Раскройте понятия: мистика, креационизм, эсхатология, провиденциализм.
Креационизм (или идея творения). Суть этого принципа в том, что Бог сотворил мир из ничего, сотворил актом своей воли, благодаря своему всемогуществу. Водораздел между Богом и его творением – непреодолимый: это две реальности различного уровня. Бог вечен, неизменен, ни от чего другого не зависит, он является источником всего сущего. Провиденциализм (на русский это переводится как предопределенность волей провидения или божества). Согласно этому принципу мир развивается не сам по себе, а согласно замыслу Бога («промыслу Божию»). Промысел Бога распространяется на весь окружающий мир и придает природным и общественным процессам осмысленный и целенаправленный характер. История понимается как процесс направляемый Богом к заранее предопределенной цели – «царству Божию».
Мистика — вера в существование сверхъестественных сил, с которыми таинственным образом связан и способен общаться человек; также — сакральная религиозная практика, имеющая целью переживание непосредственного единения с Богом.
Эсхатология — система религиозных взглядов и представлений о конце света, искуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной и её переходе в качественно новое состояние.
Ф.Аквинский – философские взгляды.
Фома Аквинский — доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма— одного из господствующих направлений католической Церкви.
|
|
Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое доказательство существования Бога (то есть "очевидное" доказательство существование Бога, выводимое из существования его творения — окружающего мира, как считал Августин Блаженный). Фома выдвигает пять собственных доказательств существования Бога:
1) движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим — следовательно, есть первичный двигатель всего — Бог;
2) причина: все, что существует, имеет причину — следовательно, есть первопричина всего — Бог;
3) случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого — следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;
4) степени качеств: все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) — следовательно, должно существовать высшее совершенство — Бог;
5) цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл - значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог.
Также Фома Аквинский исследует проблему бытия не только Бога, но и всего сущего. В частности, он:
• разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию).Их разделение — одна из ключевых идей католичества;
|
|
• подразумевает в качестве сущности (эссенции) "чистую идею" вещи либо явления, совокупность признаков, черт, назначения, которые существуют в разуме Бога (Божественный замысел);
• подразумевает в качестве существования (экзистенции) сам факт бытия вещи;
• считает, что любая вещь, любое явление есть сущность, которая обрела существование по воле Бога (то есть "чистая идея", которая приобрела материальную форму в силу акта Божественной воли);
• доказывает, что бытие и благо обратимы, то есть Бог, давший сущности существование, может данную сущность существования и лишить, следовательно, окружающий мир бренен и непостоянен;
• сущность и существование едины только в Боге, следовательно, Бог не может быть обратим — Он вечен, всемогущ и постоянен, не зависит от иных внешних факторов.
Номинализм и реализм, их полемика по проблеме универсалий.
В средневековой теологической философии (схоластике) выделяются два
противоположных направления - номинализм и реализм.
Реализм - направление теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими (т. е. подлинным бытием) не сами вещи, а их общее понятие — универсалии (по смыслу реализм близок к учению Платона о "чистых идеях", воплощением которых являются реальные веши).
|
|
Видными представителями реализма были Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо.
Номинализм (от лат. потеп — имена) — направление теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) воспринимали как имена вещей. (По смыслу номинализм близок учению Аристотеля, отвергавшего "чистые идеи" и считавшего реально существующими "индивидуумы" — определяемые материальные вещи.) Согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом.
К числу номиналистов принадлежали Росцелин, Пьер Абеляр, Дунс Скот.
Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 689; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!