ТОЛКОВАНИЕ 2-го ПОСЛАНИЯ Св. Ап. ПАВЛА К ТИМОФЕЮ.



I . Надпись и приветствие (1, 1-2).

Глава 1.

Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе,

Тимофею, возлюбленному сыну: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего.

Благодарю Бога, Которому служу от прародителей с чистою совестью, что непрестанно воспоминаю о тебе в молитвах моих и днем, и ночью,

И желаю видеть тебя, воспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости,

Приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике: уверен, что она и в тебе.

6. По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение;

Ибо дал нам Бог духа не боязни; но силы и любви, и целомудрия.

Итак не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога,

Спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен,

Открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление чрез благовестие,

Для которого я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников.

12. По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой 1) на оный день.

Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью в Христе Иисусе.

14. Храни добрый залог 2) Духом Святым, живущим в нас.

Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген.

16. Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил 3) меня и не стыдился уз моих,

17. но быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел;

Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь.

       I. Надпись и приветствие (1, 1-2).

Глава 1.

       1-2. В самом приветствие своем Св. Павел укрепляет веру Тимофея обетованием вечной жизни со Христом Иисусом, Который дает ее верующим в Него. Св. Павел призван, по воле Бога Отца и Сына Его Иисуса Христа, к апостольству, чтобы возвестить людям эту вечную жизнь со Христом. Тимофей был его возлюбленный сын не по рождению плотскому, но по своим добродетелям (Св. Злат.). Ему же он желает благодати – как силы во спасение свое и других, милости как источника, изливающего благодать, мира, - как плода благодати, дающей мир с Богом, с совестью и со всеми людьми. Благодатное же начало всего этого есть Бог Отец и Господь Иисус Христос.

       II . Начало послания (1, 3-6).

       Выразив свою сильную любовь к Тимофею (ст. 3, 4) и похвалив его родных за веру (ст. 5). Павел напоминает ему возгревать живущий в нем дар Апостольского преемства, что и составляет главный предмет послания (ст. 6).

       3-4. «Благодарю Бога, говорит, за то, что я помню о тебе (ср. 1 Сол. 5, 18), - так я люблю тебя. Это – знак чрезвычайной любви, когда любит так, что сам восхищается сею любовью» (Св. Злат.). И это верно, как верно то, что я служу Богу, как и прародители мои, с чистою совестью - с полным убеждением в истине этого служения. В чем же так удостоверяет Св. Павел Тимофея? В том, что он любит его и непрестанно – днем и ночью – поминает в молитвах своих. Предмет его молитвы – увидеть Тимофея, чего он пламенно желает и потому, что сам любит его, и потому, что и сам Тимофей, по любви к Св. Павлу, расставаясь с ним, горько плакал. Вспоминая эти слезы при разлуке и приглашая к себе Тимофея, Св. Павел предчувствует взаимною радость при свидании. – «И не за одни слезы твои, говорит, желаю видеть тебя, но и за нелицемерную веру, которую ты наследовал от бабки и матери своих» (Св. Злат.).

       5. Я, говорит, люблю тебя и за твои слезы, выражающие твою любовь ко мне, и, особенно, за твою нелицемерную – искреннюю веру, которую воспитали в тебе такою твои дорогие воспитательницы – бабушка и мать, сами искренно верующие. В этом я уверен вполне. – Вследствие такой веры в Тимофея Св. Павел совершенно спокойно заповедует ему ревностно исполнять возложенное на него пастырское служение.

       6. «Я знаю, говорит, что ты имеешь нелицемерную веру и потому напоминаю тебе: нужно иметь ревность, чтобы возгревать дар Божий. Как огонь требует дров, так и благодать – нашего усердия, чтобы она воспламенялась. Дар Божий, - т.е. благодать Духа, которую ты принял для предстоятельства в Церкви, для знамений и всякого служения. Возгревать – ибо от вас зависит и погашать, и воспламенять ее (ср. 1 Сол. 5, 19). От беспечности и лености она угасает, от внимания и усердия воспламеняется» (Св. Злат.). Пастырство или Апостольское преемство не есть дело внешнего определения, как бывает в гражданских должностях, но есть следствие внутреннего, благодатного устроения пастырем, чрез епископское рукоположение, в силу которого избранный делается способным к пастырству, так что исполняй, или не исполняй своего дела, все же он пастырь, по дару благодати, живущему в нем. Исполняющий дело пастырства, как должно, возгревает, раздувает его, не исполняющий – погашает. Тут тоже бывает, что и у получивших, по притче, таланты: один пускает полученный талант в оборот, другой зарывает его в землю.

       Указавши главный предмет своего послания – возгревание дара Божия. Св. Павел далее дает наставление Тимофею, III) как возгревать дар Божий, в пастырской деятельности (1, 7-III, 9) и IV) воодушевляет его к должному прохождению ее по всем частям (III, 10-IV, 8).

