Телеологический (консеквенциалистский) подход
Ридер по теме «Принятие решений в ситуации этических дилемм»
Цель ридера:
1. закрепление терминов;
2. понимание и выбор аргументов для обоснования собственного подхода в решении этических дилемм в кейсах;
3. понимание того, что существуют несколько приемлемых алгоритмов для обоснования решения в ситуации этических дилемм;
Информирование об этих алгоритмах, в том числе – рекомендованного доя разбора кейсов на семинаре.
Базовые определения:
1. Дилемма – это положение, при котором выбор одного из двух противоположных решений одинаково затруднительных (Толковый словарь Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.).
Этическая дилемма представляет собой ситуацию морального выбора, когда при реализации одной нравственной ценности разрушается другая, не менее важная.
2. Факторы принятия этических решений:
• Если человек с самого начала осознает, что перед ним стоит этическая дилемма, то он будет использовать этические конструкции, а не только стандартную логику бизнеса.
• Осведомленность и взаимодействие одного человека и другого являются ключевыми моментами для решения этических проблем.
• Первый шаг в процессе принятия решения - выявление его этической основы
Люди распознают этические дилеммы, если:
1. они верят, что их коллеги тоже будут рассматривать вопрос как имеющий этическую проблематику,
2. во время представления вопроса лицу, принимающему решение, используется этическая терминология,
|
|
3. решение рассматривается как имеющее потенциальные серьезные последствия для других
3. Модель принятия решения в ситуации этических дилемм (РЕКОМНЕДОВАНА ДЛЯ РАЗБОРА КЕЙСОВ) Источник: Деловая этика как вид профессиональной этики http://cased.ru/doc_r-ek1_274_cased.html
Шаг 1. Распознать и прояснить дилемму.
Шаг 2. Получить все возможные факты.
Шаг 3. Перечислить все ваши варианты выбора.
Шаг 4. Проверить каждый вариант, задавая три вопроса:
“Это законно?”
“Это правильно?”
“Это полезно?”
Шаг 5. Принятие решения.
Шаг 6. Дважды проверить решение, задавая два вопроса:
“Как я себя буду чувствовать, если моя семья узнает о моем решении?”
“Как я себя буду чувствовать, если о моем решении сообщат в местной печати?”
Шаг 7. Предпринять действие.
****Фрагмент 1.
Кальницкая Полина Андреевна, консультант по корпоративному управлению и этике бизнеса
ПОНЯТИЕ ЭТИКИ. ЭТИКА БИЗНЕСА ИЛИ ЭТИКА В БИЗНЕСЕ?
Слово «этика» произошло от греческого ethos, что означало «нрав, обычай». Первоначальным смыслом этого понятия было совместное жилище и правила, порожденные общежитием. Затем этика стала частью философской науки. Той частью, которая изучает нормы морали и нравственности, их сущность, функции, законы развития и роль в общественной жизни. Этика также означает систему норм нравственного поведения человека или социальной группы (общественной или профессиональной). То есть этика - это еще и свод правил поведения.
|
|
Если мы говорим «этика бизнеса» или «деловая этика», то понимаем под этим либо исследование этических вопросов в этой специализированной сфере человеческой деятельности (бизнес, предпринимательство), либо свод правил, применяемых в бизнесе, основанных на общепринятых человеческих ценностях.
Что касается понимания бизнес-этики как набора правил и норм, то существуют различные мнения по этому вопросу. Одна точка зрения - этики бизнеса не существует как таковой, поскольку есть просто этика, определенные правила поведения людей. И если люди пытаются использовать одну этику в своей профессиональной жизни, другую - в духовной и третью в семейных отношениях, то ничего хорошего из этого не выходит. Этика есть этика и соблюдать ее следует везде.
