Основные задачи автономного философского богопознания



ЧАСТЬ II

ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ТЕОЛОГИЯ


Характеризуя во Введении философскую теологию как одну из важнейших форм философии религии, мы отметили, что философскую теологию можно понимать в широком и в узком, или строгом, смысле.

Напомним, что философская теология в широком смысле охватывает весь спектр позитивных отношений между философией и теологией. Разумеется, речь идет при этом только о более или менее тематизированно и развернуто выраженном отношении. К философской теологии в таком широком смысле можно в принципе отнести и те содержания философского религиоведения, где решаются оправдательные, или апологетические, по отношению к религии задачи.

Сердцевиной философской теологии в широком смысле можно считать философские компоненты теолого-догматического учения о Боге.

Философская теология в узком, или строгом, смысле — это автономное философское богопознание. Характеристике целей, задач, методов и функций, а также способов реализации такого философского богопознания и посвящена Часть II нашей работы.

170


ГЛАВА ШЕСТАЯ

ФИЛОСОФСКАЯ ТЕОЛОГИЯ КАК АВТОНОМНОЕ ФИЛОСОФСКОЕ БОГОПОЗНАНИЕ

Теоретические принципы автономного философского

Богопознания

Эта глава является первой из трех, посвященных философской теологии как относительно автономному философскому богопознанию.

В ней будут рассмотрены общие характеристики философской теологии как относительно автономного философского богопознания, указаны главные цели и функции, базисные методологические установки, а также выделены ее основные разновидности.

В последующих главах философская теология как автономное философское богопознание будет рассматриваться в соответствии со своими основными функциями (о которых сейчас пойдет речь).

Конституирующим принципом философской теологии в узком, или строгом, смысле является стремление создать учение о Боге сугубо философскими средствами. В контексте европейской культуры это означает прежде всего, что учение о Боге должно создаваться в отвлечении от факта и содержания божественного откровения, данного в библейском тексте, или даже просто безотносительно к нему. Безотносительность предполагает в первую очередь начальные условия философско-теологического рассуждения, а также способы развертывания этого рассуждения. Конкретно это означает,

171


что исходным моментом философского рассуждения должны становиться сугубо "естественные" данности человеческого существования. А само рассуждение, определяющее философско-теологическое построение, должно соответствовать критериям и стандартам развертывания философской аргументации, обоснования и систематизации.

Все это вместе призвано свидетельствовать, что фундаментальная установка философской теологии как автономного бого-познания, ее рассуждения и построения являются теоретически правомерными с точки зрения принципов, господствующих во "всеобщем сознании" той или иной эпохи, т. е. применительно к Новому времени и современности — в светской философии, в науках, в практической сфере в широком смысле.

В противоположность всякой теологии, выводимой из предпосылок веры, философская теология рассматриваемого вида претендует на то, чтобы "непредвзято" ставить вопрос о Боге и рассматривать его посредством строго философских методов. При этом появляется и основание для критической проверки теологических позиций, определяемых верой.

Условия философского познания Бога определяются условиями существования человека. В соответствии с исходными постулатами философской теологии человек не может "непосредственно-духовно" созерцать Бога. Познание действительности, а тем более Бога человеком опосредовано его познавательными возможностями. Философское учение о Боге должно исходить из доступной философскому опыту действительности мира и человека. Отсюда проистекает общая ситуация философии в "вопросе о Боге", заключающаяся в том, что человеку в его "естественном" существовании Бог не "дан" непосредственно. Это обстоятельство заставляет философско-теологическую мысль постоянно создавать или варьировать уже имеющиеся доказательства бытия Бога, а также воспроизводить или создавать философские учения о характере божественной реальности и ее отношении к миру и человеку.

Путь философского богопознания начинается с миропознания и продвигается к богопознанию, поскольку мир постигается не как последняя и абсолютная действительность, а как "образ" таковой. Бог философски постижим не непосредственно в себе самом, а

172


только посредством отдаленного подобия в зеркале мира. Философское познание действительности Бога — это, по существу, "путь от миропознания к богопознанию". Лишь такой способ познания Бога возможен для человека. Философское богопознание возможно потому, что Бог пребывает в мире как его сокровенная основа. Если бы это было не так, то Бога нельзя было бы постичь в мире и исходя из мира.

Философская теология этого вида опирается на утверждение о том, что такое богопознание является единственно возможным для человека, если ему не дано или если бы не было дано божественное откровение, т. е. если Бог сам не дал или не дал бы человеку знание о самом себе.

Говоря о "мире" в данном контексте, мы понимаем мир во всем богатстве содержаний и смыслов, выявленных историческим опытом существования человечества, включая полноту теоретического научного и философского знания. Особое значение в философском богопознании должен получить специфический опыт бытия-в-мире человека, что означает необходимость для философского богопознания опереться на теоретическое знание о человеке, прежде всего философско-антропологическое знание.

Здесь следует подчеркнуть, что не только философское постижение и осмысление мира служит целям богопознания. История свидетельствует о том, что осмысление Бога само служило обогащению и углублению "понятия мира". Это верно относительно не только античности и средневековья, но и классической метафизики Нового времени.

Философская теология как философское богопознание является прежде всего дискурсивным способом философствования. Это определенная совокупность философско-теоретических утверждений и рассуждений. Таким образом, философская теология есть теоретическое отношение к Богу, соответственно теоретическая разновидность религиозного отношения.

Философская теология как автономное богопознание предлагает не только определенное понимание природы философии, но и определенную философско-антропологическую концепцию. Философское богопознание отражает "природную религиозность человека", проявляющуюся в первую очередь в поиске основ и смысла всего сущего. Человек при этом не ограничивается познанием ве-

173


щей самих по себе, что было бы вполне достаточно для его жизне-ообеспечения. Вопросы о существовании, сущности Бога и его отношении к миру вытекают из вопроса о содержании и смысле бытия человека и мира.

Основные задачи автономного философского богопознания

Философская теология решает три основные тесно взаимосвязанные задачи. Она призвана, во-первых, подтвердить существование Бога; во-вторых, определить по возможности природу Бога; в-третьих, охарактеризовать отношения между Богом и миром, Богом и человеком. Всякая конкретная философско-теологическая концепция или концентрируется на решении одной из указанных задач, или, если предпринимается попытка решить все эти задачи в в совокупности, предстает как целостное, относительно автономное философское учение о Боге.

Каждое развернутое философско-теологическое построение по своим принципам, задачам и функциям является, по существу, метафизической системой. Эта метафизическая система может быть развернутой, соответствующей критериям метафизической тотальности, но может решать и ограниченное число проблем философского богопознания. Однако в любом случае основной принцип философско-теологического рассуждения предполагает установку на метафизическую системность.

На наш взгляд, глубинный смысл усилий по созданию философского учения о Боге проясняется лишь в свете вопроса античной философии об истинной природе божественного, противопоставляемой всяким мнениям, обусловленным человеческими устремлениями низшего порядка или человеческим невежеством. Постановка такого вопроса была истоком философско-метафизической теологии. Базисное устремление античной философской теологии постичь природу божественного саму по себе явилось одним из важнейших конституирующих импульсов христианской теологии, а также философской теологии.

174


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 176; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!