ИСТОРИЯ ГОНЕНИЙ В АФРИКАНСКОЙ ПРОВИНЦИИ 13 страница



(III, 4) Справедливо утверждение о том, что в Сыне заключены два естества, то есть он истинно Бог и истинно человек, тело и душу имеющий: и те, кто создали Писания о нем, воистину, превосходили всех совершенством своего дарования, и мы воздаем хвалу их удивительной, боговдох-новенной мудрости; те же, чей разум в меньшей степени наделен божественной силой, рассуждают о нем не столь глубоко, и мы осмеливаемся взвешивать отнюдь не слово Божие, но человеческие измышления. А потому несомненно от Бога идет только то, о чем мы уже сказали прежде, где Сын утверждает: «Я и Отец мой суть едины», и: «Кто видит меня, видит и Отца», и: «Все, что бы ни совершал Отец, то же самое совершает и Сын», а также и другое, приведенное выше. Те же слова, которые передают о нем как о человеке, таковы: «Отец мой сильнее меня»23 и: «Не спеши исполнить мою волю, но волю того, кто послал меня»24, и: «Отче, если

133

возможно, да минет меня чаша сия»25; и уже с креста воскликнул: «Боже, Боже Мой, для чего ты меня оставил?»26 и еще от лица Сына говорит пророк: «Ты есть Бог мой, рожденный из чрева матери моей»27, и ангелы возвещают об этом; вот доказательство, что мы совершенно беспристрастны в вопросе о том, сколь велико сходство Отца и Сына. И Сын Божий не был связан никакими непременными условиями, но Господь добровольно своей властью, с необыкновенной любовью вновь принял к себе того, кто был среди нас, ибо всех своих, кто имеет божественную природу, он никогда не оставит, потому что Бог не примет никакого приращения, но не допустит и ущерба. И оттого мы не перестаем возносить хвалу Господу нашему Иисусу Христу, который ради нас и нашего спасения сошел с неба, своим страданием искупил грехи наши, своей смертью даровал жизнь и своим вознесением явил нам славу Божию; который, сидя одесную Отца своего, станет судить живых и мертвых и праведным дарует в награду жизнь вечную, а нечестивцам и неверующим воздаст заслуженную кару.

(III, 5) Мы признаем, что Отец происходит из себя самого, то есть из того, что составляет его собственную природу, Сын же рожден навечно и неизъяснимо: ибо его рождение не помимо, не из ничего, не от какой бы то ни было другой первопричины, но от Бога. А кто рожден от Бога, есть не кто иной, как сам Отец, и, следовательно, имеет единую с ним сущность, ибо истина рождения Сына заключена в том, что Господь не примет к себе никого, имеющего противоположную ему природу. Поэтому, если он имеет иную сущность, нежели Отец, он или не истинно Сын Божий или является самозванцем, а утверждать такое — великий грех. Он истинно Сын Божий, ибо так говорит Иоанн: «Мы же свидетельствуем истинно о Сыне его»28. Не является он также и самозванцем, потому как истинный Бог берет начало от истинного Бога, в этом мы следуем Иоанну евангелисту, гласящему: «Се есть истинный Бог и жизнь вечная»29; и сам Господь говорит в Евангелии: «Я есть путь, истина и жизнь»30. Следовательно, если он берет начало не от какой-либо иной сущности, то от Отца; а если он берет начало от Отца, то заключает в себе ту же сущность, что и Отец. Однако если же сущность их не едина, тогда, следовательно, Сын происходит не от Отца, но из чего-то иного, потому что от кого берет он свое начало, от того же неизбежно обретает и свою сущность. Ибо все возникло из ничего, но Сын только от Отца; если же кто пожелает что-либо узнать о них двоих, то

134

либо откроется ему, что сущность их от Отца, либо придется допустить, что Сын произошел из ничего существующего.

