Аристотель. Экономика. II. 2. 4 р. 1347. а 4-17.



Гиппий афинский обложил налогом балконы, выступающие в верхних этажах на улицы, также лестницы, барьеры и двери, открывающиеся наружу. Ввиду этого владельцы их откупились деньгами, и у него таким образом составились большие средства. Точно также и монеты, ходившие у афинян, он обесценил; назначив их стоимость, он велел приносить их к нему. Когда же они сосредоточились у него, он перечеканил их с новым знаком и пустил в обращение то же самое серебро. Далее, если кто должен был исполнять триерархию, быть филархом, исполнять хорегию или нести расходы еще на какую-нибудь подобную литургию, он установил умеренную расценку и предоставил всякому желающему из них внести эту сумму, чтобы числиться в ряду людей, исполнявших литургию. Наконец, в пользу жрицы Афины на Акрополе он установил за всякого умершего вносить по одному хенику ячменя и еще по хенику пшеницы и по оболу, точно так же у кого родился ребенок, тому делать то же самое.

 

Фукидид. История. I. 20. 2.

 Вот какова была древность по моим изысканиям, хотя и трудно положиться на относящиеся сюда, безразлично каковы бы они ни были, свидетельства. Дело в том, что люди перенимают друг от друга предания о прошлом, хотя бы оно относилось к их родине, одинаково без всякой критики. Так, например, большинство афинян полагает, что Гиппарх пал от руки Гармодия и Аристогитона (514 г.), в то время как он был тираном; они не знают того, что правителем тогда был Гиппий как старший из сыновей Писистрата, что Гиппарх и Фессал были его братья, что в день заговора в решительный момент Гармодий и Аристогитон, возымев подозрение, будто кто-то из сообщников их открыл уже кое-что Гиппию и что тот, следовательно, предупрежден, не тронули его; однако, желая сделать хоть что-нибудь решительное прежде, чем схватят их, они умертвили Гиппарха, занятого устройством Панафинейской процессии, встретив его подле так называемого Леокория.

 

Аристотель. Политика. V. 8. 9 р. 1311. а 36.

Покушение на Писистратидов было произведено вследствие того, что они оскорбили сестру Гармодия и эти раздражили его: он мстил за сестру, а Аристогитон – за Гармодия.

 

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Фрагмент X. 16.

Фессал, сын Писистрата, как благоразумный человек отказался от тирании и, стремясь к равенству, пользовался большим уважением среди граждан. Между тем остальные, Гиппарх и Гиппий, действуя путем насилия и угнетения, правили государством в качестве тиранов. Они совершили много противозаконных деяний над афинянами, и, между прочим, Гиппарх, влюбившись в одного мальчика, выделявшегося своей красотой, из-за этого подвергся опасности. Покушение на тиранов и ревностное стремление освободить отечество были общими у всех вышеназванных мужей. Но твердость духа во время пыток и выносливость в перенесении мучений оказались у одного Аристогитона, который в самые страшные моменты сумел высказать два важнейших качества – верность по отношению к друзьям и мщение врагам. Аристогитон показал всем, что благородство души побеждает величайшие телесные страдания.

 

Павсаний. Описание Эллады. XXIX. 2. 4. 15.

2. У афинян и за городом в поселках и по дорогам есть храмы богов и могилы героев и прославленных мужей. Ближе всего Академия … вдоль дороги в Академию … 4. … на могилах стоят каменные стелы с обозначением имени и дема каждого из них[227] … 15. Тут же покоятся … и Гармодий, и Аристогитон, убившие Писистратова сына Гиппарха …

 

Павсаний. Описание Эллады. III. 4. 2.

Клеомен также дважды ходил походом и на Афины: первый раз, чтобы освободить афинян от тирании детей Писистрата, чем приобрел среди всех эллинов и себе и лакедемонянам большую славу.

Вопрос 6.

Аристотель. Афинская полития. VIII. 20-22.

20. …Когда народ взял в свои руки управление, Клисфен стал вождем и простатом народа... он начал с того, что распределил всех граждан между десятью филами вместо четырех[228]. Он хотел смешать их, чтобы большее число людей получило возможность участия в делах государства[229]. Отсюда и пошло выражение: «не считаться филами» – в ответ тем, кто хочет исследовать происхождение. Затем он установил Совет пятисот вместо четырехсот, по пятидесяти из каждой филы, а до тех пор было по сто. Разделил же он не на двенадцать фил из того соображения, чтобы это деление не совпадало с существовавшим ранее делением на триттии: именно в четырех филах было двенадцать триттий, так что в этом случае не удалось бы смешать народ.

Кроме того, Клисфен разделил страну по демам на тридцать частей: десять взял из демов пригородных, десять – из демов прибрежной полосы, десять – из демов внутренней полосы. Назвав эти части триттиями, в каждую филу он назначил по жребию три триттии, так чтобы в состав каждой филы входили части из всех этих областей[230]. Далее, он заставил считаться демотами жителей каждого из демов, чтобы люди не выделяли новых граждан, называя их по отчеству, но чтобы публично называли по имени демов. Вот отчего афиняне и называют себя по именам демов. Учредил он и должность демархов, которые имеют те же обязанности, что прежние навкрары, так как демы он образовал вместо навкрарий. Что касается названий, то некоторым из демов он дал их по местечкам, некоторым – по основателям, так как уже не все демы связаны были с местами...

В результате этих изменений государственный строй стал гораздо более демократичным, чем солоновский. Это и понятно: законы Солона упразднила тирания, оставляя их без применения; между тем, издавая другие, новые законы, Клисфен имел в виду интересы народа. В их числе издан был закон об остракизме.

Впервые на восьмом году после установления этого порядка, при архонте Гермокреонте, установили для Совета пятисот присягу, которую приносят еще и теперь. Затем стали избирать по филам стратегов, по одному из каждой, предводителем же всей вообще армии был полемарх. Далее, на двенадцатом году после этого, при архонте Фениппе, афиняне одержали победу в битве при Марафоне, а спустя два года после победы, когда народ стал уже чувствовать уверенность в себе, тогда впервые применили закон об остракизме, который был установлен ввиду подозрения к людям, пользующимся влиянием ... изгоняли остракизмом сторонников тиранов, против которых был направлен закон; после же этого на четвертый год стали подвергать изгнанию и из остальных граждан всякого, кто только казался слишком влиятельным...

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 182; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!