Роль православной церкви в развитии медицины



Дополнительная литература

Аптекарский приказ пытался внести свою лепту и в решение задачи, поставленной еще на Стоглавом соборе, — в создание государственных больниц.

Правда, больницами в России многие столетия, начиная с XI века, тради­ционно занималась движимая христианским милосердием православная церковь. «Церковь на Руси ведала тогда не одно только дело спасения душ: на нее возложено было много чисто зем­ных забот, близко подходящих к задачам государства. Она является со­трудницей и нередко даже руководительницей мирской государственной власти в устроении общества и поддержании государственного порядка».

Проведенный русскими историками анализ Писцовых книг, относя­щихся ко второй половине XVII века, показывает, что право­славная церковь содержала немало «особых мест для призрения немощ­ных». Например, только в 23 уездах и вотчинах Троице-Сергиевой лавры было 1132 таких помещений, а в 12 городах — 470 помещений.

Православные монастыри долго продолжали оставаться единствен­ным местом лечения тех, кто «в уме помешался». Известно, например, что царь Михаил Федорович однажды «указал послать Микиту Уварова в Кириллов монастырь под начало для того, что Микита Уваров в уме помешался».

Призрением и лечением больных занимались многие служители православной церкви (они были тогда наиболее образованными людьми). Известно, например, что лечебной практикой занимался даже патриарх Никон, когда по определению Московского собора он в 1666 г. был сослан в Ферапонтов монастырь. До­кументально установлено, что здесь, начиная с 1672 г., он вел прием боль­ных — читал над ними молитвы, мазал их освященным маслом, давал им разные лекарства.

Один из келейных старцев Никона, дьякон Мардарий, покупал ему в Москве «для лекарства деревянное (оливковое) масло, ладан, скипи­дар, траву чечуй, целебиху, зверобой, нашатырь, квасцы, купорос, камфа­ру»: из этих компонентов и других продуктов (мед, свиное сало, утиный жир и пр.) Никон составлял лекарства и лечил разные бо­лезни — падучую, страхование от бесов, забывчивость, мнительность и бе­зумие, порчу, черную болезнь, галлическую, расслабление членов, волоса­тик, трясавицу и гнетеницу, слепоту и др. По всей вероятности, это были заболевания, которые сейчас находятся в компетенции психоневрологов: как свидетельствовали современники, Никон часто добивался успеха. Впоследствии следственным властям, посланным собором в 1676 г., между прочим велено было «все Никоновы лекарства, коренья, травы, водки, ма­зи сжечь на огне и бросить в реку, чтоб от него ничего не осталось».

Искусным врачевателем показал себя архиепископ Холмогорский и Вятский Афанасий, образованный человек, много занимавшийся в Патри­аршем книгохранилище в Москве. При Холмогорском монастыре Афа­насий завел аптеку, в которой был широкий набор лекарств, в т.ч. достав­ленных из Москвы; об этом свидетельствует находящаяся в библиотеке Академии наук рукопись «Тетрадь преосвященного Афанасия архиеписко­па Холмогорского», в которой приведена «роспись» лекарств — масел (гвоздичного, мятного, анисового, полынного, сперматанарум), мазей (диалтейной, попилевой, белильной, бобковой), сложных порошков, сиропов, бальзамов. Афанасий был и автором научных трудов, в т.ч. по медици­не — наибольшую ценность представляет «Преосвященного Афанасия ар­хиепископа Холмогорского и Вятского Реестр из доктурских наук» (руко­пись хранится в Военно-медицинском музее в Санкт-Петербурге): историк медицины И.Л.Аникин оправданно считал этот труд одной из первых рус­ских фармакопеи.

Православная церковь была в российском государстве крупной обще­ственной и политической силой, не только духовной, но и мирской, свет­ской. Монастыри имели свои земельные владения — обширные вотчины, энергично вели хозяйство и имели возможность оказывать помощь «боль­ным, сирым и убогим». Масштабы этой помощи были достаточно велики.

