ТОЛКОВАНИЕ ПОСЛАНИЯ СВ. АП. ПАВЛА К ЕВРЕЯМ



I . Часть догматическая (I, 1-X, 18).

Глава 1.

Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках,

В последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.

Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, возсел одесную (престола) величия на высоте,

Будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя.

Ибо кому, когда из Ангелов сказал Бог: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя?» И еще: «Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном» (Псал. 2, 7. 2 Царств. 7, 14)?

Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: «и да поклонятся Ему все Ангелы Божии» (Псал. 96, 7).

Об Ангелах сказано: «Ты творишь Ангелами своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь) (Псал. 103, 4).

8. а о Сыне: «престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего – жезл правоты:

Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие; посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» (Псал. 44, 7-8).

10. И: «в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих;

Они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают как риза.

И как одежду свернешь их, и изменятся: но Ты Тот же, и лета Твои не кончатся» (Псал. 101, 26-28).

Кому, когда из Ангелов сказал Бог: «седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Псал. 109, 1)?

Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?

Превосходство новозаветного устроения спасения пред ветхозаветным.

       То и другое домостроительство спасения людей – от Бога. Но в учреждении их посредствующие лица были не одинакового достоинства, так же и значение, и сила того и другого домостроительства были не одинаковы. В ветхом завете Бог возвещал Свою волю людям чрез Пророков, в новом – как бы Сам явился на землю в Сыне Своем – Боге, и возвестил людям волю Свою. Там, Бог дал Свой Закон людям при посредстве Ангелов и Моисея, в новом – Сам дал в Сыне. Там, закон написан был на скрижалях каменных, а в новом – на скрижалях сердца – в душе. Там, люди очищались от телесной нечистоты кровью жертв животных, а в новом – очищаются от всех грехов кровью Голгофской Жертвы воплотившегося Сына Божия. Там, ходатаем за людей пред Богом был Первосвященник, сам человек грешный и временный, а в новом – Богочеловек, безгрешный и вечный Сын Божий, разделяющий с Богом Отцом и силу, и власть Его. Там, за соблюдение завета обещаны были блага земные, а в новом – небесные – вечные. Все эти мысли Св. Павел раскрывает и доказывает Палестинским христианам для утверждения их в вере среди внешних и внутренних искушений.

       Превосходство новозаветного откровения пред ветхозаветным (I, 1-3).

       Глава 1.