« |
Другая точка зрения также отрицает наличие специальной этики бизнеса, только основана на других предпосылках. Общепринятые в других сферах жизни этические нормы неприменимы, поскольку в бизнесе на первом месте стоят иные ценности: рост, повышение прибыльности, результат и т.п. Более того, в разной бизнес-среде господствуют разные этические нормы. И то, что считается недопустимым в понимании шведского бизнесмена, в Южной Корее может быть общепринятым правилом поведения. Такая точка зрения поддерживает гипотезу о том, что изучать абстрактные этические нормы не имеет смысла, поскольку они слишком разнятся. Стоит лишь знакомиться с особенностями поведения в различных бизнес-культурах, если есть необходимость выхода на новые рынки, для того, чтобы действовать на них адекватно и успешно.
|
|
Все же, разрабатывая эти материалы специально для российских учебных заведений, собирая материал разных стран, изучая разные подходы к этическим проблемам, авторы выработали собственную позицию по этому вопросу, которую считаем необходимым сформулировать в самом начале в качестве основной предпосылки.
Мы считаем, что этика бизнеса - это особая сфера этической науки, занимающаяся изучением норм морали и нравственности, применяемых в сфере деловых (предпринимательских, корпоративных) отношений. Это также специальный свод правил и норм поведения, не существующий в отдельном издании, но создающийся каждый раз при принятии того или иного этического решения. Эти нормы и правила основаны на базовых общечеловеческих ценностях, и особенности деловой практики в разных странах можно привести к более или менее общему знаменателю. И даже если такая возможность воспринимается с некоторой долей сомнения и осторожности, то никто уже не сомневается в такой необходимости. Границы стран и культур стали проницаемы. Развитие бизнеса и процесс глобализации невозможно остановить. Но в наших руках обратить их на пользу общества, придать им упорядоченность и не только экономический, но и социально-нравственный смысл.
|
|
В Институте этики Джозефсона, некоммерческой организации, видящей свою задачу в улучшении положения дел с этическими отношениями в обществе, этику определяют как то, как мы справляемся с задачей правильного поведения, когда оно обходится нам дороже, чем хотелось бы. У этики есть два аспекта: способность отличать правильное от неправильного, хорошее от плохого, и то, как человек принимает на себя обязательства поступать правильно, хорошо и достойно человека. Этика - это не просто тема для размышлений и дебатов; этика подразумевает действие.
ЗАЧЕМ НУЖНА ТЕОРИЯ ЭТИКИ В БИЗНЕСЕ?
А нужно ли вообще изучать этическую теорию? Какое дело бизнесу до рассуждений древних философов и современных мыслителей? Каково практическое применение этических конструкций, ведь большинство решений выносится на основе здравого смысла и норм законодательства?
Современная экономическая деятельность стремительно развивается, каждый день рождаются новые продукты, услуги и виды бизнеса, к которым еще не выработалось отношение современного общества, закрепленное в нормах морали. Этические теории могут дать необходимые инструменты, с помощью которых можно проверять применимость тех или иных решений. Можно по-разному обосновывать причины современного экономического кризиса, но трудно спорить с тем, что многих проблем можно было бы избежать, если бы специалисты финансового сектора более тщательно подходили к этической оценке, в том числе и оценке последствий внедрения новых продуктов и услуг.
Теория этики дает бизнесу методику принятия решений по сложным комплексным вопросам. Многим необходима логическая опора, которую дает теория. Изучение этических концепций помогает определить и уточнить собственные моральные взгляды и принципы, понять склонности к тому или иному виду морального суждения.
Как принимать решение в ситуации, когда нормы законодательства противоречат друг другу? Или когда житейские представления расходятся с правовым регулированием? Что делать, когда представления людей о нравственности того или иного поступка разнятся? Как делать выбор, когда этичное по своей сути действие приводит к безнравственным последствиям? Теория этики не только помогает разобраться в этих вопросах, но и обосновать принятое решение. Позицию необходимо отстаивать, и владение общепринятыми приемами этической аргументации позволяет это делать компетентно.
