Компоненты, используемые в графике



 

Компонент Shape (панель Additional) позволяет на форме создавать разноцветные круги, квадраты, эллипсы. Конкретная форма задается свойством Shape, которое может принимать значения, из списка stRectangle, stSquare, stRoundRect, stRoundSquare, stEllipse, stCircle. Следовательно, форму расположенного на форме объекта можно менять динамически, по нажатию на кнопку:

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); begin

 

Shape1.Shape := stCircle;

end;

• цвет соответственно, свойство Color, само вложено в свойство Brush (кисть), поэтому к нему надо обращаться по цепочке: Shape1.Brush.Color := clRed;

У кисти есть подсвойство Style, которое определяет способ "заливки" внутренности объекта - сплошное bsSolid, в решеточку bsCross и т.д. Конкретные значения некоторого свойства можно посмотреть в инспекторе объектов, в выпадающем списке.

Shape1.Brush.Style := bsCross;

Компонент Bevel позволяет создавать выпуклые/невыпуклые панели, рамки и линии Его главные свойства - Shape и Style.

Компонент Panel (раздел Standard) предназачен для создания декоративных панелей, на которых удобно группировать элементы управления, выделяя их визуально. Панель оформляется с помощью свойств, связанных с внешним видом ее каемки - BorderStyle, BorderWidth, BevelWidth, BevelInner, BevelOuter.

Кроме того, можно использовать кнопки с картинками BitBtn или SpeedButton на панели Additional. Через свойство Glyph можно задать картинку, которая будет показана на самой кнопке.


 

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Таблица 1.1.

Цвет компонента или объекта (свойство Color)

   

Значение

  Цвет   Значение  

Цвет

                 

clBlack

  Черный   cIGray  

Серый

                 

cIMaroon

  Темно-красный   cISilver  

Серебряный

                 

cIGreen

  Зеленый   cIRed  

Красный

                 

clOlive

  Оливковый   cILime  

Ярко-зеленый

                 

cINavy

  Темно-синий   clBlue  

Голубой

                 

clPurple

  Фиолетовый   clFuchsia  

Сиреневый

                 

cITeal

  Сине-зеленый   clAqua  

Ярко-голубой

                 
          clWhite  

Белый

 

 

     

 

 

Таблица 1.2. Системные цвета Windows, определяемые цветовой схемой

   

 

 

 

   
   

Значение

 

Цвет для элемента

   
 

 

 

   
 

clBackground

фон окна

   
 

 

 

 
 

clActiveCaption

заголовок активного окна

 
 

 

 

 
 

clInactiveCaption

заголовок неактивного окна

 
       

 

   
  clMenu    

фона меню

   
 

 

 

   
 

clWindow

фон Windows

   
 

 

 

   
 

clWindowFrame

рамка окна

   
 

 

 

   
 

clMenuText

текст элемента меню

   
 

 

 

   
 

clWindowText

текст внутри окна

   
 

 

 

 
 

cICaptionText

заголовок активного окна

 
 

 

 

   
 

clActiveBorder

рамка активного окна

   
 

 

 

   
 

clInactiveBorder

рамка неактивного окна

   
 

 

 

   
 

clAppWorkSpace

рабочая область окна

   
 

 

 

   
 

clHighlight

фон выделенного текста

   
 

 

 

   
 

clHightlightText

выделенный текст

   
 

 

 

   
 

clBtnFace

Кнопка

   
 

 

 

   
 

clBtnShadow

фон кнопки

   
 

 

 

 
 

cIGrayText

недоступный элемент меню

 
 

 

 

   
 

clBtnText

текст кнопки

   
                 

Таблица 1.3. Базовые свойства Color как шестнадцатеричные константы

 

Цвет Значение Цвет Значение
       
Черный $000000 Синий $000080
Светло-синий $0000FF Зеленый $008000
Светло-зеленый $00FF00 Сине-зеленый $008080
Голубой $00FFFF Коричневый $800000
Светло-красный $FF0000 Темно-сиреневый $800080
Сиреневый $FF00FF Оливковый $808000
Светло-желтый $FFFF00 Темно-серый $808080
Белый $FFFFFF Светло-серый $С0С0С0

 

Таблица 1.4. Выравнивание компонента внутри формы (свойство Align)

 

Значение Расположение компонента  
     

alNone

Без выравнивания на месте размещения при создании программы  

(значение по умолчанию)

