МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ



КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«методика обучения и воспитания ( ПО ПРОФИЛЮ)»

Курсовая работа по методике обучения и воспитания (изобразительное искусство) является логическим продолжением изучения курсов педагогики, психологии художественного творчества, возрастной психологии, методики обучения и воспитания в области изобразительного искусства, а также всего комплекса художественных дисциплин (композиция, цветоведение, живопись, рисунок, графика, скульптура и других).

Необходимо в курсовой работе обратить внимание студентов на современные проблемы обучения и эстетического воспитания школьников в условиях общеобразовательной школы, детской художественной школы, детской школы искусств в процессе постижения законов изобразительной грамоты, средств и приемов создания художественного образа в процессе изображения, указать пути и способы решения данных проблем. Важно, чтобы теоретические положения при этом не отрывались от практического рисования. Законы и правила следует связывать с живым изобразительным опытом рисующих.

Курсовая работа по методике обучения и воспитания (изобразительное искусство) это один из видов исследовательской деятельности, способствующих развитию самостоятельности в приобретении необходимых профессионально-педагогических качеств. Она ставит своей целью углубление теоретических знаний по вопросам обучения изобразительному искусству и более основательную практическую подготовку к будущей педагогической работе в качестве учителя изобразительного искусства или педагога дополнительного образования. Данная курсовая работа дает дополнительные умения и навыки в планировании занятий, в разработке и выполнении наглядных пособий к урокам и внеклассным занятиям по изобразительному искусству.

Содержание структурных элементов курсовой работы по методике обучения и воспитания (по профилю)

 

Курсовая работа обязательно должна включать в себя две части: теоретическую и практическую (приложение). Теоретическая часть отражает материалы, собранные в ходе изучения выбранной темы, и оформляется в виде целостного текста. Практическая часть может представлять собой разработки учебно-тематического плана, отдельных уроков или внеклассных занятий, наглядные пособия, раздаточный материал (приложение ко второй главе курсовой работы). Объем и оформление практической части определяются в зависимости от выбранной темы в ходе консультаций с руководителем работы.

Курсовая работа по методике обучения и воспитания (изобразительное искусство) должна содержать следующие структурные элементы:  «ОГЛАВЛЕНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ГЛАВА», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК», «ПРИЛОЖЕНИЕ», наименования которых являются заголовками структурных элементов курсовой работы.

Введение включает актуальность темы, цель и задачи исследования, а также может содержать объект и предмет исследования, методы исследования, методологические основы исследования, теоретическую и практическую значимость. Актуальность исследования, при этом, определяется его теоретической и практической значимостью и недостаточной разработанностью проблемы, изучаемой студентом в рамках курсовой работы.

Определяя актуальность работы, во введении можно указать, какие современные проблемы и недостатки в организации уроков и внеклассных занятий по изобразительному искусству приводят к необходимости разработки выбранной темы. В качестве исходных материалов к изучению поставленного вопроса во введении можно указать основные источники, от которых была начата разработка: статьи научного и научно-методического содержания, научные работы (диссертации, монографии), собственный практический опыт ведения занятий с учащимися.

Введение в курсовой работе по методике обучения и воспитания (изобразительное искусство) должно содержать оценку современного состояния начального художественного образования, обоснование и формулировку значимости исследования для будущей профессиональной сферы студента, обязательно следует включать ссылки на нормативные документы, регламентирующие содержание, цели и задачи начального художественного образования в условиях общеобразовательной школы, детской художественной школы, детской школы искусств в зависимости от конкретной темы курсовой работы.

Основная часть курсовой работы обычно включает в себя две главы общим объемом 30-40 страниц. Содержание основной части раскрывает заявленную тему. В первой главецелесообразно поместить сведения по истории исследуемого вопроса: указать авторов, занимавшихся изучением поставленных проблем, рассмотреть их позиции, сравнить и проанализировать высказанные ими теоретические положения. Для того, чтобы удачно справиться с этой частью курсовой работы, необходимо своевременно начать изучение литературы и собрать подготовительный материал (конспекты, выписки, цитаты).

Представляя материал на основе изученных публикаций, очень важно не сводить его к простому пересказу. Главная цель теоретической главы – не констатировать наличие книг по выбранной теме, а дать сравнительный анализ подходов, высказанных разными авторами к решению поставленных проблем. Для этого необходимо самостоятельно выделить основные положения или ключевые проблемы и уже на основе собственного понимания и осмысления провести оценку того, что предлагается в прочитанных статьях и книгах. Необходимо сопоставить разные точки зрения, высказанные, как минимум, двумя-тремя разными специалистами. Возможно, эта часть будет самой трудной для тех, кто не накопил достаточных умений в работе с литературой. Но она научит находить, отбирать, систематизировать и конспектировать необходимые сведения, поможет освоить рациональные приемы сбора и обобщения теоретического материала. Полученный опыт работы будет в дальнейшем весьма полезен в выполнении выпускной квалификационной работы.