(III, 6) Этому, однако, может быть противопоставлено пророческое свидетельство: «Кто же может объяснить рождение его?»31 Но ведь не сказал я: объясни мне образ и природу возникновения божества и вырази словами человеческими столь великую тайну, ибо не ведаю, откуда берет он начало свое — поистине, происхождение божества неизъяснимо, но не неведомо, и тем более не неведомо, то есть нет такого, что не знали бы, в ком начало его, потому что и Отец о происхождении из себя самого, и Сын о своем рождении от Отца весьма часто свидетельствуют, и из всех христиан ни один не усомнится в этом, как и в Евангелии самим Сыном указано на это, говорящим: «Кто же не верит, уже осужден, ибо усомнился в слове единородного Сына Божия»32. Также Иоанн евангелист свидетельствует: «И вот видим мы славу его, как и славу единородного с Отцом его»33. Теперь нам следует заключить это наше утверждение краткой речью. Если справедливо то, что Сын рожден от Отца, тогда он имеет с ним единую сущность и истинно он Сын Божий; если же сущность его и Отца не едина, то он не истинный Бог. Или если он все же истинный Бог и, однако, явился не от сущности Отца, тогда следует, что он не рожден вовсе. Но так как нерожденным он не является и, следовательно, сотворен, то остается предположить, что он возник от какой-либо иной первопричины, если не от сущности Отца. В это, однако, невозможно поверить. Мы же торжественно утверждаем, что Сын и Отец суть едины, опровергая тем самым савеллианскую ересь, которая так смешивает святую Троицу, что говорит: Отец есть то же самое, что и Сын и, как уверяет, то же самое, что и Святой Дух, отрицая единство Бога в трех лицах.

(III, 7) Но на это способны нам возразить: как Отец может быть нерожден, а Сын рожден; невозможно, чтобы одна и та же сущность была и у рожденного и у нерожденного — и если справедливо, что Отец нерожден, тогда нерожденным является и Сын, в противном случае их сущность может быть весьма различна, ибо всякий, кто происходит из себя самого, не имеет ни с кем иным общую сущность, — так как истинно, что нерожденный Отец из себя самого, то есть из того, чем является он сам (если об этом можно с уверенностью утверждать, что так и есть, то, напротив, объяснить, почему это так, в целом не представляется возможным), родил Сына, следовательно, у рожденного и породившего единая

135

сущность, ибо мы признаем бесспорным, что Сын есть Бог от Бога и свет от света. О том, что Отец есть свет, свидетельствует апостол Иоанн, гласящий: «Ибо Бог есть свет и нет в нем никакой тьмы»34. Также о Сыне говорит он: «И жизнь была свет для людей, и свет воссиял среди тьмы, и тьма не поглотила его»35. И далее: «Был это истинный свет, который озарил всякого человека, пришедшего в мир сей»36. Из этого проистекает, что Отец и Сын суть едины, ибо если свет и сияние не могут иметь различную сущность, то же самое, разумеется, справедливо для тех, из которых один возник от себя самого, а второй существует как порождение первого. Наконец, никто не вправе утверждать, что подлинный свет, исходящий от Отца и Сына, имеет различную природу, потому что апостол так говорит о самом Сыне: «Он тот, в ком блеск славы и образ сути его»37. Эти слова делают еще более очевидной ту истину, что Сын совечен Отцу, неотделим от Отца и имеет с ним единую сущность, подобно тому как сияние всегда совечно свету, как сияние никогда не отделимо от света, ибо сияние от света есть природное свойство явления, и никто не в силах изменить это. И как свету свойственно сияние, также и Богу-Отцу свойственно совершенство; вечность же Отца и Сына заключена в неизменности их совершенства, а неразделимость — в единстве славы.

И мы твердо убеждены, что это так, что Сын рожден от сути Отца, так как сам Бог-Отец приводит нам неоспоримое доказательство этого. Желая открыть нам, что Сын рожден из его собственной, имеющей невыразимую природу, сущности, чтобы просветить наш несовершенный разум и поднять нас от видимых явлений к незримому, Бог-Отец, чтобы найти способ поведать нам о происхождении божества, избрал слова земного рождения, говоря: «Из чрева я первым породил тебя, несущего свет»38. Кто более великий, кто более светлый соблаговолил бы открыть нам высшую мудрость? Какими доказательствами, какими примерами из мира преходящих вещей мог бы он объяснить нам таинство рождения божества, если не теми, которые используют, говоря о рождении из чрева? Не потому, что он сложен из телесных частей или соединен по каким-либо контурам сочленений; но потому, что иначе, через слово, нашему разуму не дано постичь истину божественного происхождения, поэтому мы вынуждены прибегать к словам человеческого рождения, так что нет смысла и дальше спорить: произошел ли Сын от сути Отца, ибо не подлежит сомнению, что Сын существует от Отца и рожден из чрева.

