Итак, братья мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой, стойте так в Господе, возлюбленные.



2. Умоляю Еводию, умоляю Синтихию мыслить тоже о Господе;

Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом, и с прочими сотрудниками моими, которых имена в книге жизни.

Радуйтесь всегда в Господе, и еще говорю: радуйтесь.

Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.

Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, -

И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.

Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.

Чему вы научились, что приняли и слышали, и видели во мне, то исполняйте, - и Бог, мира будет с вами.

Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне; вы и прежде заботились, но вам не благоприятствовали обстоятельства.

11. Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть:

12. умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке;

Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе.

Впрочем вы хорошо поступили, принявши участие в моей скорби.

15. Вы знаете, Филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказаламне участия подаянием и принятием, кроме вас одних;

Вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду.

Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу.

Я получил все и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу.

Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом.

20. Богу же и Отцу нашему слава во веки веков! Аминь.

Приветствуйте всякого святого во Христе Иисусе. Приветствуют вас находящиеся со мною братья.

Приветствуют вас все святые, а наипаче из кесарева дома.

Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.

 

Глава 4.

       1. Здесь Св. Павел заключает все выше сказанное об успехах в христианской жизни, которая должна состоять в том, чтобы, взявши крест Господень, идти в след Его, в надежде, чрез участие в страданиях Его, получить и славное воскресение во второе Его пришествие. Так, стойте, говорит, как я вам изъяснил, будьте тверды в вере и жизни по вере, стойте о Господе – в надежде на Господа, моля Его о том. К этому побуждает Св. Павел, называя Филиппийцев самыми нежными и ласкательными именами: братьями возлюбленными, вожделенными, с которыми хотелось бы постоянно жить неразлучно, радостью его, потому, что они радовали его искренностью веры и чистотой нравов, венцем – как украшающие его Апостольское служение своим совершенством в христианстве. Ни в одном послании не делаются так часто такие выражения сердечной близости с теми, к кому он пишет.

       Отдел III . ( IV , 2-23). В нем Св. Апостол дает наставления частным лицам, а потом всей церкви.

Отдельным лицам (2-4).

       2. Еводия и Синтихия, как видно, были очень важные особы в Филиппах, и по внешнему состоянию, и по влиянию на веру. Они, вместе с Св. Павлом, подвизались в благовествовании (Злат.), вероятно, в Филиппах. Но в их мыслях было нечто такое, что не согласовалось с общим верованием Церкви. Правда, разномыслие их еще не зашло далеко, поэтому Св. Павел только намеком предостерегает их от него и умоляет не расходиться с общим верованием Церкви – мыслить тоже о Господе.

       3. Примирение же их с Церковью Св. Павел поручает искреннему сотруднику, вероятно, Епафродиту: помогай им, говорит, возьми как бы за руки и ту и другую и приведи их к единомыслию. Они стоят такой работы, потому что были сотрудницами его в благовествовании, с Климентом, неизвестно каким, и вместе с другими, имена коих записаны в книге жизни, откуда и не изгладятся никогда. Высказав это, будто случайно попавшее на ум, а между тем имеющее, вероятно, и свое особое значение, внушение частным лицам, Св. Павел обращается ко всем Филиппийцам, научая их следовать таким правилам, в каких выражаются характерные черты христианской жизни (4-9).

       2) Всей Церкви (4-9).

       4. Св. Павел советует Филиппийцам непрестанно находиться в общении с Господом посредством веры в Него, как Искупителя, и надежды во всех делах их на Его милосердие и помощь. При таком отношении к Господу они всегда, во всю свою жизнь, будут ощущать в душе своей небесную радость, хотя будут находиться и среди искушений и бедствий; ибо надежда на милосердие Божие никогда не посрамит их. Но, чтобы получить милость от Господа, они и сами должны быть милостивы и кротки. Посему Св. Павел и учит их.

       5. Кротость, добродетель, противоположна раздражительности и гневливости. «Она, по определению Св. Лествичника, есть недвижимое устроение души, когда она в бесчестиях и похвалах пребывает одинаково». Признак кротости состоит в том, чтобы к раздражающему и в присутствии его сохранять залог любви в тихом сердце и часто молиться о нем. В кротких сердцах обитает Господь; кроткая душа – престол простоты. Кротость с чистотой – ограда бесстрастия полного и совершенного. Почему и ублажает ее Господь (Мф. 5, 5). Такое кроткое настроение вашей души, говорит Св. Павел, пусть известно будет всем опытно – на самом деле. А побуждение к такому кроткому настроению души Св. Павел указывает в близости Господа. «Каким образом можно не приходить в гнев? – Если всегда будешь в той мысли, что ты пред очами зрителя – Бога и близ тебя сущего Господа» (Вас. Вел.). Но что нужно, чтобы быть постоянно в близком общении с Господом и получать от Него милости?

