Четвертое благовестническое путешествие святого Апостола Павла, вторые узы и мученическая смерть в Риме. Послание к Титу и 1-е и 2-е к Тимофею.



Последовательный комментарий апостольских посланий,

Составленный по трудам епископа Феофана Затворника

ЖИЗНЬ И ТРУДЫ

СВЯТОГО

АПОСТОЛА ПАВЛА

С.-ПЕТЕРБУРГ 1912 год

С горячей любовью посвящается

Православному русскому народу

Священник Н. Рудинский

Книга издана по благословению

Святейшего Патриарха Московского

И всея Руси Алексия II

       Книга священника Н. Рудинского «Жизнь и труды святого Апостола Павла» поистине уникальна. В ней воедино собраны житие Апостола, его послания, толкование посланий, составленное по трудам святителя Феофана Затворника, и подробные исторические комментарии о жизни, нравах и обычаях тех мест, которые посещал Апостол Павел, проповедуя Евангелие, а также о причинах написания посланий и обстоятельствах, сопутствующих этому. Завершает труд предметный указатель к творениям Апостола Павла.

       Издание дополнено указателем, составленным в Псково-Печорском монастыре. Пользуясь указателем, в котором приведены чтения на литургии посланий Апостола Павла в течение года, можно легко найти в книге и текст послания и его толкование. По замыслу составителей, это дает возможность православным христианам вместе с Церковью ежедневно назидаться глубиною мудрости Апостола Павла, которая благодаря толкованиям святителя Феофана Затворника раскрывается во всей полноте и становится доступна всем.

       Книга «Жизнь и труды святого Апостола Павла» будет интересна и полезна всем – и священникам, и учащимся духовных школ, и мирянам.

       Московское подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Издательство ПРАВИЛО ВЕРЫ 1995 год.

Московское подворье Свято-Успенского

Псково-Печерского монастыря

Издательство ПРАВИЛО ВЕРЫ

1995

СОДЕРЖАНИЕ

    ЧАСТЬ ПЕРВАЯ …………………………………………………………....... 6

Жизнь Апостола до его обращения ко Христу, призвание к Апостольству и Апостольское труды его, совершенные в 1-е и 2-е благовестнические путешествия по Малой Азии, Македонии и Греции, где он в городе Коринфе пробыл год и шесть месяцев. К этому времени относятся его два послания к Солунянам.

      

       Жизнь Савла тарсянина до обращения его ко Христу………………….    6

      

Обращение Савла. Первая проповедь его о Христе в Дамаске, Иерусалиме

 и Антиохии …………………………………………………………………………………….. 7

      

       Апостольские труды святого Апостола Савла в Антиохии…………... 8

      

       Первое благовестническое путешествие Апостола Павла……………. 9

      

       Собор святых Апостолов в Иерусалиме ………………………………... 13

   

       Второе благовестническое путешествие Апостола Павла …………… 15

   

    Первое послание к Солунянам …………………………………………... 23

    Толкование послания……………………………………………………… 24

    Глава 1… 24. Глава 2… 26. Глава 3… 30. Глава 4… 32. Глава 5…35.

    Краткий обзор содержания первого послания к Солунянам …………...41

   

    Второе послание к Солунянам…………………………………………… 44

    Толкование послания …………………………………………………….. 45

    Глава 1… 45. Глава 2 … 48. Глава 3 … 52.

    Краткий обзор второго послания к Солунянам………………………. 55

   

    ЧАСТЬ ВТОРАЯ ………………………………………………………..... 58

Апостольские труды святого Апостола Павла, совершенные в его 3-е благовестническое путешествие, центром которого был Ефес, где он пробыл 2 года, и Коринф, где пробыл 2 месяца. К этому времени относятся его послания к Галатам, 1-е и 2-е к Коринфянам и к Римлянам.

      

Третье благовестническое путешествие святого Апостола Павла ... 58

   

    Послание к Галатам……………………………………………………… 60

    Толкование послания……………………………………………………. 61

    Глава 1… 61. Глава 2... 67. Глава 3… 71. Глава 4… 77. Глава 5… 81.

    Глава 6… 87.

    Краткий обзор содержания послания к Галатам ……………………. 90

   

    Первое послание к Коринфянам ………………………………………. 98

    Толкование послания……………………………………………………. 98

    Глава 1… 98. Глава 2… 103. Глава 3… 105. Глава 4… 109. Глава 5… 112.

