Основы библейской диагностики болезней
В процессе систематизации представлений о процессе лечения больных Моисеем был составлен перечень болезненных симптомов, встречающихся в книгах Ветхого Завета, относится к кожным проявлениям. Это неудивительно. Старинная народная мудрость гласила, что болезни входят и выходят через кожу, как через большую парадную дверь.
Действительно, кожа не остается «сторонним наблюдателен» при заболеваниях внутренних органов, а как бы сигнализирует обо всех происходящих в организме изменениях.Различные пятна, пузыри, струпья, кожный зуд и прочее зачастую являются не местными заболеваниями, а симптомами более общих болезненных процессов, хотя, конечно, у кожи, как и любого другого органа, существуют собственные болезни. Любые видимые изменения кожи служили предметом пристального внимания жрецов, выполнявших в те времена и врачебные функции. По характеру этих изменений жрец выносил решение: опасен ли данный человек для окружающих и подлежит изоляции, или он «чист», то есть безопасен. Процедура осмотра была возведена в закон из 58-ми пунктов, в которых подробно перечислялись все виды поражений кожи и соответствующие предписания на каждый случай.
Вероятно, что жрецы умели распознавать глистные инвазии. Во всяком случае, они хорошо знали, что некоторых глистов (аскариды, острицы) убивает чеснок.
В «Евангелии мира», написанном уже в период христианства и датируемом учеными IV веком н.э., имеется описание процедурыизгнания глистов, которую проводит больному сам Иисус. После того как многие больные уже исцелились, выполнив положенные предписания — пост, очистительные процедуры (внешние и внутренние: клизма, омовения, воздушные ванны, грязелечение), Иисус занялся больным, «тело которого иссохло, остался один скелет, и кожа его была желтой как осенний лист. Несчастный просил изгнать Сатану, который «беснуется в гневе» у него внутри».
|
|
Как же происходила процедура изгнания? Иисус взял овечье молоко, поместил его на песок, нагретый солнцем, чтобы вошла в него сила Ангела солнечного света. Ангелы Воды, Воздуха и Солнечного света объединились, и вверх стали подниматься пары горячего молока. Больной вдохнул пар. Иисус пообещал ему, что «Сатана немедленно покинет твое тело, ибо три дня он уже голодает, не находя пищи в теле внутри тебя. Он выйдет, чтобы утолить голод парным молоком». Больного охватил озноб, начались позывы на рвоту, он впал в беспамятство, и изо рта у него вышел отвратительный червь, который пополз к молоку. Иисус камнями расшиб голову Сатане и вытянул его тело, которое длиной было почти в рост человека. Судя по размеру, если он не преувеличен, это был солитер или бычий цепень. Желтый цвет кожи больного — желтуха — говорит о том, что у него была закупорка желчного протока и поражение печени.
|
|
Перечень кожных симптомов, составленный Моисеем, обнимает не только местные поражения кожи, но включает и признаки инфекционных болезней, типичных для жарких стран — лейшманиозов, москитной лихорадки и др. Поэтому строгая изоляция больных с болезненными изменениями на коже была оправдана и широко использовалась в древности. Ныне это мероприятие называется карантин.
Потомки Адама хорошо понимали, что здоровье является самой большой ценностью:«Лучше бедняк здоровый и крепкий силами, нежели богач с изможденным телом; здоровье и благосостояние тела дороже всякого золота, и крепкое тело лучше несметного богатства; нет богатства лучше телесного здоровья».
Заболеть часто означало умереть, и потому синайский законодатель, как часто называют Моисея, придавал большое значениепрофилактике, которую составляли различного рода пищевые запреты, изоляция подозрительных в отношении заразных заболеваний лиц, дезинфекция жилищ и одежды и, конечно, личная гигиена.
Предупреждение болезней возводилось в ранг официальной доктрины. Жрец осматривал больного в день обращения и при подозрении на заразность заболевания объявлял его «нечистым» и обязывал покинуть стан на 7 или 14 дней, в зависимости от характера поражения (рис. 22).
|
|
К примеру, если болезненные изменения были на месте старого ожога или очага воспаления, то срок изоляции составлял 7 дней, а если они появлялись на прежде здоровой коже и особенно в тех случаях, когда участки поражения локализовались на коже головы и «в бороде»,— то 14 дней.
