УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВА В СООТВЕТСТВИИ С ЕГО КОММУНИКАТИВНО-СТИЛИСТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ
Правило | Неправильный вариант | Правильный вариант | |||
1. Не следует неуместно и необоснованно использовать слова с ярко выраженной стилистической окраской в инородном контексте: | |||||
• термины в ненаучном тексте (т. н. псевдонаучность изложения);
• разговорные слова и выражения в строгих стилях;
• элементы официально-делового стиля (канцеляризмы) в текстах других стилей;
• устаревшие слова; • неологизмы; • иностранные слова | Некоторые певцы исполняют русские народные песни с элементами подражательства иностранной манере звукоизвлечения Результаты проверки, проведённой нашей комиссией, позволяют сделать вывод: в деле газификации районных центров работы непочатый край Мы очень обеспокоены недокомп-лектом педагогических кадров в нашей школе Спонсоров в театре привечали гостеприимно Передача идёт в несмотрибельное время, отнюдь не в прайм-тайм. Я очень люблю модуляции её голоса | Некоторые певцы при исполнении народных песен подражают иностранной манере Результаты проверки, проведённой нашей комиссией, позволяют сделать вывод: в деле газификации районных центров предстоит много работы Мы очень обеспокоены тем, что в нашей школе не хватает педагогов Спонсоров в нашем театре встречали гостеприимно Передача идёт в дневное время, поэтому её смотрит небольшое количество зрителей Мне нравится её пение Мне нравится её речь | |||
2. Профессионализмы могут использоваться только в сфере профессиональной деятельности
| |||||
| Считаю, что необходимо установить точные сроки внесения органики в почву | Считаю, что необходимо установить точные сроки внесения органических удобрений в почву | |||
3. Не допустимоупотребление: | |||||
• просторечных слов • жаргонизмов • диалектизмов | Художник Дали совсем офонарел Паровоз мчался по первопутку | Создана необычная скульптура художника Дали – в виде светильника Паровоз мчался по запорошенным снегом рельсам |
Приложение 4. Точка зрения и языковые средства её выражения
Таблица П.4.1
Разновидности Точки зрения по субъектной принадлежности
Разновидность | Примеры* |
Своя (принадлежащая субъекту речи) | ♦ Вероятно, нет необходимости** подробно останавливаться на каждом орфографическом правиле ♦ Мы вовсе не хотим сказать, что любое изображение всегда и любому доступно ♦ Этот день мне запомнится надолго |
Чужая индивидуальная или коллективная | ♦ Банальная («бросовая» – мог бы сказать Виктор Астафьев) пословица «Лучше сто раз увидеть, чем сто раз услышать» содержит глубокую мысль о путях познания ♦ Пушкин, высоко оценивая первый литературный опыт Даля - написанные им сказки, поощрял его продолжать в том же роде ♦ Знаменитое Пражское лингвистическое общество в 1865 году в своём уставе категорически запретило обсуждение вопросов происхождения языка ♦ Излюбленным жанром древнерусских читателей были апокрифы – повествования о библейских персонажах или святых. Отношение церкви к апокрифической литературе было сложным |
Обобщённо-неопреде- лённая | ♦ Давно замечено, что вещи являются точной психологической копией своих хозяев. Поэтому многим из нас так невыносимо жаль бывает расстаться со старой любимой вещью ♦ Мало кому нравится, когда его долго и беззастенчиво рассматривают |
|
|
Таблица П.4.2
ЯЗЫКОВЫЕ Способы выражения точки зрения
|
|
Языковые способы | Примеры | |||
1 | 2 | |||
Местоимения (личные, определительные и др.) | ♦ Мы** вовсе не хотим сказать, что любое изображение всегда и любому доступно ♦ Обращали вы когда-нибудь внимание на то, как пассажиры рассаживаются в салоне общественного транспорта? | |||
Одушевлённые и собирательные существительные, а также словосочетания с аналогичным значением | ♦ Проблема языка и мышления актуальна как для каждого отдельного человека, так и для общества в целом ♦ У многих народов распространено нечто вроде табу на пристальный взгляд ♦ Общественным мнением подобные поступки осуждаются | |||
Сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным | ♦ Становится понятным, почему при чтении текста, в котором не обозначены границы слов и нет знаков препинания, возникают большие затруднения ♦ Экспериментально установлено, что не менее 10-15 % информации теряется при «неподвижном» <…> лице лектора | |||
