А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет (Аввак. 2, 4).



А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им (Левит. 18, 5).

Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, - ибо написано: «проклят всяк», висящий на древе» (Второзак. 21, 23), -

Дабы благословение Авраамово чрез Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою.

15. Братья! Говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему.

Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: «и потомкам», как бы о многих, но как об одном: «и семени твоему», которое есть Христос (Быт. 12, 7).

Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.

Ибо, если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.

19. Для чего же закон? Он дан! 1) после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподав чрез Ангелов, рукою посредника.

      

       11. Поэтому-то законом никто не мог оправдаться пред Богом: еще в ветхом завете сказано было прор. Аввакумом, что ревнитель закона – праведный своею жизнью (ср. Филипп. III, 6), не за дела закона получал жизнь, оправдание от Бога, но за веру и по вере от Бога).

       12. Закон же Моисея, как и всякий закон, указывает оправдание в себе – исполни в точности все написанное, и получишь оправдание от Бога – жив будешь чрез это. Но будешь искать оправдания в законе – подпадешь проклятию.

       13. От этой клятвы законной, освободил нас Христос. Как? – Выкупил нас у закона: все долги – преступления наши пред законом, Он взял на Себя, стал Один за всех виновных, хотя Сам за Собой не имел никакой вины, как бы один стал преступником закона, а мы все стали свободными от клятвы. Всю вину нашу пред Богом, против закона Его, Он вознес на древо креста (1 Петр. 2, 24), как бы рукопись, в которой записаны грехи наши, и пригвоздил ее ко кресту (Кол. 2, 14), - на нем понес наказание за наши грехи, как самый ужасный грешник, во исполнение Писания: «проклят всяк, висяй на древе» (Втор. 21, 23). Во второзаконии, откуда взято место, предписывается сына, непокорного родителям, сластолюбца, пьяницу – убить и повесить на древе; вечером снять и похоронить, чтобы не переночевал на дереве. Ибо проклят пред Богом висящий таким образом. Это висение было вывескою крайней порочности висевшего, ради которой он и проклят Богом. Не самое висение влекло проклятие, а грех, доведший до такой казни.

       14. Господь Иисус Христос, приняв на Одного Себя вину пред Богом всех людей, принес за нее в искупительную жертву на кресте Себя Самого… Таким образом, жертвы, предписанные законом, стали не нужны, да и самый закон, как только руководитель и пестун ко Христу, потерял свое значение, разорился, стал не нужен, а он был стеной, отделяющей иудеев от язычников и скрывал в себе обетование Авраамово. С разорением закона благословение Авраамово распространилось и на язычников – именно, оправдание пред Богом и спасение во Христе Иисусе и обновление жизни благодатью Св. Духа чрез веру.

       2) Опровержение возражений об исключительном значении для язычников веры помимо закона. (3, 15-29).

       Из сказанного доселе Св. Павлом Галаты ясно видели, что они несомненно удостоятся благословения Авраамова за одну веру, помимо дел закона. Но у христиан из иудеев могли явиться, а вероятно и были, недоумения, которые мешали образоваться на этот счет крепким убеждениям, или ослабляли уже составившиеся. Они могли подумать: Аврааму даны были обетования ради его веры, и исполнение их обусловлено верою, потому что тогда не было закона. Но явился закон и изменил условия, так что получение обетования стало зависеть не от веры, а от исполнения закона. Апостол отвечает на это:

       а) нет, закон не изменил силы обетования за веру (3, 15-18). Но отсюда – другое недоумение: б) если и при законе осталось в силе получение обетования через веру, то зачем же дан закон. Апостол отвечает: закон дан для приготовления людей к принятию Христа, он – пестун во Христе, почему с пришествием Христа он стал не нужен. Теперь и иудеи, и язычники одно во Христе Иисусе (3, 19-20).

       а) Закон не отметает обетования, данного Аврааму (3, 15-18).