Не подлежит сомнению, что в XVII в. в России многие монастыри, да и церкви тоже, содержали больницы. Например, когда келарь Иринарх в 1655 г. построил в Троицком монастыре церковь, то при ней были сооружены и больничные кельи. При Белгостицком монастыре по описи 1685-1686 гг. значились, среди других, «пять келий братских, келья больнишная, а в них живут пятнадцать старцев». В 1685 г. патри­арх Иоаким в грамоте к новгородскому митрополиту Корнелию признал необходимым «Николаевской белой монастырь с вотчинами и со всеми угодьи переписать в Софейский дом и в том монастыре построить больни­цу для прокормления и покоя болящих и питати их из вотчины того Ни­колаевского Белаго монастыря». В 1678 г. Вологодский и Белозерский архиепископ Симон распоря­дился устроить в Успенском горнем девичьем монастыре новую больницу. В Нижегородской епархии при Благовещенском соборе в XVII веке Алек­сеевская каменная церковь, как сказано в старинном документе, стояла между двумя каменными больницами: в длину простиралась она с боль­ничными келиями на 24 сажени, а в ширину на 11 сажень.

Первым подлинным больничным учреждением в России нужно счи­тать приемный покой для раненых, устроенный в 1612 г. монахами Троице-Сергиева монастыря. Впоследствии создавались другие подобные боль­ницы, вернее госпитали, для лечения раненых. Так, в 1656 г. военно-вре­менной госпиталь был открыт в Смоленске. 29 сентября 1678 г. по указу царя Федора Алексеевича «ведено занять Рязанское подворье для лечения ратных раненых больных всяких чинов людей, которые ранены на ... службе в Чигирине и под Чигириным». Туда поступило сначала 159 человек. Потом оказалось, что раненых 746 человек. Тогда были заняты еще Вологодское и Казанское подворье. Расходы по содержанию раненых были возложены на Приказ Большого Дворца, а лечили их лекари Апте­карского приказа братья Митрофан, Кирило и Артемий Петровы.

Устраивались больницы и на частные средства — на средства жертво­вателей. Наиболее известным жертвователем был боярин Федор Ртищев — незаурядная личность, видный государственный деятель и приближенное лицо царя Алексея Михайловича, воспитатель его сына царевича Алексея Алексеевича. Федор Ртищев был образованным человеком, отличался до­бротой и гуманностью. Во время войны с Польшей, находясь в действую­щей армии, он подавал пример заботы о раненых воинах: «ни одного из них, от скорби изнемогающего, не оставлял без вспомоществования», встречая их на дороге, брал в свою коляску, уступая в ней даже свое мес­то, несмотря на многолетнюю болезнь ног; доставив их в ближайшие го­род или деревню, изыскивал все способы для их призрения, лечения и пропитания, устраивал для этих людей временные госпитали и лечил их на свой счет и на деньги, данные ему на это дело царицей. А в мирное время в Москве богатый царедворец Федор Ртищев велел собирать по ули­цам валявшихся пьяных и больных и направлять их в особый приют, где содержал их до вытрезвления и выздоровления.

О боярине Ртищеве писали, что «он, построя во многих городах боль­ницы и богадельни, собирал в оныя бедных и немощных, определял к ним врачей, приставников и снабжал всем на содержание нужным». Неудивительно, что именно боярин Федор Ртищев стал основателем первых гражданских больниц: в 1656 г. он на свои деньги устроил в Москве первую гражданскую больницу из двух палат на 15 больных.

Следует сказать о том, что благотворительная деятельность боярина Ртищева стала высоким образцом для тогдашнего русского обще­ства; обратили на нее внимание и при царском дворе. В царствование Фе­дора Алексеевича «возбужден был вопрос о церковно-государственной благотворительности. На церковном соборе, созванном в 1681 г., царь предложил патриарху и епископам устроить такие же при­юты и богадельни по всем городам, и отцы собора приняли это предложе­ние.

Так, частный почин влиятельного и доброго человека лег в основание целой системы церковно-благотворительных учреждений, постепенно воз­никавших с конца XVII века.

На средства жертвователей создавались больницы при монастырях и церквах. Так, в 1652 г. построил в Новоспасском монастыре в Москве больницу с церковью князь Яков Черкасский. Патриарх Филарет, отец царя Михаила Федорови­ча, основал в Москве «больничный» монастырь святого Федора.