       1-2. Св. Павел не полагает, по своему обыкновению, обычной надписи и приветствия в начале его послания, вероятно, потому, что христиане Палестинские (из Иудеев) всегда, если не враждебно, то подозрительно относились к нему, как к Апостолу, и потому, получивши послание, надписанное его именем, или не стали бы вовсе читать его, или взглянули бы на его учение с предубеждением, и, таким образом, послание лишилось бы своей силы и влияния. Поэтому Св. Павел, благоразумно опустивши свое обычное приветствие, прямо начинает раскрывать учение о превосходстве Новозаветного Ходатая пред ветхозаветными. Как ветхозаветная, так и новозаветная религия основана на откровении, источник которого в обеих религиях один и тот же – Бог, Который одушевлял Духом Своим посредников откровения Его в ветхом завете издревле – Пророков, и в общем значении людей благочестивых, как Авраам, Моисей и др., и в собственном смысле пророков ветхозаветных, которым Он открывал волю Свою; в новом завете – Иисуса Христа. В этом заключается сходство. Но в способе и степени откровения чрез тех и Другого заключается превосходство новозаветного откровения пред ветхозаветным. Там, в ветхом завете, Бог открывал свою волю людям многократно – не вдруг во всей полноте, какой не могли бы вместить не только народ еврейский, но и самые пророки, а частями – одному одно, другому – другое и притом мало-по-малу, напр. прор. Исаи открыл рождение Обетованного от Девы, Его страдания; прор. Михею – место Его рождения; прор. Даниилу – время Его пришествия; прор. Малахии – пришествие Предтечи Христова, и т.д. Притом Бог открывал пророкам волю Свою многообразно, - приближал будущее к духу пророка и народа в различных образах, - не прямо раскрывая их, но или во сне, или в видении, или в прямой речи, или в символической. Не так было в новом завете – в последние дни сии. Здесь Бог излил Свое откровение во всей полноте; потому что приемлющим и провозвестником Его откровения был не простой человек, но Сын Его. Кто же этот Сын Божий? В ветхом завете Ангелы иногда называются сынами Божиими (Иов. 1, 6; 2, 1; Пс. 28, 1; 88, 7; Дан. 3, 92); в новом завете искупленные Христом люди называются так же сынами Божиими (Гал. 4, 6; Рим. 8, 15, 16). Св. Павел далее характеризует Сына Божия такими чертами, которые могут быть отнесены только к Единородному и Единосущному Сыну Божию, Иисусу Христу: Его, говорит, Бог поставил наследником всего. По ветхозаветному словоупотреблению наследник и наследство означают вместе с тем господина и господство (Пс. 2, 8). След. Наследник и господин всего, что принадлежит Богу Отцу, есть в собственном смысле Его Единородный Сын. Как Бог, Сын от вечности наследник Отца, Ему, как Богу, принадлежит все, что имеет Бог-Отец. О каком же получении наследства от Бога Отца Богом Сыном говорит здесь Св. Павел: поставил – во времени? Бог Сын, воплотившись по человечеству, получил от Бога Отца в наследство все, как Сам Он сказал по воскресении: дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли (Мф. 28, 18), Он стал во времени наследником и Господом всего, именно, потому, что, как Богочеловек, совершил второе творение, т. е. возрождение всей твари. Этим Христос основал себе богочеловеческое царство. Но Он наследник всего и по Божеству, потому, что чрез Него или Им, как Богом, сотворены и веки – все, что существует во времени (Кол. 1, 15-16). Далее, Св. Павел изображает Сына по существу Его, как Бога.

           3. Сын есть единого существа с Богом Отцом; ибо Он есть свет от света, луч – сияние славы Божией. Как свету совечно сияние, - ибо нет света без сияния, так Сын совечен Отцу. Как солнце, в отношении к сиянию своему, есть само из себя, и сияние из солнца: так Отец из Себя Самого, Сын же рождается от Отца. Как сияние происходит от солнца, не отнимая ничего от его сущности и не отделяясь, так Сын произошел от Отца, Солнце существует прежде сияния, но, однако, и вместе с сиянием, так Сын с Отцом. Сияние не может быть без солнца, а солнце без сияния, так Сын не может быть без Отца, и Отец без Сына, и, однако, Они - оба отличны. Нельзя видеть солнца без исходящего из него света; так никто не может видеть Бога без Сына (ср. Иоан. I, 18; 5, 19 и д.; 6, 46; 14, 9; 16, 15). Сын есть отблеск – луч славы Бога Отца, не внешний, а внутренний – по существу, что Св. Павел выражает словами: образ Ипостаси Его, что означает, что Сын есть отобраз существа Бога Отца, имеет равное существо с Богом Отцом. Как Бог по существу и творец мира, Сын есть хранитель и промыслитель мира, содержа все словом силы Своей: как сотворил все словом своим, так и хранит все и всем управляет тоже словом силы Своей. Будучи Творцом и Промыслителем мира, Сын есть виновник второго духовного творения, т.е. Искупитель от грехов, Спаситель рода человеческого: совершив Собою очищение грехов наших. Принявши на Себя плоть человеческую, Сын Божий принес ее в жертву Богу за грехи людей и, таким образом, очистил нас от грехов наших не постороннею жертвою, как делал ветхозаветник первосвященник, а Собою Самим. Таким образом, Он есть и первосвященник, и жертва. Но Христос Своею жертвою не только для людей принес очищение от грехов, но приобрел и для Самого Себя, т.е. для Своей человеческой природы, возвышение над всеми тварями: воссел одесную престола величия на высоте, т. е. после своих страданий и крестной Смерти Он воскрес, вознесся на небеса и воссел одесную величествия Бога Отца: величия на высоте, «достиг самой высоты величия» (Злат.), - принял участие в божественной власти и мироправлении, «стал равночестным Богу Отцу» (Св. Злат.); и нигде в новом завете не приписывается Иисусу Христу сидение одесную Отца прежде вознесения Его на небо. О вечном же Сыне говорится в Евангелии Иоанна: Сый в лоне Отчи (Иоан. 1, 18).