Бессоюзные сложные предложения с изъяснительной семантикой | ♦ Так или иначе возникал вопрос: пантомима нашего пещерного предка – это и есть начало начал знаковой деятельности? ♦ Психологи и психолингвисты знают: смысл текста <…> порождается вместе с ним и его восприятием | |||
| ||||
Продолжение табл. П.4.2 | ||||
1 | 2 | |||
Вводные слова и выражения | ♦ Как говорил Цицерон, речь – последовательность слов и пауз ♦ Может быть, пора такие программы внедрять повсеместно? | |||
Прямая речь, цитирование | ♦ Аристотель определил риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого предмета» ♦ Читатель скажет: «Что же тут удивительного?» | |||
Ссылки | ♦ Дело эпидейктической речи – хвалить или порицать (Аристотель. Риторика. 1358 в. 10) ♦ ф.Энгельс называл знание классических и иностранных языков двумя рычагами, позволяющими «…стать выше ограниченной национальной точки зрения»1 --------------------------------------------------------------------------------- 1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 333. | |||
Слова и выражения с семантикой | восприятия | ♦ Видимый нам мир изменчив и непостоянен. Вещи <…> со временем приобретают различный облик ♦ Устную речь обычно слушают, собравшись вместе, письменное слово каждый читает в одиночку | ||
оценки | ♦ Разумное и правильное слово всегда ценится высоко ♦ Цивилизованный человек отличается от варвара именно способностью учиться | |||
знания-мнения | ♦ В сознанииговорящего и слушающего смысл слова определяется в процессе общения. Нередко одному слову придаются разные значения ♦ Филологической науке известны двадцать четыре источника изобретения речи | |||
речи | ♦ Можем ли мы, говоря о словах, рассуждать одновременно и о природе вещей, ими обозначаемых? ♦ Споров, которые ведутся вокруг этого места древней рукописи, немало | |||
модальной | ♦ Слово может иметь много значений, и они должны быть закономерно связаны между собой ♦ Со специалистами спорить нельзя, к ним надо прислушиваться | |||
эмоциональной | ♦ Мистер Шерлок Холмс почти сто лет восхищает миллионы читателей своей необычной проницательностью ♦ Жаль, что эта книга так и не переведена на русский язык | |||
Суффиксы и приставки, передающие субъективно-эмоциональную оценку | ♦ Квартира у вас большущая ♦ Ну и вредная старушенция! ♦ Понаставили машин – людям пройти невозможно | |||
Связочные глаголы в составном именном сказуемом | ♦ Основоположником русского и украинского книгопечатания заслуженно считаетсяИван Фёдоров ♦ Понятия именуются словами языка | |||
Вставные конструкции | ♦ К счастью, – к счастью ли? – искусство чтения взглядов всегда обоюдное ♦ Это прекрасно понимают и зоопсихологи, поставившие свои сенсационные (в лучшем смысле этого слова) эксперименты | |||
Междометия, частицы с соответствующей семантикой | ♦ Ну что вы, господь с вами, какой роман! ♦ Так уж ли совсем невозможно представить себе в будущем коммуникацию, которую принято пока называть экстрасенсорной, а заслуживающую, может быть названия биоволновой? | |||
Окончание табл. П.4.2 | ||||
1 | 2 | |||
Знаки препинания: кавычки, восклицательный знак, многоточие | ♦ В то же время Афины были «большой деревней» ♦ Было проведено более 5000 (!) опытов ♦ В результате проведения более 5000 опытов был получен … отрицательный результат | |||
Интонация | ♦ Ты его больше слушай! (может выражать поощрение, иронию, осуждение и др.) |
* Большая часть иллюстративного материала (примеров) для данной таблицы взята из текстов книг: Волков А.А., Хабаров И.А. Шестая мировая загадка. м., 1984; Горелов И.Н., Енгалычев Ф.М. Безмолвной мысли знак: рассказы о невербальной коммуникации. М., 1991.
** Жирным шрифтом в таблицах П.4.1 и П.4.2 выделены языковые способы, указанные в данном пункте, хотя, разумеется, в конкретном примере могут «работать» и другие способы.
Приложение 5. НАИБОЛЕЕ УПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ МЕТАТЕКСТОВЫЕ СРЕДСТВА
Таблица П.5.1
Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 312; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!