Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом.



2. что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:

Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,

4. то есть, Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;

Их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.

Но не то, чтобы слово Божие не сбылось. Ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля,

И не все дети Авраама, которые от семени его; но сказано: «в Исааке наречется тебе семя» (Быт. 21б 12).

То есть, не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя.

А слово обетования таково: «в это, же время приду, и у Сарры будет сын» (Быт. 18, 10).

10. И не одно это; но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего;

Ибо когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого, - дабы изволение Божие в избрании происходило

Не от дел, но от Призывающего, - сказано было ей: «больший будет в порабощении у меньшаго» (Быт. 25, 23),

Как и написано: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел» (Малах. I , 2-3).

Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак.

Ибо Он говорит Моисею: «кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею» (Исход. 33, 19).

Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего.

Ибо Писание говорит фараону: «для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою, и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле» (Исход. 9, 16).

Итак кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.

Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?»

       4) (IX-XI). Отношения Израиля и языческого мира к новому пути оправдания.

       В первых восьми главах Апостол выяснил сущность христианства, со всеми его благодатными действиями на падшее человечество, показав, что спасает только вера, а не дела без веры, за которые все человечество – и язычники и иудеи – подлежат праведному Божию гневу. Этот путь спасения не новый, к нему Господь подготовлял Свой избранный народ обетованиями, пророчествами и всем устройством ветхозаветной церкви, так что иудеи должны первые вступить в церковь Христову и, при том, все без исключения; между тем, сюда вступили язычники, а иудеи преобладающим большинством остались пока за церковной оградой. Что же это значит? Ужели Бог оказался неверным Своему обетованию? Ужели Иудеи останутся вне церкви Христовой и погибнут? Сожалея иудейский народ, к которому и сам он принадлежал по плоти и, заботясь о нем, Апостол в трех главах (IX-XI) решает следующие вопросы относительно божественного о них промышления.

       А) Бог оправдывает всех исключительно по Своей милости, усвояемой верой, точно также и Израиля (IX).

       Б) Но большая часть иудейского народа искала оправдания в делах закона, поэтому и отвергнута Богом (X).

       В) Впрочем, Бог со временем снова призовет Свой народ к спасению (XI).

           

       А) Бог оправдывает всех – язычников и иудеев по Своей милости, усвояемой верою (IX).

       а) Приступая к решению вопроса о судьбе народа израильского, Апостол высказывает им свою искреннюю любовь, чтобы кто не обвинил его в пристрастном или злобном суждении о них (1-5 ст.).

       Глава 9.

       1. Апостол высказывает иудеям не обычное расположение и любовь, а такую, что за них он готов лишиться всех благ, даруемых христианством. Чтобы они поверили искренности такой его любви к ним он удостоверяет их в этом Господом Христом, Св. Духом и своею совестью, укрепленной и просвещенной благодатью Св. Духа. В чем же его такая сильная любовь к израильскому народу?

       2-3. По поводу того, что большая часть народа израильского упорствует войти в Царство Христово, Апостол испытывает сердечную скорбь. Он желал бы, даже более, молился в сердце своем быть отлученным от Христа, только, чтобы они обратились ко Христу, а это такая жертва, выше которой ничего не могло быть для Апостола, сказавшего, что нет никакой силы, которая бы отлучила его от любви Божией. Не умаляется ли здесь его любовь ко Христу? Не любит ли он сродников своих по плоти больше Христа? – Нет. Апостол не только не отказывается от своей любви ко Христу, но выражает ее еже сильнее, потому что он, ревнуя о славе Его, желает и молится, чтобы неверующих его братьев Господь присоединил к Своему избранному стаду, хотя бы ценою отлучения его самого от благ небесных, но не от любви ко Христу. Это высшая черта любви самоотвержения. Апостолу жаль своих братьев по плоти потому особенно, что они были избранным народом Божиим, а за свое упорство лишаются всех благ обетований Божиих.

           4-5. Бог дал Израильскому народу все средства для его спасения: они были избранными Богом из всех народов и приближены к Нему, как дети к Отцу (Исх. 14, 1-2); между ними обитала слава Господня – в стане (Исх. 13, 21; 24, 16), в скинии (Исх. 40, 34) и в храме (3 Цар. VIII, 11) и, главным образом, в ковчеге завета (Исх. 25, 22; Цар. 4, 21; Пс. 25, 8; 57, 3); с ними Бог неоднократно заключал Свои заветы; для руководства исполнения дал им законы; установил истинное богослужение; многократно давал обетования о спасении с пришествием Мессии, и, действительно, в силу этих обетований, от отцов их – Авраама и Давида произошел Мессия – Христос по плоти, хотя Он по существу Своему есть Бог всего, благословенный во веки. Вот какие дары Божии получили иудеи и пренебрегают ими! Бл. Феодорит справедливо в этом случае сравнивает Апостола с плакальщицами, «которые в своих причитаниях над умершими и оплакиваемыми ими изображают и красоту тела, и цветущий возраст, и знаменитость предков, и богатство, и могущество умершего».

       Но не смотря на все эти обетования, большинство Израиля не вступило в Царство Христово. Не следует ли отсюда, что Бог не исполнил относительно них Своих обетований? Нет, отвечает Апостол. Господь спасает не по заслугам человека, а по своей Милости, поэтому сам человек не имеет законных прав на свое спасение.