Житейская мораль и теория этики постоянно претерпевают изменения, причем одна поверяет другую. То, что было неприемлемо вчера, стало обычной практикой сегодня, и наоборот. Процесс развития житейских взглядов и этических теорий бесконечен, на них влияют условия жизни общества, господствующие экономические отношения. Можно ли судить об этичности поведения с точки зрения только житейской морали? В XVIII веке, например, можно было бы всерьез обсуждать вопрос: какой из рабовладельцев более нравственен - тот, который учит грамоте рабов, нанял доктора, или тот, который кормит всего раз в день и заставляет работать по 18 часов? Аналогичная тема встаёт и сегодня, в XXI веке: является ли владелец швейного цеха, в котором живут и работают женщины из стран СНГ (пусть даже и в неплохих условиях: трехразовое питание, дети в соседней комнате под присмотром) более нравственным, чем собственник строительной компании, работники которой живут в бараках на стройке, где не соблюдаются нормы охраны труда и безопасности? И при этом и тот, и другой не оформляют работников по трудовому законодательству и отобрали у людей паспорта.
ОСНОВНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ
Из множества этических теорий ведущими направлениями нравственной философии всегда считались два подхода. Один называется телеологическим и определяет, что правильно, а что нет, исходя из последствий действий человека. Наиболее известной версией этого подхода является консеквенциализм, зачастую между ними даже ставят знак равенства. Второй подход - деонтологический . Рассуждения его приверженцев строятся на понятии долга. Деонтологи основывают свои решения на таких понятиях как честность, преданность, справедливость, права человека, а соблюдение моральных принципов считают обязательным безотносительно к его последствиям.
Для того, чтобы понять особенности обоих направлений, давайте рассмотрим в их контексте ситуацию, в которой оказалась Ирина Д. - директор одной из кондитерских фабрик, принадлежащей крупному пищевому холдингу. Ирина работает в компании пятнадцать лет и пользуется авторитетом как у работников, так и у руководства. Ее непосредственный начальник сообщил ей, что в ближайшее время будет принято решение о сокращении персонала — около 100 человек, и предупредил, что пока это конфиденциальная информация. По фабрике поползли слухи. Один из подчиненных Ирины, ее старый друг, стал спрашивать: «Это правда? Фабрика закрывается? Я потеряю работу? Я собираюсь взять кредит, банк уже одобрил заявку, мне нужно знать о своих перспективах». Что должна сделать Ирина? Что бы вы сделали в такой же ситуации?
С итуация Ирины является этической дилеммой, поскольку налицо конфликт ценностей: рабочих обязанностей и личных интересов. На одной чаше весов лояльность компании, на другой - сохранение дружеских отношений. Не сказать об увольнениях - поставить лояльность компании выше дружбы. Сказать - подорвать доверие менеджмента и свой авторитет.
Телеологический (консеквенциалистский) подход
Консеквенциональные аргументы сфокусированы на последствиях решений или действий. Важный вопрос, который встает при этом: последствиях для кого или для чего — и какие именно последствия? Можно оценивать последствия для лица, принимающего решения, последствия для компании, местного сообщества, государства, всей планеты и т.д. В зависимости от того, кто является получателем результатов, меняется и оценка последствий. Внутри консеквенциалистского подхода выделяется несколько основных течений.
Эгоизм - это подход, сконцентрированный на индивидуальном интересе. Обычно он отождествляется с личным интересом человека, но концепция эгоизма может быть применена также и к интересам организации. Цель решения, основанного на эгоизме, - благоприятные последствия для носителя интереса независимо от того, каковы они будут для других. Это не значит, что последствия обязательно будут плохими, просто в процессе принятия решения интересы других не учитываются.
« |
Интересы могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными. Принятие решений с учетом долгосрочных интересов часто называют просвещенным эгоизмом. В процессе принятия такого решения учитываются его непосредственное и косвенное воздействие в течение длительного периода времени, а также его последствия для ключевых партнеров и их реакция. Например, решение увеличить прибыль за счет несправедливого лишения работников каких-либо ранее предоставленных благ нанесет ущерб их мотивации, и в конечном итоге издержки этого решения могут превысить первоначальную выгоду.
Концепция эгоизма отражена в философии Адама Смита (1723 - 1790), который считал, что каждый человек будет пытаться найти наиболее выгодное применение для своего капитала. Несмотря на то, что он будет принимать во внимание свою собственную выгоду, это неизбежно приведет к выбору того занятия, которое больше всего выгодно обществу. При этом основным допущением Смита было то, что каждый будет стараться вложить свой капитал в поддержку отечественной промышленности, что в конечном итоге увеличит доходы всего общества. То есть человек, специально не заботясь об общественной пользе, будет ей содействовать. «Преследуя свои собственные интересы, он часто более действительным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится сделать это».[1] По сути Смит провозглашал принципы просвещенного эгоизма.
