I . Жизнь Савла тарсянина до обращения его ко Христу.



Св. Ап. Павел до своего обращения ко Христу и некоторое время после своего обращения назывался Саулом или Савлом. Это было еврейское имя, полученное им от родителей-евреев. Хотя он был «еврей от евреев», но родился в языческом городе - Тарсе Киликийском… О его родителях ничего неизвестно, кроме того только, что отец Его происходил из колена Вениаминова (Филип. III, 5) и был фарисей (Деян. XXIII, в); что он, неизвестно как и за что, приобрел римское гражданство и передал его Савлу (Деян. XXIII, 28), и что он жил в Тарсе Киликийском. «Я иудеянин, тарсянин, гражданин небезъизвестного киликийского города», говорит о себе Св. Ап. Павел (Деян. XXII, 39). Тарс был главным киликийским городом, населен греками, славился богатством, учеными школами, наравне с Афинами, и низкой нравственностью. В юные свои годы Савл научился здесь и говорить, и писать по-гречески, хотя мыслил и рассуждал чисто по-еврейски. Но мудрость языческая, особенно нравы их, возбуждали отвращение в его чистой душе, которая находила себе усладу в законе Господнем и священной литературе своего народа, мечтами о судьбе которого была всегда полна его душа (см. Рим. IX, 1-5; X, 1). С юных лет, по обычаю евреев, он начал изучать библию и ее толкования. В Тарсе же он научился делать палатки для путешественников и войска (Деян. XVIII, 3). Между 10-15 годами он свезен был родителями в Иерусалим, где «тщательно наставлен был в отеческом законе при ногах Гамалиила» (Деян. XXII. 3), известного в то время ученого раввина, и стал ревнителем по Боге (там же) и «неумеренным ревнителем отеческих преданий» (Гал. I, 14). Ревность эта состояла в том, чтобы строго соблюдать букву закона, согласно отечественному преданию преследовать и гнать нарушителей их. В то время, когда Христово Евангелие, проповедуемое апостолами, быстро распространялось, и «умножались ученики», верующие во Христа, и когда «для служения при столах», в качестве попечителей бедных, избраны были семь диаконов, в том числе и Стефан, Савл был еще юношей (Деян. VII, 58). Но при спорах о вере Христовой иудеев со Стефаном между «некоторыми из Киликии» (Деян. VI, 9), вероятно, разумеется и Савл, ибо он был и при побиении камнями Св. Первомученика (Деян. VII, 58). Обличительная речь Стефана, сказанная им пред смертью народу Иудейскому о том, что они гнали и убивали пророков и не сохранили Закона Божия, сильно их раздражила: «слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами» (Деян.VII, 54). «Я многих святых заключал в темницы и, когда убивали их, я подавал на то голос свой; по всем синагогам я многократно мучил их, и принуждал хулить Иисуса, и в чрезмерной против них ярости преследовал даже и в чужих городах» (Деян. XXVI, 10-11). Так говорит о себе Сам Св. Ап. Павел.

II . Обращение Савла. 34 г. (Деян. IX , 1-31; XXII , 4-11; XXVI , 12-19). Первая проповедь его о Христе в Дамаске, Иерусалиме и Антиохии (Деян. IX , 20-31; XI , 25-30).

       «В те дни (после убиения Стефана) произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все (христиане), кроме Св. Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии» (VIII, 1). «Савл же, дыша угрозами и убийством на учеников Господа» (IX, 1) и не находя, должно быть жертв в Иерусалиме, выпросил у первосвященников письма в Дамаск, многолюдный город, к начальникам синагог, чтобы они содействовали ему здесь в преследовании христиан. С этими письмами и с подобными себе ревнителями отеческих преданий, Савл отправился к Дамаску; но здесь, под стенами его, около полудня, осиял их внезапно с неба ослепительный свет, «превосходящий солнечное сияние». Все упали на землю. Спутники Савла скоро поднялись на ноги, а сам Савл, ослепленный светом небесным, лежал на земле. Потом все они услышали голос с неба, спутники Савла слышали только звук голоса, а Савл услышал и слова его: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна» (XXVI, 14). Савл спросил: «кто Ты, Господи?» Господь ответил: «Я-Иисус, Которого ты гонишь». Савл в трепете и ужасе сказал: «Господи! Что повелишь мне делать»? Господь сказал ему: «встань и иди в город, и сказано будет тебе, что тебе надобно делать» (Деян. IX, 5-6). Савл встал, и спутники его слепым повели за руку в Дамаск. Здесь он три дня был слеп, не ел и не пил, а молился и видел в видении мужа именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел (IX, 12). Между тем, Господь в видении поведал Анании, ученику Христову, жившему в Дамаске, найти Савла, исцелить его от слепоты и крестить… При этом Господь сказал Анании о Савле, что «он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать Имя Мое пред народами и царями и сынами израилевыми» (IX, 15). Анания нашел Савла и, «возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Св. Духа». И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел (IX, 17-18). Тогда Анания сказал ему: «Бог отцов наших предизбрал тебя, чтобы ты познал волю Его, увидел Праведника (Иисуса Христа), и услышал глас из уст Его, потому что ты будешь Ему свидетелем пред всеми людьми о том, что ты видел и слышал. Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи свои, призвав имя Господа Иисуса» (XXII, 14-16). И Савл встал и крестился (IX, 18).

