Глобальные проблемы человечества



Классификация глобальных проблем

Исследователи предложили много вариантов классификации глобальных проблем человечества. Согласно варианту, разработанному отечественными учеными И. Т. Фроловым и В. В. Загладиным, все глобальные проблемы делятся на три большие группы.

Первую группу составляют те проблемы, которые связаны с отношениями между основными социальными общностями человечества, т.е. между группами государств, обладающих сходными политическими, экономическими и иными интересами: «Восток – Запад», богатые и бедные страны и т.д. Эти проблемы можно назвать интерсоциальными.

Вторая группа объединяет те проблемы, которые порождены взаимодействием общества и природы.

Третью группу глобальных проблем составляют те, которые связаны с системой «индивид – общество».

Интерсоциальные проблемы

К ним относится проблема предотвращения войны и обеспечения мира, а также установления справедливого международного экономического порядка.

На смену двухполюсному миру пришел мир многополюсный. Существует тенденция его превращения в однополюсный. На место угрозы мировой войны как следствия столкновения двух противоположных общественно-политических систем пришло множество локальных конфликтов. Несмотря на свою локальность, каждый из них имеет свою меру глобальности, поскольку чреват втягиванием в орбиту конфликта множества сторон.

На планете существуют группы стран, резко различающиеся по уровню общественно-экономического развития и соответственно по уровню благосостояния населения. Разрыв между «золотым миллиардом» и остальной частью человечества не сокращается, а возрастает.

Проблемы, связанные с взаимодействием природы и общества

Это, во-первых, экологические проблемы, во-вторых, проблемы сырьевых и энергетических ресурсов, в-третьих, проблемы, связанные с освоением Мирового океана и космического пространства. Экологические проблемы – меры против загрязнения окружающей среды. Они включают в себя охрану водного и воздушного бассейнов, охрану почв, сохранение растительного и животного мира, сохранение генофонда.

Обобщением принципов отношения к природе являются так называемые «законы Коммонера». Эти законы, предложенные американским ученым          Б. Коммонером, формулируются следующим образом.

1. Все взаимосвязано.

2. Все должно куда-нибудь деваться.

3. Все чего-нибудь да стоит.

4. Природа знает лучше нас.

Проблемы взаимоотношений человека и общества

Они непосредственно касаются отдельного человека и зависят от способности общества предоставить реальные возможности для развития личности. Это проблемы «человеческих качеств» – развития нравственных, интеллектуальных и иных задатков человека. Сюда относятся проблемы здравоохранения и образования, а также вопросы контроля за численностью населения.

Концепции общественного развития

Философия истории интересуется направленностью исторического процесса.

Древние греки воспринимали мир как завершенный Космос с его гармонией и цикличностью. Везде они видели круговорот, касалось ли это Космоса или жизни человека.

Христианская философия истории преодолевает античную идею круговорота. Приход Христа, его казнь, ожидаемое второе пришествие – это узловые пункты истории, временности, мира, который до своего грехопадения находился в царстве вечности (никто не умирал) и который, пройдя сложный путь очищения от совершенных им грехов, способен вернуться в вечность. История имеет конечный пункт, но он достижим лишь тогда, когда человечество станет Богочеловечеством.

Философия Нового времени вырабатывает рациональные объяснения хода исторических процессов. Сам разум признается источником прогресса       (Ф. Бэкон, Р. Декарт), поступательного, от менее совершенного к более совершенному, движения общества. Все чаще время и ход истории считаются линейными процессами.

К. Маркс считал, что последовательный прогресс общества от первобытного до рабовладельческого, феодального, капиталистического и коммунистического общества обеспечивается развитием производительных сил.

Рассмотренные концепции истории можно изобразить следующим образом.

 

В наши дни концепция линейного развития общества подвергается критике. Техника становится совершеннее, но становятся ли лучше люди? Спортивные рекорды растут, но часто за счет здоровья спортсменов. Все больше успехов в науке и искусстве, но разве они доступны миллионам? К тому же линейная концепция развития общества не учитывает случайности, различного рода «скачки в сторону». Часто не ясно, по каким критериям можно сравнивать прошлое и нынешнее состояние общества, а без этого невозможно в принципе представление о прогрессе.

Современная история, равно как и прошедшая, воспринимается как результат творчества людей, где имеют место и прогресс, и регресс, и рассветы и закаты, многочисленные расслоения и объединения, единство и многообразие.

Короче, многие философы придерживаются нелинейной концепции истории общества. Изобразить нелинейную концепцию истории в виде геометрической линии (или линий) невозможно, никакие линии не могут выразить все богатство истории.

Вплоть до конца XIX века довольно популярной была концепция единства истории человечества. Многим казалось, что любое общество живет по тем же самым правилам и законам, что другое. Благодаря исследованиям Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина была развита концепция локальных обществ (иногда говорят о культурных организмах, цивилизациях). Среди этих локальных обществ чаще всего называют западную, русскую, исламскую, китайскую и индийскую цивилизации.

Анализ хода истории показывает, что он не противоречит формуле         «и единство, и многообразие». Единство и многообразие не противоречат друг другу. При всем многообразии современных обществ контакты между ними становятся все более многосторонними. Благодаря этим контактам вызрела новая, всепланетная цивилизация.

Часто подчеркивают, что судьба России – это путь с Запада на Восток и с Востока на Запад. Кто мы, россияне, – европейцы, азиаты, евразийцы? В данном случае термины «Запад» и «Восток» взяты не из географии, а из философии истории. Истоки Запада видят в античности, в выходе на мировую арену Рима, в усвоении частью народов Европы римского умонастроения. Для Запада характерны рационализм, христианская традиция (в основном протестантизм и католицизм), просветительство, представительная демократия, приоритет индивидуалистического начала перед коллективистским, развитая научно-техническая составляющая. Для Востока же характерны мистика, интуитивизм, буддистская и исламская религиозные традиции, приоритет коллективного перед индивидуалистическим, общинность.

Что же касается России, то в ней, как известно, есть все: здесь легко обнаружить как западные, так и восточные корни. А это означает, что Россия должна способствовать диалогу Запад – Восток и на этой основе вырабатывать свои собственные ценности, органично сочетающиеся с идеалами гуманизма, бережного отношения к природе, свободного, справедливого и безопасного мира, практичности.

Каковы те главные принципы, которые укажут дорогу россиянам? Окончательного ответа на этот вопрос нельзя дать. Здесь нет другого пути, кроме полноценного философствования.


Дата добавления: 2019-08-30; просмотров: 247; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!