Исторические условия формирования арабо-мусульманской философии.
В Vll веке возникает арабский халифат. Идейным знаменем объединения арабских племен служил ислам. В сурах меккинского периода подчеркивается, что Коран ниспослан для арабов, он является и судебником. По словам Халифа Хакима, будто пророк считал Дербент благословенным местом. Стало быть, нужно овладеть им.
Арабы знали, что их господство в других странах будет не долговечным, если не утвердиться ислам. Отсюда установка об обязательности знания ислама мусульманами. Для этого необходима был хотя бы элементарная грамотность. Поэтому открывали мечети и при мечетях школы. Арабы были отсталым народом по сравнению с завоеванными ими персами, среднеазиатами. индусами, греками и римлянами. Осознавая это, арабские халифы снаряжали экспедиции для сбора и изучения культурного наследия этих народов. Были созданы дворцы, где концентрировались собранные материалы. Так арабы усвоили культурные достижения других народов и соединили их с исламом. В результате он были признаны компонентами исламской культуры.
После исламизации Сасанидской Персии на территории халифата оказались убежавшие от преследования властей в свое время из Византии Эдесская школа и Афинская академия. Они находились в городах Нисабине и Гундeшапуре и сыграли не малую роль в становлении и развитии арабо-мусульманской философ и культуры В халифате были созданы переводческие центры. Были переведен философские работы Платона. Аристотеля – Плотина и других, сочинения по логике Аристотеля и Порфирия (Исагоге), медицинские сочинения Гиппократа, Галена, Акcлепиада. трактаты по физике, математике Архимеда, Эвклида. Пифагора. Пролемeя.
|
|
Так, арабо-мусульманская наука и философия развивались не на пустом месте. Многие арабские халифы и правители поощряли развитие науки и культуры, некоторые из них сами были талантливыми учеными, поэтами и мыслителями (ал-Мамнyн. ал-Мансур. Хаким, ад-Дауля и др.). В силу этих обстоятельств в арабо-мусульманских странах успешно развивались гуманитарные и естественные науки. Создатель алгебры Мухаммад ал-Хоpeзми, в астрономию внесли вклад Ибн-Юнус, ал-Батани. Насир ад-дин Туси, Омар Хайям. Улугбек и др. Абу Муса джабар создал химию, не случайно он считается отцом современной химии. Медицинскую науку развивали Закария Рази, Ибн Сина, Ал-Захpави. Ибн-Рушд и др. Братья чистоты и Мисковайх выдвигали идею о происхождении органической жизни от неорганической. человека от животных естественным путем, Беруни идею о гелиоцентризме. Эти и другие достижения послужили научной основой развития арабо-мусульманской философской мысли. Но они получили признания не во всем мусульманском мире
|
|
Калам: основная проблематика.
Философско-теологические взгляды аль-Газали.
В конце XI века мистические идеи, развивавшиеся исламскими суфиями, были введены в правоверие выдающимся философом Абу Хамидом аль-Газали (1058-1111). Газали сыграл роль примирителя между правоверием и суфизмом, как прежде Ашари стремился примирить правоверие с рационализмом мутазилитов.
Газали пытался найти золотую середину между «теми, кто называет себя учениками рассуждения и умозрения», и теми, «кто говорит, что они – божьи избранники, обладатели интуиции и познания истины (через экстаз)». С одной стороны, правоверные, придавая аллаху атрибуты, отличные от человеческих, отделяли его от его всего сотворённого настолько, что можно было непонятно: как же он может воздействовать на свои создания? С другой стороны, мистики, допуская постепенное растворение мира в аллахе, логически приходили к утверждению: аллах – это все (пантеизм).
Газали же отбрасывал казуистику и злоупотребление ею – безразлично, относилось ли это к богословию, философии или фикху.
«Есть тип людей, которые ограничивают свои стремления изучением юридических казусов... они дают знаниям, которые ведут к этой цели, название ильм аль-фикх и ильм аль-мазхаб и воображают, что это то же, что религиозная наука. Они пренебрегают изучением книги бога и сунны пророка… Когда у правоведа спрашивают о том, несоблюдение чего навлекает вечное осуждение, он не знает, что ответить; зато он мог бы заполнить целые тома рассуждениями о тонкостях казуистики... Следовало бы считать безумцем всякого, кто вздумал бы изучать подобные вещи с намерением приблизиться к Богу».
|
|
По мнению Газали, истинное знание – это «божественный культ сердца, внутренняя молитва, средство, которым обладает человеческое сознание для того, чтобы приблизиться к богу». Мелочные споры о богословских или юридических тонкостях нужно заменить любовью к богу, создателю интуитивной жизни души.
Таким образом, Газали ввел в правоверие мистическую любовь. Зато он удалил из суфизма два крайних элемента: безразличие к религиозным обрядам и пантеистический идеал, который если не уничтожил до конца, то сильно ограничил. Словом, он сделал суфизм мудрее, а правоверие – живее, воспользовался разумом, чтобы уничтожить разум, показывая, что он неспособен привести нас к абсолютному познанию. Он использовал священное предание, чтобы дисциплинировать, направлять и подавлять воображение мистиков.
|
|
Мутазализм: основные идеи.
Мутазилиты ("обособившиеся") также являлись исламскими философами, однако ряд положений их учения носил относительно материалистический характер. В частности, мутазилиты:
• отвергали многие догмы (недоказуемые "исходные" истины) ислама о
происхождении мира, человека, предопределенности судьбы и пытались объяснить проблемы с позиций рационализма и материализма;
• отвергали антропоморфные представления о Боге (согласно которым Бог имел человеческий облик);
• отождествляли Бога и Вселенную;
• верили в силу и разум человека;
• считали, что человек способен познать окружающий мир с помощью разума.
Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 599; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!