       Итак, виновник новозаветного домостроительства есть воплотившийся Сын Божий, по Своему существу равный Богу, - Творец и Промыслитель мира и Спаситель людей, и вечный ходатай за них пред Богом Отцом, седяй одесную Его на престоле. Эту основную мысль послания Св. Павел далее доказывает свидетельствами Слова Божия, - главного убеждения для Евреев, указывая превосходство Сына Божия – Богочеловека: 1) пред Ангелами (I, 4-II. 18), 2) пред Моисеем (III, 1-IV, 13), и 3) пред Левитским священством (IV, 14-VII, 28).

 

       I. Превосходство Иисуса Христа, новозаветного ходатая, пред Ангелами (I, 4-II, 18).

       А) 4. Ветхозаветная теократия основана была при посредстве Ангелов, новозаветная – при посредстве Иисуса Христа. Но сколько Иисус Христос – по человечеству Своему, превосходит Ангелов наследованным Им именем «Сын Божий», настолько сообщенное Им откровение выше возвещенного при посредстве Ангелов закона. Далее, Св. Павел представляет ряд ветхозаветных изречений, чтобы показать, что в ветхом уже завете Христу, как предвозвещенному Мессии, прилагается имя «Сына Божия» в совершенно особенном значении – по существу, и приписывается преимущество пред Ангелами в достоинстве и власти.

       5. Правда, в ветхозаветных писаниях (Иов. 1, 6; 2, 1; 38, 7; Пс. 88, 7) Ангелы называются, так же, как и Иисус Христос, сынами Божиими, но это название они получили не по существу, по которому они нигде не называются сынами Божиими. По существу, это имя принадлежит только одному Единородному Сыну Божию, Иисусу Христу, Который потом получил его по человечеству от Бога Отца: так Ангел возвестил Пречистой Деве Марии, что родившийся от Нее от Духа Святого наречется Сыном Вышнего (Лук. 32); при крещении Иисуса Сам Бог Отец назвал Его Сыном Своим возлюбленным (Мф. 3, 17). Это предизображается во 2-м Псалме в лице Царя, поставленного Богом над Сионом, против которого восстали мятежники. Замыслы мятежников Господь разрушил, потому что Он определил, что Царь, «поставленный Им» (Ср. Лук. 1, 32), есть Сын Его, Которого Он ныне родил (7 ст.). Это обетование, или прообразование, данное Богом отцам нашим, говорит Св. Павел, теперь – по воскресении Господа Иисуса из мертвых, исполнилось нам (Деян. 13, 32, 33). И еще (кому, когда из Ангелов сказал Бог): Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном? Это выражение взято Св. Павлом из 2 Цар. 7, 14 и так же в прообразовательном значении отнесено к Иисусу Христу. В контексте оно имеет следующий смысл: Давид царь хочет устроить Господу Храм и получает от прор. Нафана одобрение. Но в следующую ночь Иегова является Нафану и повелевает ему идти к царю Давиду и сказать ему, что не он, а сын его построит Храм Ему: Той (твой сын) созиждет дом имени Моему и управлю престол его до века. Аз буду ему во Отца, и той будет Ми в сына. Св. Павел, по внушению того же Св. Духа, Который изрек Нафану и Давиду приведенные слова, прилагает их прообразовательно к Иисусу Христу, как основателю живого Храма Господу, - Св. Церкви, и как в собственном смысле Сыну Божию. – Отличаясь от Ангелов именем, Иисус Христос отличается от них по Своей власти и силе, которые Он вместе с именем унаследовал от Бога Отца. Это Св. Павел подтверждает опять ветхозаветными свидетельствами. (ст. 6-14).

