Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы, так что они безответны.



21. Но как они, познавши Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце:

Называя себя мудрыми, обезумели

И славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся,-

24. то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела;

Они заменили истину Божию ложью и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь.

26. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным;

Подобно и мужчины, оставивши естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение.

И так они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства.

Так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия,

Злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям,

Безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы.

Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют.

       А) Язычники содержат и истину Божию в неправде (I, 19-II, 16).

       а) В, религиозном отношении язычники подавляли благочестие нечестием: они, хотя и знают Бога, но чтут Его не как должно (I, 19-23).

       б) В нравственном отношении они подавили правду неправдой: они знают, как жить праведно, а живут порочно и развращенно (I, 24-31).

       в) Следовательно, они безответны и праведно заслуживают гнев Божий на суде Божием (I, 32-II, 16).

      

       а) Нечестие язычников и плоды нечестия (1, 19-23).

       19. Справедливо ли судить язычников за нечестие, когда Бог им не открывал Себя, как открывал Иудеям? Справедливо, говорит Св. Павел. Потому что то, что человеческому уму доступно знать о Боге, явно для них, - в сердцах их, как видимый предмет пред глазами; ибо Сам Бог явил им Себя в них самих, ведение о Себе Он вложил в душу человека при самом его рождении. Таким образом, прирожденность благочестия есть первый – внутренний источник Боговедения. Но этот внутренний голос души мог заглушиться шумом хлопот и забот человеческих. Поэтому, чтобы «разумное» Божие было явно в людях, Бог раскрыл пред ними книгу природы, которой нельзя не читать, ибо она всегда пред глазами. В ней Он явил себя видимым образом.

       20. В Боге все невидимо: и Божеское существо, и Его Божественные свойства, и не для нас только, но и для высших духов. Невидимы и самые действия Божества. Творение за творением выходили на сцену жизни по Его слову – «рече и быша», но ни определения воли Его, ни действия ее нельзя было ни видеть, ни слышать. Созданный мир существует по известным законам, это – видимо, вседержительной же силы Божией, промышляющей о мире, мы не видим. Однако, не видимые для глаз, не могут быть невидимы для ума, следы бытия Творца и Его вечных свойствах: здесь они являются ясно отпечатленными на Его Творениях. Рассматривая мир в целом и в частях, нельзя не видеть и не признать всемогущей творческой силы, устроившей все это необъятное множество разнообразных тварей, их жизнь и деятельность; нельзя не видеть свойств устроившего их Божества, особенно премудрости и благости, давшей всему сотворенному все нужное для его существования. Приискивая причину для видимого в видимом же, ум для невидимого Творца не может приискать причины и должен признать Его вечным. Итак, видимый мир открывает невидимого Бога, присносущего, и Его Божественные Свойства. Это – второй источник, данный Богом людям для познания Его, так что они, имея два указанных источника Богопознания, безответны, - не могут сказать, что не имели возможности знать Его. Как же язычники воспользовались данными им средствами для Богопознания?

       21. В этом и следующих двух стихах (22 и 23) Ап. раскрывает психологический процесс постепенного превращения данной истины Боговедения в нечестие и идолопоклонство. – Язычники первоначально знали, что есть Бог и что следует почитать Его, но не прославили Его, т.е. перестали постоянно памятовать о Нем, исповедовать и славить Его беспредельные совершенства и дивные дела и, позабыв Его благодеяния, не питали к Нему благодарных чувств и не старались постоянно благоугождать Ему. Таким образом, первая ступень ниспадения от Бога – подавление истины неправдою, есть забвение Бога: Он забывается и помышления о Нем редко впадают на ум, Он превращается в нечто лишь мыслимое и перестает управлять внутренними движениями человека; а вместе с этим охлаждается и религиозное чувство человека: сердце не славит и не благодарит Бога; хотя язык по привычке и читает славословия и благодарения Ему, но нет уже непрестанного внутреннего славословия и благодарения Его, как Бога, движущего всем существом человека. Далее, и мысль стала отходить от Бога – она осуетилась, занялась предметами земными, ища в них блага и счастья для человека. Но это счастье есть призрак – суета. Привязанность мысли к земному и порабощение ее им, есть вторая ступень отпадения от Бога. На этой ступени мысленного омрачения есть еще Богопочитание, но только внешнее наружное, без участия не только сердца, но даже и мысли, которая занята совсем иным. Итак, истина Богопознания в душе подавлена неправдой. Но она еще есть во внутреннем человеке – в духе или сердце его; временами совесть пробуждается и укоряет человека за забвение Бога, и страх Божий грозит за это наказанием. Но вот омрачается и несмысленное сердце. Занятый земным, человек руководится правилами, не согласными с совестью, и она постепенно заглушается, отходит страх Божий, оживлявший совесть, темнеют истинные понятия о Боге и о назначении человека. В душе – мрак, впрочем, туда человек и не заглядывает – он весь во мне. Это третья ступень подавления истины неправдою. Теперь Бог забыт, сердце и помыслы прилепились к земному, совесть заглушена, страх Божий омрачен, истина Божия подавлена неправдой. Остается оправдать такое положение разумом, что и делает отступивший от Бога, и ниспадает еще ниже.