       6-7. Здесь Св. Павел дает полное руководство, как достигнуть создания мирного настроения в сердце и обеспечить успех в духовной жизни. Три страсти особенно волнуют душу – лишают сердце мира и препятствуют нам совершенствоваться в духовной жизни: плотоугодие, гнев и забота о мирском. Первые две Св. Павел отсек – укором плотоугодникам и заповедью о кротости, здесь отсекает последнюю: не заботьтесь ни о чем, говорит. Этим он не поощряет безделье, а устраняет пагубную многозаботливость, которая обычно лишь томит душу и отнимает всякое спокойствие сердца. Он как бы говорит: трудись, а что будет из труда, то предай определить Господу, прими же то, что Он подаст тебе, ибо Он подает, согласно дел; и положись на Него, предавшись во всем в Его волю, твердо верь и живо укрепись в мысли, что Он близок к тебе; оставь свои заботы и Ему только сказывай, молись, т.е. в чем имеешь нужду. Далее Св. Павел указывает и условия благоугодной Богу молитвы: первое, молись всегда, при всякой потребности внутренней и внешней – духовной и житейской; не думай так, что в одном ты сам успеешь, а другое испросишь у Господа: все от Господа, и большое, и малое. Второе – молитвою и прошением, т. е. из глубины души, а не чтением только молитв. Третье – молись с благодарением: возблагодари за полученное, а потом проси нового чего (Вас. Вел.). Четвертое – молись, открывая сам свое желание. Чувствуешь нужду, веруешь и надеешься, что можешь получить только от Господа, скажи Ему это, как умеешь. Пятое – молись, пред Богом, сказывая прошения свои, - молись о предметах, достойных Бога, о том, что Ему угодно, и помни, что Он близ тебя – видит твое душевное расположение. Вследствие такого настроения души, очистившейся от страстей и вступившей в постоянное и живое чрез молитву общение с Богом, подастся ей от Бога мир Божий, который будет сохранять сердца и помышления – чувства и расположения, понятия, мысли и помышления. В обычном течении нашей жизни сердце наше беспрерывно волнуется то под влиянием мыслей, то от страстей самоугодия, раздражительности и заботы; когда же страсти будут укрощены и душа приучится к противоположному им – к Божескому, тогда она получит от Бога мир, «превосходящий всякий ум», т. е. понять и объяснить который обычным порядком нельзя; его можно только ощущать – вкушать. Он дается только во Христе Иисусе – истинным христианам: он есть Богообщение с духом человека: когда Бог входит в общение с духом человека, тогда и мир осеняет его. А чтобы настроить душу к Божескому, Св. Павел указывает, о чем должно помышлять.

       8. Не стану, говорит, подробно перечислять, каких вам держаться правил, чтобы получить мир Божий; вообще скажу вам, о чем помышляйте и что делайте. О чем? – О том, что только истинно – что открыто нам в слове Божием, что честно, справедливо – во внешнем поведении; что чисто – во внутренних расположениях и намерениях – ничего для себя, все для Бога, ничего пред людьми только, но все пред очами Бога; что любезно и достославно – что нравится людям и от них заслуживает похвалу, но без человекоугодия и тщеславия, а по духу жизни христианской, для успеха проповеди христианской; что только добродетель и похвала – только добродетельное и похвальное. Вот чем, говорит, займите ваш ум. – Благоустройство мыслей важное дело в нравственной жизни. Ум наш быстро подвижен и не может оставаться без дела; почему в нем постоянно рождаются помыслы. Материал для того доставляют ему все части нашей природы и весь круг нашей деятельности. Потому, каков весь человек, таковы и мысли его; и, наоборот, каковы мысли, таков и человек. Когда человек обращается от греха и страстей к добродетели и чистоте; тогда намерение его хотя и решительно, но не все в нем вдруг тому повинуется. То, чем прежде он питал в себе страсти и грех, долго еще возбуждает в нем сочувствие себе и вызывает желание. И в этом корень помыслов и отсюда все начинается. Воспоминания о предметах страстей и получаемых от них удовольствий толпятся в сознании, - память же и воображение составляют целые соблазнительные картины; а к ним присоединяется и враг наш, и из всего этого создается целое полчище искушений. Что же делать? – Разогнать все это полчище, овладеть помыслами и сделать их пособниками себе, а для этого надо занять свой ум добрыми размышлениями. Вот это-то и советует здесь Св. Павел и предлагает, так сказать, темы для таких размышлений. Как он учил их словом и делом, так они и должны делать.