    Глава 6… 114. Глава 7… 117. Глава 8… 122. Глава 9… 125. Глава 10… 129. Глава 11… 134. Глава 12… 138. Глава 13… 142. Глава 14… 145.

    Глава 15… 150. Глава 16 … 158.

    Краткий обзор содержания первого послания к Коринфянам …….. 161

   

    Второе послание к Коринфянам ……………………………………….. 170

    Толкование второго послания к Коринфянам ………………………. 171

    Глава 1… 171. Глава 2… 176. Глава 3… 178. Глава 4… 181. Глава 5… 185.     Глава 6… 189. Глава 7… 192. Глава 8… 195. Глава 9… 198. Глава 10… 200. Глава 11… 203. Глава 12… 207. Глава 13… 210.

    Краткий обзор второго послания к Коринфянам …………………… 212

             

    Второе посещение Коринфа ……………………………………………. 217

    Послание к Римлянам …………………………………………………... 219

    Толкование послания …………………………………………………… 219

    Глава 1… 219. Глава 2… 225. Глава 3… 229. Глава 4… 233. Глава 5… 237.     Глава 6… 240. Глава 7… 244. Глава 8… 248. Глава 9… 254. Глава 10… 259.   Глава 11… 263. Глава 12… 267. Глава 13… 271. Глава 14… 274.

    Глава 15… 277. Глава 16… 280.

    Краткий обзор содержания послания к Римлянам …………………. 283

   

    Последнее путешествие Апостола Павла в Иерусалим …………….. 289

   

    ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ ………………………………………………………….    291

Первые узы святого Павла в Иерусалиме, Кесарии и Рима и его послания из уз к Ефесянам, Филимону, Колоссянам, Филиппийцам и Евреям.

   

    Узы святого Апостола Павла в Иерусалиме………………………… 291

    Узы святого Апостола Павла в Кесарии при Феликсе ……………. 294

   

    Послание к Ефесеям …………………………………………………….. 296

    Толкование послания Апостола Павла к Ефесеям …………………. 296

    Глава 1… 296. Глава 2… 299. Глава 3… 304. Глава 4… 308. Глава 5… 314.     Глава 6… 320.

    Краткий обзор содержания послания к Ефесеям …………………… 325

   

    Узы святого Апостола Павла в Кесарии при Фесте ………………... 328

    Путешествие святого Павла в узах в Рим …………………………… 329

    Первые узы святого Павла в Риме …………………………………… 330

    Послание к Филимону …………………………………………………. 331

    Толкование послания. Глава 1 ……………………………………….. 331

    Краткий обзор содержания послания к Филимону ………………... 334

    Послание к Колоссянам ……………………………………………….. 334

    Толкование послания к Колоссянам ………………………………… 335

    Глава 1… 335. Глава 2… 340. Глава 3… 344. Глава 4… 349.

    Краткий обзор содержания послания к Колоссянам …………….... 351

    Послание к Филиппийцам ……………………………………………. 354

    Толкование послания к Филиппийцам ……………………………... 354

    Глава 1… 354. Глава 2… 359. Глава 3… 363. Глава 4… 367.

    Краткий обзор послания к Филиппийцам ………………………….. 370

    Послание к Евреям …………………………………………………….. 371

    Толкование послания к Евреям ……………………………………... 373

    Глава 1… 373. Глава 2… 376. Глава 3… 379. Глава 4… 381. Глава 5… 384.     Глава 6… 386. Глава 7… 387. Глава 8… 391. Глава 9… 392. Глава 10… 396. Глава 11… 400. Глава 12…407. Глава 13… 412.

    Краткий обзор содержания послания к Евреям ……………………   416

    ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ ………………………………………………….. 419

Четвертое благовестническое путешествие святого Апостола Павла, вторые узы и мученическая смерть в Риме. Послание к Титу и 1-е и 2-е к Тимофею.

    Четвертое благовестническое путешествие святого Апостола Павла…419

    Послание к Титу ……………………………………………………….. 421

    Толкование послания …………………………………………………. 421

    Глава 1… 421. Глава 2… 425. Глава 3… 429.

    Краткий обзор содержания послания к Титу ……………………… 432

    Посещение святым Апостолом малоазийских Церквей …………. 433

    Первое послание к Тимофею ………………………………………… 434

    Толкование послания ………………………………………………… 434

    Глава 1… 434. Глава 2… 438. Глава 3… 441. Глава 4… 445.