136

(III, 8) Итак, веря, что Бог-Отец из своей сущности, нечувствительно для себя, породил Сына, мы в то же время отрицаем, что собственная сущность Отца из-за Сына подверглась делению и тем самым понесла урон, что из-за этого он мог претерпеть страдания и испытать слабость. Для нас совершенно несвойственно предполагать и измышлять о Боге подобное, ибо мы твердо убеждены, что Отец совершенен и, будучи таковым, породил совершенного Сына без ущерба для себя, без всякого заимствования и без каких бы то ни было вообще страданий и немощи. Тем же, кто возражает на это, что, дескать, если Бог из себя самого породил Сына, то должен был из-за разделения понести урон, необходимо ответить, что Бог, разумеется, затратил усилия, когда создавал все сущее, и потому в день седьмой отдыхал от всех трудов своих. Но как при рождении из себя самого он не был подвержен ни слабости, ни любым другим отрицательным последствиям, так и по сотворении всего мира не испытал какой-либо сильной усталости. Кроме того, для нас совершенно очевидно, что рождению божества не может сопутствовать никакой урон, ибо мы признаем бесспорным, что Сын есть Бог от Бога и свет от света. Следовательно, если возникновение видимого мира и земной жизни не сопровождалось ничем подобным, тогда и свет, проистекая от света, и рождество, происходя от рождающей силы, сами являются источником света, ибо свет дает начало другому свету, не убывая и не испытывая ни малейшего ущерба, так как сам источник света неиссякаем: поэтому следует признать, насколько совершеннее и праведнее исходящее от Бога, а также невыразимую природу света, который, из себя самого порождая свет, не может претерпеть никакого урона! Оттого что Сын Отца — божество, рождение его не от времени, но и родивший и рожденный — оба вечны, как сияние, рожденное от света, совечно своему источнику. Теперь же, насколько позволяет несовершенство нашего разума, нами сказано достаточно о божественной природе Отца и Сына и о единой их сущности.

(III, 9) Нам остается поведать и привести доказательства того, что Святой Дух единосущен Отцу и Сыну и, как мы верим, равен им и совечен. Эту Троицу должно почитать, представленную в трех именах и лицах, однако следует признавать, что это не противоречит ни ее сущности, ни ее единству; но, как мы верим, божество, вечно и истинно пребывая в Отце и Сыне и Святом Духе, каждом в особенности, в соответствии с нашими убеждениями, не может при этом

137

быть разделено, или, напротив, сама Троица не может быть слита в единственное лицо. В этом заключается чистая вера, принимаемая нами без всяких доказательств. По этой причине мы не стремимся ни оценивать, ни испытывать Бога, но признаем, что Бог един в упомянутых именах и лицах. Само же божество неизъяснимо, и потому не может быть ни разъяснено, ни постигнуто, ни названо, но сохраняет себя в именах и лицах; что так было и так есть, мы принимаем на веру, понимание же наше лишь отчасти, ибо превышает возможности ограниченного человеческого разума, верующим на это дано указание через пророка, гласящего: «Если не уверуете, то и не постигнете»39. Следовательно, божественная Троица едина, и в ее имени находит отражение единая сущность, но не одно лицо. Чтобы донести до нас эту истину, само божество приводит не оставляющие никаких сомнений доказательства и всегда убеждает нас многочисленными и частыми свидетельствами. Да будет и нам позволено привести в нашем кратком труде некоторые из многочисленных подтверждений, как доказательство истинной святости, и хотя у Господа имеется множество свидетельств, нет никакой нужды сообщать их полностью, ибо верующий будет убежден и немногими.