           б) 6-7. Слово Божие сбылось, - обетования Божии принадлежат потомкам израиля, но не по плоти, а по духу. Израиль, значит «зритель Божий». Богозрение есть высшее духовное совершенство, которое дается по умерщвлении страстей, что в истории Иакова обозначено омертвением членов в борьбе с Богом. Чада обетования и истинные потомки Израиля это те, которые родятся по обетованию, подобно Исааку; родятся свыше, силою слова, и потом достигают Богозрения. Мысль эту, что Бог из массы израильтян выделяет истинных чад обетования, Апостол показывает в примерах. Не все, родившиеся от Авраама, истинные, обетованные чада его. И Измаил от семени Авраама, и дети Хеттуры тоже от Авраама. Но они, как только дети плотские, не приняты в число наследников обетования. Наследник его один: в Исааке наречется тебе семя – достойное быть участником в получении благ обетования, как это Апостол и поясняет далее.

       8. Не Измаил и дети Хеттуры суть семя обетования, сыны Божии, но Исаак – истинный сын обетования и сын Божий. Почему?

       9. Авраам и Сарра были оба стары и неспособны к естественному деторождению, но Бог воздействовал на их немощную природу и у Сарры, по Его обетованию, через год родился сын. Потому только те семя Авраама и дети обетования, которые рождаются подобным образом, т.е. в силу воздействия Божества на природу, следовательно, духовным рождением. – Другой пример выделения из наследия обетования еще очевиднее первого.

       10-12. В примере Авраама дети по плоти и обетования разделены, как дети разных матерей. Но был и другой, более разительный случай, когда были дети не только одного отца и матери, но близнецы, т.е. и одного отца и одной матери, и при том таких, которые и зачаты, и рождены в одно время. И из них-то Бог выделил наследника обетования от сына по плоти, когда дети были еще в утробе матери и, следовательно, не могли иметь дел ни добрых, ни злых: больший, сказал Он, будет в порабощении у меньшего, то есть, будет как раб, отчужден от наследия. Но в этом стихе есть как бы вставная мысль, между тем, она главная, - о промыслительном действии Божием. Для чего Бог объявил Ревекке, что из двух детей, имеющихся в утробе ее, один будет наследником, а другой, подобно рабу, устранен будет от наследства, прежде, чем они родились и сделали что-либо? Для того, чтобы показать, что когда Бог полагает одного избрать, а другого устранить, то это Он делает не на основании дел, уже сделанных избранным, или устраненным. (Ему нет нужды дожидать окончания дел, ибо Он знает все наперед), но Сам по Себе, как свойственно Ему – избирающему и призывающему, однако же и не вопреки Своим свойствам – правде и благости. Обетование Божие о порабощении старшего сына Исаака, Исава, младшему, Иакову, относится не к лицам, а к народам, происшедшим от них – иудеям и язычникам, как видно из далее приведенного пророчества Малахии.

       13. Бог говорит, что Он оказал Свою любовь потомкам Иакова, дал им в наследие землю обетования, лишил же таких милостей идуменян, потомков Исава, хотя и на время. – Из приведенных примеров видно, что Бог распределяет Свои обетования между народами независимо от их плотского происхождения, а исключительно по Своим Божественным планам.

       14. Совершенно вправе. Ибо Он распределяет их не на основании дел или заслуг человеческих, которыми они навлекают на себя только гнев Божий, а, исключительно, по Своей милости, о которой, с точки зрения права, не может быть ни суда, ни претензии. Что Бог дает Свои блага по милости, это Апостол доказывает примером Моисея.

       15. Моисей, хотя и удостоился видеть славу Божию на горе, о чем просил Бога, хотя он и сам по себе был достойный человек, но не за достоинства свои увидел ее, а, исключительно, по милости Бога, Который, проходя мимо его на горе, сказал: кого миловать – помилую, кого жалеть – пожалею. Следовательно, помилование всецело зависит от Бога – милующего.

       16. Так как человек недостоин по праву за свои дела или подвиги получать помилование от Бога, то Бог милует его по Своему усмотрению. Но кто же получает помилование от Бога? Тот только, кто безусловно подчиняет свою волю воле Божией, что Апостол и доказывает примером фараона.

       17. Когда Фараон с пренебрежением отнесся к просьбе Моисея и Аарона отпустить народ еврейский для служения Богу в пустыню, вместе с тем так же горделиво отнесся и к Самому Богу: «Бога вашего не вем, и Израиля не пущу», - не хотел признать над собою воли Божией, тогда Бог попустил ожесточиться его сердцу, лишивши его Своей милости, и казнями постепенно довел его до погибели с тем, чтобы в примере его наказания явить силу и власть Свою над миром и народами. Итак, милость Божия зависит, исключительно, от Его воли.

       18. Кто подчиняется Его воле, того Он милует, кто же противится Ему, тому Он попускает ожесточиться и погибнуть. И человек, как творение Его, не имеет, очевидно, ни малейшего права судить о распределении милости Бога, как здание судиться с архитектором, построившем его, или глина с горшечником.

       19. Если Богу принадлежит и помилование, и ожесточение, то за что же Он обвиняет и судит согрешивших? Воле Его невозможно противиться. Это возражение только по видимости вытекает из предыдущего. И Апостол, не решая пока вопроса по существу, из самого возражения берет на него ответ.

 


Дата добавления: 2019-08-31; просмотров: 143; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!