Тематика курсовых работ по истории искусств



 

Курсовая работа по истории изобразительного искусства, как правило, является подготовительным исследованием к выпускной квалификационной работе. Следовательно, тема и оглавление курсовой работы формулируется студентом совместно с преподавателем истории изобразительного искусства при консультативной помощи руководителя выпускной квалификационной работы.

Тематика курсовых работ по истории изобразительного искусства находится в прямой связи с региональным компонентом обучения. Тема курсовой работы может быть выбрана на основе итогов музейной практики. Желательно, чтобы в процессе написания работы студент ознакомился с фондами и основными экспозициями Новосибирского художественного музея и других музеев области, с разнообразием текущих экспозиций современных художников в выставочных центрах Новосибирска, а также со скульптурными памятниками города. Особо значимыми для будущего выпускника являются темы, посвященные анализу тематики, мотивов, образов, связанных с историей искусства, в современном искусстве Новосибирска и других городов России.

Импульсом для выбора темы курсовой работы может стать посещение основной экспозиции Новосибирского художественного музея или текущей выставки современного изобразительного искусства, а также уличная скульптура города. Новые впечатления от знакомых произведений искусства могут вызвать сильный эмоциональный отклик в душе. Сформированный в процессе изучения истории изобразительного искусства, профессиональный взгляд на изображение позволит студенту подняться на более высокий уровень осмысления произведений отечественного и зарубежного изобразительного искусства. Разумеется, выбор темы будущей курсовой работы должен быть личностно значим для студента, обусловлен его интересами, предпочтениями, ярким эмоциональным впечатлением от общения с объектом исследования, подкреплен проекцией на будущую профессиональную деятельность. Исследование будет результативным в том случае, если состоится контакт зрителя (студента) и произведения искусства. Только через субъективное отношение к объекту художественного анализа можно проникнуть в его сущность. Такова специфика исследования в таких областях науки, как искусствознание.

После изучения источников необходимо составить оглавление курсовой работы, согласовав его с руководителем. Оглавление должно предусматривать две главы, названия и последовательность которых должны отражать логику исследования темы. При этом необходимо от общих вопросов переходить к более частным. По таким же правилам нужно структурировать содержание каждой главы, разделив ее на параграфы. В процессе написания курсовой работы оглавление может быть скорректировано.

Содержание структурных элементов курсовой работы по истории искусств

 

Наименования структурных элементов «ОГЛАВЛЕНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ГЛАВА», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК», «ПРИЛОЖЕНИЕ» являются заголовками структурных элементов курсовой работы.

Введение должно содержать следующие составляющие: обоснование выбранной темы, ее актуальность и новизну, временные и пространственные границы, цель и задачи исследования, методику и методологию исследования, характеристику основных источников (на которые есть ссылки в тексте) по теме, теоретическую и практическую значимость проведенного исследования.

Актуальность темы – это обоснование необходимости и важности в настоящее время изучить выбранную студентом тему.

Цель курсовой работы по истории изобразительного искусства заключается в формировании профессиональных знаний в области истории изобразительного искусства, умений проводить искусствоведческий анализ.

В курсовой работе ставятся следующие задачи: анализ теоретических источников по изучаемой проблеме; исследование объекта изучения; выявление состояния рассматриваемого предмета и перспектив его развития.

Во введении должны быть описаны методы исследования, то есть приемы, способы изучения проблемы. Обычно перечисляют общенаучные методы исследования (анализ, синтез, обобщение, группировка, классификация, абстрагирование, моделирование и т.д.) и специфические, то есть характерные только для данной науки, – истории изобразительного искусства, искусствоведения (художественный анализ изобразительного произведения, описание произведения искусства). 

Вся информация по методологии исследования должна быть сгруппирована, классифицирована. Обычно группировка идет по темам изданий, например, сначала рассматривается освещение выбранной темы в общих трудах по искусству, затем, анализируются книги, специально посвященные данной теме, монографии, после этого журнальные и газетные статьи. Если вопрос дискуссионный и существуют разные точки зрения на решение проблемы, то литература группируется по сходству высказанных взглядов. Если исследование проблемы прошло явную эволюцию (например, оценка советской живописи периода 20-30-х годов), выделяются основные этапы этой эволюции, а труды разных авторов анализируются в соответствии с тем этапом существования проблемы, к которому они принадлежат (даже если в этом случае приходится идти на некоторое нарушение хронологического принципа).