Для обеззараживания применялась «очистительная вода», своего рода дезинфицирующий раствор, приготовление которой описано весьма подробно:
«Скажи сынам Израилевым, пусть приведут тебе рыжую телицу (эта порода коров в те времена считалась лучшей.— Авт.), без порока, у которой нет недостатка и на которой не было ярма»,— то есть абсолютно здоровое животное. Корову нужно было зарезать вне стана, в присутствии жреца, а затем сжечь «при его глазах: кожу ее и мясо ее и кровь ее с нечистотою (то есть внутренностями,— Авт.) ее пусть сожгут» — целиком. Затем жрец брал ветви кедрового дерева и иссопа и нить из червленной (то есть красной) шерсти, символизирующей грех, и бросал в костер «на сожигаемую телицу».
|
|
«Очистительную воду» готовили, смешивая золу с живой (ключевой) водой. Поскольку корову сжигали целиком, вместе с костями и внутренностями, то полученный раствор представлял собой богатую солями натрия и калия щелочь, которая, как известно, до сих пор применяется в качестве дезинфицирующего средства. Долгие годы большой популярностью пользовалась щелочь в виде зеленого мыла.
Большое значение придавал Моисей гигиене жилых помещений. Каждый домовладелец обязан был известить жреца о появлении на стенах своего дома «влагоуглублений», то есть пятен от сырости или от разрастания домового гриба, плесени; жрец являлся «по указанному адресу», осматривал помещение и принимал решение: соскоблить штукатурку или же разобрать стенку, чтобы вынуть попорченные камни. В случае, если после замены штукатурки и камней «влагоуглубления» вновь появлялись на стенах дома, его разрушали.
Все обитатели дома и их гости, все, кто «ел и спал» в нем, должны были совершить омовение и выстирать одежду. Когда подозрительные пятна появлялись на одежде, ее несли жрецу для осмотра, и он решал: подвергнуть ее стирке, вырвать из нее попорченные места или сжечь ее на огне. Эта крайняя мера применялась в тех случаях, когда стирка и вырезание попорченных мест не помогали.
Страх перед заражением породил и ряд правил по отношению к военной добыче: «И сказал священник воинам, ходившим на войну: вот постановление закона, который заповедовал Господь Моисею: золото, серебро, медь, железо, олово, свинец, и все, что проходит через огонь, проведите через огонь, чтоб оно очистилось, а кроме того и очистительною водою должно очистить; все же, что не проходит через огонь, проведите через воду; и одежды ваши вымойте в седьмой день, и очиститесь, и после того входите в стан».
Вообще, военно-полевая гигиена была в особой чести. Принимались все меры, чтобы войско было боеспособным и не несло урона из-за несоблюдения правил личной гигиены, которые жестко регламентировались. Любой воин, почувствовавший недомогание, должен был удалиться из лагеря.
Все естественные надобности полагалось отправлять только за пределами последнего: «Место должно быть у тебя вне стана, куда бы тебе выходить; кроме оружия твоего должна быть у тебя лопатка; и когда будешь садиться вне стана, выкопай ею яму и опять зарой ею испражнение твое».
Библейская диетика
Освященные законом диетологические принципы (от греческого слова олайа — образ жизни, продовольствие), включенные в Библию, представляют для нас немалый интерес как первые шаги в области науки о питании — диететики.
Пищевые запреты
Библейская диететика делит пищу на кошерную — дозволенную, и трефную — то есть недозволенную.
Ряд специальных правил и ограничений относится к потреблению мяса.Прежде всего есть можно только мясо животных, зарезанных по правилам шехиты — ритуального убоя, который предусматривает перерезание обеих сонных артерий. С гигиенической точки зрения такой способ предпочтительнее, чем удар кувалдой по голове или ножом в сердце, особенно в жарком климате, так как вся кровь быстро вытекает из тела, а ведь именно она начинает разлагаться в первую очередь. Однако продиктован он был не гигиеническими, а религиозными соображениями, ибо иудеи полагали, что душа находится в крови: «...только строго наблюдай, чтобы не есть крови, потому что кровь есть душа: не ешь души вместе с мясом». Запрещалось есть и внутренний (нутряной) жир, обладающий целебными свойствами, его полагалось приносить в жертву Господу, сжигая на огне.