       После крещения Савл был принят в общество учеников Христовых и «тотчас стал проповедовать в синагогах (Иудейских) об Иисусе, что Он есть Сын Божий», доказывая иудеям, что Он есть Христос, ожидаемый Мессия (IX, 20-22). Долго ли Савл пробыл в Дамаске - не известно. Сам Св. Павл в послании к Галатам (I, 16, 17, 18) пишет, что он, после призвания «не стал советоваться с плотью и кровью» - с людьми, «и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим Апостолам», чтобы научиться от них учению Христову, «а, пошел в Аравию и опять возвратился в Дамаск». И в этом прошло три года. Вероятно, он готовился вдали от людей к тому апостольскому служению, к которому был предназначен и призван Господом, в духовной беседе с Господом Иисусом Христом. Он сам говорит в послании к Галатам, что он принял Евангелие, которое благовествует людям, «не от человека, но через откровение Иисуса Христа» (Гал. I, 12). Поэтому, по возвращении в Дамаск из Аравии, он укрепился более и приводил в замешательство Иудеев, «доказывая, что, Сей (Иисус Распятый) есть Христос» (IX, 22).

       Проповедь Св. Павла в Дамаске сильно ожесточила Иудеев, и они сговорились убить его. Для этого подговорили и областного правителя царя Ареты (2 Кор. XI, 32). День и ночь стерегли его у ворот дома, в котором он жил, чтобы схватить и убить его. Но ученики Савла ночью, взяв его, спустили по стене за город в корзине (Деян. IX, 25), так как дом, в котором жил Савл, находился у городской стены. Из Дамаска Савл отправился в Иерусалим затем, главным образом, чтобы повидаться с Ап. Петром (Гал. 1, 18), как первым из Апостолов, «не затем, чтобы у него научиться Евангелию, потому что и сам имел того же преподавателя Евангелия, но, чтобы воздать честь первому Апостолу» (Иероним). В Иерусалиме Савл «старался пристать к ученикам Христовым, но все боялись его, не веря, что он ученик» (Деян. IX, 26). Варнава, вероятно, слышавший об его обращении в Дамаске, «привел его к Апостолам и рассказал им, как на пути в Дамаск Савл видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он смело проповедовал в Дамаске во имя Иисуса» (IX, 27). Савл нашел в Иерусалиме только двух Апостолов - Иакова, брата Господня, и Петра, у которого он пробыл дней 15» (Гал. I, 18-19). Живя в Иерусалиме в дружбе и любви с Апостолом Петром, Савл, пылая ревностью к Иисусу Христу, смело проповедовал во имя Господа Иисуса и состязался с еллинистами, (евреями рассеяния, усвоившими греческий «еллинский» язык), но своими доказательствами, что Иисус есть Христос, Сын Божий, так ожесточил их, что они покушались убить его (IX, 29). Тяжелое состояние души своей Савл изливает Господу в молитве. И вот, однажды, когда он, молясь в храме, пришел в исступление (экстаз, восхищение духа), Господь явился ему и сказал: «поспеши и выйди скорее из Иерусалима, потому что здесь не примут твоего свидетельства о Мне» (XXII, 18). Но Савлу казалось невероятным, чтобы могли противостоять его свидетельству. Ему казалось, что, узнав его умственную силу и сопоставив его теперешнюю преданность христианству с его прежним гонительством на него, иудеи не могли не слушать такого учителя как он. Он старался также загладить, сколько от него зависело, те бедствия и ужасы, которые им свершены были в прошлом. Но как ни глубоки были его желания в этом отношении, как ни пылки были его надежды, божественный голос кратко и повелительно сказал ему: «иди: Я далеко пошлю тебя, к язычникам» (XXII, 17-21). Он покорился воле Божией, и братья-христиане, узнавши о заговоре против него иудеев, проводили его для безопасности в прибрежный город Кесарию Стратонову, откуда он отправился в свой родной город Тарс (IX, 30). Сам Ап. Павел говорит, что он из Кесарии отошел в страны Сирии и Киликии (Гал. 1, 21) и здесь проповедовал Евангелие о Христе и основывал церкви, которые во второе свое путешествие «утвердил» (Деян. XV, 41).


Дата добавления: 2019-08-31; просмотров: 195; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!