ИСТОРИЯ ГОНЕНИЙ В АФРИКАНСКОЙ ПРОВИНЦИИ 16 страница



(V, 10) И вот собранные все вместе служители Христовы, не сломленные, хотя спины им секли бичами, отправляются в изгнание. Но не только это суждено им было терпеть в течение всего долгого пути, ибо сопровождать их назначены были епископы-ариане. Люди безжалостные и бесчестные, в случае если кто-то из христианского милосердия, желая помочь изгнанникам, принес бы им пищи, те тотчас жестоко отнимали ее. Но и тогда каждый из христиан лишь с еще большим рвением пел: «Наг вышел я из чрева матери моей; и нагому надлежит мне идти в изгнание, ибо ведомо Господу, как подать пищу голодным и дать им приют в пустыне».

Двое же вандалов, исповедников, приближенных к Гей-зериху, бывшие в числе сопровождающих его матери, презрев все богатства свои, с теми служителями отправились в изгнание.

В то время к сонму изгнанных исповедников, служителей Карфагенской церкви, после гибели чтеца40 Теухария, присоединился некто, знающий тех, которые обладают

159

сильными голосами и способностью к мелодичному пению. По его собственному распоряжению отобрали 20 детей, которые в то время, когда он еще был католиком, находились в числе его учеников. И вот этот, прибыв внезапно, с поспешностью посылает мулов, и 12 мальчиков насильно увлекает прочь бесчинство варвара. Так удалены были тела их, но не души, от стада святого: те же, кто, страшась погибели, со слезными вздохами умоляли не уводить их, были, связанные по рукам и ногам, присоединены к своим товарищам: отделенные таким образом свирепостью еретика, они были вновь призваны в Карфаген, где над ними нависла угроза убийства. В то время как с ними, хотя и такими маленькими по возрасту, обращались отнюдь не ласково, нашлись такие, что были старше своих лет, и, дабы не уснуть сном смертным, зажгли они свечу евангельского света. Из-за этого бросило ариан в дикую ярость, и покрылись они краской стыда, т.к. были они побеждены детьми малыми, поэтому, рассвирепев, приказали они тотчас же связать их крепко-накрепко веревками и спустя несколько дней запороли насмерть. Рана на рану, вновь и вновь возобновлялась кровавая пытка. С Божией помощью стало так, что тот, кто мал, не был слаб, терпя боль, и возвысился дух необычайно, укрепленный в вере. Карфаген, изумившись, теперь почитает их и взирает на сонм 12 мальчиков, словно на 12 апостолов: вместе жили они, вместе пели псалмы, вместе обрели славу во имя Господа.

В те дни и два купца41, Фрументий и другой Фрументий, из того города блистательным мученичеством были увенчаны. В то время и 7 братьев не природой, но милостью, вместе в монастыре находившиеся, совершенным сражением за исповедание веры достигли неувядаемого венца. Это авва Либерат, диакон Бонифаций, субдиакон Рустик, субдиакон Серв, монах Рогат, монах Септим, монах Максим42.

(V, 11) Как раз в это время жестоко неистовствовали епископы, пресвитеры и клирики ариан вместе с царем и вандалами: перепоясанные мечами, они сновали везде со своими клириками, стремясь самолично принять участие в расправах. Был, к примеру, среди них один епископ по имени Антоний, который был свирепее прочих и творил столь нечестивые и невероятные злодеяния, что наши не могли и передать. Было это в одном городе, ближе всего расположенном к пустыне, по соседству с провинцией Триполитания.

