И не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваша Богу в орудия праведности.



14. Грех не должен 1) над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью.

Что же? Станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак.

Неужели вы не знаете, что кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?

Благодарение Богу, что вы, бывши прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя.

Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.

Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.

Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.

Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их – смерть.

Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод наш есть святость, а конец – жизнь вечная.

Ибо возмездие за грех смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.

       13. Грех живет в сердце и отсюда заправляет всеми силами души и членами тела. Сердце, таким образом, есть его трон. Поэтому, изгнанный даже из сердца решением духа нашего жить свято, он снова старается проникнуть туда и снова овладеть им, с этою целью начинает обольщать его неправдой – будто бы жить свято, значит – делать насилие над своей природой, а потом уже завладевает и членами тела – руками, глазами, ушами и пр. для приведения в исполнение этой неправды. Апостол и предостерегает, говоря, как бы так: когда случится, что грех повлечет глаза твои смотреть что-либо нечистое, страстное, руки на воровство, и пр. – не уступай ему членов своего тела на позорное дело. Ты уже умер в крещении греху, воскрес для новой жизни, светлой и святой, поэтому и старайся жить не для греха, а для Бога, воскресившего тебя, отдай Ему свои члены, покори Его воле, чтобы они стали слугами только Его, а не греха, слугами правды, воли Божией в Его заповедях. Все это так, но не надо забывать, что грех силен, он может одолеть человека. На это Апостол и отвечает:

       14. до крещения грех господствовал над вами, и вы не имели сил бороться с ним и побороть его, после же крещения вы получили силы для борьбы и победы над грехом, потому не бойтесь борьбы с ним, - он не одолеет вас, ибо вы не под законом, раскрывавшим только в вас грех и тем усиливавшим его, и не дававшим вам помощи в борьбе с ним, а под благодатью, дающей вам могущественнейшую помощь к победе над грехом. До крещения грех живет в сердце, а благодать действует со вне, после же крещения благодать начинает обитать в сердце, а грех начинает действовать со вне – искушениями и соблазнами. – Само собою понятно, что благодать даруется нам не с тем, чтобы помимо нашей воли и участия очищать нас от греха, а для того, чтобы спасать его – совместно с волею человека.

       15-16. Итак, что же выходит из того, что мы теперь не под законом, а под благодатью? Продолжать ли нам грешить, в надежде, что сама благодать спасет нас? Нет, конечно. Напротив, надо стараться оставаться в правде и святости, потому что мы под благодатью, которую нам дал Бог в виду нашей решимости жить свято, умереть для греха. Далее Апостол предостерегает от непротивления греху, представляя пагубные последствия этого непротивления – рабство и смерть, и великие блага от противления – свободу и жизнь. Кому или чему вы душевно предаетесь с готовностью служить и слушаться, тому и становитесь рабами: предаетесь греху – становитесь рабами греха, предаетесь праведности – становитесь рабами ее. Следствие рабства греху – смерть, а рабства праведности – жизнь. Грех убивает все силы души и истощает жизнь тела, а праведность вводит в истинную жизнь, в которой расцветают и тело, и дух. Как же она вводит? Путем послушания ей, - преданности всего себя Божией воле. Такое настроение вводит человека в состояние праведности – праведное, что вполне отвечает природе человека, а потому оно есть состояние истинно живущего или жизнь истинная.

       17-18. Вы, говорит, опытно знаете, что значит быть рабом греха. Когда же, по милости Божией, вы услышали Евангелие о Христе, то приняли его и сердечно предались ему, а теперь опытом убедились, какие блага оно дает верующему в Господа Христа; именно, свободу от греха и порабощение праведной жизни при помощи благодати Божией. Возблагодарим же за это Господа!

       19. «Апостол выше требовал большей строгости в поведении, повелевал им стать мертвыми для мира, умереть греху. Но такие требования казались тяжелыми, даже превосходящими человеческую природу. Посему, желая доказать, что не требует ничего чрезмерного, что требует менее, чем следовало бы требовать от человека, пользующегося дарами благодати, и что заповедь его соразмерна с силами человека и легка, и говорит: говорю по человеческому рассуждению, применительно к силам человека (сравн. 1 Кор. X, 13). Он требует, чтобы служили и правде, в одинаковой мере, как служили греху, хотя правде следовало служить гораздо более, но он не требует этого по немощности их плоти” (Св. Злат.). Как же служить правде? В человеке должно бы править всем его собственное «я»: его замыслы и повеления должны бы исполняться, как рабами, различными способностями и членами тела и души; так что самодеятельность или «я» есть как бы властелин человека. Но на самом деле управляет человеком его настроение, сильное расположение сердца к чему-либо. В религиозно-нравственной жизни этих настроений два – жизнь по Боге – в правде – и жизнь в нечистоте и беззаконии; в первом случае сердце прилепляется к Богу, а во втором – ко греху. Возлюбивши то или другое, сердце дает направление всей деятельности и жизни человека, покоряет его самодеятельность, а чрез нее и все члены человека. До обращения ко Христу Римские христиане были преданы сердцем нечистоте (сластолюбию, особенно плотскому) и беззаконию (обидам, зависти и разного рода худым делам) и служили им, как рабы, всем своим естеством, так что природа их как бы пропиталась беззаконием (в беззаконие), обезобразилась, омрачилась. Теперь, с принятием веры Христовой, они также должны возлюбить правду и ей поработить всю свою природу, дабы она, освященная делами правды, возвратилась к своему естественному состоянию – чистоте и святости. Чтобы воодушевить к исполнению предложенного внушения, Апостол выставляет плоды того и другого рода жизни. Какие были у них плоды рабства греху?

       20-21. Когда, говорит, вы работали греху, как рабы, грехом одним и жили, правды же совершенно чуждались (свободны были от нее). Какой же плод тогда имели? Такие дела делали, что стыдно теперь и вспоминать о них, потому что грех есть срам для души, созданной по образу и по подобию Божию. Мало одного стыда; конец жизни в грехах – смерть. Каким образом? Грех разлагает и разрушает нашу природу: разлагает тело, производя в нем борьбу жизненных сил, возмущая естественный ход телесной жизни и расстраивая гармонию сил чрезмерным возбуждением одного какого-либо настроения и придавлением другого. Следствием этого бывают болезни и всегда преждевременная смерть. Грех разлагает и душу, вооружая одну ее способность против другой, разъединяя их и тем лишая душу свойственной ей жизни, которая обусловливается согласным действием всех сил. Если душа не исправится, то она перейдет и в вечность с разлагающею силою греха, вследствие чего вечным наследием ее будет – непрестанное томление и умирание со всеми ужасами смерти. Какой же плод праведности?

       22. А искупление из рабства греху и крещенные по вере в Иисуса Христа, следовательно, поработившиеся Богу, - какой плод они имеют? – Святость и жизнь вечную. Грех обезобразил нашу природу, а праведный Бог освящает ее, приводит ее в святое, чистое, неповрежденное состояние (в крещении). Если она усилиями сохранится такою до конца этой жизни, то такою же перейдет и в жизнь вечную. Почему так?

       23. Потому, что возмездие за грех (слав.: оброк – плата за служение греху) – смерть, хотя во время служения греху этот оброк казался блаженством; за праведную же жизнь будет не воздаяние – оброк, равномерный ей, а дар, по безмерной благости Господа жизнь вечная во Христе, Господе нашем, по обетованию: где Он, там и слуга Его будет.

       1) С греч.: «не будет обладать».

 

Глава 7.


Дата добавления: 2019-08-31; просмотров: 172; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!