(III, 10) Итак, мы докажем, что Отец и Сын и Святой Дух имеют единую сущность вначале на основании книг Ветхого Завета, а после — Нового; вот как начинается книга Бытия: «Вначале сотворил Бог небо и землю; земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водами»40. Он — начало, и когда иудеи спросили его, кто он, ответил: «От начала сущий, как и говорю вам»41. Ибо Дух Божий, носившийся над водами, и есть создатель, всемогуществом власти своей совершивший творение, ибо, намереваясь создать все живое из неупорядоченных элементов, он из самого себя предоставил материю подлинного света, и уже тогда, по слову его, природа приняла благодать освящения великим таинством омовения, и первым одушевленным телам была дана жизнь. Об этом Давид, вдохновленный Богом, свидетельствует: «Слово Божие породило небо и в дуновении от уст его вся сила его»42. Представь же, как наполнено краткое время и какое величие он обрел в залог единства: ибо Отец в Господе, Сын рожден объявлением слова, Дух Святой вызван из «уст Всевышнего»43. И не объявление желаемого заключалось в слове, но сказал, и через это возникли небеса; и не один лишь порыв заключен в Духе, но через него явлено нам всемогущество

138

божественной силы. А где сила, там необходимо возникает и лицо, ею обладающее; и тогда вся она не отделена от Отца и Сына, но соединенно выражена в Святом Духе, не потому, что он сохраняет свою особенность, ибо это присуще и Отцу и Сыну, но потому, что составляет целое и с тем и с другим.

(III, 11) И далее, когда Господь возвещал о призвании народов, то в имени единого божества назвал Святой Дух, говоря: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа»44. И далее, в послании к коринфянам апостол завершает молитву такими словами: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога и общение Святого Духа со всеми вами»45. И чтобы еще более ясным стало для нас, что эта Троица обладает единой сущностью, а это и есть то, во что мы должны твердо верить, а также по какому замыслу Бог создал и мир и человека, — все это Господь открыл нам через таинство Троицы, говоря: «сотворим человека по образу и подобию нашему»46. И когда сказал «нашему», выразил, несомненно, что не единственен; когда же произнес «образу и подобию», указал на сходство отдельных лиц, так что в одних и тех же словах содержится ясное указание на Троицу, и суть ее при этом отнюдь не в абстрактной множественности и не во внутреннем противоречивом подобии, и еще она проявляет себя в такой последовательности, когда говорят: и сказал Бог, и совершил Бог, и благословил Бог. Ибо неизбежно творцом всего сущего является единый Бог.

Этот вопрос веры еще в древности был раскрыт и подтвержден через благословение Моисея, так как Господом было велено благословлять народ таинством тройного призывания. Вот что сказал Бог Моисею: «Да благословишь ты народ мой так, как и я благословляю их: и тогда благословит тебя Господь и защитит тебя; озарит Господь лик свой перед тобой и смилостивится над тобой; обратит Господь к тебе лик свой и даст тебе мир»47. Что это так, подтверждает сам пророк Давид, говоря: «Да благословит нас Бог, Бог наш, да благословит нас Бог и да устрашатся гнева его во всех пределах земли»48. Ибо единую Троицу славит песнопением и воинство небесных ангелов, и три раза «Свят, свят, свят Господь Бог Саваоф»49 неустанно повторяют поющие голоса, вознося славу к единому престолу царства его. И чтобы еще более прочно эта истина запечатлелась в умах верующих, мы приводим слова причастного божественным таинствам Павла. Он же говорит: «Дары различны, но дух один

139

и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всем»50. Павел учит нас, что Святой Дух совершает эти различия, разделяя всех приобщенных по природе и по справедливости: когда сам раздает различные свои милости вплоть до последних из нас — так внушает нам апостол, говоря: «Все же сие производит один и тот же дух, разделяя каждого особо, как ему угодно»51. Это место не содержит никакой двусмысленности, но объясняет нам, что и Святой Дух и Бог — сами творцы своей воли, и ими же все совершается, во-вторых, нам совершенно ясно указано, что они даруют различные щедроты свои по собственной воле в соответствии со своей божественной властью; и так как сказано о даровании милостей по собственной воле, никак невозможно усмотреть в том подчинение одного другому: во всем, созданном Богом, заложено подчинение ему, в Троице же лишь власть и свобода. И чтобы еще ярче стал свет нашего учения о единой божественной сущности Отца и Сына и Святого Духа, приведем слова Иоанна евангелиста. Ибо так говорит он: «Трое тех, которые свидетельствуют на небе, Отец, слово и Святой Дух, и сии три суть едины»52. Разве сказал он: «Три, различные по природе своей или разделенные присущими каждому из них глубокими различиями по положению и достоинству?» — «Нет, но три, — говорит, — суть едины».