Необходимо сделать аннотации (краткие характеристики изданий с точки зрения содержания и формы), главным образом, тех книг, текст которых, так или иначе, используется в курсовой работе. Некоторые источники и авторы могут быть только упомянуты в контексте изучения проблемы. Важно помнить, что именно обзор литературы особенно ясно выявляет самостоятельность исследования студента, подчеркивает, что нового по сравнению с предшественниками ему удалось найти, уточнить, переоценить и понять по-своему.

Во введении так же желательно обозначить временные и пространственные границы исследуемого явления, можно кратко раскрыть и обосновать структуру работы и объяснить логику последовательности составляющих ее разделов.

Самостоятельно и грамотно написанное введение демонстрирует осознанный и вдумчивый подход к проблеме и положительно влияет на восприятие курсовой работы в целом.

Основная часть представляет собой главную часть работы, в которой анализируется изучаемое явление или проблема. Как правило, основная часть имеет несколько глав. Обычно количество глав определяется количеством задач, которые сформулированы студентом во введении. Главы могут быть разделены на параграфы. Желательно, чтобы все главы были примерно соразмерны друг другу, как по структурному делению, так и по объему. Ссылки в тексте на цитируемую литературу и приведённые в приложении иллюстрации обязательны.

Содержание глав курсовой работы должно соответствовать её теме. Каждая глава должна начинаться с постановки вопроса, сформулированного в задаче, и заканчиваться конкретным выводом – ответом на этот вопрос.

Содержание первой главы, как правило, посвящается более общим философско-культурным вопросам, очерчивающим фон, среду, в которой находится или которой, возможно, противостоит объект исследования. Первая глава содержит глубокий анализ эпохи, концепций развития изобразительного искусства.

Во второй главе рассматриваются конкретные вопросы, решение которых подводит непосредственно к достижению цели исследования. Как правило, вторая глава посвящена анализу одного или нескольких произведений изобразительного искусства или творчества одного, или нескольких художников, связанных определенным периодом времени или тематикой и направлением художественно-творческой деятельности.

Содержание второй главы подчиняется определенной логике:

1) Описание материала (например, холст или мрамор). Необходимо прокомментировать специфику использования именно такого материала, соотнести с эпохой, замыслом автора.

2) Описание красок (например, масло или темпера). Необходимо осмыслить использование определенной техники живописи, графики и т.д., исходя из специфики данного вида изобразительного искусства, каждый из которых имеет свои художественные достоинства.

3) Указание размера произведения, что, разумеется, согласовано с замыслом автора. Необходимо объяснить выбор малого, большого или среднего размера произведения, интерпретировать выбор горизонтальной или вертикальной формы картины или скульптуры, по возможности соотнести этот выбор с темой, сюжетом, проблематикой изображенного.

4) Описание того, что изображено (тема, сюжет, расположение персонажей, их одеяния, их действия).

Следующим важным шагом является собственно художественный анализ изобразительного произведения, заключающийся в анализе выразительных средств изображения (живописного, графического, скульптурного произведения и т.д.), при котором последовательно рассматриваются ключевые компоненты.

Анализ понимается обычно как исследование отдельного произведения искусства. Искусствоведческий анализ стремится выяснить содержание и идею произведения, какими художественными средствами автор раскрывает это.

Анализ произведения, как правило, начинается с его описания. Художественное описание, наиболее распространенное в искусствоведческой практике, представляет собой описание сюжета, пересказ изображенной ситуации, который часто сопровождается определенными замечаниями по поводу композиции, пространства, рисунка, колорита.

Содержание произведения искусства выражается определенной формой, которая воздействует на зрителя чувственно-эмоционально. В живописи – цветом, композицией, силуэтом, движением, фактурой; в графике – характером рисунка, движением линии, штрихом, пятном, контрастом и т.п. При анализе произведения важно помнить, что содержание и форма едины и взаимозависимы и при ведущей, доминирующей роли содержания (в классических произведениях искусства) форма не менее значима как способ существования и выражения содержания.