160

Он, словно ненасытная тварь, жаждущая крови католиков, урча, сновал там и сям, ища, кем бы поживиться. Нечестивый же Гунерих, зная о жестокости Антония, решил сослать святого Евгения в самую пустыню. Когда Антоний принял его с приказом охранять, то окружил его настолько плотным кольцом стражи, что никому не было позволено войти к нему, да еще и замыслил уморить его всяческими кознями, муками и пытками. Но святой Евгений, пока оплакивал беды, обрушившиеся на наши головы вместе с гонениями, и растирал старческое тело шероховатой власяницей, лежа на сырой земле, орошал ложе из собственного вретища потоками слез, в конце концов почувствовал жестокую болезнь — паралич. Получив известие об этом, арианин, клокоча от ярости, поспешно бросился к ложу изгнанника, Божьего человека; и когда увидел, что тот и вправду, придавленный болезнью, лепечет что-то, заикаясь, сразу же задумал уморить того, кого не смог победить. Приказал он сыскать кислого винца — самого кислого, уже перебродившего, когда было принесено оно, влил он его в уста почтенного старца, в уста противящиеся, отвергающие. Ведь если Господь вездесущий, который пришел для того, чтобы испить, попробовав, пить не захотел, то как же стал бы противиться этот раб Божий, верный христианин, если бы не влил ему вино жестокий еретик! Как раз из-за этого вина и случилось у больного ухудшение; впоследствии спешащая на помощь милость Господа милосердно исцелила его.

(V, 12) Какие терзания, подобно нашему изгнанному епископу, перенес Хабетдей из Тамаллума43, где тоже побывал Антоний, покажут сами факты. Ибо после того, как он измучил его всевозможными притеснениями и не смог сделать арианином и увидел, что тот — настоящий воин Христа, который при любых обстоятельствах останется верен своему вероисповеданию, то пообещал он своим: «Если не обращу его в нашу религию, то я не Антоний». Но когда стало ясно, что не сдержать ему своего обещания, по наущению дьявола он замыслил иное. Тугими путами он стянул епископа, связав его по рукам и ногам, заткнув ему рот, чтобы не мог тот ничего связано прокричать, и разбрызгал воду над телом, думая, что перекрестил его заново: словно был он в силах связать совесть так же, как и тело, или словно не было при этом того, кто слышит стон узников и видит потаенные уголки души, или будто бы лживая водица могла

161

превозмочь твердое намерение и волю Божьего человека, который, пожиная урожай слез, уже отправил послание на небо. А тот тотчас же освободил его от оков и начал таким голосом, что можно было подумать, будто он очень рад: «Ну вот, брат Хабетдей, стал ты нашим, настоящим христианином. Да и раньше что же ты мог еще поделать, кроме как согласиться с волей царя?» А Хабетдей ему: «Там, Антоний, и есть смертный приговор, где, нечестивец, достигается добровольное согласие. Я же тверд в вере моей и часто обращался к Господу, исповедуясь в том, во что верую и верил, и защищался молитвой. Но и после того как ты сковал меня цепями и заткнул мне рот, в храме сердца моего составил я послание, и ангелы записали, что творится злодеями, и переслал я это Господу моему, чтобы читал он это».

(V, 13) И было это зверство и тирания по всей земле. Ибо вандалы получили приказ повсюду хватать попадающихся им на пути и вести к своим священникам. И сгубив души их мечом водицы лживой, давали им свидетельство в отступничестве — запись при свидетеле, чтобы где-нибудь не подверглись они еще раз такому же насилию, т.к. нельзя было никуда пройти ни частному лицу, ни обремененному делами, если не подтвердят они, несчастные, смерти своей этим свидетельством, о котором предупреждал Христос уже прежде через откровение рабу своему Иоанну: «Никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание или имя зверя на челе своем и руке своей»44. И епископы и пресвитеры их45 вместе с отрядами вооруженных людей ночью окружали селения и города и врывались в дома, презрев чужой порог, неся воду и меч — похитители душ! И кого находили в доме — иных сонных в постелях — разбрызгивали воду огненным дождем, дьявольскими голосами клича их «своими христианами», так что превращали в игрище свою, а не чужую веру. Кто был не так крепок и несведущ, считал, что совершено было святотатство, более понятливые радовались — ведь не было вреда им, т.к. творили это без их ведома, когда они спали. Многие тогда посыпали пеплом головы свои, одни из-за того, что случилось, закутывались в траурные одежды, другие же раздирали полотно, наложенное насильно, по нитке и, движимые верой, выбрасывали в отхожие места и помойки.

(V, 14) Мы сами видели, с какой жестокостью там, в Карфагене, по приказу Кирилы отрывали от родителей, людей

162

знатных, сына лет семи; мать бежала за схватившими его по всему городу, забыв о подобающем ей приличии, с распущенными волосами, ребенок кричал изо всех сил: «Я христианин, я христианин, во имя святого Стефана46, я христианин!» Заткнув ему рот, затянули они невинное дитя в омут.

