Место философии в духовной жизни общества



ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ

Структура

 

1. Определение предмета философии.

2. Место философии в духовной жизни общества и ее основные функции

3. Классификация философских систем.

4. Структура философского знания

 

Определение предмета философии

 

    Приступая к изучению философии, студент обычно находится на уровне обыденных о ней представлений. Знает слово «философия», иногда употребляет его в разговорной речи. Может сказать, или услышать от других: «Кончай философствовать!» или: «Развел тут какую-то философию!». То есть в обыденном сознании, прежде всего, можно обнаружить представление о философии как о занятии никому не нужном, недостойном. Иногда можно, наоборот, услышать мнение, что философия — это нечто очень умное, уважаемое, что это какая-то общая наука, наука наук, царица наук. А еще можно услышать еще и рассуждение о том, что философия — это какая-то личная человеческая позиция, убеждение, мировоззрение. В таком случае говорят: это у него не просто болтовня, это его жизненная философия.

    Как это, с первого взгляда, ни странно, но и на уровне сознания самих философов, на уровне, так сказать, самосознания философии, имеются все эти три трактовки философии, ее предмета и роли в обществе. Существуют философы и философские школы, которые всерьез говорят о том, что философия никому не нужна, и лучше было бы, если бы ее вообще не было. Но это же абсурд: сами подобные рассуждения уже есть философия. Но, тем не менее, позиция пренебрежения философией распространена довольно широко.

    Но философия всё-таки наглядно существует, и не меньшее число философов склонны считать, что философия — это наука о наиболее общих закономерностях природы, общества и мышления. Прислушайтесь к словам: «наука», «о закономерностях», закономерностяхвсего внешнего и т. д. То есть философия — это наука среди наук. И даже — наука над науками, «наука наук». Такое представление о философии сформировалось достаточно давно, еще в Античности, и к этому причастен величайший философ древности Аристотель (середина 4 века до н. э.). Он писал в своих сочинениях, что «Все науки хороши, а философия прекрасна» и что отдельные науки изучают отдельные стороны мира, а философия — всё сразу, мир как целое. Она как бы возвышается над частным научным знанием, господствует над ним. Обычный человек, ремесленник, знает только, что «огонь жжет», ученый-физик изучает варианты огня и способы обращения с ним, а философ изучает «первые причины» этого явления, которые оказываются одинаковыми у всех предметов — это их материя, форма и так далее.

    Подобное представление философов о том, чем они сами занимаются, не иссякало на протяжении последующих тысячелетий. Одним из новейших представителей этой традиции является современный позитивизм. Родоначальник этого направления — французский философ, историк и социолог Огюст Конт. В середине Х1Х века он просто назвал философией все высшие теоретические уровни наук о природе и обществе. Эти разделы каждой науки объединяются в совокупную общую картину мира, из которой потом отдельные науки черпают общие представления о внешнем природном мире, обществе и мышлении. Философия, по Конту, как бы распределена среди отдельных наук, находится внутри них, и в результате философия как особая наука, надстраивающаяся над отдельными науками вовсе и не нужна. Каждая наука — «сама себе философия». И ее задача – суммировать, обобщать данные своей науки, вырабатывать для нее общие понятия и методы исследования, которые бы потом соединялись с другими подобными высшими отделами других наук. Это и будет философия, которая уже вовсе и не философия, а сумма теоретических уровней всех наук. Такое представление о философии господствовало в ее официальном «самосознании» в XIX – начале XX веков и на протяжении всего советского времени. Оно в значительной мере сохраняется и в современных учебниках, когда в них можно прочесть, что философия – «Это наука о наиболее общих закономерностях природы, общества и человеческого мышления». В ХХ веке позитивизм приобретал другие формы, о которых мы будем говорить позже, но общим в них было то, что философия находится внутри потока научного знания и занимает в нем то или иное место.