Система формального анализа произведений графики, скульптуры и живописи, как известно, включает в себя такие параметры, как материал, формат, размер, пропорции, цвет, свет, ритмическая и композиционная организация, конструкция, взаимодействие с внешней средой и др. Все эти понятия отражают специфику «языка» каждого вида искусства.

При анализе живописинадо учитывать, что, с одной стороны, она, в основном, оперирует не абстракциями, а узнаваемыми образами реального мира, но, с другой стороны, живописное изображение – это иллюзорное (то есть не менее абстрактное) изображение на двухмерной плоскости, некая интерпретация реальности.

Анализ живописного произведения предполагает следующие позиции:

- определение функции, назначения (монументально-декоративная, станковая или миниатюрная живопись);

- содержание произведения: сюжет, тема, идея; жанр;

- размеры, формат (горизонтальный, вертикальный и др. варианты), рама (как объемный объект);

- техника и материалы живописи;

- интерпретация линии, силуэта, пластики объемов, светотени;

- выбор точки зрения, линии горизонта;

- организация правой и левой сторон картин, композиционного центра;

- ритмическая структура композиции;

- особенности колорита;

- характер мазка, проблемы фактуры живописной поверхности;

- определение стиля.

Графикаеще более условна, чем живопись, в ней реальность передается, чаще всего, черно-белым рисунком (линейным, штриховым, контурным). Анализируя произведение графики, необходимо отметить следующее:

- назначение графики: станковая, книжная, прикладная, плакат;

- содержание произведения: сюжет, тема, идея; жанр;

- вид графики: оригинальная (т.е. выполненная в одном экземпляре) или печатная (т.е. имеющая тираж);

- особенности техники исполнения, графические материалы (в печатной графике необходимо указать, в какой технике печати выполнена работа - ксилография, офорт, литография, линогравюра и др.);

- использование выразительных средств графики (линия, пятно, штрих, силуэт, светотень, фон, то есть тон и цвет бумаги);

- взаимоотношения движения и статики.

Спецификой скульптурыявляется ее трехмерное, объемное изображение в реальном пространстве, обозреваемое с разных точек (в отличие от живописи или графики с их иллюзорной передачей объема на двухмерной плоскости). Главной темой скульптуры является человек, это один из антропоморфных видов искусства. При анализе скульптурного произведения следует определить следующее:

- назначение скульптуры (монументальная – памятники, надгробия; монументально-декоративная, связанная с архитектурой; станковая; мелкая пластика, миниатюрная);

- вид скульптуры (круглая или рельеф, который в свою очередь может быть углубленным, барельефом, т.е. изображением, выступающим из плоскости стены менее чем на половину, горельефом, выступающим из фона более чем на половину, перспективным, в котором сочетаются все формы рельефа);

- содержание произведения: сюжет, тема, идея; жанр;

- размеры и соотношение с окружающим пространством, архитектурой и масштабом человека, наиболее выразительные точки зрения;

- материал (камень, дерево, бронза, глина и др.) и способ его обработки;

- соотношения масс, целого и частного, роль деталей;

- ритм линий, характер силуэта;

- светотеневая моделировка формы (естественный, искусственный свет);

- цвет;

- проблема постамента (для круглой скульптуры);

- определение стиля;

- взаимодействие с другими видами искусств.

Для более яркого и динамичного анализа произведений искусства можно использовать предложенные Г. Вельфлиным бинарные оппозиции (одновременно рассматриваемые два противоположных понятия или качества):

1) линейность – живописность;

2) плоскостность – глубина;

3) замкнутая форма – открытая форма;

4) тектоническое начало – атектоническое;

5) безусловная ясность – неполная ясность.

Используя эти парные понятия, можно строить динамический, сравнительный анализ любого произведения искусства и художественного стиля эпохи. Эти категории взаимообусловлены.

В заключение основной части необходимо подвести итоги художественного анализа, то есть выделить авторские выразительные средства, указать их специфику и значение в выявлении общего смысла произведения искусства.

Текст работы не должен быть перегружен цитатами, прямое цитирование лучше перемежать косвенным (фактическим пересказом того или иного места источника), можно упоминать в тексте ту или иную концепцию или точку зрения, указав источник в ссылке.