Но он также настаивал на соблюдении определенных правил, без которых «невидимая рука» рынка не будет действовать надлежащим образом. «Торговля и мануфактурная промышленность редко могут процветать продолжительное время в государстве, которое не пользуется правильным отправлением правосудия, где население не чувствует себя обеспеченным в обладании своей собственностью, где сила договоров не поддерживается законом и где нет уверенности в том, что власть государства регулярно пускается в ход для вынуждения уплаты долгов всеми теми, кто в состоянии платить».[2]
В современном обществе также широко представлен утилитаризм. Согласно его принципам решение этично, если оно обеспечивает наибольшую конечную пользу, чем любое другое. Тот, кто принимает решение, должен оценить каждый вариант, определить все его положительные и отрицательные последствия, а затем выбрать тот, который принесет максимальное благо для максимального числа людей.
Утилитаристский подход ассоциируется с именами Иеремии Бентама (1748-1832) и Джона Стюарта Милля (1806 -1873). Существует две разновидности утилитаризма: утилитаризм действия и утилитаризм правил. В соответствии с принципами утилитаризма действия решение этично, если последствия конкретного акта принесут максимальную пользу максимальному числу людей. Утилитаризм правил предписывает руководствоваться набором правил, которые дадут максимальную пользу, если им следовать долгое время, но в краткосрочном периоде это может быть и не так. Утилитаризм действия сосредоточен на краткосрочной перспективе, утилитаризм правил - на долгосрочной. Для того, чтобы разрешить этическую дилемму с помощью утилитаристского подхода, необходимо сначала определить всех заинтересованных лиц, которых коснется решение, а затем продумать альтернативные действия и их последствия для всех. Необходимо скрупулезно просчитать весь потенциальный ущерб и выгоды.
Вернемся к этической дилемме Ирины. Кого можно назвать заинтересованными лицами в данной ситуации? Сама Ирина, ее друг, его члены семьи, члены семьи Ирины, ее руководитель, остальные работники, компания в целом. И каковы будут последствия для каждого, если она скажет или не скажет о предстоящих увольнениях? Нужно составить перечень последствий для каждого заинтересованного лица.
Лучшим решением будет то, что дает наибольшую пользу и наименьший вред всем. Если Ирина скажет другу об увольнениях, возможный вред может быть в том, что он расскажет остальным, и на фабрике начнется паника. Сама Ирина потеряет доверие руководства. Если скажет, то сохранит отношения с другом, если нет - может их потерять.
В утилитаристском подходе необходимо мыслить широко, а не только в собственных интересах или в интересах своих близких, поскольку любое решение всегда затрагивает более широкий круг лиц. В нашем примере для всех было бы лучше, если бы Ирина все же не сказала своему другу о предстоящих увольнениях.
Консеквенциалистский подход может быть очень полезен в решении этических вопросов. Он также очень близко стоит к понятию здравого смысла. Не к нему ли мы прибегаем в первую очередь в житейских ситуациях? На этом подходе также должны основываться государственные решения, поскольку он несет максимальную пользу для большинства.
Если изобразить шкалу консеквенциалистского подхода, то на одном ее полюсе расположится индивидуальный эгоизм, который воплощает частный интерес конкретных людей и компаний, а на другом - утилитаризм, охватывающий интересы совокупности всех заинтересованных лиц. Некоторые решения могут быть полезны для всех, некоторые - нет, особенно в тех случаях, когда в принятии решения руководствуются краткосрочным эгоизмом.
При использовании того или иного этического подхода важно также понимать, какие ограничения он имеет. Ограничения «этики последствий» состоят в следующем. Часто сложно предвидеть все последствия бизнес-решения. Иногда невозможно. Точные предсказания результатов необходимы, когда у принимающего решение мало опыта или данных. Чем сложнее решение, тем труднее его принять. Многие решения имеют последствия, которые нелегко точно оценить, и для сопоставления которых нет общих единиц измерения.
