Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки



 

Одной из важнейших подсистем духовной культуры является наука. Наука – вид познавательной деятельности человека, имеющий целью производство (получение) и теоретическую систематизацию объективных знаний о природе и обществе. Словом «наука» называют также один из важнейших социальных институтов, состоящих из различных научных учреждений (научно-исследовательских институтов, научных центров) и специфических отношений между ними (научных конференций, круглых столов, защит диссертаций).

Также науками называют отдельные сферы знания (подсистемы науки), различающиеся между собой объектами изучения и методологией. Среди наиболее актуальных наук – физика (наука об устройстве материального мира), биология (наука о живой природе), психология (наука о поведении людей), социология (наука об обществе). Отдельные науки группируются в зависимости от того, что является предметом их изучения – природа или общество. Науки о природе обычно относят к естественным (физика, химия, биология, геология), науки об обществе и человеке – к гуманитарным (история, социология, политология, экономика). Иногда в отдельный блок выделяют технические науки (материаловедение, баллистика, агрономия), особое место в классификации занимает точная наука – математика.

В рамках каждой науки выделяют фундаментальные (ориентированные на выявление новых фактов и установление новых закономерностей) и прикладные (ориентированные на практическое применение результатов, достигнутых фундаментальными исследованиями) исследования . Например, в современном обществе наиболее востребованы прикладные исследования в сфере медицины, использующие фундаментальные достижения химии и биологии.

Научная деятельность подразумевает постановку проблемы, выдвижение гипотезы и ее экспериментальное доказательство (или опровержение). Научная работа характеризуется особым научным мышлением . Его критериями являются объективность (сознательный отказ от любого вненаучного знания, в том числе «авторитетных» мнений), рациональность (опора на разум, отсечение эмоций), системность (упорядочение информации по определенным признакам), проверяемость.

Наука выполняет в современном обществе ряд важных функций , среди которых объяснительная (разъяснение устройства мира и создание системы), культурно-мировоззренческая (формирование целостного научного мировоззрения), прогностическая (создание обоснованных прогнозов на будущее), социальная (участие в решении глобальных проблем современности) и производственная (расширение материально-технической базы общества). Характерно, что первые две функции до XIX века выполнял другой социальный институт – религия (см. 1.14 ). В индустриальном и особенно постиндустриальном обществе развитие науки характеризуется высокими темпами. Накопление научных знаний требует от ученых все большей специализации в своей сфере, так что энциклопедизм знаний, характерный для ученых в доиндустриальном обществе, является сейчас редкостью. Общество, игнорирующее науку и ее достижения, обречено на экономическое отставание. Более того, наука является одним из важнейших показателей развития общества, поэтому поддержка науки является одним из существенных направлений деятельности государства.

Важной проблемой современной науки является неоднозначность последствий научных открытий . Наиболее ярким примером этого является атомная энергия, с одной стороны, являющаяся наиболее дешевым и экологичным источником энергии, с другой стороны, в неумелых руках представляющая собой потенциальную угрозу обществу и природе. В связи с этим особую важность приобретает осознание учеными ответственности за результаты своей деятельности.

 

Образование, его значение для личности и общества

 

Образование – один из ключевых социальных институтов. Если в доиндустриальную эпоху образование было доступно немногим, то в наши дни человек, не имеющий образования, воспринимается как нечто диковинное. Образование представляет собой процесс усвоения человеком систематизированного опыта предыдущих поколений путем восприятия знаний, умений и навыков.

Получение образования является важным элементом формирования человеческой личности, помогает обретению профессиональных навыков, играет важную роль в процессе социализации, способствует развитию творческих способностей человека. Полученное образование повышает социальный статус человека и его самооценку, расширяет его кругозор, увеличивает круг знакомств, дает преимущества в карьерном росте. С точки зрения эффективного функционирования общества и государства необходимо увеличивать количество людей, получающих качественное образование. Среди функций образования можно выделить социальную (передача социального опыта и социализация личности), экономическую (передача профессионального опыта и формирование высококвалифицированных специалистов) и культурную (передача культурного опыта, развитие творческих способностей учащихся).

Образование начинается в семье, но в дальнейшем происходит в социальных институтах, специально предназначенных для этой цели: детских садах, школах, лицеях, училищах, университетах и т. п. Основным образовательным институтом является школа, которая единственная из всей линейки учебных заведений носит обязательный характер. Детский сад воспринимается многими как подготовка к школе, без которой можно обойтись, а образование после школы (среднее специальное или высшее) не обязательно.

Законодательство Российской Федерации видное место уделяет образованию. Ему, в частности, посвящена статья 43 действующей Конституции, которая гласит:

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Впервые закон упоминает самообразование – не завязанную на учебное заведение самостоятельную деятельность по приобретению знаний. Для самообразования все желающие могут воспользоваться сетью бесплатных библиотек или ресурсами Интернета. Следующая таблица дает представление об основных видах образования в Российской Федерации.

 

 

 

 

Особые учебные заведения предусмотрены для детей, лишившихся родителей, а также для детей, нуждающихся в коррекционном обучении.