       9. Всему этому, говорит, я учил и словом, и делом – своим поведением, это-то вы и приняли, это и делайте, и Бог мира, когда вы примиритесь с Ним своею добродетельною жизнью, будет с вами в общении.

       3) Св. Павел снова с любовью благодарит Филиппийцев за заботу о нем, указывая особенно на то, в каком духе она принята им (ст. 10-20).

       10. «Милостыня, говорит Св. Златоуст введена не столько для принимающих, сколько для подающих. Ибо сии-то последние и приобретают весьма великую пользу. Это самое и показывает здесь Св. Павел. Он говорит, что весьма возрадовался их приношению ему, но не тому, что оно успокоило его, но о Господе – тому, что они преуспевают о Господе. Они и раньше заботились о нем, но им не благопариятствовали обстоятельства помочь ему, может быть потому, что и сами терпели недостатки» (Св. Злат.).

       11-13. Не потому, говорит, так радуюсь, что сокрушали меня недостатки, а вы их устранили. К этому я уже привык, уже научился довольствоваться тем, что случится иметь. Умею и малым пользоваться, сносить голод и бедность, и жить в изобилии. Он совсем забыл о телесной жизни, и никакая забота о ней не приходила ему на сердце. Об одном он заботится – о деле проповеди, об успехах Евангелия. Но это, говорит, не мое совершенство, но Давшего мне крепость (Св. Злат.). благодать божия делала то, что я и, не евши, не голодал, и, ничего не имея, был как богач. где сила божия, там исчезают немощи. Часто мучеников огонь не жег и не топила вода, и строгание тела не причиняло боли. Немощи природы и у них были те же, как и у нас, а сила духа не та. Но Св. Павел не пренебрегал пособием, он рад ему и принимает, как жертву, благоприятную Господу.

       14-18. Не подумайте, что я, надеясь на Господа моего, пренебрегаю вашим пособием. Я говорил вам так, чтобы утешить вас, чтобы вы не горевали, воображая, будто все время, как не удавалось вам помочь мне, я был подавлен горем. Нет, я благодушествовал, будучи укрепляем Господом моим. А что теперь прислали пособие, то хорошо сделали, потому что в этом сказалось ваше участие в моей печали, «вы получите мзду такую же, какая следует мне за терпение нужды по делу проповеди Евангелия» (Св. Злат.). Филиппийская церковь единственная, заботящаяся о материальных нуждах Св. Павла: почти с самого начала его апостольской деятельности она вступила с Апостолом в общение, как бы споря с ним в любви – подаянием и принятием – подаяния и принятия; они подавали Апостолу телесное, а от него получали духовное: давали земное, а получали небесное. Когда он ушел от них с проповедью в Солунь, они туда дважды посылали ему пособие, предполагая, что он терпит нужду, и он напоминает теперь им об их заботах о нем не потому, что ищет подаяний от своих обращенцев, но потому, что этим означается степень духовного роста, что слово его проповеди пало на добрую землю, возросло уже в дерево и стало приносить плоды. Такого плода, говорит, я и ищу, и радуюсь, когда вижу его, но он не для меня, а для вас – для вашей пользы. Так и теперь он принял все посланное ими от Епафродита, с радостным сердцем. Теперь у него всего вдоволь и радует его не это его материальное довольство, а то, что посланное ими от чистого сердца есть жертва Богу, угодная, и принята Им, как «благовонное курение». За приношение Филиппийцев Св. Павел молитвенно испрашивает им у Бога благословения.

       19. Св. Павел молитвенно просит Бога даровать Филиппийцам за жертву их благословение на их труды, чтобы они ни в чем не нуждались, дабы по Своему великому милосердию к роду человеческому, Он дал им еще более прославлять Его своими делами, потому что они верили Христу Господу, привились к Нему и жили по заповедям Его.