Основная часть состоит из двух глав с выделением в каждой не менее трех параграфов.

Первая глава курсовой работы представляет собой исследование и анализ известных теоретических исследований по психологии художественного творчества, механизмов функционирования психических познавательных процессов, возрастных психологических особенностей изобразительной деятельности школьников конкретного возраста (первый параграф). Первый раздел содержит формулировки понятий, являющихся основой для всего исследования, выполненного в курсовой работе.

Важной составляющей является исследование и разработка необходимых и достаточных педагогических условий, соответствующих теме курсовой работы (второй параграф). Важной составляющей второго параграфа является раскрытие понятия «педагогические условия» в контексте начального художественного образования. Необходимо провести анализ научных и научно-методических работ, раскрывающих суть этого понятия.

В третьем параграфе первой главы разрабатываются критерии оценки учебных и (или) творческих работ школьников по трем уровням: восприятие, представление, техническое исполнение. Важной составляющей третьего параграфа является раскрытие понятия «критерии оценки» в контексте начального художественного образования. Необходимо провести анализ научных и научно-методических работ, раскрывающих суть этого понятия.

В конце каждого параграфа формулируются выводы, которые являются смысловой связкой с содержанием следующего параграфа, а также резюмирует теоретическое обоснование выбранной проблемы исследования.

Вторая глава курсовой работы представляет собой анализ известных экспериментальных исследований, являющихся базой для курсовой работы, а также описание собственного исследования и полученных результатов (если это имело место).

Первый параграф включает в себя исследование и анализ типичных ошибок и проблем, возникающих у школьников в процессе изобразительной деятельности. Этот анализ проводится на по конкретным критериям оценки, разработанным в первой главе, при этом анализируются не только конкретные работы школьников, но и процесс изобразительной деятельности.

Второй параграф содержит разработанную студентом авторскую методику обучения школьников конкретной художественной дисциплине, включающую в себя комплекс заданий и упражнений, последовательно формирующих или развивающих те необходимые качества, которые заявлены в теме курсовой работы.

Третий параграф содержит планы-конспекты разработки уроков или программу опытного обучения по конкретной художественной дисциплине, заявленной в теме. Оформление конспектов лучше сделать в соответствии с общепринятыми требованиями (развернутый план-конспект, учебно-методическая карта урока).

Таким образом, вторая глава курсовой работы должна содержать самостоятельно разработанный методический материал к урокам или внеклассным занятиям с учащимися. Этот материал нельзя сводить только к конспектам уроков. Необходимо дать более широкие рекомендации: составить общий тематический план занятий, объяснить исходные позиции в планировании, сформулировать цели и задачи предлагаемых заданий и упражнений, указать необходимое методическое обеспечение (оборудование, наглядные пособия, материалы и принадлежности для занятий).

Главные требования к содержанию разработок – грамотность и методическая новизна. Здесь можно и нужно проявить свою художественную и научно-методическую эрудицию, а также свое педагогическое творчество.

Теоретическая часть курсовой работы обязательно заканчивается заключением. В нем необходимо подвести общие итоги работы, изложить выводы, полученные в результате разработки выбранной темы. Составляя заключение, необходимо вернуться к введению и убедиться, что поставленные задачи выполнены.

Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 и содержит сведения об источниках, на которые имеются ссылки в тексте курсовой работы

Список составляется в виде общего перечня книг, статей, диссертаций и должен содержать не менее 20 источников, в том числе (при необходимости) нормативные документы и электронные ресурсы. Полезно включить в этот список не только цитируемые издания, но и те книги и статьи по изученной теме, которые в ходе выполнения работы были прочитаны или только просмотрены.

Приложения обязательно включаются в структуру курсовой работы, так как содержат материалы, связанные с ее выполнением.

В качестве приложений можно включать следующие материалы:

а) список опубликованных научных работ по теме исследования (при их наличии);

б) акт внедрения результатов исследования в учебный процесс конкретного учебного заведения (при наличии);

г) учебно-тематический план, технологические (инструкционные) карты;

д) фотографии художественных работ школьников, выполненных в разных жанрах и техниках, согласно теме курсовой работы (содержащих типичные ошибки, а также выполненных в соответствии с методикой, описанной в курсовой работе).

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 139; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!