Психология как наука о сознании. Проблема бессознательного



Основные этапы в истории становления психологии.

Понимание предмета психологии в науке сложилось не сразу. Процесс его становления проходил в четыре этапа.

1-й этап (V в. до н.э.) - предметом изучения была душа. Представления о душе были как идеалистическими, так и материалистическими. Идеалист Платон, например, считал душу нематериальной, незримой, нетленной, а материалисты Гераклит и Демокрит – частицей природы, атомом огня, то есть материальной. Далее в результате борьбы этих двух направлений идеализм стал основой религии, а материализм был запрещен (вплоть до XVII в.). В этот период душа стала рассматриваться как нечто независимое от тела, как особая сущность. Двойственность души - дуализм в наиболее развитой форме был представлен в учении Рене Декарта (1596-1650).

2-й этап (XVII в.) ознаменовался бурным развитием естественных наук и предметом психологии стало сознание. Оно понималось как способность чувствовать, желать, мыслить. Материальный мир не изучался. Методом изучения сознания стала интроспекция, то есть самонаблюдение, самоосмысление, а научное направление стало называться интроспективной психологией. Представителем этого направления стал английский ученый Джон Локк (1632-1704). В рамках интроспективной психологии в 1879 г. в Лейпциге Вильгельмом Вундтом (1832-1920) была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория. Это событие ознаменовало появление экспериментального метода в психологии, а 1879 год стал годом рождения научной психологии. Начавшаяся критика интроспекции (невозможность одновременно выполнять действие и его анализировать; игнорирование бессознательного и пр.) подготовила переход к следующему этапу.

3-й этап (XIX в.) - в связи с успехами в медицине, экспериментами над животными и др. предметом психологии становится поведение (американский ученый Джон Уотсон (1878-1958) и др.). Появилось мощное научное направление в американской психологии, которое было названо бихевиоризмом. Поведение объяснялось характером стимула, который вызывает реакцию (поведение): (S - R) стимул - реакция. В это время появляется ряд попыток объяснить поведение не стимулами, а другими факторами. Так появляются основные психологические концепции:

- гештальтпсихология - Вольфганг Келер (1887-1967), Макс Верт-геймер (1880-1943) (предмет изучения - особенности восприятия);

- психоанализ и неофрейдизм - Зигмунд Фрейд (1856-1939), Карл Густав Юнг (1875 -1961), Альфред Адлер (1870-1937) (предмет изучения - бессознательное);

- когнитивная психология - Ульрих Найсер, Джером Сеймон Брунер (предмет изучения - познавательные процессы);

- генетическая психология - Жан Пиаже (1896-1980)(предмет - развитие мышления).

Основы отечественной научной психологии тоже закладываются в конце XIX - начале XX вв. Происходит становление «рефлексологии » - Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927), Борис Герасимович Ананьев (1829-1905).

4-й этап (XX в.) знаменуется появлением в отечественной психологии диалектико-материалистической концепции, которая базировалась на философской теории отражения (предмет изучения - психика) - Павел Петрович Блонский (1884-1941), Константин Николаевич Корнилов (1879-1957). Одним из наиболее важных направлений, сформировавшимся в 20-30-х гг., стала «культурно-историческая теория», разработанная Львом Семеновичем Выготским (1896-1934), затем – психологическая теория деятельности, связанная с именем Алексея Николаевича Леонтьева (1903-1979) (предмет - психическая деятельность).

На Западе появляется гуманистическая психология - Карл Роджерс (1902-1987), Абрахам Маслоу (1908-1970) (предмет – особенности личности). В 60-х годах XX в. приковывает к себе внимание новое направление- трансперсональная психология (Станислав Гроф), изучающая предельные возможности психики человека.

В настоящее время происходит интеграция разных направлений. Психологи используют понятия и методы того или иного направления в зависимости от особенностей решаемых проблем и задач. Единого представления о предмете психологии не существует.