Строго регламентирован перечень представителей животного царства, мясо которых считалось кошерным: «Вот скот, который вам можно есть:волы, овцы, козы, олень и серна, и буйвол, и лань, и зубр, и орикс, и камелопард»*.
Интересны два обобщительных признака, по которым отличали животных, мясо которых пригодно в пищу, от тех, чье мясо было запретным. Это срыгивание жвачки и раздвоение копыт.
Следовательно, чистыми считались травоядные животные. Нечисты для вас свиньи, потому что копыта у нее раздвоены: нечиста она для вас; не ешьте мяса их, и к трупам их не прикасайтесь».Свинью считают нечистым животным из-за ее всеядности. Питается она, как правило, отбросами. Табуированным, то есть запрещенным, животным свинья была не только у древних евреев, но и у ассирийцев, египтян и вавилонян. Самая молодая из мировых религий — ислам — унаследовала жесткий запрет на свинину, который строго выполняют даже неверующие представители мусульманских народов, считая его национальной традицией. Мясо свиньи, как известно, часто бывает заражено ленточными глистами и цепнями. Свиньи, обладая сравнительно небольшой восприимчивостью к саль-монеллезу, нередко бывают носителями сальмонелл и потому представляют определенную эпидемиологическую опасность.
В последнее время соль и сахар многие относят к «белым врагам человечества». Однако «соль — добрая вещь»,— как говорил Иисус, если употреблять ее в меру. Вредна лишь чересчур соленая пища, но при некоторых заболеваниях потребление соли ограничивают более сурово.Что касается сахара, то нельзя забывать, что нервные клетки работают только на глюкозе, на жирах они работать не могут. Всего 10 секунд без глюкозы, и мозг погибает в результате инсулинового шока.
В условиях жаркого климата и подсоленное мясо разрешалось употреблять в пищу только в течение первых двух суток после убоя животного, на третьи сутки даже соленое мясо подлежало сожжению:
«...мясо мирной жертвы благодарности должно съесть в день приношения ее... Если же кто приносит жертву по обету или от усердия, то жертву его должно есть в день приношения, и на другой день оставшееся от нее есть можно, а оставшееся от жертвенного мяса к третьему дню должно сжечь на огне».
При употреблении несвежего мяса резко возрастает опасность пищевого отравления. Совсем страшным грехом почиталось употребление мяса, пролежавшего более трех дней : «Не ешьте никакой мертвечины».
Наши предки относились к приему пищи гораздо серьезнее, чем мы. Так призывал в свое время своих учеников Иисус: «Не принимайте пищу, как это делают язычники, в спешке набивая себя едой, оскверняя тело всевозможными отвратительными вещами. Дышите медленно и глубоко во время еды, чтобы ангел воздуха мог благословить вашу трапезу. И тщательно прожевывайте пищу зубами, чтобы стала она подобной воде и чтобы ангел воды обратил ее в кровь в вашем теле. И ешьте медленно, как будто это молитва, с которой вы обращаетесь к Богу... Но Сатана превращает в зловонное болото тело того, на кого не сошли ангелы воздуха и воды во время трапезы».
Еще рекомендации Иисуса: «Все, что вы едите в печали или в гневе или без желания, становится в вашем теле ядом. Ибо дыхание Сатаны оскверняет такую пищу. Возложите с радостью ваше подношение на алтарь своего тела, и пусть все дурные мысли покинут вас, когда вы будете принимать в свое тело силу Бога с его стола. И никогда не садитесь за стол Бога прежде, чем позовет он вас через ангела аппетита. Поэтому всегда предавайтесь радости вместе с ангелами Бога, за их царским столом, ибо это приятно сердцу Господа. И жизнь ваша будет долгой на земле, ибо самый лучший из слуг Бога будет служить вам все ваши дни — ангел радости».
Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 446; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!