Тема 4. Основные стадии исторической эволюции науки.



Наука как целостный феномен возникает в Новое время вследствие отпочкования от философии и проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклассический, постнеклассический (современный) – на каждом из этапов – соответствующие идеалы, нормы и методы научного исследования, формируется определенный стиль мышления, своеобразный понятийный аппарат. Критерий – соотношение (противоречие) объекта и субъекта познания.

1. Классическая наука (17-19 вв.), исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении устранить по возможности все, что относится к субъекту, средствам, приемам и операциям его деятельности – условие получения объективного знания о мире. Объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом. Парадигма – механика, картина мира строится принципе жесткого детерминизма (Лаплас), образ мира как часового механизма.

2. Неклассическая наука (первая половине 20 в.), исходный пункт ее связан с разработкой релятивистской и квантовой теории, отвергает объективизм классической науки, отбрасывает преставление реальности как чего-то не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора. Осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. Парадигма – теория относительности, дискретности, квантования, вероятности, дополнительности.

3. Постнеклассическая наука (вторая половина 20 – начало 21 в.). ее существенный признак – постоянная включенность субъективной деятельности в «тело знания». Она учитывает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности познающего субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами. Парадигма – становления и самоорганизации. Основные черты нового образа науки – синергетика, изучающая общие принципы процессов самоорганизации, протекающих в системах различной природы. Ориентация на синергетическое движение – ориентация на историческое время, системность (целостность) и развитие как важнейшие характеристики бытия.

Каждый новый этап не уничтожает предыдущий, а включает его в себя, ограничивая сферу его действия. Неклассическая наука не уничтожила классическую, а только ограничила сферу ее действия: например, при решении ряда задач небесной механики не требовалось привлекать принципы квантовой механики, а достаточно было ограничиться классическими нормативами исследования.

Другая классификация, с точки зрения соотношения анализа и синтеза:

1. Аналитическая – классическое и неклассическое естествознание, на последней стадии – усиленное нарастание синтетической тенденции. Особенности: непрерывная дифференциация наук, преобладание эмпирических знаний над теоретическими, акцентирование внимания на самих исследуемых предметах, а не на их изменениях, рассмотрение природы, по преимуществу, неизменной, вне развития, вне взаимосвязи ее явлений.

2. Синтетическая, интегративная стадия – постнеклассическая наука. Возникновение междисциплинарных проблем и соответствующих стыковых дисциплин. Нет ни одной науки в чистом виде, речь идет о процессе построения целостной науки о природе и единой науки о действительности в целом.

Зарождение первых форм теоретического знания традиционно связывают с античностью, хотя Древний Восток, Индия, Китай и удивляют нас чудесными изобретениями, знания здесь носят специфический характер: знания часто носили религиозно-мистический характер, аппарат государственной власти был связан с сакральным аппаратом жрецов – носители практических знаний. Древние египтяне, например, накопили большой массив знаний в области математики (вычисление площадей, подсчет произведенного продукта, расчет выплат, налогов, использование пропорций, создание таблиц – но только те математические операции, которые им были необходимы для непосредственной хозяйственной деятельности, не создавали теорий, что является одним из важнейших признаков научного знания. Шумеры изобрели гончарный круг, колесо, бронзу, цветное стекло, установили длительность года, но: нет рационального исследования мира, теоретического решения проблем, для объяснения являющегося используются аналогии из жизни людей.

Предпосылки научного знания – мифы, способ ориентации человека, особый тип мышления, его черта – очеловечивание окружающей среды. Черты мифа: стремление объяснить космос, процесс направленности от общего к чстному, от хаоса к порядку, совмещение двух аспектов: диахронического (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего), отождествление различных предметов, явлений, событий (Солнце – золото, вода – молоко- кровь). Для отождествления необходимо было научиться сопоставлять различные предметы, явления по телесным признакам. Ориентация человека на разграничение мира явлений и мира их глубинных структур.

Греция: формирование «доказывающей науки», термины теорема, лемма, аксиома – греческого происхождения. Два способа формирования знаний: идеальные объекты берутся из практики, мышление – идеализированная схема практических действий, например, геометрия основана на практике измерения земельных участков. Способ построения знания путем предметных отношений наличной практики обеспечивал предсказание ее результатов в границах уже сложившихся способов практического освоения мира. Преднаука: первичные идеальный объекта выводились из практики, затем внутри системы формировались новые идеальные объекты. Наука: новые объекты черпаются не из практики, а из ранее сложившихся систем знания, применяются в качестве материала для строительства новых знаний. Пример: математика: числа начинают рассматриваться не как прообраз предметных совокупностей, которыми оперируют в практике, а как относительно самостоятельные математические объекты, свойства которых подлежат систематическому изучению. С этого момента начинается собственно математическое исследование, в ходе которого из ранее изученных натуральных чисел строятся новые идеальные объекты. Применяя, например, операцию вычитания к любым парам положительных чисел, можно было получить отрицательные числа и т.д.

Геометрия – Пифагор, Гиппократ Хиосский (4 в. до н.э.) – изложение основ геометрии, базирующейся на методе математической индукции. Изучена окружность, развивалась стереометрия. Теэтет: теория правильных многогранников, способы их построения, выражение ребер через радиус описанной сферы. Эвдокс (4 в. до н.э.) – первая геометрическая модель Космоса, затем Аристотель: представление о том, что Космос состоит из ряда сфер или оболочек, обладающих общим центром, совпадающим с центром земли. Сверху Космос ограничен сферой неподвижных звезд, которые совершают оборот вокруг мировой оси в течение суток. Идея стихий, атомистика.

Средневековая наука. Знания – вписаны в систему средневекового миросозерцания, для которого характерно стремление к всеохватывающему знанию, что вытекает из представлений, заимствованных из античности: подлинное знание – это знание всеобщее, аподиктическое (доказательное). Но обладать им может только Творец, только ему доступно знать, и это знание только универсальное. Так как на земле все сотворено, о существование любой вещи определено свыше, следовательно, она не может быть несимволической. Слово выступает орудием творения, а переданное человеку, оно выступает универсальным орудием постижения мира. Понятия отождествляются с их объективными аналогами, что выступает условием возможности знания. Если человек овладевает понятиями, значит, он получает исчерпывающее знание о действительности, которая производна от понятий. Познавательная деятельность сводится к исследованию последних, а наиболее репрезентативными являются тексты Священного Писания.

Все «вещи видимые» воспроизводят, но не в равной степени «вещи невидимые», т.е. являются их символами. И в зависимости от приближенности или отдаленности от Бога, между символами существует определенная иерархия. Телеологизм выражается в том. Что все явления действительности существуют по промыслу Бога и для предуготовленных им ролей. Познание – под контролем церкви. 1131 г. – запрет на изучение медицинской и юридической литературы. Универсальный метод – дедукция. Схоластика стремится к обновлению Р положений, приспосабливая их к удобству преподавания в университетах и школах. Большое значение придается логике рассуждений, в которой схоласты видят путь постижения Бога. Метод постигающего созерцания, которое схватывает не образ предмета, дальше которого не могут идти ни физика, ни математика, но прообраз этого образа, действительную форму предмета, которая есть само бытие и от которой бытие происходит.

Обучение: светские знания и теология. Светские знания: грамматика, риторика, арифметика, геометрия, музыка, астрономия.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 366; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!