Максимизация чистой пользы зачастую требует решений, который причинят значительный вред небольшому числу людей. Если власти решили построить новую скоростную автодорогу, которая решит транспортные проблемы населенного пункта, то наверняка она пройдет по землям, принадлежащим частным лицам и компаниям. Правами меньшинства часто жертвуют ради выгод большинства.
Заинтересованное лицо | «Сказать-ущерб» | «Сказать – выгоды» | «Не сказать-ущерб» | «Не сказать-выгоды» |
1. | ||||
2. | ||||
3. |
Польза от того или иного решения может оказаться величиной непостоянной или несопоставимой. Сто рублей принесут большую пользу бедняку, чем богачу. Для одних польза - это достижение удовлетворенности, для других - увеличение богатства. Для принятия решения бывает очень сложно собрать всю информацию, необходимую для оценки последствий для всех заинтересованных лиц. Но все же консеквенциалистский подход по-прежнему остается важным инструментом принятия решений в бизнесе.
Деонтологический подход
Приверженцы деонтологического подхода, рассматривая случай Ирины, спросили бы: «В чем состоит этический долг Ирины теперь, когда она знает о предстоящих увольнениях?». Деонтоло- гическое учение провозглашает основной категорией морали долг, и он не зависит от последствий поступков человека. Некоторые действия могут рассматриваться как неправильные, даже если их последствия были хорошими. Деонтоло- гическим является традиционный подход к морали, характерный для иудаизма и христианства. Яркий представитель деонтологического подхода - немецкий философ Иммануил Кант (1724 - 1804). Влияние его идей и деонтологического подхода в целом в нашем обществе очень сильно.
Основной постулат кантианской этики заключается в том, что человек в своих действиях должен руководствоваться универсальными принципами, которые применяются независимо от последствий. Кроме того, действие может считаться моральным только тогда, когда оно предпринято как обязанность, а не в ожидании поощрения. С точки зрения Канта принципы существуют априори. Набор принципов не зависит от ситуации, в которой принимается решение. Часто для иллюстрации негибкости кантовской этики используется его отношение ко лжи. По Канту принцип говорить только правду, даже если в конкретном случае ложь спасет жизнь человека, должен соблюдаться без исключений.
Одним из основных понятий кантианской этики является категорический императив. Императивы (принципы, команды) делятся на два вида:
Гипотетические - относительные, условные. Они требуют, чтобы наши действия были полезны (целесообразны). Например, это советы врача пациенту.
Категорические - безусловные - предписывают поступки, которые хороши сами по себе, безотносительно какой-либо цели. Категорический императив требует соблюдения долга. Долг - это необходимость действия из уважения к нравственному закону, даже если это и противоречит интересам конкретного индивида.
Как использовать деонтологический подход на практике? Как определить, каким правилам и
принципам следовать? Можно положиться на так называемое «золотое правило» - базовый нравственный принцип, известный большинству религий. «Золотое правило» гласит: делай для других то, что ты хочешь, чтобы они делали для тебя, и наоборот. В нашей истории про Ирину это означает, что она должна сказать своему другу о том, что знает, потому что она бы хотела, чтобы ее друг сделал то же самое на ее месте. Но есть и другая сторона: хотел бы настоящий друг от Ирины, чтобы она, сказав ему об увольнениях, вынуждена была нарушить слово, данное руководителю, и столкнулась с тем, что утратила доверие начальства и коллег? «Золотое правило» может привести к лучшему решению только в том случае, если его использует высокоэтичный человек. В качестве более жесткого примера можно привести такую ситуацию: думаете ли вы, что «золотое правило» оправдает ложь ради друга, который нарушил закон? Нет, потому что ставить друга перед таким выбором безнравственно. По-настоящему этичный человек будет нести ответственность за свои действия и примет все его последствия.
Самая большая проблема в применении деонто- логического подхода - решить, какой долг, какую обязанность, правило или принцип предпочесть, потому что этические дилеммы основаны на конфликте принципов. Лояльность компании может столкнуться с другими ценностями, такими как честность, справедливость, сострадание. Например, вам предстоит уволить своего лучшего подчиненного, прекрасного работника, только на основании принципа «последним нанят - первым уволен». И представьте, что этот подчиненный потеряет медицинскую страховку, а его ребенок серьезно болен. Другой подчиненный не имеет семейных обязательств, но он проработал в компании дольше, при этом тоже отличный работник. Каким будет наиболее этичное решение?