    Наряду с позитивистским направлением, в философии всегда существовало и другое – понимание философии как размышления человека о самом себе, о своей судьбе, о смысле жизни, о счастье или о том, что дороже счастья и т. д. Одним из первых такое понимание философии высказал Сократ (469 – 399 до н. э.), который умер за 15 лет до рождения Аристотеля. Он впервые четко заявил, что философия не имеет никакого отношения к науке. Философия – это не изучение космоса или законов природы, это внимание человека к самому себе, прислушивание к собственному внутреннему голосу, к «внутреннему человеку» в самом себе. Такого внутреннего человека Сократ называл «Даймонион», что в буквальном переводе означает «Демонёнок». Не общество, не природа больше всего интересует человека, а именно эта собственная внутренность, «проприум», или душа, или собственное достоинство. Не мы управляем этим внутренним демоном, а он нами. Не законы общества или природы должен соблюдать человек, а прежде всего веления собственной самости. За пропаганду такого индивидуализма он, собственно, и был казнен. Но это уже не философия, а политика. Нас же в этой истории интересует то, что философию, оказывается, можно представить, и великие философы уже в древности зачастую так и представляли – не как «науку наук», а как «учебник жизни». И «пишется» этот учебник не в результате рационального, теоретического, научного осмысления жизни, а как концентрация практического к ней отношения. Теоретическое сознание ориентировано вовне, практическое обращено к внутренним, экзистенциальным, то есть житейски-индивидуальным проблемам и процессам.

    Обратили внимание на слово «экзистенциальным»? От этого слова производно название одной из современных форм философствования — экзистенциализма, который в наши дни продолжает традицию понимания философии, заложенную Сократом. Слово «экзистенция» в латинском языке означает существование; «экзистенция» противостоит «эссенции», то есть сущности. Сущности изучаются науками, а существование — постигается вненаучными, интуитивно-образными, эмоционально-внелогическими способами душевной (не духовной!) деятельности. Так заявляет экзистенциализм. Предметом внимания философии становится частное, единичное существование человека, точнее, чувствование, переживание человеком собственной жизни, ее смысла и ценностей, радостей и страхов и прочих «экзистенций». И постигает философия эти «экзистенциалы» не научно-логическими способами, то есть не познает, не изучает их, а схватывает интуитивно и выражает, соответственно, не в научно построенных текстах, а в образно-публицистической форме: в виде художественных произведений, религиозных проповедей, свободных философских эссе и т. п. Такая философия не имеет никакого отношения к науке, она принципиально вне-научна и не-научна. Наука изучает внешний мир, философия же постигает мир внутренний. Философия не находится в рационально-теоретической сфере человеческой жизнедеятельности, она целиком входит в эмоционально-практическую сферу жизни людей.

    Обратили внимание? – здесь использованы термины «теоретическая» и «практическая» сферы человеческой жизнедеятельности. Что это такое? Вам известно из школьного кругозора, что человеческий мозг имеет два так называемых полушария: правое и левое. Правое «заведует» эмоциональными реакциями, левое — логическими операциями. Статистически у людей можно выделить некоторые смещения к рациональности либо эмоциональности. Мы говорим о правополушарных, либо левополушарных людях. Тем не менее, функционирование этих полушарий чаще всего согласовано, уравновешено. Примерно то же наблюдается и в духовной жизни общества. В ней имеются две больших половины: эмоционально-практическая жизнь и соответствующее ей сознание, и рационально-теоретическая жизнедеятельность и свое специфическое сознание. Они различны, но, так же, как и в индивидуальной жизни, они реально взаимосвязаны, скоррелированы. Но, возвращаясь к философии, можно сказать, что и позитивисты, и экзистенциалисты не признают этой взаимосвязи. Каждое из этих направлений абсолютизирует то или другое. Позитивисты — это, как когда-то говорилось, – «физики», а экзистенциалисты — «лирики». Согласно позитивизму, человек – это рационально-логическая машина, а согласно экзистенциализму — мычащее эмотивное животное.

Духовная жизнь общества (да и отдельного человека), согласно этим философским системам, может быть наглядно представлена как два непересекающихся круга.

 