       20. Это – заключение всего послания: да славят все и устами, и сердцем Бога и Отца нашего за щедроты Его к роду человеческому, и в этой жизни и за гробом.

       4) Послесловие (IV, 21-23).

       Заканчивает Св. Павел послание свое приветствиями в общих чертах (21-22) и обычным своим подписом (23).

       21-23. Посылает свой поклон всякому истинно верующему во Христа и ведущему, при помощи благодати, святую жизнь в заповедях Христа Иисуса, в Филиппийской церкви. Посылает им поклон и от находящихся с ним, или около, его братьев, так же и от всех верующих в Риме, которые, сходясь на молитву и для поучения к Св. Апостолу, здесь могли познакомиться с Епафродитом и чрез него со всеми Филиппийцами, и изъявили Св. Павлу желание передать им свой поклон. Но более настойчиво почему-то просили Св. Павла передать поклон Филиппийцам христиане из кесарева дома. В конце Апостол своею рукою присоединяет обычное благословение.

               

КРАТКИЙ ОБЗОР СОДЕРЖАНИЯ ПОСЛАНИЯ К ФИЛИППИЙЦАМ (I-IV).

Надпись и приветствие (I, 1-2).

       По любви или для наставления в смирении не называет себя Апостолом; приветствует святых и клир, приславший ему Епафродита (1), и шлет им пожелание всех благ: благодать и мир (2).

       I. Отдел первый (I, 3-II, 30): Апостол благодарит церковь Филиппийскую за ее любовь к нему; сам платит ей такою же любовью, извещая ее об обстоятельствах своей жизни, и увещевает жить и усовершенствоваться в братской любви (I-II гл.).

       1) Изливает пред Филиппийцами свою любовь и молит Бога об умножении их любви (I, 3-11): (Богу угодно (3), чтобы вы, говорит Апостол, приняли участие в трудах моих (4), а, потому он, святый Павел, всегда с радостью вспоминает их в своих молитвах (4). Участием в деле Апостола они как начали, так и довершат свое спасение (6). Как Филиппийцы помнят Апостола, так и он с любовью вспоминает о них (7) – с любовью Христовой, а не за приношения (8). Ту же любовь он доказывает своим молитвенным благожеланием – успевать в христианском совершенстве, сущность которого – деятельная любовь, подкрепляемая «познанием» домостроительства нашего спасения и опытностью в движении духовных чувств (9), дабы, при проявлении их в жизни, были чисты и непреткновенны в день Христа (10) и, таким образом, достигли бы завершения и венца в жизни – сознания, что все они делают для славы Божией (11).

       2) Высказав Филиппийцам свою любовь к ним, Апостол делится с ними, как с любимыми детьми, заботящимися о нем, сведениями об обстоятельствах своей жизни в Риме (12-26): (Его узы были на пользу его делу (12): проповедь дошла до претории (13), Это ободряло многих из христиан (14), правда, из разных нравственных побуждений (15-17), но последнее не беспокоит Апостола (18) – он даже рад: дело идет, а он, Апостол, ради молитв Филиппийцев и Духа благодати, руководящего им во всем, послужит жизнью или смертью к прославлению Христа (19-20). В самом деле, что для него жизнь или смерть? (21) – Сами по себе - ничто, все для дела, ради которого он и не умрет (22-24), это он знает твердо (25), и будет у них для «успеха веры» - большего ее разумения и для радости его от этого успеха (26).

       3) Дает наставления – как жить достойно благовествования (I, 27-II, 18).

       Общие указания тех сторон жизни христианской, каких хочет коснуться Апостол (27): (жизнь по евангелию, единодушие и борьба с противниками). Всего обещанного вы достигните, если будете исполнять это указание, а потому эти пункты раскрывает подробно, но в обратном порядке:

       А) Воодушевляет на борьбу с противниками (I, 28-30):

       а) спасительностью страданий (28): (вам это – спасение, а врагам погибель);

       б) превосходством веры с страданием, т. е. мученичества, как особого призвания Божия, над простою верою (29);

       в) своим примером (30);

       Б) Как блюсти взаимное единодушие (II, 1-11)?

