Глава 3. Лечебная магия русских знахарей и травников



С незапамятных времен лечили людей волхвы, ведуны и знахари.

Во многих монастырях ученые монахи собирали и сушили лекарственные травы. На Руси целебные свойства растений были известны с глубокой древности. К царскому двору много целебных трав привозили из других стран. Так создавалась наука, которую в наши дни стали называть «фитотерапией».

Первыми составителями и хранителями медицинских рецептов на Руси были волхвы – древнеславянские жрецы, изучавшие лечебные действия растений. Языческое мировоззрение, господствовавшее в те времена, придавало лечению характер сверхъестественный. Считалось, что волхвы не только знали способы лечения, но и владели чародейством. Позднее им на смену пришли зелейники – знатоки «зелий» трав и лечцы – так называли тогда лекарей. Во многих древнерусских городах существовали зелейные лавки и зелейные ряды, где продавалось все необходимое от различных болезней – травы, коренья, всевозможные масла и мази. Лавочные сидельцы и зелейники не только продавали травы, но и готовили сложные лечебные составы. В деревнях, где народу проживало больше, а возможность лечиться у врачей сводилась к минимуму, чаще обращались к знахарям, ворожеям, бабкам-шептуньям. Для них «лечба» была своего рода работой, и достаточно доходной. И чем совершеннее они знали травы, чем сложнее составляли лекарственные сборы, подбирая сопоставимые компоненты, тем больше народу к ним приходило лечиться. Однако, прежде чем лечить, нужные растения следовало найти, сорвать, высушить, сохранив живительный дар природы. У древних знахарей были свои секреты.

Русские знахари и травники могли помочь практически в любой сфере жизни, используя магические заговоры и травные отвары для сохранения и поддержания здоровья человека и его родных, достичь благосостояния, уверенности в жизни, обрести любовь, принимали роды, помогали проводить в последний путь усопшего и направить на путь истинный оступившегося человека.

Наши далекие предки, одушевляя природу, верили, что растения только в том случае помогут человеку, если не наносить им вреда, а попросить поделиться своей целительной силой. Вот почему рвать и сушить растения следует в определенное время и при определенных условиях. Вера в целительные травы соединялась с верой в слова-обереги, поэтому сбор, сушка и хранение сопровождались магическими приемами и заклинаниями. На Руси сбор трав приурочивался ко дню Аграфены-купальницы (6 июля по новому стилю). Он и следующий за ним день Ивана Купалы (7 июля) совпадали с массовым цветением лекарственных растений. По народным преданиям, в эти ночи растения могли разговаривать, и если к ним подходил человек с добрыми намерениями, то они раскрывали ему тайны исцеления. Травознаи – так называли сборщиков лекарственных растений – вырывали каждую травку с особым заклинанием:

Господи, благослови! И ты, мать сыра земля, благослови эту травку сорвать! Ты ее уродила для человека всяким видом человеку на пользу: потому я тебя беру… От земли трава, а от Бога – лекарство. Аминь. Аминь. Аминь.

Перед ночным сбором лесных трав нужно было попоститься. Растения рекомендовалось собирать вдали от жилья, «где не слыхать петушиного крику». Перед тем как траву сорвать, следовало сбросить всю одежду, выкупаться в росе и прочитать особое заклинание. Считалось, что растение будет обладать лекарственной силой только в том случае, если травознатец или травница будут иметь при себе предварительно выкопанный корень плакун-травы.

Есть плакун-трава, растет при озерах, высока в стрелу, цвет багров, и та трава вельми добра. Пригодна в чистоте держать в избах или с собою в пути носить, нечистый дух не прикоснется и со оным корнем травы рвать, иметь при себе, а когда не иметь при себе сего корня, то хоша после приложи траву к плакунову корню, то и будет всякая трава иметь свою силу, а крест из нее вырезать и носить при себе вельми добро .

По народным поверьям, плакун-трава отгоняла злое колдовство и помогала людям, поскольку появилась из слез Богородицы, которая оплакивала распятого Сына. С пучком травы в руках сборщик или собирательница трав становились лицом к востоку и произносили:

Плакун, плакун! Плакал ты долго и много, а выплакал мало. Не катись твои слезы по чисту полю, не разносись твой вой по синю морю . Травникам рекомендовалось иметь при себе особую скамейку, которую делали из девяти пород только хвойных деревьев. Когда растение вытаскивалось из земли, то коленями нужно было встать на эту скамейку и при этом сказать:

Небо – отец, земля – мать, а ты, трава, позволь себя рвать.