Схема: два круга

    И вот, привязывая философию к таким образом понимаемой человеческой сущности, и те, и другие смещают философию к одному из полюсов человеческой жизни. Это называется односторонностью, или недиалектичностью. И это вытекает из той логики, которую люди применяют в своих рассуждениях. В данном случае это так называемая формальная логика, которая требует однозначности в описании предметов. Формула этой логики А=А, главный ее принцип: нельзя описывать предмет исключающими друг друга высказываниями. Человек является или рациональным существом, или эмоциональным. Философия может обслуживать, систематизировать либо внешние научные устремлённости человека, либо внутренние, эмоционально-практические. Эта логика освящена авторитетом Библии. Иисус Христос говорил верующим в своей главной проповеди: «Да будет слово ваше: «да, да», «нет, нет», а что сверх того, то от лукавого» (Матф., 5: 37). «Лукавый» слово славянское, по-русски — кривой, виляющий, неоднозначный. Всякая сложность в речи и мысли, всякая неоднозначность представляется такому мышлению только как отступление от истины. Но истинное отражение сложного предмета заключается не в формальной правильности (согласованности между собой) высказываний о нем. Каждая сторона предмета отражается в однозначном, непротиворечивом высказывании, и эти высказывания внутри себя правильны, адекватны предмету. Но, поставленные рядом в одном высказывании, они противоречат друг другу. В этом противоречии и заключается истинное отражение предмета. Человек одновременно и эмоционален, и рационален, и обращен внутрь себя (к «самосовершенствованию», «самоутверждению» и т. д.), и устремлен вовне, к преобразованию мира. Так что, если согласиться, что философия описывает сущность человеческой духовности, надо искать или создавать философию, которая бы не боялась быть неоднозначной, противоречивой — в соответствии с неоднозначностью и противоречивостью своего предмета. То есть это должна быть философия, берущая на вооружение другую логику — диалектику.

    Однако, еще несколько слов о противостоянии позитивизма и экзистенциализма в понимании философии. Дело в том, что исторически так сложилось, что философы реально занимались и тем, и другим; и систематизацией научного знания, и, так сказать, «психоанализом», систематизацией и выражением жизни человеческой «души». Но ни то, ни другое не является собственно философией. В одном случае это теоретические уровни научного знания, в другом — это просто демонстрация духовных ценностей и практических устремлений. В результате из-за того, что эти позиции противостояли друг другу, и каждая не признавала права другой на истину, они останавливались в исследовании там, где надо было только начинать собственно философскую работу работу по соединению, синтезу противоположных точек зрения.

Изучение рационального полюса сознания (и всей человеческой, общественной культуры) не должно идти в отрыве от эмоционально-душевных, практически-житейских («экзистенциальных») сторон человеческой жизни. Это будет, как говорится, «наука для науки», построение не человеческой (общественной) науки, а какой-то абстрактной, неизвестно кому служащей формальной мозговой информации. Равно как и систематизация эмоционально-практического, мировоззренческого полюса человеческой жизни не должно вестись в отрыве от логики, рационального начала этой жизни, которое в ней ведь, несомненно, присутствует всегда. Человек един в этих двух полюсах, культура общества содержит их в себе слитно, взаимообусловленно.

В анатомии человеческого мозга имеется специальная формация, согласующая работу двух полушарий его коры. Она называется гипоталамус, или ретикулярная формация. Но мы сейчас изучаем не работу мозга, а функционирование человеческого духа и культуры общества. Так вот и здесь, оказывается, имеется специальный «орган» культуры, специальная область человеческой (общественной) духовной деятельности, связывающая, согласующая, упорядочивающая взаимодействия теоретической и практической сторон человеческой культуры. Это и есть философия.

    Философия — это не наука среди других наук или наука, возвышающаяся над ними, или прислуживающая им, как это часто выглядит в текстах учебников. Одновременно она и не средство самоутверждения человеческой «самости», не поиск смысла жизни, любви, счастья, или того, что дороже счастья, как тоже довольно часто пишут в тех же учебниках (А зачастую эти противоположные характеристики даются философии на одной и той же странице как параллельные: «с одной стороны...», «с другой стороны...». Посмотрите, например, учебник В. П. Кохановского: Философия. Ростов-на-Дону, 1996, с. 11).

    Философия — это синтез подобных характеристик, а синтез — это нечто третье, в котором скрыто присутствуют, «сняты» и «светятся» исходные противоположности. Философию следует представлять как перекрестие, поле взаимоналожения двух кругов, двух сфер культуры: рационально-теоретической и эмоционально-практической, мировоззренческой.

        

Схема: перекрещивающиеся круги

 

 

    Философия, философствование — это одновременно, стопроцентно и знание, и эмоции, и теоретическое сознание, и практическое. При этом она функционирует не для самой себя, ее идеи не циркулируют в ней самой. Она открыта в порождающие ее перекрещивающиеся сферы. В сфере науки, знания, рациональности она представляет компоненты мировоззренчески-практического, эмоционально-ценностного, императивно-повелительного сознания; она не дает науке оторваться от интересов человека и общества, препятствует превращению науки в никому не нужное схоластическое умствование. А в сфере эмоционально-мировоззренческой она представляет знание, рациональность и не позволяет тем самым этой сфере превратиться в произвольное волюнтаристское своеволие, хаотичное и анархичное разрушительство, предотвращает превращение эмоциональной сферы в примитивное мычание, обеспечивает мировоззрение мыслительной, научной основой.

