Воплощение Варахи и убиение Хираньякши



 

1. Маркандея сказал, – “О, царь, теперь я расскажу тебе о таком воплощении Господа Вишну, как Вараха. Слушай внимательно.

2-6. О, Саттама,164 когда заканчивается день Брахмы и наступает время великого опустошения, повсюду, во всех трёх мирах можно увидеть только воду. О, великий царь, Господь Вишну хранит всех живых существ, обитавших в трёх мирах и пребывает в йоганидре на безбрежных просторах вод. Он отдыхает на ложе из тела змея Шешанаги с тысячей капюшонов, пока не закончится ночь Брахмы, по длительности равная тысяче маха-юг165 (кальпа). Все слышали, как в давние времена из лона Дити, супруги отшельника Кашйапы, родился могучий демон. Он был сильным и неустрашимым. Обитая в нижних мирах, он напал на полубогов и завладел всем их имуществом. Он постоянно доставлял беспокойства брахманам, совершающим жертвоприношения (йаджна) на земле.

7-9. Однажды этот демон задумался, – "Люди, живущие на земле, совершают жертвоприношения и предлагают их полубогам, способствуя росту их процветания, энергии и силы". Сила, поддерживающая землю и порядок в творении, установленный Брахмой, был нарушен. Этот демон силой своего могущества (дхарана шакти) так повлиял на землю, что она потеряла равновесие, и ушла под воду.

10-14. Когда Шри Хари пробудился от мистического сна, йоганидры, Он не увидел землю на прежнем месте, и силой Своей беспримерной интуиции узнал, что она опустилась на уровни низших планет. О, великий царь, тогда Он принял божественную форму гигантского Вепря, Варахи, ногами которого были четыре Веды. Его клыки были огромны, как два жертвенных столба (йупа), к которым привязывают животных. Его рот в точности повторял форму пасти вепря. Его широкая грудь, огромные копыта, объятый пламенем язык, защитный шлем и весь внешний облик вселял в демонов ужас. Его глаза были огромными, как солнце и луна, уши были большими как благо, обретаемое от рытья колодцев и совершения жертвоприношений, описанных в ишта дхарме.166 Его голос был воплощением самы,167 а тело – олицетворением прагвамши,168 Его нос олицетворял подношение, а волосы асану из травы куша. Таким образом, всё Его тело было олицетворённой формой Вед и ведических гимнов. Созвездия и планеты были Его руками, а грозные волны пралайи169 – Его убранством.

15-19. О, великий царь, приняв форму этого гигантского Вепря, Господь Вишну вошёл в нижние миры. Йоги, включая Санаку и других кумаров, предлагали священные гимны, воспевающие Его славу. В нижних мирах Он убил Хираньякшу и поднял землю на Своих огромных клыках. Таким образом, Он вернулся с нижних планетных уровней и водрузил землю на прежнее место. Восхищённые полубоги прославляли благое деяние Господа. Затем он расставил горы на обычные места и оставил Свою форму Вепря в священном месте Кокамукха, созданном ради блага вайшнавов. Это излюбленное место Варахи полно тайн и мистики. Затем, приняв форму Брахмы, Он воссоздал всю эту вселенную. Таким образом, во все времена, Господь Вишну в Своих различных воплощениях обеспечивает защиту своим преданным, а когда приходит срок, Он в форме Рудры уничтожает творение.

20. Человек, который внимательно слушает это повествование о Господе Вишну без мирской предвзятости и следует рекомендациям Вед, освободится от всех грехов, и достигнет лотосных стоп Шри Хари и Его обители”.

 

Так заканчивается тридцать девятая глава Нарасимха-пураны,
описывающая воплощение Варахи

 

Примечания:

 

162 Мохини – («сводящая с ума», «чаровница»), одна из аватар Вишну, воплотившегося в образе прекрасной девушки.

163 Курма – черепаха.

164 Саттама – достойнейший.

165 Маха-юга – цикл из четырёх юг.

166 Ишта дхарма – поклонение Божеству, которое покровительствует человеку в данном воплощении.

167 Сама – ритуальное песнопение.

168 Прагвамша — Тот, от кого появилось самое первое в мире потомство (одно из 1000 имён Вишну).

169 Пралайя – периодическое разрушение вселенной.

 

* * *

 

 

Глава 40

Воплощение в образе Нарасимхи, расправа с Хираньякашипу и благодарность полубогов

 

1. Маркандея сказал, – “О, царь, таким образом, я описал воплощение Господа Вишну в форме Варахи. Теперь я расскажу тебе о таком воплощении Господа, как Нарасимха. Пожалуйста, внимательно выслушай меня.