Психология как наука о душе. Современные взгляды на природу души

Первые упоминания о душе можно найти в мифологическом периоде и их можно обозначить термином анимизм. Душа в анимистическом учении – это особая материя, некая субстанция (например, воздух). Душой, подобной воздуху, согласно анимистическими представлениям, были наделены как живые, так и неживые существа.Наши предки верили, что окружающий мир связан с апиту (от лат. дух, душа) – верой в скрытый за видимыми вещами сонме духов (душ). Такие духи способны были покинуть человеческое тело с последним вздохом, а по некоторым учениями (например, знаменитого философа и математика Пифагора), они бессмертны и вечно путешествуют в телах животных и растений. Древние греки называли душу словом «психе», что и дало название науке «психология».Душа в мифологическом представлении вполне подчинена представлению о фатум, неотвратимость заранее определенной судьбы, противостоять которой было бесполезно. Черная и белая магия, которая якобы противостояла фатум, в действительности была и фатально запрограммирована способом практического действия.Человек не был хозяином своей судьбы, от его в жизни ничего не зависело. Также в мифологическом мировоззрении наших предков можно было обнаружить синкретизм (единство мира, общества и человека).В общественном сознании на протяжении долгих лет господствовала мифологическая картина мира, согласно которой тела заселяют души (их «двойники» или «призраки»), а жизнь полностью зависит от решений и желаний богов. Древние верили, что увидеть во сне собственную душу предрекает неминуемую погибель. Современный сонник содержит множество трактовок о душе. Однако, такие сны действительно предрекают несчастье.Впоследствии произошел переход от анимизма к гилозоизму (греч. «hyle», что означает вещество, материю и «zoe» – жизнь), который рассматривал весь мир как универсум, где космос считали живым. Границы между живым, неживым и психическим не делали. Все это рассматривали как порождение единой первичной материи (проматерии).Однако новое философское учение стало значительным шагом на пути познания природы психического, стало альтернативой анимизма. Гилозоизм впервые рассмотрел душу (психику) с точки зрения общих законов естества, упрочил непреложный и для современной науки постулат о начальной вовлеченности психических явлений в круговорот природы.

Психология как наука о сознании. Проблема бессознательного

В этот этап (XVII в. - 1879 год) бурно развивались естествен­ные науки.В психологии понятие «душа» было вытеснено поня­тием «сознание». Психология стала наукой о сознании. Со­знание включало мысли человека, его чувства, потребности, желания - все то, что человек находит, думая о себе, обращая взгляд внутрь себя.Отсюда возник очень важный вопрос, - как, под влиянием чего формируется сознание человека. Предполагалось, что все, существующее во внешнем мире, воздействует на органы чувств, благодаря чему возникают ощущения, которые затем могут сочетаться между собой с помощью цепочки ассоциаций.Ассоциация - в психологии - связь, возникающая при определенных условиях между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, идеями и т. п.). Различают ассоциации по смежности (в пространстве или времени), сходству и контрасту. Термин введен Джоном Локком (1698).Отсюда психология XVII - начала XIX вв. получила название ассоцианизма (ассоциативной психологии). Ассоциации хранятся в памяти. Именно поэтому основное внимание в это время уделялось памяти.Итак, ассоциативная психология была господствующим психологическим учением в XVII, XVIII веках, а также в начале XIX в.Соответственно понималось и развитие человека. Извест­ный английский философ Джон Локк (1632-1704), считав­ший, что «в сознании нет ничего, чего не было бы в ощу­щениях», рассматривал сознание ребенка при рождении как tabula rasa - чистую доску, на которой жизнь оставля­ет свои письмена. Эта идея Дж. Локка получила значитель­ное отражение в разнообразных психологических и педа­гогических теориях, основывающихся на представлении о ведущей роли внешних воздействий, воздействий среды для развития и воспитания человека. Поэтому Дж. Локк придавал большое значение воспитанию, в том числе формированию положительного отношения к хорошим поступкам и отрицательного - к плохим.

Низший уровень психики образует бессознательное.

Бессознательное – это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, в которых человек не дает себе отчета.

Являясь психическим, бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения.

В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна оценка их результатов.

В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения), ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями; движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся, стали неосознаваемыми. К бессознательным явлениям относятся некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации.

Явления бессознательного получают разные объяснения у представителей различных научных школ. З. Фрейд под бессознательным понимал влечения человека, которые ему не удавалось реализовать, так как они противоречили социальным нормам и человек вытеснил их в сферу бессознательного. Эти влечения обнаруживаются в обмолвках, оговорках, сновидениях

В духовном мире бессознательное выражено в феномене менталитета.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 899; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!