       III . Наставления, как возгревать дар Божий в пастырском служении (1, 7-III, 9).

       7. Прежде всего Св. Павел определяет свойства дара Божия, получаемого чрез рукоположение. Во 1-х, он есть дух не страха, но силы. «Бог дал нам (разумеет Св. Павел себя и Тимофея) благодать Св. Духа не для того, чтобы боялись опасностей за благочестие (за веру Христову), но, чтобы небоязненно исповедали ее и возвещали, исполняясь Божественной силы» (Феод.). Так и Спаситель говорил Апостолам, посылая их на проповедь: поведут вас на суд пред царями и владыками за имя Мое, и будут вас гнать, но вы не бойтесь (Мф. 10, 18, 23, 26). И Св. Павла Господь И. Христос воодушевляет: «не бойся, но говори и не умолкай» (Деян. 18, 9). И сам Св. Павел, в сознании полученной им от Бога силы, исповедал: «вся могу о укрепляющем мя» (Филп. 4, 13). Во 2-х, дух любви. Излияние любви в сердца неразлучно с дарованием благодати Св. Духа, как свидетельствует Св. Павел в другом послании: «любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5, 5). Любовь прежде всего к Богу, как к Отцу (Рим. 8, 15), потом – к людям, - как братьям в Боге, по которой Св. Павел был всем все, чтобы спасти хотя некоторых (1 Кор. 9, 22). В 3-х, дух целомудрия – дух не только чистоты сердечной, но и разума, который научает всему – и знанию, и жизни (Иоан. 14, 26; Мф. 10, 19).

       Из этих свойств дара Божия Св. Павел выводит наставления Тимофею, как ему возгревать дар Божий в пастырском своем служении. 1) Как получившему дух силы заповедует небоязненно и не стыдясь проповедовать Христа Господа, строго держась предания Апостольского 1, 8-18); 2) как получившему дар любви приводит к спасению братьев (II, 1-13); 3) как получившему дух премудрости – не вступать в словопрения с противниками, а кратко вразумлять их (II, 14-III, 9).

       1) Пастырь по силе духа должен безбоязненно проповедовать о Христе (1, 8-18).

       8-10. Как пастырь, получивший дар благодати при рукоположении, возгревай, говорит, его смелою проповедью о Христе распятом. Не стыдись – не впадай в бессильное малодушие пред язычниками и Иудеями, для которых слово крестное или безумие, или соблазн (1 Кор. 1, 18. 23), но проповедуй им смело, что смертью Своею на кресте Христос спас мир, разрушил власть дьявола, уничтожил смерть и дал нам жизнь вечную (Св. Злат.). Не стыдись и того, что я, твой учитель в узах; ибо ношу узы не за свои злодеяния, а за проповедь о Христе Распятом, и по воле Божией. Не только не стыдись благовествовать о Христе Распятом, но не отказывайся и пострадать за Евангелие о Нем. Тебе нечего бояться страданий, ибо в тебе обитает сила Божия, данная тебе при рукоположении: «твое дело решиться и показать готовность, а облегчить, успокоить тебя – дело Божие» (Св. Злат.). Что Бог несомненно облегчит мученика за веру Христову и успокоит его, Св. Павел доказывает (это) тем, что Бог от вечности определил спасти нас в Сыне Своем и призывает святым, от Него идущим, званием к этому спасению чрез веру во Христа. Мы были, говорит, бесконечно грешны и ничего, следовательно, не имели заслуживающего спасение, но спасены исключительно по воле и благодати Божией, которую определено было в предвечном Совете Божием – прежде вековых времен, даровать нам для нашего спасения во Христе Иисусе. Теперь она открылась – явна стала, когда Сын Божий, предвечный Спаситель наш, - воплотился и явился на землю как Иисус Христос. Как и чем воплотившийся Сын Божий явною сделал благодать, сокрытую от века? Так и тем, что разрушил смерть и явил жизнь и нетление. То и другое совершено одним действием воскресения, в котором и смерть разрушена и жизнь нетленная воссияла; ибо Господь Спаситель, воскресши, воскрес явно чрез победу над смертью и разрушением ее. Но победивший и разрушивший смерть, уже не умирает и смерть Им не обладает, почему в лице Его делается явно для всех нетленная жизнь. В собственном своем теле Спаситель самым делом разрушил смерть, лишив ее силы имения; нас же просветил благовестием – надеяться в будущей жизни получить жизнь и нетление. Отсюда, если Бог, по милости и благодати Своей, спас нас – грешников, то тем более спасет верующих в Него и страдающих за веру в Него.

       К безбоязненной проповеди о Христе и к готовности пострадать за нее Св. Павел воодушевляет Тимофея своим примером.