Другая проблема применения деонтологического подхода связана с последствиями решения. Что, если действия будут иметь разрушительное воздействие? Несмотря на то, что теоретики деонтологического подхода пытаются закрыть на это глаза, на практике это удается очень редко. И даже один из основных деонтологических вопросов все же косвенно связан с последствиями тех или иных решений. Звучит этот вопрос так: что будет с миром и со всеми людьми, если каждый будет вести себя таким образом или принимать такие решения в такой ситуации?
Теоретики этической мысли обычно строят свои рассуждения так, чтобы они не выходили за рамки одного подхода. Но возможно ли это при принятии управленческих решений — ведь мы знаем, что оба подхода несовершенны? Тех, кто совмещает два подхода, называют «этическими плюралистами». При этом возникает проблема - какой из подходов выбрать в каждом конкретном случае?
В случае Ирины деонтологический подход также предлагает два решения - сказать или не сказать, и только Ирине предстоит решить, что важнее: долг дружбы или ее обязательства перед компанией.
Некоторые деонтологические теории больше, чем на долге, сфокусированы на правах человека. Концепция прав ведет свое начало от классического греческого понятия естественного права, обозначающего совокупность неотъемлемых принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от социальных условий. Центральное место в этих концепциях занимает понятие справедливости.[3]
Основной из современных теорий справедливости является подход Джона Ролза (1921 - 2002). Он обобщает различные уровни и аспекты справедливости и предлагает некую идеальную модель для либерально-демократических обществ. Теория основана на двух принципах. В соответствии с первым каждому разрешено обладать тем же максимальным объемом равной основной свободы, который совместим с такой же свободой других.[4] Второй - социальные и экономические неравенства допустимы, только если они выгодны всем. Ролз считает, что если неравенства и возникают, то при этом человек, имеющий от них минимум выгоды, все равно оказывается в лучшем положении, чем то, в каком он был до возникновения неравенства.
Теория Ролза касается так называемой дистрибутивной (распределительной)справедливости –
распределения благ и тягот среди членов общества. Блага - это доходы, рабочие места, богатство, образование, свободное время. Тяготы - труд, налоги, социальные и гражданские обязанности. Исторически выработаны три принципа дистрибутивной справедливости: всем поровну, каждому по заслугам, каждому по потребностям. На сегодня в большинстве обществ мира господствующим является принцип «каждому по заслугам». В бизнесе он реализуется различными способами, например, в том, что вознаграждение (заработная плата и бонусы) зависит от количества и качества труда.
Другой подход к дистрибутивной справедливости выработали либертарианцы (последователи Джона Локка). Они считают, что справедливость гарантирована только при условии максимальной свободы индивида. Современная позиция либертарианцев сформулирована Робертом Но- зиком (1938 - 2002) в книге «Анархия, государства и утопия». В соответствии с его «теорией распределения прав» справедливость распределения основывается на том, как была обретена собственность, независимо от подлинной природы распределения. Справедливым считается такое распределение, при котором «каждый имеет право на то, чем владеет».
Нравственный релятивизм
Многие люди, особенно в бизнесе, считают, что нравственность - личное дело каждого. У каждого свои собственные моральные принципы, и никто не имеет права навязывать их другим. Все должны соблюдать закон, но сверх этого каждый вправе руководствоваться лишь собственными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Такая же точка зрения часто выражена по отношению к другим странам и культурам: в каждой стране существуют свои критерии нравственности, и, делая бизнес в другой стране, надо придерживаться местных обычаев.
Этический релятивизм часто возникал как ответ определенных социальных групп на господствовавшие нормы нравственности, которым придавалось значение догм. Во взглядах этических релятивистов нет ничего общего и закономерного, такие воззрения возникали уже в рабовладельческом обществе. Софисты подчеркивали относительность добра и зла, определяя добро как то, что полезно отдельным людям, а также указывали на различия в нравственных представлениях разных народов (то, что считалось добродетелью у одних, порицалось как порок у других).
