И так не извинителен ты, всякий человек, судящий другого; ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь тоже.



А мы знаем, что по истине есть суд Божий на делающих такие дела.

Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и сам делая то же?

Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?

Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога,

6. Который воздаст каждому по делам его:

7. тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, жизнь вечную;

А тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, ярость и гнев.

9. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего 1) злое, во-первых, Иудея, потом и еллина!

10. напротив слава и честь, и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллина!

Ибо нет лицеприятия у Бога.

Те, которые, не имея закона согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся, -

13. потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут;

14. ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:

Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую, -

В день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков чрез Иисуса Христа.

Глава 2.

       1. Так как все знают, что есть праведный суд на беззакония и грешников, и в разговоре ли то, и в общих беседах осуждают грехи, но не в себе, а в других, то такие, греша, не имеют оправдания: они сами себя осуждают.

       2. Всем известно, что на делающих такие дела есть суд Божий, суд истиннейший, что несомненно, то как же сам-то человек, осуждающий других и делающий то же самое, думает избегнуть этого суда?

       3. Суд Божий есть – это знают все, а потому напрасно думать, что можно как-нибудь от него уклониться: напротив, кто сам кого осуждает, тот подвергает себя этим самым еще большему осуждению, потому что он сделал то, что уже ранее осудил в другом. Но при этом иной из читающих послание мог подумать и так: сколько я нагрешил, но Бог меня не наказывает, авось, не накажет и теперь. Апостол предупреждает такую мысль, говоря: что

       4. долготерпение Божие и снисхождение к грешнику имеют благую цель – дать ему время осознать глубже свои грехи и раскаяться в них здесь: благость Божия ведет его к покаянию. Поэтому не следует ею пренебрегать, а нужно пользоваться для исправления себя, чтобы не навлечь на себя еще большее осуждение за пренебрежение дарами снисхождения, или милости Божией.

       5. Своим долготерпением Господь ведет грешника к покаянию. Но горе ему, если он пренебрежет милостью Божией, сердце его ожесточает, притупится впечатлительность ко всему, что еще может вести его к покаянию, заглушится, наконец, и самый голос совести, а с нею закроется для нас все, что мы имеем в себе самого могущественного в призывах к покаянию; и в душе водворится гибельное равнодушие – она потеряет всякую чувствительность, сделается камнем и тогда ни благодать Божия, ни страх наказания не возбудят ее. Вслед за этим наступит вражда на Бога и все божественное, а за ним – отчаяние и конечная гибель. Таков результат жестокосердия, происходящий от непокаянного сердца, - грешник своим поведением собирает, как сокровище, гнев Божий на свою голову, который и незамедлит разразиться над ним в день праведного суда Божия.

       6. Господь будет судить только за дела. И вера – дело, только начальное, руководящее поведением христианина. Она вводит в путь спасения, дает силы для спасения, самое же спасение совершается делами по вере. Когда услышишь: только верой спасешься, надо бежать этих соблазнительных и опасных речей: они не от Бога, а от врага спасения нашего.

       7. Тем, кто решился жить свято и богоугодно, поддерживая себя надеждой будущего мздовоздаяния (славы и чести), тому Бог даст вкушение вечных благ.

       8. А тем, которые не случайно грешат, а рвутся из рук истины, заповедующей добродетельную жизнь, и охотно, с раболепством, повинуются неправде, зная, что она – неправда – (ярость и гнев), - отвержение от Бога – идите от Мене! И страшные мучения.

       9. Апостол снова повторяет сказанное о суде, желая, как бы сильнее напечатлеть ту истину, что будет суд и на нем каждый получит то, что заслужил своими делами. Внутренняя – душевная (скорбь) и внешняя – телесная (теснота) страдания и муки падут на всякую душу, как главную виновницу грехов, делающую злое со тщанием, увлекающуюся злом и не раскаивающуюся в нем. На душу иудея, как более осведомленного в истине, падут прежде всего и большие наказания, а потом и на душу еллина.

       10. Всю полноту благ, уготованных Господом в царстве Его небесном, получат все, а преимущественно иудеи, которым труднее было оправдаться, в виду массы предъявленных к ним требований закона, потом еллины – те из язычников, которые чтут Бога и живут по правде под руководством естественного богопознания и совести.

       11. Чтобы кто не подумал, что Бог несправедливо равняет в наградах – язычников, не имевших писанного закона и откровенного богоучения, с иудеями, избранным народом Божиим. Апостол и прибавляет, что Бог нелицеприятен: кто чего достоин по своим делам, тот то и получает; иудей ли он или еллин, безразлично. На основании чего Господь будет судить иудеев и язычников? На основании данных им средств богоугодной жизни.

       12. Кто имел только естественный закон, будет осужден за грехи свои на вечные времена не по писанному закону, а по врожденному его природе дару распознавать добро и зло; кто же имел писанный закон и согрешил, тот по этому закону и будет судим и осудится на вечную муку. Выходит, что иудеи, не исполнившие данный им закон, строже и осудятся. Почему?

       13. Потому что праведности недостаточно пред Богом иметь закон и только читать или слушать его, что он повелевает или запрещает, а необходимо исполнять его, и только исполнители закона оправдаются на суде Божием и получат награду. Но если только исполнители закона оправдаются, то как же оправдаются язычники, не имеющие закона?

       14. Язычники имеют естественный закон, вложенный в их душу, следовательно, могут естеством законное творить. Закон этот в их природе – в них самих, поэтому они сами себе – закон.

       15. Как же дело законное творится язычниками? Дело законное (нравственное) является прежде всего в сердце, как будто оно там написано. Встретится страдающий, в сердце является сострадание е нему. Видит кто обиженного, опять в сердце рождается неудовольствие на обидчика, с побуждением защитить страдающего. Получил кто благодеяния, сердце наполняется благодарностью к благодетелю. Так и во всех нравственных делах – первое внушение на добро (и на зло) исходит из сердца. Кто же в сердце являет дело законное? Совесть, оживляемая страхом Божиим. Она внушает сердцу доброе и сердце сочувствует ему. Но тут еще нет определенного повеления закона. Как же оно происходит? Человек обратил внимание на это сочувствие сердца, сознал его и сознанием обращается к совести: что ему делать? Тогда совесть авторитетно, чрез сознание, говорит ему: нужно обязательно поступить так, как внушает сердце. Таким образом, в совести, сознании и сердце состоится законное решение. Теперь, чтобы этому законному решению перейти в исполнение, необходимо ему пройти чрез душу с ее потребностями, привычками и, принятыми за правило, внешними отношениями. Здесь оно почти всегда встречает бурю противных настроений. Совесть, между тем, защищает свое дело. Происходит борьба межу мыслями, с одной стороны, обвиняющими, а с другой, оправдывающими предлагаемый закон. Какая сторона мыслей возьмет перевес, по той и пойдет исполнение. Итак, дело законное, внутри законоположенное, фактически – то отвергается, то исполняется. От кого это зависит? От свободной воли человека, поэтому тайные (происходящие в душе человека) решения, собственно, и будут подлежать суду и осуждению.

       16. В день суда окончательно решится участь каждого, но не по внешности – не по тому, что есть и каков человек по своей видимости, но по тому, что он есть по внутреннему своему строю, т.е. как зарождались в душе его дела, как он относился к голосу своей совести, какими побуждениями он руководствовался в своих делах. Такой суд, как учил Апостол, совершится Богом Отцом через Сына Его, Иисуса Христа, Которому Он отдал всякий суд (Иоан. V, 22).

       1) Слав.: творящего – с греч. – делающего со тщанием.


Дата добавления: 2019-08-31; просмотров: 167; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!