       22. Четвертая ступень ниспадения от Бога есть подведение всего превратного порядка жизни под начала разума и установление его, как единственной разумной и должной нормы жизни, свойственной человеку. Это – есть верх безумия, но по-ихнему – это есть верх мудрости. Самомнение и самонадеянность есть отличительная черта такой мудрости: она все надеется получить от себя, от своего умения и своих способов. Но, заботясь исключительно о телесном, и не имея ни знания, ни силы устранить от человека разные несчастья, она впадает в малодушие, печаль, отчаяние, страх от бесов, боязнь от людей, зверей, болезней и смерти. Сколько самонадеянности, столько, или еще больше, трусости, и в этом последнем самое видное обличение буйства – мудрости мира (Исаак Сирин). К чему же привело такое развращение ума и сердца? – К идолопоклонству.

       23. Бога всесовершенного, вечно живого Духа заменили истуканами (образами – подобиями) людей, зверей, даже гадов, мертвым и вещественным. Этих грубых, мертвых, вещественных истуканов стали почитать не только как символов Божества, а самим Богом. Спрашивается – как же люди могли дойти до такого безумия, уже после того, как имели истинное понятие о Боге? Св. Златоуст говорит, что до такой нелепости люди сами не могли дойти без участия злого духа. Он постарался, пользуясь их омрачением, унизить их до поклонения разным гадам и тем низвести их до настоящего их подобия: такие боги не требовали от них ничего, кроме внешнего почитания. Апостол выше объяснил, как язычники извратили благочестие в нечестие и впали в идолопоклонство. В следующих (24-32) стихах он излагает, какими они стали в нравственном отношении, или – как неправдой заменили нравственную истину.

       б) Неправда язычников и плоды ее (I, 24-31).

       С извращением веры и благочестия шли в ряд – извращение должного характера жизни и потеря добрых нравов: аб) люди предались чувственности (24-27) и затем бб) стали делать всякую неправду (28-31).

       аб) Чувственность язычников (24-27).

       24. За то, что язычники оставили истинного Бога, и Бог попустил им идти, куда влекло из развращенное сердце, именно, в нечистоту плоти, в самоосквернение плотской нечистотой. Это – естественное следствие отпадения от Бога. Человеку следовало духом своим жить в Боге и духом властвовать над душою и телом. Но когда он отпал от Бога и стал жить нечестиво, тогда и дух его, не одушевляемый более Богом, не только потерял силу власти над душою и телом, но даже сам подчинился им. Поэтому, живя духом, человек руководился чувством нравственного долга и совестью, а живя вне духа, чувством телесно-приятного. А так как плотские удовольствия своею грубостью ощутительнее других, то душа человека и подчинилась им: плотские потребности стали ее потребностями и превратились в ее похоти. Но душа, увлекшись этими похотями и наслаждениями при их удовлетворении, уже не довольствовалась только естественным удовлетворением: готовая испытывать от них постоянное и сильное удовольствие, придумала неестественное удовлетворение – чрез самоосквернение.

       25. Такое нравственное унижение и извращение естественных потребностей было следствием того, что язычники истину о Боге, как Духе живом, вечном и нетленном, изменили ложью, начав почитать за Бога и почитать вместо Его и служить идолам, и при том служить (в слав.: паче) усерднее, чем прежде служили истинному Богу-Творцу. Впрочем, останется благословенным во веки: нечестие язычников не повредило славе Творца.

       26-27. За то, что язычники не воздали Богу подобающей Ему чести, Он попустил (предал) им впасть в бесчестную страсть, не послужили Богу, Который есть Бог по природе, и стали служить и чтить того, кто по природе не Бог, то и Он попустил им впасть в противоестественную срамоту. Женщины и мужчины впали в неестественные плотские отношения каждый со своим полом.