Таким образом травники выражали свое уважительное, бережное отношение к растению, обладавшему целебной силой, которую собирались использовать.

Со временем в купальском сборе лекарственных трав все чаще стали принимать участие женщины, поскольку изначально стояли ближе к природе. Целебные и магические травы они использовали в сугубо практических целях – для лечения своих близких, для усиления своей привлекательности и сохранения молодости. Именно женщины во время сбора ивановских цветов и трав стали петь особые купальские песни, убежденные в том, что без этого своеобразного обряда собранные растения лишались целебной силы, даже если их освятить в церкви.

На Ивана Купалу женщины делали запасы целебных трав на весь год. Предпочтение отдавали проверенным, таким как иван-да-марья, золототысячник, росичка, купальник, зверобой, чистотел, богородицыны слезки, заячья цыбулька, мокрица, а также аир, тростник. Мужчины чаще искали папоротник, так как, по поверью, с его помощью можно было обнаружить спрятанный в земле клад. После сбора травы заносили в дом и ставили в холодное место до следующего дня, а утром их относили в церковь для освящения. Собранные в этот период и освященные травы обладали особой целительной силой.

Дошли до наших дней советы по сушке растений. Например, корни следовало выкопати и очистити и вельми добре обмыти и высушити, да вологость иссякнет . Интересна и до сих пор используется рекомендация по сушке цветков шиповника: цвет своробориный надобе сушити на ветре, а не на солнце или отдали солнце сквозе окончину или сквозе полотенцо, часто их изворашевой . В древних травниках давались четкие указания и предостережения относительно сроков хранения и возможности фальсификации сырья:

Многие обманщики, которые людей прельщають и лесного дягиля корение за огородный продають, и мастер тем прельщается, и лечба несовершенна .

Деревенские знахари нередко согласовывали свои действия с движением небесных светил. Но обычно они ограничивались только положениями Солнца и Луны: читали заговоры над больным на утренней заре до появления солнечного диска над горизонтом. Лечение было принято начинать либо в новолуние, либо на растущей луне. Колдуны, занимавшиеся черной магией, также знали время, когда наведение порчи или заклятия были наиболее эффективными, предпочитая делать это поздним вечером или ночью.

Знахари и колдуны, желая подчеркнуть особенность и необычность своей деятельности, придавали большое значение собственному внешнему виду, убранству своего жилища. Значительную роль придавали они также процедуре приготовления целебных снадобий. Процесс этот народные «лечцы» зачастую сопровождали особыми заклинаниями, магическими действиями. Лечение травами нередко сопровождалось такими заговорами: Господи Боже, благослови! Во имя Отца и Сына и Святого Духа аминь. Как Господь Бог небо и землю, воды и звезды и мать сыру землю твердо утвердил, крепко укрепил и как на той матери сырой земле нет никакой болезни, ни кровяной раны, ни щипоты, ни ломоты, ни опухоли, так бы сотворил Господь и меня, раба Божия… твердо утвердил и крепко укрепил жилы мои, и кости мои, и белое тело мое. Так бы и у меня, раба Божия… не было на белом теле, на ретивом сердце, ни на костях моих никакой болезни, ни крови, ни раны, ни ломоты, ни опухоли. Един архангельский ключ, во веки веков. Аминь.

Знахари к приготовлению зелий и снадобий готовились заранее. Это было своеобразное торжество, мистический обряд, когда душа воссоединялась с окружающим миром. С раннего утра они настраивались, тихонько молились перед образами, шептали заветные слова, не случайно бабок-знахарок в народе называли «шептуньями». Если рядом сушились травы, нельзя было говорить резких слов, шуметь и ругаться. То есть запрещалось нарушать и при приготовлении зелий природную гармонию, вносить в нее разлад и неблагозвучие.