2-4. В далёком-далёком прошлом, Дити, супруга Кашьяпы Муни, родила сына – могучего асура Хираньякашипу. Он многие тысячи лет предавался суровым аскезам, совершенно отказавшись от еды. Удовлетворённый его подвижничеством, перед ним появился творец Брахма и сказал демону, – “О, царь из династии дайтьев, проси что твоей душе угодно”. Почтительно склонив перед Брахмой голову, демон сказал.

5-9. Хираньякашипу сказал, – “О, Брахма, если ты и в самом деле готов дать мне своё благословение, исполни всё, о чём я попрошу. Причиной моей смерти не должна стать ни засуха, ни влага, ни вода и не огонь. Я не должен умереть из-за дерева, насекомого или какого-либо пресмыкающегося, от камня, воздуха, любого вида оружия, включая копья, горы, людей, полубогов, данавов, гандхарвов или демонов, киннаров, видьядхаров, змеев, обезьян и всех других животных. Я дожен быть неуязвимым для Дурги и прочих богинь (матриганы или матрики). Смерть не должна настигнуть меня ни внутри дома, ни снаружи. Она не должна коснуться меня ни днём, ни ночью и вообще, я не должен принять смерть ни от одного существа, сотворённого тобой. О, милостивый Брахма, в этом состоит моя просьба”.

10-15. Маркандея сказал, – “О, царь, в ответ на высказанное пожелание Хиранйакашипу, Брахма сказал, – ‘О, царь демонов, дав тебе обещание, я исполню твоё желание, несмотря на то что оно очень редкое и сложное. До сей поры я не наделял таким редким благословением никого из своих преданных. Я по достоинству оценил твою суровую аскезу. О, царь дайтьев, пусть исполнится всё о чём ты попросил. Теперь можешь вернуться в своё царство и наслаждаться моим даром’. С этими словами, Брахма вернулся в свою святую обитель. Став обладателем этого мистического дара, асура Хираньякашипу стал злоупотреблять своими полномочиями. Затеяв битву с полубогами, он завоевал все миры, и лишил полубогов их райских обителей. Затем, он захватил трон самого царя полубогов Индры, и начал наслаждаться всей роскошью райских планет.

16-22. О, царь, спасаясь от этого ужасного чудовища, все полубоги оставили свои райские обители и нашли приют на земле. Среди них были Индра, Рудра и все риши, которые приняли облики людей. Установив свою власть в трёх мирах, Хираньякашипу созвал всех своих подчинённых асуров и объявил, что он является единственным царём во всех трёх мирах, и все должны немедленно прекратить поклонение сурам (полубогам), включая предложения, жертвоприношения и проведение священных ритуалов. Он повелел им поклоняться только себе. Испуганные подчинённые вынуждены были исполнять все распоряжения Хираньякашипу. От деяний этого демона, всех людей и полубогов обуял страх, и глядя на совершаемые им грехи, они тоже погрязли в нечестивой деятельности. Отказавшись от поклонения полубогам и исполнения других благих свершений, все быстро пали до уровня грешников. По прошествии времени, все полубоги во главе с Индрой, обратились к своему духовному учителю Брихаспати, – ‘О, великий риши, когда же наступит время смерти Хираньякашипу и как нам ускорить её приближение?’

23-30. Брихаспати сказал, – ‘О, суры, я расскажу вам о мерах, котрые необходимо предпринять, чтобы восстановить на небе прежний порядок. Слушайте меня внимательно. Могущество, которое этот великий демон обрёл благодаря суровым аскезам, близится к концу. Страдания, связанные со смертью его брата Хираньякши, лишили его разума, и он уже не способен рассуждать здраво. Помните, что самым ужасным является страдающий от боли и обуреваемый чувством мести враг. Я вижу приближение дня смерти Хираньякашипу. Человек может терпеть боль от ожогов и ран, он может стерпеть другие повреждения грубого тела, но не в силах переносить муки душевных страданий. Я беседовал с многими мудрыми отшельниками, и по мнению большинства, смерть его неизбежно грядёт. Все знамения, которые нам посылает провидение, по моему мнению, тоже свидетельствуют о приближении его конца, и в скором времени полубоги должны вернуть утерянное ими положение на райских планетах. Поэтому, я предлагаю всем отправиться на северное побережье океана Кширасагара, где в йоганидре пребывает Господь Вишну. Молитесь Господу Вишну и получите ответ, как уничтожить этого монстра.

31-35. Полубоги пришли в восторг от сказанного и дружными рукоплесканиями выразили Брихаспати своё одобрение. Они бесприкословно приняли его указание и сосредоточились на том, чтобы со всей решимостью достичь берега Кширасагары. В благоприятный день они позвали мудрецов для совершения пуньяха-вачаны, свасти-вачаны и мангалапатхи и под руководством Махадевы, двинулись в направлении северного побережья молочного океана Кширасагары. Прибыв на место, и стоя на берегу, все начали читать молитвы, прославляющие Господа Вишну. Шанкара также сосредоточил свои мысли на Джанардане и начал повторять Его святые имена.