       а) во имя своей и их любви зовет их к единодушию (1-2);

       б) устраняет препятствия к смиренной взаимной любви и содружеству (3-4): (другого считайте выше себя (3), о нем более заботьтесь, чем о себе (4), тогда не будет препятствий ни к любви, ни к дружбе;

       в) представляет образец всего в примере кроткого Христа Спасителя (5-11): (Он – образец для всех (5). Он – Бог по природе (6), но смирил Себя до смерти (7-8), и Отец превознес Его выше всего по человечеству; исполнив волю Отца, Он – есть слава Отца (9-11).

       В) Наконец, указывает, как жить по евангелию достойно христианина (II, 12-18): (Общая мысль: чувствуя себя постоянно стоящими пред лицом Божиим, иметь в себе страх и трепет, дабы чего не упустить, не нарушить (12). Это, т. е. имеет в себе страх, и не трудно, ибо все от Бога и «хотение и действие» (13). Но как все исполнить? Ответ дает такой: какими должны быть: а) в себе – без ропота и сомнения трудиться (14); б) для других или среди других – образном (15) и в) для Апостола – быть его похвалою (16), дабы радовались: и Апостол в сознании своих ненапрасных страданий (17) и сами они в нем – Апостоле (18).

       4) Чтобы поддержать Филиппийцев в их трудной внутренней борьбе со злом и узнать подробнее о их состоянии, святой Павел обещает им послать своих любимцев (II, 19-30).

       А) Тимофея (19-24): (Искренне расположенного к ним (19-20) и самоотверженного служителя делу проповеди (21-22); (но пока (23-24) посылает им тоже известного по совместной с Апостолом у них проповеди).

       Б) Епафродита (25-30): (которого они послали к Павлу (25) и которого они, по случаю его болезни в Риме, с беспокойством ждали к себе (26-30).

       Отдел II ( III , 1- IV , 1). Апостол предостерегает Филиппийцев своим примером беречься иудействующих лжеучителей и раскрывает истинное учение об оправдании и спасении (III, 1-IV, 1): (Просит не огорчаться, что говорит о лжеучениях: того требует взаимный интерес (1). Чего они хотят? – обрезания (2), но это есть у вас в совершенстве (духовное) (3), - вот и я – преимущества по закону вменил в ничто, ради преимуществ во Христе (4-7) – в познании Его, давшем мне веру, а с ней и спасение (8-9). Как же во Христе спасение? – Объясняет, в чем сущность правды во Христе: познание Христа – вера в Него, потом вступление в общение страданий Его и чрез то (нравственное понимание воскресения – обновления) сделаться достойными в Нем и воскреснуть (10-11). Впрочем, стоя на верном пути, не следует гордиться, а подражать ему (12-16), и не жить, как изменившие вере (17-19), а стремиться к полному нашему преобразованию по образу Христа и силою Его (20-21). И снова призыв к тому, чему он учил их во имя его любви к ним) (IV, 1).

       Отдел III ( IV , 2-23). Апостол снова обращается с увещанием как к частным лицам, так и ко всей церкви (IV, 2-23):

       1) Наставление для Филиппийцев – отдельных лиц (2-3): (В виду возможного уклонения от истины двух важных в Филиппах лиц, сотрудниц Апостола (2), последний и просит о наставлении их своего ученика) (3).

       2) и всей церкви, научая следовать таким правилам, в которых выражаются характеристические черты христианской жизни (4-9): (Радость от жизни в Боге (4), и как путь к ней – кротость, в виду сознания близости Господа (5). Чтобы поставить себя в Богообщение и устроить духовную жизнь, нужно, после того как отвергнуто плотоугодие и гнев, отбросить заботу о земном и: а) во всем положиться на Бога, б) молиться из глубины духа (молитвою и молением), в) молиться «начиная с благодарения», г) сам сказывая свои прошения и д) как пред Богом, т. е. ходить пред Ним (6) и тогда только дастся вам мир Божий, могущий соблюсти сердца ваши в Господе, и тогда наступит Богообщение (7). Как путь ко всему этому – указано благоустройство в мыслях – изгнание злых помыслов, которые мешают вселению мира Христова (8). Так они должны делать, согласно его научению (9).

       3) Еще раз благодарит Филиппийцев за любовь их к нему (10-20): (Он с благодарностью принимает их жертву (10-13), но не как материальное нечто – подарок, а как жертву, Богу приятную (14-18). За что и испрашивает на них благословение Божие (19-20).

       4) Оканчивает послание приветствием в общих чертах (21-22) и обычным своим заключением (23).

               

ПОСЛАНИЕ К ЕВРЕЕЯМ

ВВЕДЕНИЕ

       1. Место и время написания послания.