Травознатцы и знахари, прежде чем начинать варить целительные снадобья, должны были войти в нужное состояние, забыть обо всех проблемах и неприятностях. Утром перед приготовлением трав они зажигали лучину или свечку, чтобы в огне живого пламени очиститься, отпугнуть от себя и вокруг себя всяческую нечисть, огонь уничтожал и невольно свершенные прегрешения. Затем трижды читалась молитва «Отче наш» и шло обращение к святому Пантелеймону Целителю. По народным представлениям, этот мудрый собиратель трав, «добросердный врачеватель» всегда был готов прийти на помощь всем страдающим телесными и душевными болезнями. Существовало достаточно много молитв, обращенных к Пантелеймону.

Вот одна из них:

К тебе, как безмездному врачу, утешителю скорбящих, обогатителю неимущих, прибегаем мы ныне, святый Пантелеймон. Любомудрию мирскому и искусству врачебному хорошо научившись, во Христа ты уверовал и, от Него приняв дар исцелений, безвозмездно недугующих исцелял. Богатство все свое нищим, убогим, сиротам и вдовам раздавал, в узах томимых ты посещал, святый страдалец Христов, и врачеванием, беседою и подаянием утешал их. За веру во Христа многообразные испытав мучения, ты во главу мечом был усечен, и перед кончиною твоею, явившись, Христос наименовал тебя Пантелеймоном, то есть «всемилостивым», потому что дал тебе благодать всегда миловать всех притекающих к тебе в любых обстоятельствах и скорбях. Услышь нас, с верою и любовью прибегающих к тебе, святый великомученик, ибо ты от самого Спаса Христа всемилостивым был наречен и в жизни своей земной одному врачевание, другому милостыню, иному утешение нескудно подавал, никого не отпуская от себя не облагодетельствованным. Так и ныне не отринь и не оставь нас, святой Пантелеймон, но внемли и поспеши на помощь нам; от всякой скорби и болезни исцели и уврачуй, от бед и опасностей освободи, и в сердца наши пролей утешение Божественное, чтобы, бодры будучи телом и духом, прославляли мы Спаса Христа вовеки.

Испокон веков у славянских народов растения использовались в любовных гаданиях, чтобы увидеть во сне суженого или суженую. Так, одно из них советует гадающей девушке перевязать ниткой, выдернутой из чулка, который носили один или два дня, маленькую ветку тополя и положить ее под изголовье. Ложась спать, надо было произнести три слова: «Балидеф, Асалби, Абумалеф» . Все это следовало повторять три ночи с четверга на пятницу. Если девушка, гадающая на жениха, за этот период ничего не увидит, то можно ручаться, что она никогда не выйдет замуж. Использовались в гадании, для приворотных зелий и пополнения семьи другие растения.

Анис – пряное растение, семена которого часто использовались в качестве средства, помогающего при бесплодии. В одном из русских травников о нем сказано так:

Это растение движет помысл постельный яко мужьям, тако и женам. Мужеску же полу от приятия семени в брашне семя прибавляет .

Береза – символ женского начала. С березкой связывали гадание по венкам. Славянские обряды завивания (связывания макушек) березок в Семик (седьмой четверг после Пасхи) и развивания их перед Троицей (50-й день после Пасхи) имели магический смысл. По заплетенным на березе венкам девушки гадали о своей судьбе: если завитый девушкой венок оказывался засохшим, то это предвещало ей скорое замужество. Зеленый венок означал, что она останется в невестах.

Верили, что та из девушек, которая в Семик сядет в тень березы, непременно выйдет в этом году замуж. Девушки бросали в прут или реку заранее сплетенные венки из березовых веток и полевых цветов. Если венок тонет, значит, девушка умрет в этом году, а если держится на поверхности, то следят, в какую сторону он поплывет – в той стороне и живет суженый.

Липа – дерево славянской богини любви и красоты Лады. Дерево с сердцевидными листьями всегда пользовалось доброй славой. Его применяли от всех видов проклятий, в том числе и от того, которое жены осознанно или в минуту гнева насылали на своих мужей.

Возможно, кому-то такой любовный оберег понадобится и в наши дни. Чтобы его создать, следует сломать маленькую, желательно сухую ветку с дерева, если на ней есть листья, не обрывать их. Ветку следует высушить дома. Когда она станет сухой, разломать на возможно более мелкие части и прочитать заговор:

Как ломается веточка, так бы ломались все мои недруги, как спрячу кусочки, так бы сгинули с глаз моих разлучницы и разлучники, как спрячу оберег, так спрятались бы от него глазливые, завистливые, злоречивые сплетники, никому не нужные и никому не угодные. Слово мое крепко, а ключ в липовых корнях.