36-52. Шри Махадева сказал, – “О, Ишвара, к Тебе обращаюсь с Твоими священными именами как Вишну, Джишну, Вибху, Дэва, Йаджнеша, Йаджнапалака, Прабхавишну, Грасишну, Локатма, Локапалака, Кешава, Кешиха, Кальпа, Сарвакаранакарана, Кармакрита, Ваманадхиша, Васудева, Пурустута, Адикарта, Вараха, Мадхава, Мадхусудана, Нараяна, Нара, Хамса, Вишнусена, Хутасена, Джйотишман, Дьютиман, Шриман, Аюсман, Пурушоттама, Вайкунтха, Пундарикаша, Кришна, Сурья, Сурарчита, Нарасимха, Махабхима, Ваджрадамштра, Накхаюдха, Адидэва, Джагаткарта, Йогеша, Гарудадхваджа, Говинда, Гопати, Гопта, Бхупати, Бхуванешвара, Падманабха, Хришикеша, Вибху, Дамодара, Хари, Тривикрама, Трилокеша, Брахмеша, Притивардхана, Вамана, Душтадамана, Говинда, Гопаваллабха, Бхактиприя, Ачьюта, Сатья, Сатьякирти, Дхрува, Шучи, Карунья, Каруна, Вьяса, Папаха, Сантивардхана, Самньяси, Шастрататтваджна, Мандарагирикетана, Бадаринилайя, Санта, Тапасви, Вайдьютапрабха, Бхутаваса, Гухаваса, Шриниваса, Шрияхпати, Таповаса, Дама, Васа, Сатьяваса, Санатана-пуруша, Пушкала, Пунья, Пушкаракша, Махешвара, Пурна, Пурти, Пуранджна, Пуньяджна, Пуньяварддхана, Шанкхи, Чакри, Гади, Шарнджи, Лангали, Мушали, Хали, Кирити, Кундали, Хари, Мекхали, Кавачи, Дхваджи, Джишну, Джета , Махавира, Шатругхна, Шатрутапана, Шанта, Шантикара, Шаста, Шанкара, Шантанустута, Саратхи, Саттвика, Свами, Самаведаприя, Сама, Савана, Сахаси, Саттва, Сампурнарша, Самрдхиман, Сваргада, Камада, Шрида, Киртида, Киртинашана, Мокшада, Пундарикакша, Кширабдхикртакетана, Сурасурайхстута, Прерака и Папавасана и ещё множество других имён. Ты Яджна, Вашаткара, Омкара и Ахавания Агни. О, Пурушоттама-дэва, Ты Сваха, Свадха и Судха. О, Санатана (извечный) Господь Вишну я предлагаю Тебе свои приветствия. О, Гарудадхваджа, Ты пребываешь в вечности за пределами восприятия материальных чувств”.

53. Маркандея сказал, – “Удовлетворённый предложенными святыми именами, Господь Мадхусудана явил Себя взглядам полубогов и сказал”.

54. Господь сказал, – “О, полубоги, я очень доволен вами, и тем как вы читали Мои святые имена. Говорите, чего желаете и что Я могу совершить для вас?”

55. Суры сказали, – “О, Бог богов, о, Хришикеша, о, лотосоокий Господь, о, возлюбленный Лакшми, о, Хари, ничто не скрыто от Тебя, так зачем же спрашиваешь нас?”

56-61. Господь сказал, – “О, полубоги, Я знаю причину вашего визита. Махадева вместе с полубогами прочитал сто Моих святых имён, с желанием увидеть смерть демона Хираньякашипу. О, великий и сведущий Шива, человек, который ежедневно будет читать эти имена так же, как это сделал ты, удостоится Моей милости. О, Шамбху, я доволен то бой. Пожалуйста, возвращайся в свою обитель, на священную гору Кайласа. Я без сомнений уничтожу демона Хираньякашипу. О, суры, вам тоже следует вернуться в обители и набраться терпения. В скором времени у супруги этого демона родится преданный Господа Вишну, Прахлада. С момента рожденния он станет заклятым врагом отца Хираньякашипу. Настанет день, когда его неприятие сына достигнет своей кульминации, и тогда, чтобы защитить Прахладу, Я явлюсь и уничтожу этого дайтью, могуществу которого вы не можете противостоять”. О, царь, полубоги выразили свою огромную признательность Господу Вишну, попрощались и последовав совету, удалились в свои обители.

 

Так заканчивается сороковая глава Нарасимха-пураны,
повествующая о прославлении Господа Вишну

 

* * *

 

Глава 41


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 183; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!