    Отсюда можно сделать вывод о предмете философии, то есть о поле ее внимания, о том, с чем она непосредственно имеет дело, с какими частями духовной жизни общества она контактирует, черпает и передает информацию, «общается». Философия — это обобщение данных всех конкретных наук с целью выработки рациональных оснований человеческому мировоззрению, всей эмоционально-практической, ценностно-императивной сфере общественного сознания; и одновременно философия — это мировоззренческий контроль, определение социально необходимых путей, способов и методов конкретнонаучного познания мира, общества и человека.

Место философии в духовной жизни общества

И ее основные функции

    Исходя из данного определения, можно представить, что основной функций философии является выполнение в общественном сознании особой интегрирующей всю духовную жизнь общества функции — функции выработки социального разума. Подумаем, что это такое.

    Мы представили, что наука без философии формальнологична, практическое же сознание без нее нелогично и эмотивно. Мы почувствовали, что философия соединяет эти области духа посредством какой-то особой логики — диалектики, позволяющей описывать мир исключающими друг друга высказываниями. При этом сама эта логика является результатом включения в бесстрастную и безэмоциональную, безликую и внечеловеческую формальную логику человеческих эмоций, страстей, ценностей и практических устремленностей (императивов, повелений, установок к деятельности). То есть философия — это синтез рационального и эмоционального. Рациональное становится эмоционально-человечным, очеловеченным, эмоциональное становится логичным, научно обоснованным — очеловеченным. Формальнологическое отвлекается, абстрагируется от интересов человека и человечества, это мышление ничье, абстрактное, формальное, это просто мышление, мышление никак и никем не направляемое. Самому мыслящему человеку оно представляется как только его собственное достояние, как нечто данное самой природой (или богом — у верующих). Это «просто человеческое мышление», процесс и результат чистого движения мыслей, ни от кого и ни от чего не зависящих рассуждений, это просто «здравый рассудок». Вот: введен новый термин — «рассудок». Наука — рассудочна, она «ничья», она сама для себя истина, сама по себе истинна. И если ее «делает» существующий сам по себе, оторванный от общества индивид, она такой и остается - «чистой» наукой, как бывает и «чистое» искусство, «искусство для искусства». Но такие упражнения бывают либо безразличными другим людям, обществу в целом, либо они приводят к разрушающим общество последствиям. Наука, не направляемая человеческой совестью, человеческими целями становится бесчеловечной, асоциальной и антисоциальной. То же и с «чистым» искусством: оно, по меньшей мере никому не понятно и не нужно, а в пределе — разрушает способность человека жить среди людей, разрушает общество. Поэтому общество нарушает «независимость» науки или искусства, преодолевает требования «демократии», «свободы выбора» и «поликорректности» по отношению к ним. Не смущаясь, не обращая внимания на вопли индивидуалистов, общество контролирует рассудочную науку, сам рассудок ценностями общества. Этот ценностно-эмоциональный, мировоззренчески-практический контроль над рассудком называется разумом.

    Разум принципиально коллективен, общественен, общесоциален, общечеловечен. Разум — это присутствие интересов человечества в потоке индивидуального мышления, это возвышение логики мышления от индивидного до общественного уровня. Живущий сам по себе и для самого себя человек не может быть разумным — только рассудочным, формальнологичным, мыслящим абстрактно и, по сути, бесчеловечно; он еще не вовсе и человек, разве что кандидатура в «человеки». Разум — достояние общества, а не индивида, он зарождается в недрах общества как инструмент решения общественных задач, и доводится обществом до индивидов в процессе воспитания, очеловечивания, социализации человека. Разум — не результат собственного сочинительства индивидуального человека и не результат его свободного выбора или предпочтения, а только результат индивидуального самоотречения, возвышения человека над собственной индивидуальностью, результат его социализации как универсализации, отождествления себя с обществом, освоения общественных целей и задач как своих собственных. Это результат «насилия» общества над человеком, но такого «насилия», которое равно его спасению — от него самого индивидно-индивидуалистичного. Кстати, христиане тоже называют это спасением, но «спасителем» они видят не реальную систему общества, а мифологически-вымышленную потустороннюю фигуру своего бога.