Важное событие произошло в 1682 г. Был обнародован указ царя Фе­дора Алексеевича об организации двух гражданских госпиталей на Гранатном дворе, у Никитских ворот, и в Знаменском монастыре. «На пропитание» этих учреждений им отводились вотчины. Подчеркива­лось, что «больные и увечные, а лечить их можно, и у того дела молодым дохтурам не малая польза, и в науке своей изощрение. И вскоре учение и искусство каждого дохтура при лечбе таких людей познати; также и лека­рей, которые ныне Государево жалованье емлют же, некоторым делать не­чего». Предусматривалась и рациональная организация этих граж­данских госпиталей. «Для лечбы их по всякой нужде надобно, чтоб у них был приставлен дохтур, аптекарь, да лекарей человека три или четыре с учениками. И аптека небольшая, для того, что со всяким рецептом ходить в город неудобно. А лекарства можно прочих держать недорогия, однако ж пользу будут чинити».

Медицинские реформы Петра I

Дополнительная литература

Конец XVII — начало XVIII веков стали знаменательным временем в истории России. Реформы выдающегося государственного деятеля и полко­водца, талантливого и энергичного Петра I, напряжение народных сил, труд всей России помогли во многом ликвидировать отсталость государст­ва, сыграли огромную роль в развитии производительных сил страны, ее промышленности и сельского хозяйства, науки и культуры.

Как писал об этом времени великий Пушкин, «была та смутная пора, когда Россия мо­лодая, в бореньях силы напрягая, мужала с гением Петра». Мужала, набиралась сил и опыта и русская медицина.

Петр I был образованным человеком, высоко ценил науку, а к меди­цине, по словам современников, испытывал особую страсть. Когда в 1697 г. в составе Великого посольства он, под именем урядника Петра Михай­лова, побывал в Голландии и Англии, то знакомился и с медицинскими клиниками и анатомическими лабораториями.

Рассказывают, что Петр слушал лекции профессора анатомии Рюйша, присутствовал при операциях, а увидев в его анатомическом кабинете превосходно препарированный труп ребенка, который улыбался как жи­вой, не удержался и поцеловал его (впоследствии Петр купил анатомиче­скую коллекцию профессора Рюйша, она находилась в Петербурге, в Кун­сткамере и Академии наук).

Распространению медицины в нашем отечестве при Петре Великом много способствовала страсть монарха к анатомии и хирургии. В хирургии император приобрел многие познания и даже практический навык. Обык­новенно монарх носил при себе два набора: один с математическими, дру­гой с хирургическими инструментами и до того любил хирургию, что под руководством Термонта (этот хирург приехал в Россию еще при царе Алексее Михайловиче) методически вскрывал трупы, делал раз­резы, пускал кровь, перевязывал раны и выдергивал зубы.

Царь повелел доносить о каждой более интересной операции, произведенной в госпитале или частном доме. Монарх не только следил за операциями, но и сам их делал. Искусный мастер, Петр в совершенстве знал многие ремесла. Успехи в этом поселили в нем прочную уверенность в ловкости своих рук: он дей­ствительно считал себя и опытным хирургом, и хорошим зубным врачом. Бывало, близкие люди, страдавшие от какого-либо недуга, требовавшего хирургической помощи, приходили в ужас при мысли, что царь может уз­нать об их болезни и, явившись с инструментами, предложит свои услуги в качестве хирурга: отказать царю, конечно, было нельзя, но и довериться ему как оператору, как доктору, как лекарю, тоже было невозможно. Все-таки, как говорят, после него остался целый мешок с выдернутыми им зу­бами — памятник его зубоврачебной практике.

В царствование Петра I, открывшее, по сути дела, историю России XVIII века, отличительной особенностью организации медицинского дела в стране продолжал оставаться государственный характер. Несмотря на трудности, связанные с проведением масштабных реформ, государство стремилось проявлять заботу об охране здоровья своих граждан, прежде всего военных, расходуя на это определенные суммы из бюджета и управ­ляя всей медициной в стране.