 
   

alTop

Перемещение в верхнюю часть формы, ширина компонента  

становится равной ширине формы (высота не меняется)

 
   

alBottom

Перемещение в нижнюю часть формы, ширина становится равной  

ширине формы (высота не изменяется)

 
   

alLeft

Перемещение в левую часть формы, высота компонента становится  

равной высоте формы (ширина не изменяется)

 
   

alRight

Перемещение в правую часть формы, высота становится равной  

высоте формы (ширина не изменяется)

 
   
alClient Компонент полностью занимает всю рабочую область формы  
     

 


 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Таблица 2.1. Функции ввода вывода

 

Функция    

Описание

     
 

 

 
 

В результате выполнения функции на экране появляется

 

InputBox (Заголовок,

диалоговое окно, в поле которого пользователь может

 

ввести строку символов. Значением функции является

 
Подсказка, Значение)

введенная строка. Параметр Значение задает значение

 
 

функции «по умолчанию», т.е. строку, которая будет в поле

 
 

редактирования в момент появления окна.

     

ShowMessage (s)

Процедура выводит окно, в котором находится сообщение

 

s и командная кнопка Ok.

       
         
 

Выводит на экран диалоговое окно с сообщением s и

 
  возвращает код кнопки, щелчком на которой  
 

пользовательзакрыл окно. Параметр t определяет тип окна:

 
 

mtWarning – Внимание; mtError – ошибка; myInformation –

 
 

информация; mtConfirmation – запрос; mtCustom –

 
 

пользовательское (без значка). Параметр b (множество –

 
 

заключенный в квадратные скобки список констант0 задает

 

MessageDlg (s, t, b, h)

командные кнопки диалогового окна (mbYes, mbNo, mbOk,

 

MbCancel, mbHelp, mbAbort, mbRetry, mbIgnore, mbAll).

 
   
 

Параметр h задает раздел справочной системы программы,

 
 

который появится в результате нажатия кнопки Help или

 
 

клавиши <F1>. Если справочная система не используется,

 
 

значение параметра должно быть 0. Значением функции

 
 

может быть одна из констант: mbYes, mbNo, mbOk,

 
 

MbCancel, mbHelp, mbAbort, mbRetry, mbIgnore, mbAll,

 
 

обозначающая соответственную команду.

     

Таблица 2.2. Математические функции

         
     

 

     
Функция    

Описание

     
 

 

       
Abs (n)

Абсолютное значение n

       
 

 

       
Sqrt (n)

Квадратный корень из n

       
               
Sqr (n) Квадрат n            
               
Exp (n) Экспонента n            
 

 

       
Ln (n)

Натуральный логарифм n

       
 

 

 
 

Случайное целое число в диапазоне от 0 до n-1(перед

 

Random (n)

первым обращением

к функции необходимо

вызвать  

функцию Randomize, которая выполнит инициализацию

 
   
 

программного генератора случайных чисел)

     
Sin (α)

Синус выраженного в радианах угла α

     
 

 

     
Cos (α)

Косинус выраженного в радианах угла α

     
 

 

     
Arctan (α)

Арктангенс выраженного в радианах угла α

     
               

 


 

 


Таблица 2.3.

Функции преобразования

       
     

 

     
Функция    

Описание

     
   

 

       
Chr (n)  

Символ, код которого равен n

       
   

 

   
IntToStr (k)  

Строка, являющаяся изображением целого k

   
   

 

 
FloatToStr (n)  

Строка, являющаяся изображением вещественного n

 
   

 

 
   

Строка, являющаяся изображением вещественного n. При

 
   

вызове функции указывают: f - формат; k - точность; m -

 
   

количество цифр после десятичной точки. Формат

 
   

определяет способ изображения числа: ffGeneral -

 

FloatToStr (n, f, k,m)

универсальтный; ffExponent - научный; ffFixed - с

 

фиксированной точкой; ffNumber - с разделителями групп

 
     
   

разрядов; ffCurrency - финансовый. Точность – нужное

 
   

общее количество цифр: 7 или меньше для значений типа

 
   

Single, 15или меньше для значения типа Double

и 18 или  
   

меньше для значения типа Extended

     
   

Строка, являющаяся изображением значений n1, n2 и т.д.

 

Format (s, [n1, n2, ...])