    Разум, таким образом, это единство рационального мышления и эмоционально-практического сознания, компонентами которого являются этические и эстетические идеи и ценности. Введены, как видите, понятия этики и эстетики. Именно категориями, компонентами этих сфер сознания философия контролирует, корректирует рациональную сферу человеческой жизнедеятельности. Философия — это деятельный разум человечества (или индивидуального человека, если и поскольку он Человек, представитель человечества). Философия — это единство истины добра и красоты.

    Из принятого нами определения предмета философии и представления ее как общественного разума логично вытекают две важнейшие её функции: методологическая и мировоззренческая. Мировоззренческое, идеологическое, ценностно-гражданское осмысление научной жизни общества, научных исследований, путей научного прогресса — это и есть методологическая функция философии, методологическое воспомоществование науке. Это, если угодно, — «методологический контроль мысли». А доведение до мировоззренчески-практической сферы духовной жизни данных современной науки, научное обоснование мировоззрения, превращение мировоззрения из стихийного в научно обоснованное, а в пределе – в подлинно научное — это мировоззренческая функция философии.

    Несколько слов о соотношении философии и мировоззрения. Как не надо представлять философию в качестве науки, так же нельзя представлять ее как просто мировоззрение. Мировоззрение — это сложный комплекс духовных образований, лежащих в основе сознания и социальной практики человека и общества. Это некоторые исходные основания духовной и практической жизни человека и общества. В мировоззрении имеются познавательные моменты — миропонимание, то есть, картина мира, миросозерцание; в нем имеются элементы воображения, способности к целеполаганию, образованию идеалов и целей — миротворение, мировоображение, представления о должном, образцовом, о целях и ценностях; в нем присутствуют также побуждения к оценке реального, наличного мира с позиций принятых, присутствующих в духовном мире человека идеалов и ценностей — мироволение, исходные императивы поведения; в нем находятся общие, исходные, базовые настроения и эмоциональные состояния — мирочустсвование, или мироощущение. Мировоззренческие знания, идеалы, ценности, императивы, настроения — это не непосредственные, конкретные научные знания, нравственные, политические, эстетические идеалы или конкретные настроения, вызванные наличными жизненными ситуациями. Это — общие условия таких знаний, идеалов, императивов и настроений, некоторая их квинтэссенция и «закваска», исходное условие их образования. Это общая ориентация на знание либо веру, общая склонность к доверию мифам либо передоверие своих решений Вождю, Абсолюту; это общая склонность к свободному целе- и идеалополаганию либо отказ от идеального как такового и ориентация на реактивное, ролевое, ведомое поведение; это либо склонность к подневольным, исполнительским мперативам Акакия Акакиевича («Уж лучше бы вы дали мне что-нибудь просто переписать»), либо смелость взять на себя решение своей судьбы (и, тем более, — народа, страны); это общий психологический настрой на мир как враждебный и опасный — изначальный экзистенциальный страх (Angst датского философа Кьеркегора), либо мажор, психологическая установка на победу — «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!».

    Как видим, мировоззрение всегда дуально, полярно, строится либо в положительном, мажорном, либо минорном ключе. Вслед за ним, как его разворачивание, развитие («экспликация») выстраивается тональность всей духовной и практической жизни человека.

    Мировоззрение универсально, всеобще для любого сознания, является неотъемлемым его компонентом. Иногда пишут, что оно присуще только взрослому человеку, формируется относительно поздно, в юношеском и зрелом возрасте. Это зависит от того, как его представить. Если представить так, как это получилось у нас, то оно атрибутивно всякому сознанию: первобытному, детскому, взрослому и т. д. Нет сознания без мировоззрения, речь может идти только о том, какое это мировоззрение: раннее, первобытное, человека палеолитического, неолитического, цивилизованного и т. д. У современного взрослого человека оно может на всю жизнь оставаться детским, стихийным, не осознаваемым, а может быть осознанным и систематизированным, так или иначе обоснованным.

    Какое отношение ко всему этому имеет философия? Иногда говорят, считают, что философия имеет своим предметом мировоззрение, что она — наука о мировоззрении, что она изучает его так же как этика изучает нравственность или эстетика — искусство и художественное творчество. И тогда, подобно тому, как в этике складываются различные этические теории — утилитаризм, нормативность, эвдемонизм и т. п., так и в философии получаются идеализм, материализм и прочие направления. И тогда философия — не более, чем этика, эстетика или наука о праве, собственности и др. Но ведь нет в этих последних многовековой «позитивистской» традиции — накапливать знания о «первых причинах» мира, нет теорий мира, «систем природы» и т. п. Не должно быть их и в философии. Но в философии это есть, всегда было и неотъемлемо присутствует сегодня. Философия, как мы это представили, вторгается в весь объем конкретнонаучного знания, обобщает его и доносит выводы, принципы научного мышления и миропонимания до мировоззрения — во всех его компонентах. При этом она не делает эти компоненты, всё мировоззрение «философским» или «научным», она лишь делает их, его научно обоснованным.