(III, 12) Но помимо этого мы все снова и снова получаем подтверждения, что Святой Дух, составляющий с Отцом и Сыном единое божество, причастен к созданию всего сущего; так, в Библии Иов называет Святой Дух творцом: «Дух, — говорит он, — Божий тот, кто создал меня, и Дух всемогущий, который наставляет меня»53. И Давид возвещает: «Ниспошли дух твой и совершится и повторится лик земли»54. А если воссоздание и обновление исходит от Духа, то, несомненно, без Духа не могло быть и начала творения. В таком случае нам становится ясно, что после сотворения мира Святой Дух так же воскрешает, как Отец и Сын.

Истинно о Боге-Отце говорит апостол: «Я свидетельствую перед лицом Бога, который оживляет все»55. Жизнь, несомненно, дает и Христос: «Овцы, — говорит он, — мои слушают глас мой, и я даю им жизнь вечную»56. Подлинно, податель жизни для нас — Святой Дух, как об этом говорит сам Господь: «Дух есть тот, кто животворит»57. Итак, несомненно доказано, что Отец и Сын и Святой Дух — единая животворящая сила.

140

(III, 13) О предвидении грядущих событий, присущем Господу, и постижении сокровенного, о чем не может знать никто из христиан, ясно сказано в книге Даниила: «Ты есть Бог, — говорит он, — сохраняющий тайное, который предвидит все, прежде чем совершится»58. Этот же самый дар предвидения свойственен и Христу, как об этом сообщает евангелист: «С самого начала Иисус уже видел, кто намерен предать его, и знал тех, кто не уверует в него»59. То, что ему ведомо сокровенное, становится совершенно очевидным, когда он, изобличая тайные замыслы иудеев, говорит: «Что нечестивое замыслили вы в сердце своем?»60 Кроме того, сам он открывает нам, что знать все заранее точно так же свойственно и Святому Духу, говоря апостолам: «Когда придет дух правды, то научит вас всему и возвестит вам грядущее»61. А когда говорят, что он прорицает будущее, то без сомнения признают, что он все предвидит, ибо сам он постигает все глубины Бога и знает все, что составляет суть Бога, как вспоминает Павел, говоря: «Дух же все проницает, даже глубины Бога»62. Также и в другом месте: «Как никто из людей не знает, что есть в человеке, кроме духа, живущего в нем самом, так и сущности Бога никто не знает, а только Дух Божий»63.

(III, 14) Чтобы возможно было постичь всю истинную силу Духа Святого, мы скажем кратко о наводящем священный трепет. Некий лукавый ученик, как об этом сказано в деянии апостолов, продав имение, утаил часть денег, и, выдав оставшееся за целое, положил их к ногам апостолов: тем же, что задумал утаить, он оскорбил Дух Святой. Но что же тотчас сказал ему блаженный Петр? «Анания, для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому?»64 И далее: «Не людям солгал ты, а Богу»65. Тогда внезапно пожелавший солгать был поражен силой его и испустил дух. Совершенно очевидно это означает, что блаженный Петр подразумевает Святой Дух, когда говорит: не людям солгал ты, но Богу. Итак, это доказано, ибо кто лжет Духу Святому, лжет Богу, и кто верит в Святой Дух, верит в Бога. То же самое, и даже еще более бесспорно, Господь открыл нам в Евангелии: «Всякий грех и неправда простится людям; но кто хулит Дух Святой, не простится тому ни в сем мире, ни в грядущем»66. Вот суровый приговор, который он выносит за непростительный грех тому, кто злословит о Духе Святом.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 116; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!