Научный текст предполагает известную сложность языка, не допустимо использование в тексте просторечных выражений и простых предложений, при оценке курсовой работы учитывается словесная культура изложения. Текст курсовой работы не должен содержать грамматические и пунктуационные ошибки.

В конце каждого раздела основной части курсовой работы (пункта, параграфа, главы) даются краткие выводы из предшествующего изложения. Это необходимо для цельности текста исследования, важно, чтобы его разделы были соединены друг с другом последовательностью текста и не имели явных смысловых разрывов.

По стилю изложения курсовая работа по истории изобразительного искусства должна представлять собой определенный жанр – научное произведение. Письменная научная речь строится по определенным правилам, определяемым академическим этикетом и традициями изложения своих мыслей с опорой на привлекаемые для их обоснования мнения исследователей и научные концепции.

Наилучшим способом изложения для курсовой работы является формально-логический, так как в тексте обосновывается и доказывается ряд теоретических положений. Научный стиль не предполагает эмоционального изложения и риторики, возможной в художественном произведении. Научный текст должен быть точен и лаконичен, содержать изящную аргументацию и доказательства. В тексте курсовой работы используется понятийный аппарат дисциплины История изобразительного искусства, которым студент должен владеть. В научной речи используются определенные фразеологические обороты, слова-связки, вводные слова, предназначенные для логических переходов данной части изложения с предыдущей и последующей, а также для подчеркивания рубрикации текста.

Научная речь имеет грамматические, синтаксические и лексико-стилистические особенности, которые определяются большим количеством существительных в тексте, выполняющих функцию абстрактных понятий, отглагольных существительных, выражающих процессуальный характер описываемого. Особенностью использования глагольных форм в научном тексте является обращение к изъявительному наклонению, настоящему времени, несовершенному виду, так как научная речь имеет констатирующий характер и сообщает о существующем здесь и сейчас положении вещей. Синтаксис научного текста характеризуется обилием сложных и сложноподчиненных предложений, позволяющих адекватно передать логические механизмы научной аргументации и причинно-следственных связей, - важнейших в научном тексте. Большое количество простых предложений создаст впечатление примитивности и бедности языка изложения.

Важно отметить, что традиционной формой подачи научного текста является отстраненность от изложения личности автора с его субъективными предпочтениями, индивидуальными особенностями речи и стиля, эмоциональными оценками, то есть почти полное исключение из употребления личного местоимения первого лица единственного числа «Я».

Поскольку выполнение курсовой работы направлено на формирование исследовательских навыков, в ней должна просматриваться определённая авторская позиция, текст основной части работы должен быть осмысленным, обобщённым, изложенным своими словами.

В заключении студент самостоятельно на основании изученного и проанализированного материала должен кратко и четко сформулировать выводы, то есть в заключении должны коротко прозвучать ответы на вопросы, сформулированные в этих задачах.

Выводы должны быть логическим завершением данного исследования, они не могут быть взяты из другого источника, даже при всей их правильности. В заключении не должны использоваться цитаты. В случае если каждая глава курсовой работы имела свои выводы, в заключение не рекомендуется их повторять дословно. Необходимо сформулировать их вновь в предельно сжатом виде. Заключение курсовой работы включает в себя кратко изложенные выводы из проведенного исследования, к которым пришел автор. После этого следует обобщить выводы и сделать один, или несколько, самых главных вывода по теме. Так же в заключении можно указать возникшие в результате работы трудности и перспективные направления дальнейшего исследования.

Приложениякурсовой работы по истории изобразительного искусства обычно составляют иллюстрации, которые призваны дополнять и пояснять изучаемую тему. Это могут быть репродукции исследуемых произведений, рисунки, архитектурные чертежи, схемы, таблицы, фотографии и т.д. Их состав определяется студентом совместно с руководителем и в каждом отдельном случае зависит от содержания работы. Число и характер иллюстраций должны быть такими, чтобы они могли наилучшим образом дополнять текст, подтверждать основные положения и выводы, способствовать наиболее полному раскрытию темы.

У каждой иллюстрации должен быть порядковый номер и атрибуция (т.е. установлен автор, время создания, местонахождение художественного произведения, его название, материал и размеры).  При сравнительном анализе произведений репродукции должны быть расположены таким образом, чтобы их можно было рассматривать вместе. Связь основного текста с приложением осуществляется через ссылки.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 359; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!