Мировоззрение (и вслед за ним весь комплекс духовности и практики социального субъекта) остается трусливым или пессимистичным, волюнтаристским или адекватно деятельным, насильническим или раболепным — но оно окажется обоснованным научными средствами, доказательным и убедительным как для самого субъекта, так и, что бывает еще важнее, для других, перед кем субъект оправдывает себя, отстаивает свое право на существование или даже на господство в обществе.

    Вызывает интерес вопрос о соотношении философии и науки, философии и религии, философии и искусства и т. д. Из сказанного рисуется определенный ответ на эти вопросы. «Философия науки», «философия искусства» и т. д. часто строится по Конту, как теоретический уровень той или иной области сознания. Но такие занятия всякий раз компрометируют себя в глазах самих ученых физиков, биологов, эстетиков, экономистов и представителей других наук. Тут они действительно компетентнее и каждая наука действительно «сама себе философия». Толковее было бы представить, что философия проникает в каждую конкретную область духовной жизни через мировоззрение естественного ученого, этика, религиоведа, теолога, просто верующего. Формируя на научной основе в процессе первичной (в семье, с раннего детства) и вторичной (в обществе, в школе, через искусство) социализации то или иное миропонимание, те или иные представления о познании, о человеке, о природе, об эволюции в природе, об обществе, об общественном прогрессе и т. д., философия ориентирует мировоззрение человека в том или ином направлении.

 

    Кроме того, следует отметить социально-практическую функцию философии. Философия — не просто созерцание жизни и создавание умозрительных картин мира или способствование созданию каждым человеком его «жизненного мира», который он на договорной основе согласует в подобными мирами других людей. Самими своими методологической и мировоззренческой функциями философия организует и направляет общественную практику. Философия существует не для самой себя, а для общества и человека. Это заметил еще Аристотель. Он различал «теоретическую философию» и «практическую философию» и настаивал, что эта последняя важнее первой: само возникновение философии вызвано необходимостью логически, научно обосновать возможность человеческого вмешательства в собственное бытие, сделать его не только осмысленным, но и подлежащем сознательному управлению.

    О практической функции философии говорил И. Кант. Он различал теоретический разум как работу человеческой мысли по определенным правилам и практический разум — как сферу выработки направлений и правил функционирования разума теоретического. Практический разум, по Канту, - это мировоззрение, человеческие ценности, наконец, вера – религиозная и всякая другая. Сознание и мышление даны человеку не для чистого созерцания и мечтаний, а для организации окружающего мира в интересах человека. Философия — это «критика» как чистого, так и практического разума. Критика не в нашем обыденном понимании — осуждение, ругание, а анализ, выяснение возможностей применения.

    О практической функции философии на свой лад говорил основатель позитивизма Огюст Конт. Уходят в прошлое, говорил он, религиозно-мистическое и философско-метафизическое, то есть созерцательное, отношения человека к миру. Это, по его терминологии — негативные формы духа. Наступает эра «позитивного», научного знания, способного стать инструментом успешного преобразования природы.

    Карл Маркс (1818 – 1863) в своей философской работе «Тезисы о Фейербахе» писал, что до сих пор философия была преимущественно созерцательной, в отрыве от естествознания она строила умозрительные картины мира. «Философы лишь объясняли мир, а дело заключается в том, чтобы изменить его» – он имел в виду, прежде всего, мир социальный, экономический и политический.

    Все эти три функции связаны с познавательной функцией философии, которая вытекает из них. Философия не просто осмысляет проблемы человеческого бытия в мире и подсказывает человеку пути его самоизменения, то есть как говорят философы, «трансцендирования». Философия, и в этом права восходящая к Конту позитивистская традиция, изучает общие закономерности мира, общества и мышления, строит универсальную теорию развития мира — диалектику. Чтобы стать «учебником жизни», она все-таки сначала должна быть теорией мира, в какой-то степени, если угодно, «наукой наук».

    Можно выделить и другие функции философии: воспитательную, сохранения исторической памяти человечества, ценностную, нравственно-эстетическую и другие. Но пока достаточно этих.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 2675; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!