       бб) Беззакония и неправды язычников (28-31).

       28. Отпадение от Бога и самоугождение (эгоизм, угождающий только своей гордости) извратили естественные, благожелательные отношения людей и продлили множество пороков. Так как язычники решили не иметь Бога в разуме, не думать о Нем, как о Боге, и не чтить Его богоугодною жизнью, а добровольно избрали нечестие, то Бог и попустил им подпасть под руководство ума превратного, действующего не как должно было действовать, а как не должно – делать непотребства. Ум в человеке – владычественная сила, почти что дух, носитель Богоподобия, вдунутый Богом при творении человека в лицо его. В уме напечатлены чувства Божества и Его правды, или страх Божий и совесть. Страх Божий держится истинным боговедением и памятью о Боге и оживляет совесть, как ведение воли Божией. Когда память о Боге выходит из ума и боговедение омрачается ложью, чувство страха Божия слабеет, слабеет и совесть, а чувственность увеличивается. Совесть без страха Божия – безжизненна и не имеет силы заставить слушать себя. Вместо совести тогда дает себя чувствовать плотская страсть, руководимая эгоизмом. Отсюда-то и происходят всякого рода «неподобия-непотребства». Под влиянием же эгоистической чувственности и ум мало-помалу становится превратным (не искусен), признавая за доброе лукавое, и придумывая для оправдания неправой жизни ложные начала.

       Представив картину развития греховности языческой жизни. Апостол далее представляет и самые пороки, которые заправляли их жизнью.

       29. Господь попустил язычникам впасть в не искусен ум, и они исполнились всякой неправды без меры, ограничения и удержу. Да и что могло их тогда сдерживать? Бог – забыт, совесть – заглушена, ум – извратился, во вне – кругом – одни соблазны. Поэтому язычники как бы переполнились пороками: незаконного сожительства (блуда), коварства, хитро подкапывающего под благо и покой ближнего (лукавства), скаредности без разбора средств (корыстолюбия), злых помыслов ко вреду ближнего (злобы), мучений сердца по поводу благосостояния и успехов ближнего (зависти), покушения на жизнь (убийства), страсти первенства без должных заслуг (распрей), льстивых речей с целью обмануть ближнего и настроить его так, чтобы он сам причинил себе зло (обмана), злого настроения, скрытой злобы, от которой происходят ссоры (злонравия).

       30-31. В этих двух стихах Апостол перечисляет людей порочных. Таковы: (злоречивы) худо отзывающиеся о ком-либо в тихомолку (сл.: шепотники); худо говорящие о других открыто, по своему злонравию (клеветники); даже враждующие с Богом, понося Его ропотом и хулой – богоненавистники (сл.: богомерзки); ругающиеся неприличными и колкими словами – обидчики (сл.: досадители); высоко думающие о себе, своих преимуществах – самохвалы (сл.: величавы); имея какие-либо достоинства, свысока смотрящие на тех, кто не имеет их, спесивые, чванливые (горды); выдумщики злого, инициаторы, руководители других на зло (изобретательны на зло); не внимательные к родительским наставлениям (непослушны родителям); жестокосердные, не имеющие даже родственной любви (не любовны); безбоязненно нарушающие взаимные договоры (не клятвохранительны); не сострадательные, не склонные на милость, жестокие как звери (не милостивы).

       в) Безответственность знающих и не делающих (I, 32-II, 16).

       В дополнение ко всему ужасу. В котором очутился языческий мир, надо отнести и то еще, что все они безответны пред Богом: у них есть оправдания за свой дурной нрав пред Богом на Его суде, ибо они знали, как надо было делать, но не делали, а потому их и ожидает осуждение.

       32. Апостол, именно, утверждает, что язычники знали не только порочность греха, но и то, какому возмездию они будут подлежать за свое поведение, знали о смерти и вечных мучениях, и все-таки не только сами не исправились, но и других вовлекали в те же пороки своим одобрением их, а это уже крайний предел развращения. Так как, кто грешит и в то же время сознает, что грешит, то есть надежда, что он хотя со временем исправится в своем поведении, ибо имеет еще побуждение к раскаянию в сознании и осуждении греха, а кто дошел до того, что хвалится даже своим позором, тот лишил себя и последнего побуждения к исправлению.

Глава 2.


Дата добавления: 2019-08-31; просмотров: 161; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!