Носить такой оберег следует с собой плотно упакованным в бумагу или шерсть.

В древнерусских поверьях к числу чудодейственных трав относятся одолень-трава, тирлич-трава, нечуй-ветер, плакун-трава, папоротник, покрыш-трава, сон-трава, колюка-трава, адамов корень, разрыв-трава. Их обычно называют «купальскими травами», потому что свою могучую силу они обретали только в ночь на Ивана Купалу. И хотя современным травникам сегодня трудно идентифицировать некоторые старинные названия растений с реально существующими, интерес к чудодейственным травам не ослабевает. Тайны потому и притягательны, что хочется их разгадать. А в мире трав секретов не счесть. Также знахари и травники использовали в своей работе не только отвары и заговоры, но и амулеты и обереги, причем делали они их только для конкретного человека и для конкретной ситуации. Амулеты известны с незапамятных времен, их изготавливали сами знахари, не доверяли эту работу никому, так как они вкладывали свои знания на высшем уровне духа, на уровне энергий. Амулеты и талисманы были разные по направленному действию, по материалам, из которых их делали.

Например, талисман-подкова известна всем, ее стараются получать только по наследству, ведь только так можно заполучить покровительство высших сил, которые были призваны охранять еще в ранних поколениях предков. Сюда же добавляются силы непосредственных предков, т. е. умерших родственников, которые владели этой подковой ранее. Наши предки по советам знахарей вешали подковы над входом в дом для того, чтобы вся отрицательная энергия входящего человека всасывалась через один конец, поворачивалась и через другой конец выходила опять-таки на улицу, т. е. не входила в дом. Кроме старых подков талисманами считались старые железные гвозди, которые использовались в строительстве железных дорог. Часто использовали наши предки в лечении разных заболеваний воду, которую заговаривали и заряжали своей энергетикой. Родниковую или святую воду заговаривали, ею лечили многие болезни. До наших дней, благодаря стараниям знахарей и травников, дошли старинные рецепты заговоренной воды от 12 недугов. Для этого надо взять кружку с водой в правую руку так, чтобы большой палец правой руки немного нависал над водой в кружке. Поднести кружку к своему рту и шепотом наговаривать на воду:

Ключевая вода, не мой, не полощи крутые берега, а смой, сполощи с раба божьего младенца малого (если ребенку до 3 лет, в любом случае независимо от возраста – имя) все уроки, все переполохи. Чтобы не урочилось, чтобы не полощилось, при утренней заре Марии, при вечерешней заре Марьмьяне, при красном солнышке, при злате месяце, при ясных звездочках, смывай изо всего состава, из рук, из ног, из костей, из глаз, из печени, из крови горячей, из ретивого сердца, из легких, из почек, из больных мозгов, из карих глаз, из черных бровей, чтобы не было щепоти щеломотищей, костломищей, чтобы не было никаких болей у раба божьего (младенца малого, но в любом случае – имя), пресвятая богородица, пошли сон-угомон на раба божьего (младенца малого, имя). Матушка, пресвятая богородица, пошли сон-угомон на раба божьего (имя) и доброго здоровия. Аминь. Стань, почивать, ничего не знать, век по веки, отныне до во веки. Аминь» . Этот заговор повторить три раза на воду в кружке. Затем эту воду принимать по три раза в день в течение пяти минут очень мелкими глотками. Если лечите маленького ребенка, то его можно поить с ложки.

Еще есть один сильнейший заговор от всех недугов, так сказать, универсальное средство. Этот заговор применялся в том случае, если знахарь затруднялся точно определить недуг и источник его происхождения. Надо взять старую кофту или старый пиджак. Вместе с этой вещью выйти на перекресток трех дорог, отсчитать 253 шага по направлению на север, затем закопать вещь и в процессе читать заговор.

Земля, землица, кормилица забирает все мои болезни, мое зло, мою ложь, мое лицемерие и жестокость. Земля, землица, кормилица забирает все мои болезни органов и дает мне энергию новорожденную .


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 110; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!