Есть свидетели, что и с детьми почтенного лекаря Либе-рата поступили так же. Ибо когда было отдано распоряжение отправить его по указу царя с женой и детьми в изгнание, замыслили ариане-нечестивцы отделить от родителей детей малых, но, даже взывая к отеческому чувству, не смогли они сломить мужество родителей. И вот — разлучают их с милыми сыновьями. И уже слезы готовы хлынуть из глаз Либерата, но осудила его жена, и тотчас же, по пути к выходу, высохли у него слезы. Ведь даже жена его сказала: «И ради сыновей, Либерат, намерен ты погубить свою душу? Считай, что они не были детьми, так как, конечно, Христос намерен призвать их в себе. Разве не видишь ты, как кричат и восклицают они: "Христиане мы"»? Нельзя умолчать о том, как вела себя эта женщина перед судьями. Когда она и ее муж содержались в тюрьме под охраной отдельно, так что вовсе не видели друг друга, стали передавать ей и нашептывать: «Оставь, мол, твердость свою, вот муж твой подчинился царской власти и стал христианином по-нашему». «Увижу его и совершу я то, на что воля Господня», — отвечает она. И тогда выводят ее из тюрьмы, и обнаруживает она мужа своего связанным, стоящим вместе с огромной толпой перед помостами, и, чуя, что верно все, что изображали недруги, вцепилась она рукой в его одежду у самого горла, и на виду у всех стала душить, говоря: «Сгинь и будь проклят, недостойный милости и милосердия Господа! Возжелал ты славы на миг и вечной погибели! Но зачем это тебе? Чем поможет тебе золото, чем серебро? Разве избавят тебя они от геенны огненной?» Наговорила и многое другое. Ей муж отвечает: «Ты что позволяешь себе, женщина? Что привиделось тебе? Или, видно, наслушалась ты обо мне? Я, Господь свидетель, был и остаюсь католиком, и не смогу никогда отказаться от того, во что верю». Тут еретики, осознав, что обман их раскрыт, ничем уже не смогли его приукрасить.

(V, 15) И так как жестокость их была чудовищной (о ней мы рассказали лишь вкратце), многие, убоявшиеся ее, прятались в пещерах, другие, и мужчины, и женщины без разбору, в пустынных местах и там, не получая никакой

163

помощи, без хлеба, побежденные голодом и холодом, испускали свой изможденный, истерзанный дух, посреди скорби и бедствий взявшие с собой лишь свое ничем не тронутое блаженство, даруемое верой. Так, в пещере Зиквенской горы47 был найден пресвитер Кресконий из Мизейтаны48, душа которого давно отлетела от тронутого уже тлением тела.

(V, 16) И так как мы уже начали говорить о пресвятом Хабетдее, продолжим. Отправился он тогда в Карфаген, решив получить доступ к нечестивому царю, чтобы открыть и народу свои убеждения, о которых Святой Троице всегда было известно, — лишь ее он признает, — и Антоний не смог удержать его, оробев. А тот поднес нечестивцу-царю грамоту с такими примерно словами: «Я спрашиваю: зачем поступаете так с уже сосланными? Зачем сражаетесь с теми, кого отправили уже в изгнание? Вы отняли у них средства к существованию, лишили церквей, отечества, дома; лишь одна душа осталась, и ее стремитесь вы пленить! О времена, о нравы! Весь мир понимает это, видит и тот, кто нас преследует. Если то, чего вы придерживаетесь, называется верой, зачем гоните и преследуете так приверженцев истинной веры? Что вам от нашего изгнания, что вы можете еще сделать с лишенными всего в мире, чья жизнь навек во Христе? Пусть тем, кого вы гоните с глаз людских долой, будет хотя бы позволено радоваться общению с дикими зверями». Пока служитель Господа говорил все это — и кому! — преступному тирану нашептали сказать ему: «Ступай к нашим епископам, и пусть они тебе скажут, чему следовать, т.к. сами знают, какую власть они надо всем имеют в этом деле». Уж кого-кого, а Антония, прекрасно знающего, чем он сможет больше всего угодить царю-нечестивцу, это обстоятельство уже не могло образумить в его безумии. Но епископ Ха-бетдей все-таки предпочел возвратиться к месту ссылки, радуясь, что не запятнал своей чистой совести.