Способ преобразования значений в строку символов

 

определяют управляющие символы, которые находятся в

 
     
   

строке форматирования s

       
StrToInt (s)  

Целое, изображением которого является строка s

   
   

 

 
StrToFloat (s)  

Вещественное, изображением которого является строка s

 
   

 

 

 

Round (n)

 

Целое, полученное путем округления

n по известным

 
 

правилам

         
             
Trunc (n)  

Целое, полученное путем отбрасывания дробно части n

 
               

Frac (n)

  Дробное, представляющее собой дробную часть  
 

вещественного n

       
           

Int (n)

  Дробное, представляющее собой целую часть  
 

вещественного n

       
           

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

           
  Таблица 3.1.

События

       
       

 

   
  Событие    

Происходит

   
     

 

     
  OnClick  

При щелчке мыши

     
     

 

   
  OnDblClick  

При двойном щелчке кнопкой мыши

   
     

 

   
  OnMouseDown  

При нажатии кнопки мыши

   
     

 

   
  OnMouseUp  

При отпускании кнопки мыши

   
     

 

     
  OnMouseMove  

При перемещении мыши

     
     

 

   
  OnKeyPress  

При нажатии клавиши клавиатуры

   
     

 

   
  OnKeyDown  

При нажатии клавиши клавиатуры.

   
 

 

 

 
 

События OnKeyDown и

OnKeyPress это чередующиеся,повторяющиеся события.

 
 

Которые должны происходить до тех пор, пока не будет отпущена удерживаемая

 
 

клавиша (в этот момент происходит событие OnKeyUp)

   
  OnKeyUp  

При отпускании нажатой клавиши клавиатуры

 
     

 

 
     

При создании объекта (формы, элемента управления).

 
 

OnCreate

 

Процедура обработки этого события обычно используется

 
   

для

инициализации

переменных,

выполнения

 
       
     

подготовительных действий

   
     

При появлении окна на экране в начале работы программы,

 
 

OnPaint

  после появления части окна, которая, например, была  
   

закрта другим окном и в других случаях. Событие

 
       
     

сообщает о необходимости обновить (перерисовать) окно

 
  OnEnter  

При получении элементом управленя фокуса

 
     

 

   
  OnExit  

При потере элементом управленя фокуса

   
               

 


 

 


Литература

 

в Симонович С.В., Евсеев Г.А. Занимательное программирование: Delphi. – М.: АСТ –

 

ПРЕСС КНИГА: Инфорком – Пресс, 2001.

в Культин Н.Б. Delphi в задачах и примерах. – СПб.: БХВ – Петербург, 2005.

в Фаронов В.В. Программирование на языке высокого уровня: Учебник для вузов. –

СПб.: Питер, 2003.

в Бобровский С.И. Delphi 7. Учебный курс. – СПб.: Питер, 2005.

в Кетков Ю.Л., Кетков А.Ю. Практика программирования: Visual Basic, C++ Builder,

Delphi. - СПб.: БХВ – Петербург, 2005.

 

 


 

Оглавление

Введение. 2

Идеология объектно-ориентированного программирования. 3

1.1. Элементы интерфейса программы.. 3

1.2. Инспектор объектов. 9

Три основных принципа ООП: наследование, инкапсуляция, полиморфизм.. 9

Использование справки. 10

Структура программы.. 12

Методы отладки и борьбы с ошибками. 14

Практическая работа № 2. 19

Практическая работа № 3. 21

Практическая работа № 4. 24

Практическая работа № 5. 26

Практическая работа № 6. 28

Практическая работа № 7. 30

Практическая работа № 8. 33

Практическая работа № 9. 37

Практическая работа № 10. 40

Практическая работа № 11. 42

Практическая работа № 12. 45

Практическая работа № 13. 50

Практическая работа № 14. 55

Практическая работа № 15. 59

Практическая работа № 16. 63

Практическая работа № 17. 67

Практическая работа № 18. 69

Практическая работа № 19. 72

Практическая работа № 20. 75

Практическая работа № 21. 78

Практическая работа № 22. 81

Практическая работа № 23. 84

Практическая работа № 24. 87

Практическая работа № 25. 89

Практическая работа № 26. 92

Практическая работа № 27. 97

Практическая работа № 28. 99

Практическая работа № 29. 103

Практическая работа № 30. 107

Практическая работа № 31. 112

Практическая работа № 32. 114

Практическая работа № 33. 119

Практическая работа № 34. 123

Практическая работа № 35. 134

Практическая работа № 36. 141

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 170

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 174

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 177

Литература. 181

 

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 195; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!