    Глава 5… 448. Глава 6… 452.

    Краткий обзор содержания послания к Тимофею ………………... 457

    Последнее путешествие святого Апостола Павла в Коринф и Рим …459

    Второе послание к Тимофею ………………………………………… 460

    Толкование послания к Тимофею ………………………………….. 460

    Глава 1… 460. Глава 2… 463. Глава 3… 468. Глава 4… 472.

    Краткий обзор содержания второго послания к Тимофею ……... 475

    Мученическая кончина Апостола Павла …………………………. 476

ВВЕДЕНИЕ

    «Поистине невозможно представить широту, значение и огромную важность услуг, которые оказаны были христианству Св. Апостолом Павлом. Этот в высшей степени самоотверженный деятель не без основания указывал на то, что потрудился более других апостолов (1 Кор. XV, 10). И то уже великое дело его, что он от Иерусалима до Иллирии, от Иллирии до Рима и даже до Испании проповедовал Евангелие, которое вдохнуло новую жизнь в одряхлевший и растленный мир. И, однако, все это, быть может, наименее прочное из благ, которыми воспользовалось человечество от его гения и жизни. В его посланиях, именно, как не случайно было происхождение некоторых из них, мы находим самые ранние проявления той литературы христианской, которой мир обязан своими богатейшими сокровищами поэзии и красноречия, нравоучительной мудрости и духовного утешения. Его именно, уму, воспламененному любовью и озаренному Духом Святым, мы обязаны первым систематическим изложением, во взаимной связи и причинном сочетании, великих истин той «тайны бытия», которая, будучи сокрыта от вечности, открылась в евангелии Иисуса Христа: что Он есть Судия живых и мертвых (в послании к Солунянам), что Он-невидимый Глава и правитель церкви (в послании к Коринфянам), что Он-виновник всякой духовной свободы от рабства обряду и Искупитель мира от ига греха и смерти (в послании к Римлянам и Галаатам), что Он-Спаситель, воскресающий из мертвых, жизнь всякой жизни, источник всякой радости и мира (в послании к Филиппийцам), что он-есть «полнота» Божественных совершенств, что Он-есть Единый Владыка, Единый Посредник, Единый Спаситель, Глава Тела, которое есть церковь, и источник ее жизни во всяком члене (в посл. К Ефесянам, Колоссянам и Евреям) Его именно, безбоязненной решимости, его ясному взгляду, его нравственной возвышенности мы обязаны освобождением христианской религии от невыносимого ига подзаконности, отделением живого тела христианства от трупа, отмененного левитства (Гал. IV, 9; Рим. VIII, 8; Евр. VII, 18). Он был избранным орудием Бога для всеобщего распространения христианства. Как апостол народов, он был по преимуществу апостолом духовной свободы, культуры, ума; но, кроме этого, он был еще тем апостолом, который яснее всех показал для религиозной совести значение веры и во все времена, в бесчисленных христианах возбуждал чувство их собственной безопасности, убедительно и неотразимо указывая, вместе с тем, на величие всеобщность того искупления, которое совершил Спаситель-Христос. И поэтому, когда вера Христова наиболее помрачалась в сердцах людей, когда ее чистейшее пламя подвергалось опасности погашения, под мертвым ли пеплом чувственности, или от леденящих веяний скептицизма, религиозная жизнь большею частью оживала вновь под влиянием его, именно, посланий; и в его, именно, учении душа всякого христианина может находить путь к высшей ступени святой христианской свободы в единении со Христом» (Фаррар). «Послания Св. Апостола Павла», говорит Св. Григорий Богослов, «нас духовно питают. Это-неисчерпаемая сокровищница истин веры и христианской жизни. Св. Павел дает наставления всем: рабам и господам, начальникам и подчиненным, мужьям и женам, родителям и детям, супружеству и безбрачию, мудрости и невежеству». «Послания его», по словам Св. Златоуста, «содержат в себе блага Царствия Небесного».