       11-12. Св. Павел убеждает Тимофея не стыдиться, но с готовностью нести страдания за благовестие, тем, что дело благовестия и призвание к нему, и содержание его исходит от Бога, и что трудящийся в нем прямо служит Богу, а не людям. Пример этому Св. Павел. Его призвал Сам Господь Иисус Христос с прямым повелением: иди во языки: проповедовать среди народа, не знающего его, уверяя слушателей, что он не свое им говорит, а возвещает им волю Божию, как посланник – Апостол Его; затем, уверовавших в Господа Иисуса – учит догматам веры и жизни по вере. По этой причине, что, исполняя повеление Господа, возвещаю благовестие о Христе, я, говорит, теперь (в узах) и страдаю, но не стыжусь этого, - не малодушествую; потому я знаю, говорит, в Кого уверовал, - именно в Господа Иисуса Христа – Богочеловека, и уверен, что Он мое предание – все мои труды по вверенному мне благовествованию сохранит в памяти, в книге живота ко дню всеобщего суда, - дню воздаяния. Эту надежду свою Св. Павел основывает на уверенности в том, что Господь силен совершать то, чего он ожидает от Него. – Итак, говорит, не стыдись, но благовествуй смело, держась преданного тебе мною образца.

       13-14. Я преподал, говорит, тебе здравое учение о спасении, его и имей в уме и сердце, как образец, и по нему благовествуй. «Как делают живописцы, так и я начертал тебе образ добродетели и всего угодного Богу, и как бы некое правило, первообраз и начертание вложил в твою душу» (Св. Злат.). Не в посланиях только Св. Павел начертал этот образец здравого учения, но и устно – «многое он передал ученику и без письма, о чем теперь и напоминает ему» (Св. Злат.). «Нужно ли будет тебе, говорит, посоветоваться о вере, или о любви, или о целомудрии, оттуда, - из начертания моего, заимствуй образцы, потому что там все содержится» (Св. Злат.) – и все идет из одного источника – от Господа Спасителя. Все, преподанное мною тебе – завещание, - как добро – драгоценность, сохрани в целости и передай таким-же, т.е. без изменений и своим преемникам при помощи Св. Духа, живущего в нас. «Человеческая душа, и человеческая сила не в состоянии сами по себе хранить таких благ, вверенных им. Почему? Потому что вокруг нас много разбойников, глубокая тьма, дьявол стоит и коварствует, и мы не знаем, в какой час, в какое время он нападет на нас. Как же мы можем сохранить их? Духом Святым, т.е. если будем иметь в себе Духа; а Он будет присущ нам, если мы не отгоним благодати Его. Он наша стена, Он наше убежище и защита» (Св. Злат.).

       Другой пример смелого исповедания веры Св. Павел указывает Тимофею в Онисифоре. Все азийские оставили Св. Павла, когда его заключили в узы, устрашившись грозящей беды заключения в узы за признание себя Христианином. Только один Онисифор не постыдился этого.

       15. Св. Павел как бы жалуется на малодушие своих спутников-учеников: в мирное время, говорит, все азийские были около меня, а как пришла беда, - язычники ополчились на Христиан, меня заключили под стражу в темницу, так все мои спутники как бы застыдились открыто признать себя Христианами, оставили меня, чтобы самим не попасть в беду. Даже более ревностные из них – Фагелл и Ермоген – и те оставили меня. Только один Онисифор порадовал меня своею силою веры.

       16-18. В примере силы веры, которому должно подражать, Св. Павел выставляет Ефесянина Онисифора. Он, придя в Рим и узнав, что Св. Павел томится в узах в темнице, тотчас же с большим трудом пошел разыскивать ту темницу, которых тогда в Риме было много, вероятно, по случаю гонения на Христиан, в которой томился Св. Павел, нашел ее, разыскал в ней Св. Павла и многократно покоил его: «он говорит, освежал и укреплял меня в страданиях, как какого ратоборца, изнемогающего от зноя» (Св. Злат.). Но, кажется, и Онисифор пострадал за это, может быть, был убит. Поэтому Св. Павел награду за его заботы о нем переносит на его дом: да даст, молит, милость Господь Онисифорову дому. А ему – да даст ему Господь обрести милость в день он, - в день страшного суда, «когда всем нам нужна будет великая милость» (Св. Злат.). Онисифор не в Риме только покоил Св. Павла, но и в Ефесе послужил ему, вероятно, тоже среди опасностей. Это, говорит Св. Павел Тимофею: тебе лучше известно – Вот кому тебе нужно подражать!

1) Слав.: «предание мое».

2) Слав.: «завещание».

3) Слав.: «упокоил»; в греч.: прохладил.

Глава 2.


Дата добавления: 2019-08-31; просмотров: 161; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!