       Место написания послания определяется словами: приветствуют вас Италийские – христиане (Евр. 13, 24). След., Св. Павел находился в Италии, когда писал свое послание к Евреям. В Италии же известно только одно место его пребывания – Рим, где он был дважды и оба раза как узник. Из каких-же уз он писал это послание? Несомненно, из первых; ибо в 13 гл. 19 ст. Св. Павел выражает надежду, что он освободится из уз и увидится с теми, к кому пишет, что ясно указывает на конец первых его уз в Риме, когда он питал надежду освободиться от них и увидеться с Филиппийцами и Колоссянами, что он и выразил в послании к ним. Итак, можно положить, что послание к Евреям написано в 64 году.

       2. К кому написано послание?

       Во всех своих посланиях Св. Ап. Павел в надписи указывает и писателя послания, и церковь или лицо, к кому написано послание. В послании же к евреям нет такой надписи, след., подлежит догадке и автор послания, и лица (церковь), к коим оно написано. – Из содержания послания видно ясно, что церковь, к которой написано послание, есть Христианская из обращенных Иудеев. Древнее предание эту церковь называет Иерусалимской или Палестинской, состоящей почти исключительно из Иудеев. И действительно в послании и не упоминается о христианах из язычников. В послании говорится подробно о левитском храмовом служении и его значении, и тем предполагается, что оно совершаемо было на глазах христиан из обрезанных и в их понятиях имело еще большое значение. Такою церковью была только Палестинская, которая как-бы существовала рядом с церковью ветхозаветною. Все другие христианские церкви из Иудеев и язычников были совершенно вдали от этой церкви. Наконец, и самая древняя надпись над этим посланием: «к Евреям» указывает на то, что это послание написано к Иерусалимской – Иудейской церкви; ибо евреями назывались только живущие в Палестине, а Иудеи, живущие вне Палестины, назывались еллинистами (Иоан. 7, 35; Деян. 6, 1; 9, 29).

       3. Побуждение и цель послания.

       Во время своих первых уз в Риме Св. Павел получил известие, что Палестинская церковь испытывает бедственное состояние и внешнее и особенно внутреннее.

       Евреи, не уверовавшие во Христа, были самыми жестокими гонителями братьев своих по плоти – христиан. Св. Павел о них говорит, что они убили Господа Иисуса и Его пророков, изгнали и Апостолов, и Богу не угождают и всем человекам противятся. Везде они противились учению Христа и гнали Его последователей, особенно же в Палестине (1 Сол. 2, 14-15); так что уверовавшие во Христа евреи с самого начала своей веры «выдержали великий подвиг страданий» (Евр. 10, 32). Гонения эти на христиан особенно усилились после заключения Св. Павла в узы в Иерусалиме: фанатики евреи так ожесточились против него, что жаждали крови его больше, чем пищи и питья. Когда же Св. Павел избегнул их ярости, они обратили ее против христиан, сострадающих узам Св. Апостола, - начали грабить и разорять их (Евр. 10, 34), а Иакова, епископа Иерусалимской Церкви, убили. Эти гонения поколебали малодушных, которые начали возвращаться в Иудейство (ср. Евр. 10, 25).

       Но не в том была главная опасность для Церкви Палестинской. Везде между христианами были слабые духом, которые не выдерживали искушений и возвращались к прежней жизни. Но христиане вне Палестины среди гонений находили себе сильную поддержку в живом общении со Христом и Его Церковью посредством своей веры и Его благодати. У Палестинских же христиан эта поддержка мало-по-малу ослаблялась общением их с своею прежнею, ветхозаветною церковью, чем ослаблялся союз между ними и членами других церквей и – союз со Христом.