       15. Недоумение, что закон, может быть, отменил обетование верою и ввел другое – оправдание законом, Св. Павел рассеивает, сравнивая обетование с обычным у людей духовным завещанием. Как завещания, законно составленного и утвержденного, никто не может ни отменить, ни изменить прибавкою, или убавкою, так и обетования, данного Аврааму, как завещания, Богом утвержденного прежде закона, не мог отменить закон, данный спустя долгое время. Правда завещания правильного никто посторонний не может изменить, кроме самого завещателя, который имеет законное право изменить свое завещание или все, или частями. Завещатель как Авраамова обетования, так и закона один и тот же – Бог. Он, давши закон, может быть, тем заменил им прежнее завещание – Авраамово. Но ни откуда не видно, что Бог Своим законом отменил первое завещание. По-человечески судя, завещатель, заменяя свое завещание новым, должен оговорить в нем, что это – новое завещание отменяет первое, особенно, когда эти завещания и по лицам, и по предметам, и по условиям разнятся между собою.

       По содержанию обетование Авраама обнимает все человечество, а закон – один еврейский народ; цель первого – всех объединить участием в обетовании, цель второго – обособить от всех народ еврейский; - условие первого – твердая вера, условие второго – дела. Но во втором Своем завещании – в законе Бог не сделал такой оговорки на счет первого завещания; следовательно, оно осталось во всей силе.

       16. Итак, закон не отменил завета Аврамова. В чем он состоял? – В том, что благословение, данное ему за веру, распространится на все народы, но не ради самого Авраама или всего, происшедшего от него потомства, а ради одного из потомков его семени его, Который есть Христос: чрез Него и получат благословение все племена земные.

       17. Всем предыдущим рассуждением Св. Павел хочет выразить ту мысль, что завета, утвержденного Богом за 430 лет до закона, - том, что язычникам представляется оправдываться верою во Христа, - закон не отменил и обетование осталось во всей своей силе.

       18. Потому что по закону – за дела закона – наследство совсем не то, что наследство по милости – по обетованию, - одно другое исключает. Если достоверно, что обетование, данное Богом, не отменено, то наследство по закону, или, вернее, самый закон, при обетовании не нужны.

       б) Для чего же закон? (3, 19-29). Определенное для явления Спасителя мира время, по планам Божиим, было еще далеко. Между тем, наступал для человечества период юношеский, когда возбуждение жизненных сил и потребностей душевных и телесных не дает разуму и совести держать человека в должных пределах. Предстоял всеобщий разлив многообразной страстности. А при этом неизбежна потеря и мысли даже о Том, кто исцелил всех от жала змия, о Семени жены. И вот, в предотвращение этого Промысел Божий оставил все народы идти своим естественным путем, а избирает одно племя, организовал его так, чтобы оно удерживалось и от порывов греха и хранило веру, что придет, наконец, Семя, к Которому относится обетование (слав.: ему же обятовася). Для этого дан закон и были посылаемы пророки. Закон обуздывал, налагая на волю цепи: не коснися, ниже вкуси, ниже осяжи. Но внутренних грешных порывов он не убивал, не облагораживал сердца, не оживлял духовно. Одно же стеснение внешнее без внутреннего изменения располагало только подзаконников жаждать избавления, иначе желать внутреннего изменения, которое сделало бы излишними и внешние цепи. В этом существо избавления, и оно могло быть подано только по вере в Иисуса Христа (ст. 22). Таким образом, закон как бы за руку взявши подзаконников, приводил их ко Христу: был пестуном во Христа. Вот для чего дан был закон.

       19. Закон придан – слав. приложися – народу израильскому, как дополнение к обетованию, как временная мера для обуздания их беззаконий, чтобы предохранить народ от всеобщего идолопоклонства и в то же время показать ему его порочность, его бессилие спастись и, таким образом, приготовить его к принятию Обетованного Семени, в котором благословение. Следовательно, он имеет временное, низшее значение в сравнении с обетованием. Это видно из того, даже, что закон преподан (слав.: вчинен) разъяснен ангелами посреднику – Моисею, а этот разъяснил его народу. Тогда как обетование Аврааму дано было Самим Богом, без всяких посредников.

       1) Слав.: «Приложися» с греч. придано, прибавлено, приложено (ср. Мф. 6, 27. 33; Рим. 5, 20).


Дата добавления: 2019-08-31; просмотров: 156; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!