       6. В писании также предизображено, что Сын Божий, воплотившийся Иисус Христос, введен Богом Отцом во владение вселенной, которую Он подчинил Себе учением, страданием, смертью и воскресением Своими, так что Ему поклонятся, как Богу, все Ангелы Божии (ср. Ефес. 1, 10, 22; Кол. 1, 16, 20), как Первородному, по праву первенства и первородства (ср. Быт. 27, 29; Кол. 1, 18; Евр. 2, 11). В каком смысле Св. Павел называет Господа Иисуса Христа Первородным? По Божеству Он есть Единородный. Очевидно, Он первороден по человечеству, - именно: первороден Он в рождении без греха; первороден – из мертвых (Кол. 1, 18); первороден по победе над смертью, возшедши на небеса. Итак, «Он первородным нам братом именуется (Рим. 8, 29), яко благоволивший родиться человеком; но в тоже время Он есть и Господь наш, «яко Бог» (Амвросий). – Правда, и Ангелам Бог даровал большую силу и власть, по свидетельству Писания.

       7. Об Ангелах говорится в Писании, что, хотя Бог дает им быстроту ветра и силу огня пламенеющего или хотя они управляют ветром и огнем, но все же они только творение Божие, нуждающееся в постоянном поддержании творческою силою (творяй), и Его слуги. О власти же Сына Писание говорит, как о Царской – творческой.

       8-9. Писание так предизображает Господа Иисуса Христа: Ему говорит Бог Отец: престол – царство Твое, Боже, будет в век века – вечное, жезл – скипетр – символ управления Твоего, будет правда – справедливость, потому, что Ты Сам есть правда и безгрешность (2 Кор. 5, 21); по этой причине Бог Отец излил на Него в изобилии (Иоан. 3, 34) Дары радости – Св. Духа в гораздо большей мере, чем на соучастников Его, членов Его Царства (Евр. 2, 11); 1 Кор. 1, 9). Итак, Ходатай Нового Завета, Сын Божий, есть Бог и Царь вселенной. Мало этого – Писание изображает Сына Божия, по существу Его, Творцом мира, неизменяемым и вечным.

       10 -12. И еще в Писании говорится о Сыне, что Он по существу равен Богу Отцу – есть Господь, вначале сотворил небо и землю и будет неизменно существовать и тогда, когда небо и земля обветшают, как одежда, и разрушатся, или изменятся в другую форму – в другой вид, по воле Его. Следовательно, Сын Божий, как Богочеловек, Ходатай нового завета, по свидетельству Писания, есть Царь Правды – Бог блаженный, и царство Его вечное, - праведное и блаженное, по существу своему есть Господь – Творец мира, неизменяемый и вечный. Кто же Ангелы в сравнении с Ним?

       13-14. Никому из Ангелов Бог не говорил того, что Он сказал Сыну Своему – Иисусу Христу: сиди одесную Меня – разделяй со Мною Божескую власть для того, чтобы покорить Тебе всех врагов Твоих (1 Кор. 15, 24-26), т. е. во все время, когда царствует в мире грех и смерть и совершается искушение людей при посредстве Господа Иисуса, Искупителя. Когда же испразднится последний враг – смерть, тогда будет Бог все во всем (! Кор. 15, 26). Вот какое величие и силу имеет ходатай новозаветный, Христос Иисус, Ангелы же что? Сын господствует, ангелы же служат – они служебные духи; Сын сидит одесную Отца на престоле, а ангелы все посылаются, как исполнители Божественных повелений, на служение для тех, ради тех, которые имеют наследовать спасение, - ради тех, которые веруют во Христа и устрояют жизнь свою по вере, чтобы в наследие получить спасение и жизнь вечную.

       Из учения о превосходстве Иисуса Христа пред Ангелами Св. Павел далее выводит практическое заключение для читателей, чтобы они с большей заботливостью внимали учению о спасении и твердо держались Евангелия.

 

Глава 2.


Дата добавления: 2019-08-31; просмотров: 163; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!