(V, 17) Как раз тогда случился невероятный голод, который стал опустошать всю Африку равно свирепо. Ни разу не было дождя, ни капли не упало с неба: и это было не случайно, но наверняка по справедливой воле Господа, так как именно там, где из-за неистовства ариан пузырилось море нечистот, огня и серы, было отказано в том, что всегда было в изобилии — в дожде, всепрощающей милости Господней. Бледно-желтой оставалась земля. Виноградник, всегда тенистый, не был укрыт от жары витой лозой, оплетенной ли-

164

стьями; посевы не зазеленели и не покрыли землю зеленым дерном; обычно зеленая, изобилующая листвой и радостным убранством олива не давала больше укрытия; заросли плодовых деревьев на тучной земле не дали ни усыпанных цветами ветвей, ни плодов после, как обычно бывало. И было мрачно и страшно все, и бедствие, подобное чуме, охватило всю Африку. Ни людям, ни животным не дала земля ни травки зеленой, ни росточка. Иссохли русла рек, чей напористый поток бурлил прежде, обрушиваясь вниз; высохли и извилистые ручейки, никогда не иссякавшие прежде. Овцы и волы все, и также полевые звери, как и дикие лесные, — притом что все шло в пищу — совсем нигде не видны были. И там, где ненароком появлялся травянистый дерн на влажной насыпи, он начинал приобретать цвет почти сена, скорее блеклый, чем здоровый и сочный; и тотчас же был тут как тут обжигающий, огненный порыв ветра, своей сухостью иссушающий все вокруг: пыльная буря обволакивала всю землю, припекая ее под жарким небосводом.

Никакой торговли в то время не велось; ни одного пласта земли не перевернул, надрезав, плуг, запряженный молодыми бычками, потому что не было больше живых бычков, и не осталось ни одного стойла. Но гибли и деревенские жители, иногда — селами, и те, кто случайно пережили это, стали искать могилы потом. Ведь, как мы уже сказали, ни торговли не было, как обычно бывало, ни обработки земли, как положено; и поэтому вереницы людей — похоронные шествия — из людей молодых и стариков, юношей и подростков, детей — мальчиков и девочек — можно было видеть на каждом шагу: хоронили, где могли, как могли, обходя города. Обратившиеся назад, как неверный лук, и разгневавшие Бога у вод противоречия претерпевали голод, как собаки, но не для того, чтобы потом нажрались они хлеба, а чтобы поняли они, сколь велик гнев Святой Троицы, отрицавшейся ими. Одни разбрелись по полям, другие уходили в глубь лесов в поисках древних корней и трав и прочего мусора. Иные, пытаясь выйти из дома, падали на самом пороге, ослабевшие от голода, и лежали кучами; мостовые и пешеходные улочки, заполненные на каждом шагу телами мертвых и испускающих дух, просто убивали живых своим тошнотворным запахом. Теперь нигде не было недостатка в умерших, которых надо было хоронить, и не было доблестных, которые взялись бы за это из сострадания, ибо

165

сил хоронить у живых не было: голод победил, и они сами готовились уже умирать. Горы и холмы, городские площади, дороги и улицы кругом готовили одну огромную могилу всем, кому голод, заставляющий есть траву, отказал в жизни.

Сами же вандалы, которых добыча из множества провинций и Африка, которую они удерживали, сперва сделали богатыми49 (что и после этого случалось не раз), мучились скорее от великой бедности: чем больше мнили они о себе и гордились, заимев рабов, тем больше потеряли они, обнищав из-за мучительного голода. Никто никого не удерживал — ни отец сына, ни муж жену, ни жена мужа, ни господин собственного раба; но всякий, кто уходил — не туда, куда хотел, а туда, куда был в силах, — или хирел мало-помалу, или вовсе никогда не возвращался. Толпа несчастных вынуждена была столпиться у самого Карфагена: пока стекались туда кучками все еще живые трупы, царь, увидев груду мертвецов, которых нужно вносить, приказал тотчас же выгнать их всех из города, чтобы контакт с ослабевшими не уготовил могилу всем, в том числе и его войску. Поэтому велел он отозвать кое-кого и из провинций и дворцов; но некому было возвращаться — всякий носил на лице своем печать могилы. И потому стала возможной такая погибель перекрещенных, что, в то время как обещали ариане конец этой жизни, этого не случилось, и наступила вторая смерть, следующая за первой. И такую власть возымел голод, что места, прежде многолюдные, после того как вымерли их обитатели, погрузились в глубокий покой, и лишь голые стены торчат там ныне посреди гробового молчания.