       Иудеи, вообще воспитанные в законах и предании своих отцов, были очень пристрастны к ним и готовы были лучше умереть мучительною смертью, чем отступить от преданий своих отцов. Эта связь их с древними преданиями была несравненно слабее у еллинистов-рассеянных, где она, оторванная, так сказать, от родной почвы и пересаженная на чужую, сглаживалась жизнью язычников, чем у Палестинских евреев, которые подогревали ее воспоминаниями и предметами (напр. храм и служение в нем), всегда для них дорогими. Поэтому еллинисты вследствие проповеди Св. Павла об оправдании одною верою, помимо дел Моисеева закона, охотно обращались ко Христу и расставались со своими обычаями, даже переставая обрезывать своих детей (Деян. 21, 21). И если и случалось, что они возмущались против нового учения, то, весьма вероятно, не сами по себе, а под влиянием фанатиков-миссионеров палестинских (Гал. 2, 11-13). Совсем не таковы были евреи палестинские. Хотя многие из них приняли учение Христово от апостолов, но смотрели на него не как на самостоятельное, а как на продолжение ветхозаветного. Поэтому они твердо продолжали держаться постановлений ветхозаветных: посещали усердно храм, исполняли все обряды Моисеева закона и ревниво охраняли свою религию, не допуская в нее язычников. Эта привязанность их к ветхому завету была так глубока, что даже апостолы, даже Св. Павел уступали им в этом. Этою-то привязанностью и пользовались фанатики, чтобы нанести более сильный и чувствительный удар христианам из Иудеев и, действительно, наносили, лишая их общения чрез храм, выгоняя их из него и преследуя насмешками, как отверженцев религии отцов. Чем же евреи-христиане могли утешить себя среди подобных гонений, в чем найти поддержку своему духу? В религии отцов, в славных посредниках ветхозаветных: - ангелах, Моисее и первосвященниках? Но они уже христиане, следовательно, лишены общения и с храмом, и с ними. В христианстве? Но они не имели живой веры в Господа Иисуса и полной преданности Ему, а по внешности христианство не давало и даже не обещало им ничего подобного на земле – ни Иерусалиму, ни его храму. Сам Христос не имел в их глазах той славы и блеска, какие имели посредники ветхозаветные – ангелы и Моисей, беседовавший с Богом лицом к лицу. Голгофская жертва Христова казалась им если не соблазном, то много ниже сравнительно с ветхозаветными жертвами. Такие суждения, не управляемые твердою верою, смущающие христиан палестинских, могли повести их к окончательному отпадению от Христа. Остановить же такое течение мыслей, дать им иное направление, было в то время некому. Ап. Иаков, их ближайший руководитель, был убит; Ап. Петр был в Вавилоне; Ап. Иоанн – в Ефесе; все другие апостолы проповедовали учение христово вне Палестины. Поэтому Св. Павел, всегда скорбящий душою за свою братию по плоти (Рим. 9, 3), и решился направить их мысли на путь истинный, разъяснить им высоту христианства и тем поддержать их в Христовой вере. По освобождении из своих уз он решил лично побывать у них (Евр. 13, 23), а пока пишет им послание, и не от своего имени, так ненавистного многим из иудействующих христиан, а как-бы от безвестного им доброжелателя их, имея целью удержать их в христианстве самым содержанием послания.

       4. Содержание и разделение послания.

       На зарождающиеся у палестинских христиан сомнения о Христе Св. Павел в своем послании отвечает, как бы так: веруйте во Христа без колебаний, и ищите в Нем всего, подобно отцам вашим! Ибо в Нем, как Сыне Божием, вы имеете Посредника, более близкого к Богу, чем Ангелы; большего благодетеля, чем был для вас Моисей; более сочувствующего вам и посредствующего за вас пред Богом, чем ваш земной великий первосвященник. Его Суббота (покой) ожидает вас на небесах; к Его завету ветхий только подготовлял вас; Его жертва Голгофская есть вечная и, действительно, примиряющая вас с Богом; ветхая жертва-животных была только сенью – прообразом ее, Его город – небесный Иерусалим, нерукотворенный. Поэтому веруйте в Него всем сердцем, подобно целому сонму благочестивых отцов наших, надейтесь получить наследие в Его царстве; будьте мужественны среди гонений, подобно вашим святым праотцам; будьте святы в своей жизни, и вы получите венцы славы. Вот в общих чертах содержание послания к Еврееям. Поэтому его можно разделить на два отдела при введении (I, 1-3) и заключение (XIII, 2—25): первый отдел вероучительный – догматический (I, 4-X, 18), где Св. Павел раскрывает превосходство нового завета пред ветхим: - Христа пред ветхозаветными посредниками: Ангелами, Моисеем и Аароном (I, 1-V, 10); Голгофской жертвы пред жертвами животных и вообще левитским священством (VII, 1-X, 18). Второй отдел: нравоучительный (X, 1-19-XIII, 19), где Апостол увещевает веровать во Христа и жить сообразно с этою верою.

 


Дата добавления: 2019-08-31; просмотров: 139; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!