Некоторые крайние формы этического релятивизма полностью отрицают какие-либо объективные основания нравственности. Сторонники неопозитивизма - эмотивистской теории[5] - считают, что нравственные суждения не имеют никакого объективного содержания, а выражают лишь субъективное мнение тех, кто их высказывает. По их мнению нельзя и судить об истинности или ложности этих суждений, следовательно, в морали оправдана любая точка зрения. По сути это оправдание этического нигилизма.
****Фрагмент 2. Другие модели для обоснования решений в ситуации этических дилемм
1.Модель принятия этического решения (Источник:Trevino L.K., Nelson K.A. Managing Business Ethics: Straight Talk About How To Do It Right. 2009.)
Шаг 1. Соберите факты
Шаг 2. Выявите этические вопросы
Шаг 3. Определите всех заинтересованных лиц
Шаг 4. Определите последствия
Шаг 5. Определите обязательства
Шаг 6. Опирайтесь на свои положительные личные качества
Шаг 7. Думайте творчески
Шаг 8. Прислушайтесь к своей интуиции
2. Модель принятия этических решений (операторы сотовой связи) (Источник: http://library-bat.ru/2009/11/07 /Модель принятия этических решений )
Известно индивиду | Не известно индивиду | |
Известно другим | Открытая зона | Слепая зона |
Не известно другим | Скрытая зона | Неизвестная зона |
****Фрагмент 3.
ЧЕТЫРЕ МЕТОДА ЭТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ (по материалам работ Линн Шарп Пейн)
1. Прагматический анализ
Этика целей и средств.
Прагматический анализ призван оценить нравственность наших целей и пригодность средств, выбранных для их достижения.
· Чего мы стремимся добиться?
· Являются ли наши цели оправданными? Как они изменят жизнь других людей?
· Способны ли предлагаемые действия обеспечить достижение целей?
· Насколько они эффективны и результативны по сравнению с возможными альтернативами?
· Если предлагаемый план действий не является самым эффективным и результативным, есть ли причины для его реализации?
2. Нормативный анализ
Этика долга и идеалов.
Нормативный анализ полагается на оценку конкретных ситуаций на основе общих принципов.
Иногда такой способ анализа определяется как формальное рассуждение.
· Какие нормы поведения соответствуют данной ситуации (включая те, что описаны в законах, обычной практике, отраслевых кодексах, внутренних положениях компании или в общепринятых нормах)?
· Каковы наши обязанности в соответствии с этими нормами?
· Как лучше всего действовать, чтобы соответствовать этим нормам?
· Учитывают ли предложенные действия нормативные требования?
· Если нет, существует ли обоснование для отступления от этих норм?
· Соответствуют ли предложенные действия нашим собственным нормам и идеалам?
3. Анализ заинтересованных сторон
Этика отношений
Анализ позволяет оценить, учитывает ли предлагаемое решение законные требования и ожидания сторон; можно ли обеспечить взаимную выгоду.
· На кого окажут влияние (прямое и косвенное) предложенные действия?
· Какое именно влияние будет оказано на заинтересованные стороны?
· Каковы права, интересы, ожидания и потребности этих сторон, существующие в рамках закона, традиций, прошлого опыта и других оснований?
· Учитывает ли предложенное решение законные требования сторон?
· Если нет, то что предпринимается для компенсации ущерба?
· Полностью ли использованы возможности для получения взаимных выгод
4. Анализ возможностей
Этика власти.
Анализ оценивает нравственные установки и полномочные ресурсы действующего лица.
· Каковы наши полномочия в соответствии с законодательством, соглашениями, договоренностями и ожиданиями сторон?
· Не превышаем ли мы своих полномочий?
· Если мы превышаем их, то получены ли нами необходимые разрешения от соответствующих структур?
· Имеем ли мы ресурсы, включая знания, навыки, материальные ресурсы, необходимые для реализации предложенных мер? Если нет, есть ли возможность привлечь необходимые ресурсы?
****Фрагмент 4.
Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 1756; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!