рамках большое значение приобрела методология научного исследования. Результаты, полученные в этой области, заслуживают особого рассмотрения.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Что изучает гносеология ?


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 728; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!