 Жизнь и благовестнические труды Св. Апостола Павла, можно сказать, неотделимы от его посланий: он сам жил и трудился так, как учил в посланиях, - он сам жил по учению своих посланий. Для назидания других он часто ссылается в свих посланиях на свой пример жизни, часто пишет христианам: «подражайте мне, как я подражаю Христу!» (1 Кор.IV, 16; Фил. III. 17). Живой же образец жизни христианской более привлекает к следованию ему, чем одно голое учение. С другой стороны, и само содержание его посланий, поставленное в тесную связь с его собственной жизнью и с обстоятельствами написания их, уясняется и запоминается гораздо лучше, нагляднее, чем оторванное от них. Вот почему мы и решились послания Св. Ап. Павла изложить и протолковать здесь в связи с самой жизнью Апостола.

В Деяниях Апостольских изложены три благовестнических путешествия Ап. Павла для проповеди евангелия о Христе в Малой Азии, Македонии, Греции и Риме. А из Рима он свершил, можно предполагать, и четвертое путешествие с тою же целью. Во время этих путешествий он в течение 20 лет возвещал Христа Распятого: простодушным язычникам Лакионии, ветряным фанатикам Галатии, мечтательным мистикам Фригии, мужественным колонистам Македонии, поверхностным дилетантам Афин, чувственным и самодовольным промышленникам Коринфа, полу варварским жителям Далматии, пользующимся худою славою, островитянам Крита, рабам, воинам и необъятной массе населения Рима. Везде основывал и организовывал церкви, и поставлял блюстителей-епископов, пресвитеров и вообще клир. Сам же, как апостол, руководил их, то устным словом и примером своей жизни, то посланиями, в которых изложил учение Христово о вере, спасении и нравственной жизни и решал их недоуменные вопросы.

В соответствие важнейшим моментам жизни Св. Ап. Павла и настоящий труд о подвигах и посланиях его мы разделили на 4 части.

В 1-й части излагается жизнь Ап. Павла до его обращения ко Христу, обращение ко Христу, призвание к апостольству и апостольские труды, совершенные в 1-е и 2-е благоветстнические путешествия его по Малой Азии, Македонии и Греции, где он в Коринфе пробыл год и шесть месяцев. К этому времени относятся первые его два послания к Солунянам.

В 2-й части излагаются подвиги Св. Ап. Павла, совершенные в 3-е его благовестническое путешествие, центром которого был Ефес, где он пробыл два месяца. К этому времени относятся главнейшие его послания-к Галатам, 1 и 2 к Коринфянам и к Римлянам.

В 3-й части излагаются зло страдания Св. Ап. Павла в узах и темницах В Иерусалиме, Кесарии и Риме. К этому времени относятся узнические послания - к Ефесянам, Колоссянам, Филимону, Филиппийцам и Евреям.

В 4-й части излагаются как бы прощальные послания с теми местами, где он проповедовал - Критом, Колоссами, (б. м.) Испанией, Ефесом, Македонией, Грецией и Римом, где он был заключен во 2-е узы в темницу и умер мученической смертью. К этому времени относятся его, так называемые, пастырские послания-к Титу и 1 и 2 к Тимофею

Для исторической части пособием служил труд Фаррара - «Жизнь и труды Св. Ап. Павла». Для толкования посланий главным пособием были – «Толкования посланий Св. Ап. Павла» Еп. Феофана.

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

«В промышлении Божием нередко случалось, что разрушитель известной системы воспитывался в самом лоне той системы, которую он предназначен был потрясти или разрушить. Так было и с Ап. Павлом. Победоносный враг языческой философии и языческого идолопоклонства провел свое детство в языческой среде философского города Непримиримый противник иудейской исключительности, по своему происхождению, был еврей из евреев. Человек, нанесший смертельную рану духу фарисейства, был фарисей, сын фарисея, с самой юности своей был воспитан в Иерусалиме у ног Гамаила (Деян. XXII, 3; XXVI, 4), до совершенства изучивший закон отцов и живший «по строжайшим в иудейском веровании учению» (Деян. XXVI, 5). Как его деятельность во многих отношениях отличалась от деятельности других апостолов, так и его воспитание было совершенно не похоже на их воспитание. Их ранние годы проведены были в селениях Генисарета, его детство прошло в людном иудейском квартале языческого города. Они были «не учены» незнакомы с систематической техникой, неопытны в методах, которые главным образом, и шли среди иудеев за богословскую ученость, он же, в качестве ученика мудрецов, сидел у ног знаменитейших из раввинов, и избран был инквизиционным агентом синедриона, потому, именно, что всех своих современников превосходил пылкой ревностью о преданиях школ» (Гал. 1, 14). (Фаррар).


Дата добавления: 2019-08-31; просмотров: 195; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!