Известно, что в годы царствования Петра I в России были открыты большие военные госпитали — в Москве (1707), Петербурге (1716), Крон­штадте (1720), Ревело (1720), Казани (1722), Астрахани (1725) и других городах страны. Указом Петра I (1721) магистраты обязывались строить «земские иждивением гошпитали ради призрения сирых, больных и увеч­ных и для самих престарелых людей обоего пола»: в результате еще при его жизни в стране было создано 10 госпиталей и свыше 500 лазаретов. Закладывая в 1715 г. морской (Адмиралтейский) госпиталь в Петербурге, на Выборгской стороне, Петр I сказал: «Здесь изнеможенный найдет себе помощь и успокоение, которого ему доселе недоставало; дай только Боже, чтобы никогда многие не имели нужды сюда быть привозимы!».

Следует подчеркнуть, что именно Петр I обеспечил государственную поддержку проводившимся православной церковью, многими ее монасты­рями мерам по борьбе с «подкидышами» и по призрению сирот и незакон­норожденных; особенно активно поддерживал он начинания новгородско­го митрополита Иова. Еще в 1706 г. митрополит Иов, используя мона­стырские доходы, открыл на берегу реки Волхов три больницы, а также дом для прохожих и «дом для незаконорожденных и всяких подкидных младенцев».

Высокополезную деятельность митрополита Иова Петр часто приво­дил в пример не только иерархам церкви, но и своему ближайшему окру­жению: христианская благотворительность становилась важным государст­венным делом. Более того, в указе от 16 января 1712 г. Петр I прямо предписывал: «По всем губерниям учинить госпитали для увечных, а также прием незазрительный и прокормление младенцев, которые от не­законных жен рождены, по примеру новгородского архирея».

Развивавшаяся медицина требовала расширения обеспечения населе­ния лекарствами. Поэтому много внимания уделялось увеличению количе­ства аптек. В Петербурге, Казани, Глухове, Риге и Ревеле в 1706 г. были открыты казенные аптеки, а в некоторых других городах — гарнизонные. В то же время были приняты меры к поощрению создания вольных (част­ных) аптек.

В 1701 г. последовал указ, что всякий русский или иностранец, кото­рый пожелает завести вольную аптеку с разрешения правительства, пол­учит безденежно необходимое для сего место и жалованную грамоту на на­следственную передачу своего заведения; таковым аптекарям предоставле­но было право свободно выписывать все нужные материалы из-за границы.

В Москве, в дополнение к 2 казенным, разрешено было открыть еще 8 ап­тек. А с 1721 г. вольные аптеки начали открываться в Петербурге и других губернских городах. Характерно, что и разрешение на открытие аптек, и контроль над их деятельностью входили в сферу интересов государства.

Государственной медицине, в первую очередь военно-медицинской службе, требовалось все больше врачей. Сначала их вербовали за грани­цей. Например, только в 1698 г. в Амстердаме для службы в создаваемом российском флоте были наняты, наряду с капитанами, комендорами, штурманами и другими специалистами, и 52 лекаря: каждому полагалось жалованье в размере 12 ефимков, 13 алтын и 2 деньги в месяц.

25 мая 1706 г. был опубликован указ Петра I об организации Москов­ского «гофшпиталя»: его следовало построить «за Яузой рекою, против Немецкой слободы, в пристойном месте..., для лечения болящих людей».

Первоначально для госпиталя были построены несколько деревян­ных двухэтажных флигелей — как их тогда называли, «домов со свет­лицами». Здания госпиталя окружал сад, в котором разводились лекар­ственные растения.

21 ноября 1707 г. госпиталь был открыт.

В это же время начала действовать первая в стране Московская гос­питальная (медико-хирургическая) школа, приступили к занятиям ее первые ученики. Чтобы обрести собственных, более квалифицированных медиков, тре­бовалось готовить в стране своих врачей, открыв с этой целью специаль­ные учебные заведения. И в XVIII веке, после первой госпитальной школы в Москве, было открыто еще несколько школ. Воспитанников госпи­тальных школ, которые были одинаково компетентны и в терапии, и в хирургии, направляли прежде всего в армию и на флот. Важно подчеркнуть, что эта школа представляла собой принципиаль­но новый тип высших медицинских учебных заведений.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 863; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!