(V, 18) Но теперь-то зачем я задерживаюсь на том, чего объяснить не в силах? Ведь если бы они были живы теперь или если бы им было позволено поведать о таких делах, высох бы и поток Цицеронова красноречия. И Саллюстий50 лишился бы дара речи. И, не касаясь прочих, не достойных описания столь значительных событий, если бы встал Евсе-вий, которому пристало бы взяться за этот труд, или его переводчик с греческого, знаток тонкостей латинского красноречия Руфин; да и что говорить, ни Амвросия, ни Иеронима, ни самого нашего Августина51 не хватило бы. «Слушайте сие, все народы; внимайте все, живущие во вселенной, и простые, и знатные, богатый, равно как и бедный». Вы, кто любит варваров и иной раз восхваляет их на свою голову52, уничтожьте само имя их и уразумейте обычаи. Разве могут они

166

называться иным каким именем собственным, кроме того, которым зовут их — «варвары», словом, навсегда заключившим в себе и дикость, и кровавую жестокость, и страх? Сколькими бы дарами ни задаривали их, сколько бы ни склоняли на свою сторону, они знать не знают ничего, кроме как ненависти к римлянам. И, насколько это зависит от их воли, всегда жаждут они затмить блеск римлян, само имя их; жаждут они, чтобы римляне сгинули все до одного, и там, где до сих пор умели они щадить покоренных, щадили их, чтобы использовать как рабов, так как иногда не любили они римлян. Если варвары-дикари силятся спорить с нами о вере, если еретики-ариане спорят с умом (но когда был он у них, ум, раз отделяет от Бога-Сына, Спасителя, от Бога-Отца?), то зачем они пускают в ход козни и наветы и хотят перевернуть все вверхдном бурей бешенства своего, словно грозовым вихрем? Если у епископов была нужда в спорах, то зачем тогда дыбы, зачем огонь, зачем крючья и кресты? Зачем змеиное отродье, ариане, изобрели против невинных такие жуткие пытки, какие не изыскал и сам Мезенций?53 Бешеные и кровожадные сражались с невинными, чтобы погубить души их и ограбить до нитки. Если хотят утешения, к чему грабежи чужого добра, причем не только имущества священников, но и всей паствы? Но они и ограбленные были счастливы, и то, что лишали их вещей их, принимали с радостью.

(V, 19) Молю, пусть будут со мной и дети и старики, женщины и мужчины, богатые и бедные; заклинаю, пусть будут со мной все католики, которых носит по всему кругу земному, оторванных от материнского чрева, так как лишь они сумеют даровать братское сочувствие, наученные учителем Павлом54 радоваться с радующимися и плакать с плачущими. Пусть они сойдутся все вместе к дому скорби нашей, и у всех, как одного, будут у нас глаза, полные слез, и прольем мы слез потоки, ибо одна у нас забота — о деле нашем и о вере нашей. Хочу я, чтобы не было со мной еретика среди тех, кто сойдется, чтобы утешиться: наверняка жаждет он умножить боль ран моих и ныне радуется несчастьям моим. Нет, не хочу я чужого сочувствия, но ищу его у брата; не у иноплеменников, чьи уста творят суетное и чья десница — десница лжи, так как иноплеменники всегда лгали мне, во лжи укоренившиеся от путей своих. Они-то и говорят мне сегодня: «Где Бог твой?» — и это в то время, когда

167

унижают народ, приготовивший уже драгоценную кровь агнца. Среди поношений их я сам, готовый к ударам, не перестаю возносить молитвы Господу, посылающему их: «Отклони от меня удары Твои», ибо исчезают не от мощи руки Твоей, а от гонений еретиков-ариан.

