Наука как социальный институт



В современную эпоху наука внедряется в различные сферы социальной жизни, регулируя самые разнообразные виды человеческой деятельности. Глобализация многих явлений, в том числе кризисных, ставит перед человечеством проблему поиска новых мировоззренческих ориентиров. В этой связи на первый план выходит осознание социокультурной сущности науки.

Понимание науки как социокультурного феномена говорит о ее зависимости от многообразных сил и влияний, действующих в обществе, о том, что наука определяет свои приоритеты в социальном контексте, что она вплетена во все сферы общественных отношений, в том числе, в профессиональную сферу. В своем институциональном контексте наука может рассматриваться как вид профессиональной деятельности, осуществляемый конкретными людьми – учеными. Ученый – специфическая, ответственная, востребованная сегодня профессия.

Под институционализацией науки понимается процесс, связанный с организацией исследований и воспроизводства субъекта научной деятельности. Этот процесс сопровождался и сопровождается возникновением и консолидацией ученых сообществ, научно-исследовательских и специальных учебных заведений, научных журналов и пр.

Институциональное понимание науки подчеркивает ее социальную природу и объективирует ее бытие как формы общественного сознания. Как социальный институт, связанный с производством научно-теоретического знания, наука представляет собой определенную систему взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, систему норм и ценностей.

Профессионализацию и институционализацию науки, превращение научного творчества в профессиональную деятельность большинство исследователей относят к Новому времени. Возникновение науки как социального института и рода профессиональной деятельности связывают с кардинальными изменениями в общественном строе и, в частности, с эпохой буржуазных революций, которая дала мощный толчок развитию промышленности, торговли, строительству и т.д. Способы организации и взаимодействия ученых менялись на протяжении всего исторического развития науки. В древнем и средневековом обществе, несомненно, существовали различные формы научного поиска, возникли первые научные школы, но в полной мере говорить о науке в ее профессиональном и институциональном значении вряд ли возможно: как социального института и профессии ее тогда не существовало. В античности научные знания растворялись в системах натурфилософов, в Средневековье – в практике алхимиков, смешивались либо с религиозными, либо с философскими воззрениями. 

Становление науки как вида профессиональной деятельности в Новое время тесно связано с развитием университетского образования, первые университеты в Европе появились еще в позднем Средневековье. Старейшими из них являются Болонский (1119), Парижский (1160), Оксфордский (1167), Кембриджский (1209), Падуанский (1222), Неаполитанский (1224). Первые университеты, имеющие непосредственной задачей не просто передачу системы знаний, но и подготовку способных к интеллектуальному труду и профессиональной научной деятельности людей, были не только учебными, но и научными центрами [1. С. 11].

Как профессиональная деятельность и социальный институт наука возникла в Западной Европе в XVI-XVII вв. в связи с необходимостью обслуживать нарождающееся капиталистическое производство. Существование науки в этом качестве свидетельствовало о возможности науки выполнять специфические функции в системе общественного разделения труда, а именно, отвечать за производство теоретического знания. Как профессия, наука включала в себя не только систему знаний и научную деятельность, но и систему профессиональных отношений в науке, научные учреждения и организации. Уже в 1603 г. в Риме была создана первая академия наук – Академия деи Линчеи, членом которой был Г. Галилей. Целью этой Академии было изучение и распространение научных знаний в области физики. В 1660 г. был основан один из ведущих научных центров Европы – Лондонское королевское общество.

Середина XIX в. – следующий ключевой этап институционализации науки, в этот период происходят значительные изменения в организации научных исследований, прежде всего, физических и химических. На смену ученым-одиночкам и традиционным кабинетам приходят научно-исследовательские лаборатории, при них проводятся коллоквиумы. Первые лаборатории были открыты при университетах – Лейпцигском, Геттингенском, Гейдельбергском и др. В России первая лаборатория была организована в Московском университете в 1872 г. по инициативе физика А.Г. Столетова. Впоследствии многие лаборатории преобразуются в научно-исследовательские институты, создаются предпосылки для формирования научных школ [1. С. 14-15].

В середине ХХ в. наука претерпевает глубокие количественные, качественные и структурные изменения, обусловленные новыми социально-экономическими требованиями. Она превращается в сферу массового производства знаний. Бурно развиваются биотехнологии, микроэлектроника, информатики, робототехника, происходит массовая компьютеризация, повсеместное внедрение новых информационных технологий. Все это требует существенно иных по сравнению с предыдущим этапом форм организации научной деятельности, новых принципов построения научных коллективов.

Сегодня науку как профессию и социальный институт представляет многообразие существующих научных сообществ. Научное сообщество может быть понято как сообщество всех ученых, специалистов той или иной области знания, как группа исследователей, изучающих определенную научную проблему. Роль профессионального научного сообщества в процессе развития науки и общества в целом может быть представлена следующими позициями:

- представители данного научного сообщества едины в понимании целей науки и задач своей дисциплинарной области;

- для них характерен универсализм, при котором ученые в своих исследованиях и в оценке исследований своих коллег руководствуются общими критериями и правилами обоснованности и доказательности знания;

- понятие научного сообщества фиксирует коллективный характер накопления знания, оно выступает от имени коллективного субъекта профессиональной деятельности, создает и поддерживает систему внутренних норм и идеалов, т.н. этос науки: ученый может быть понят и воспринят как ученый только в его принадлежности к определенному научному сообществу;

- все члены научного сообщества придерживаются определенной парадигмы – модели постановки и решения научных проблем.

В науке, как и в любой области профессиональной деятельности, взаимоотношения между теми, кто в ней занят, и действия каждого из них подчиняются определенной системе этических норм,определяющих, что допустимо, что поощряется, а что считается непозволительным и неприемлемым для ученого в различных ситуациях. Однако профессионализм в науке, как ни в какой другой профессии, основывается на высоком интеллекте и моральной чистоте ученого. Еще Л. Фейербах пытался сформулировать десять заповедей профессионализма человека науки: 1) ученый - мужественный борец за истину, но сам он обладает миролюбивым характером; 2) ученый также и уступчив, для него важнее учиться, чем всегда оказываться правым; 3) ученый идет своим путем, углубляется в свой предмет, не глядя ни направо, ни налево; 4) ученый не знает большего наслаждения, чем работать и быть деятельным; 5) ученый прост и доступен, бесконечно далек от гордости, самомнения; 6) у ученого нет времени для дурных, недоверчивых мыслей; 7) ученый не гонится за мирскими почестями и богатствами, он находит счастье в науке; 8) честность является основной добродетелью ученого; 9) ученый - объективный человек; 10) ученый - это свободный от самого себя человек [3. С. 131].

 

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 255; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!