Понятие общественного прогресса



 

Прогресс (на латыни «движение вперед») – одно из понятий, прочно вошедших в обиход современной цивилизации. Под общественным прогрессом понимают поступательное движение от низшего к высшему, от простого к сложному. Идея прогресса возникла достаточно поздно, в XVIII веке, в кругу французских философов-просветителей. Суть идеи общественного прогресса – в постоянном совершенствовании человеческого общества, в неуклонном продвижении к новым достижениям. В древности актуальны были противоположные воззрения, изложенные, например, в мифах об утерянном золотом веке человечества, который последовательно сменяется худшими серебряным и железным веками. Так зародилось противоположное прогрессу понятие – регресс , то есть последовательное ухудшение, переход от более сложного к более простому. Классическим примером регресса может служить упадок Западной Европы, последовавший вслед за падением Римской империи в V веке. В дальневосточной традиции актуальна идея о цикличности течения времени, согласно которой общество периодически возвращается на уже пройденный путь. Существует и такое понятие, как стагнация , означающее статичное состояние, при котором отсутствует движение как вперед, так и назад. Именно так можно характеризовать состояние дел во многих обществах Африки.

Сторонники идеи прогресса указывают на такие произошедшие за три последних столетия позитивные перемены в жизни человечества, как гуманизация и демократизация в политической и социальной сферах, ликвидация рабства, создание основанной на равноправии системы международных отношений, нивелирование культурных и экономических различий, революционное улучшение в сфере медицины, повышение качества и увеличение срока жизни, революцию в научно-технической сфере и невероятный прорыв в области информационных технологий. Противники идеи прогресса требуют обратить внимание на истребительные мировые войны первой половины XX века и непрекращающиеся конфликты в разных частях света, на появление и реализацию идей национального и расового превосходства, приводящих к возникновению невиданной ранее практики геноцида, на сохранение социальных различий, на неравномерность экономического развития и явное отставание стран «третьего мира», на недоступность большинству населения Земли результатов многих достижений науки и технологии, на беспрецедентное загрязнение окружающей среды.

Таким образом, если прогресс в научно-технической сфере в течение последних столетий неоспорим, то в других сферах функционирования общества он не столь очевиден. Особенно это заметно на примере нашей страны. После событий 1917 года многие социальные институты российского общества испытали регресс (сельское хозяйство, религия, благотворительность), тогда как в сфере промышленного производства и прикладной науки налицо крупные достижения. Очевидно, что прогрессу в одних областях может одновременно соответствовать регресс в других и стагнация в третьих.

 

Многовариантность общественного развития (типы обществ)

 

Появление этой темы в курсе обществознания связано с тем, что в советское время доминировал марксистский формационный подход , отрицавший многовариантность общественного развития. Согласно Марксу, вся история человечества представляет собой последовательную смену социально-экономических формаций, отличающихся друг от друга способом производства и противостоящими классами. Когда противоречия между классами достигают критической массы, происходит социальная революция (качественный скачок в развитии общества), в результате которой происходит смена формаций. При этом все общества обязаны пройти все стадии без исключений, разница заключается только в скорости их прохождения. Таким образом, марксизм отрицал многовариантность общественного развития, а разницу между обществами объяснял задержками в развитии.

 

 

После крушения СССР и отказа от марксистского мировоззрения в обществе возникла потребность в более рациональном объяснении различий между обществами. Определенную популярность получил цивилизационный подход , предполагающий, что человечество состоит из ряда отдельных цивилизаций (западноевропейской, китайской, индийской, африканской, исламской), каждая из которых идет по собственному пути развития, не схожему с другими. С такой точки зрения марксистский формационный подход применим только к западноевропейской цивилизации, а у других цивилизаций – другие схемы развития, если понятия прогресса и развития вообще к ним применимы. В разных классификациях число и перечень цивилизаций существенно различаются.

В наши дни более актуален другой подход, отражающий современные глобалистические тенденции и в целом напоминающий марксистский. Он предполагает последовательное прохождение всеми обществами трех стадий, названных традиционным (доиндустраильным), индустриальным и постиндустриальным обществами, различающихся в первую очередь уровнем развития производительных сил.

 

 

Механизмами общественного развития являются реформы, революции и инновации . Реформы представляют собой изменения в общественной, политической и экономической сферах, проводящиеся государством. Если правительство медлит с проведением необходимых реформ, в обществе может произойти революция – насильственное свержение существующего правительства, после которого реализуются назревшие реформы. В отличие от реформ и революций, имеющих целью ликвидировать уже существующие проблемы, инновации направлены на недопущение самих проблем. Инновации представляют собой единичные новшества, внедрение которых повышает адаптационные качества изменяемого социального института. Своевременное и систематическое внедрение инноваций делает ненужным проведение реформ и тем более революции.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 139; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!