Пусть соберутся все, кто отправился со мной в путь по тесной дороге и кто охранял себя, по слову уст Господа, от путей притеснителя, и пусть посмотрят они, есть ли боль, какую наслал на меня Господь в день пламенного гнева Своего. Разинули на меня пасть свою все враги мои, свищут и скрежещут зубами, говоря: «Поглотили мы его, только этого дня и ждали мы; дождались, увидели!»

Будьте со мной, ангелы Господа моего, вы, которые никогда не покидали нас, которые в служении своем приставлены к тем, кто получит наследство вечного спасения, и посмотрите на Африку, на всю, некогда опиравшуюся на стены стольких церквей, ныне всеми покинутую, украшением которой когда-то были священники столь высокопоставленные, ныне же она сидит, словно вдова, и втоптана в грязь. Священники ее и старцы55 издыхают в пустыне и на островах, ища пищу себе, чтобы поддержать душу свою, и не находят. Смотрите и обдумывайте: «Сион, град Господа нашего, обнищал, словно замаранный грязью нечистот среди недругов своих... Враг простер руку свою на все самое драгоценное для него; и видит он, как язычники входят в святилища его, о котором Ты заповедал, чтобы они не вступали в собрание Твое». «Пути Сиона сетуют, потому что нет идущих на праздник... И отошла от лица его вся его краса и великолепие»56. Девы и юноши его, воспитанные в кельях монастырей, научились ходить по трудным дорогам; погибали в плену у мавров, в то время как «камни святилища его были раскиданы», и не только «по всем перекресткам». Скажите Господу нашему, заступнику его, вы, доверяющие коленопреклоненным молитвам, ибо тесно ему, волнуется у него все внутри от плача его: «Поселился он среди язычников, и не нашел покоя, и нет у него утешителя». Искал он по всему Востоку тех, кто скорбел бы вместе с ним, и не было таких, искал утешителя, но не нашел. «И дали ему в пищу желчь, и в жажде его напоили его уксусом»57, подражая страданиям крестного отца и Господа нашего, который пострадал за нас, чтобы мы шли за ним следом.

168

(V, 20) Помолитесь о нашем избавлении, патриархи58, от чьего родового древа происходит и этот род, страдающий ныне в разных землях; попросите за него, святые пророки, знающие изничтоженный ныне народ, который воспевали вы раньше в своей пророческой хвалебной песне; будьте, апостолы, на стороне его — ведь когда собрались вы на его земле, снизошел к вам Господь, и вы, подобно быстрым коням, обежали весь круг земной. Святой Петр59, почему ты молчишь и не вступаешься за овец и агнцев, вверенных тебе всеобщей заботой и попечением Господа? Ты, святой Павел, учитель народов, возвещавший от Иерусалима до Иллирика Благую весть Господа нашего, узнай, что творят вандалы-ариане, и сыновья твои, плененные, стонут в плаче; поплачьте о нас, святые апостолы, все вместе. Но знаем мы, что причина в том, что недостойно вам просить за нас, ибо те кары, что обрушились на нас к улучшению нашему, полагались нам не как святым, а как недостойным грешникам. Но помолитесь и за дурных сыновей, так как и Христос молил даже за врагов иудеев. Довольно уж очищения, которое по справедливости досталось нам, и пусть будет выпрошено нам, грешным, прощение, пусть будет сказано ангелу-разрушителю: «Довольно! Теперь опусти руку твою!» Кто не знает, что мы искупаем грехи самых грешных из нас, тех, кто «не сохранил завета Божия и отрекся ходить в законе Его?». Но мы молим, простершись ниц, чтобы не презрели вы наших несчастных грешников именем того, кто возвел на апостольскую вершину вас, ничтожных рыбаков.

(V, 21) [Царскую власть Гунерих нечестивец удерживал 7 лет, 10 месяцев60, отмеряя смерть себе заслугами своими: заживо сгнил и кишел червями, и казалось, что хоронят не тело, а разложившиеся части его. Но и тот, кто извратил изданный закон61, кто перешел некогда к ним как к наследникам от ереси донатистов62, тот самый Никазий, сгинул вскоре тою же смертью]63.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 126; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!