По окончании девяти классов школьники вправе окончить обучение, получить диплом об основном общем образовании и продолжить обучение в системе начального или среднего профессионального образования. Образование в 10–11-х классах не является обязательным. Закончившие их получают полное общее образование и вправе поступать в высшее учебное заведение. Особенностью российской системы образования является допустимость поступления в высшие учебные заведения лиц, получивших среднее профессиональное образование.

Высшее образование с 2009 года перешло на новую систему в рамках так называемого Болонского процесса , имеющего целью сближение систем образования в государствах Европы. Базовое обучение в вузах теперь длится четыре года, после чего успешно завершившие его получают диплом бакалавра . Часть учащихся имеет возможность обучаться в течение еще двух лет для получения диплома магистра . Для желающих получить ученую степень кандидата наук по-прежнему есть возможность поступить в аспирантуру, а после нее – в докторантуру и стать доктором наук . К важнейшим тенденциям в современном образовании следует отнести его гуманизацию , подразумевающую отказ от уравнительного подхода к учащимся, учет их потребностей и интересов и, соответственно, разнообразие предоставляемых им образовательных услуг. Гуманизацию не следует путать с гуманитаризацией – также актуальной тенденцией к повышению роли гуманитарных дисциплин. Также нельзя не заметить тенденции к интернационализации образования (сближение образовательных систем разных государств), его компьютеризации (использование новых образовательных технологий и телекоммуникационных сетей), повышению доступности , приведшей к ликвидации неграмотности в мировом масштабе, росту продолжительности образования (для повышения качества специалистов) и его непрерывности (что позволяет работникам осваивать смежные или новые специальности).

 

Религия

 

Религия – особый вид мировоззрения, исходящий из реальности высших сверхъестественных сил, сотворивших и контролирующих мир, а также совокупность людей, объединенных сходными представлениями о сущности этих сил и способах взаимодействия с ними. В отличие от науки, опирающейся на рациональное постижение мира, религия ориентируется на мистическое откровение и нерациональную веру в сверхъестественное. Несмотря на падение ее роли в индустриальном и постиндустриальном обществе, религия продолжает оставаться одним из важнейших социальных институтов. Для понимания сущности религии уместно обратиться к этимологии этого слова: на латыни «религия» означает «связь» (подразумевается связь человека с высшими силами). Религии противостоит атеизм – система взглядов, последовательно отрицающая веру в существование каких-либо сверхъестественных сил. Особым философским течением является агностицизм , исходящий из невозможности познать мир и, в частности, доказать существование или несуществование сверхъестественных сил.

В качестве архаичных форм религии ученые выделяют тотемизм (обожествление определенных видов животных, поклонение им), фетишизм (обожествление определенных предметов, поклонение им) и анимизм (вера в наличие души у всех животных и материальных объектов), с которыми связана магия (вера в возможность влиять на сверхъестественные силы при помощи особых ритуалов и духовных практик).

Слово «религия» используется также для обозначения устоявшихся, традиционно сложившихся общностей с особыми вероучением и культом. Вероучение – совокупность догматов (непреложных истин, не подлежащих критике), обязательных для всех последователей религии. Под культом понимают почитание сверхъестественных сил или их изображений, а также совокупность связанных с ним предметов и обрядов. Людей, участвующих в отправлении культа, называют служителями культа. Одним из элементов религии является ее организационная структура. В христианстве совокупность верующих и служителей культа называется «церковь», в исламе – «умма», в буддизме – «сангха».

По степени распространенности различают мировые и национальные религии. Мировые религии распространены на значительной территории и оказали (и оказывают до сих пор) огромное влияние на ход всемирной истории. К ним относят христианство, ислам и буддизм . Национальные религии, широко распространенные в прошлом, в настоящее время представлены лишь иудаизмом (религия евреев), индуизмом (религия индийцев), даосизмом (религия китайцев) и синтоизмом (религия японцев). Иногда иудаизм, христианство и ислам объединяют в группу авраамических религий (от имени Авраама, почитающегося во всех трех патриархом). Эти религии также называют монотеистическими (от греческих слов «моно» – «один» и «теос» – «бог»), так как они провозглашают единобожие – почитание Единственного Бога-Творца. В противоположность им, индуизм и основанный на нем буддизм объединяют под именем дхармических (от санскритского слова «дхарма» – «закон») религий. Их общей чертой является вера в перерождение всех живых существ после смерти в новом теле. Дхармические, как и многие другие религии, являются политеистическими (от греческих слов «поли» – «много» и «теос» – «бог»), то есть допускающими поклонение многим богам. Приверженцы монотеистических религий называют политеистов «язычниками ».

 

Рис. 1. Современные религии

 

Большинство религий не едины, а делятся на направления, фактически имеющие статус отдельных религий. Основные направления в исламе – суннизм и шиизм, в буддизме – махаяна и тхеравада. В христианстве направления носят особое название – конфессии (вероисповедания). К важнейшим относятся католичество, православие и протестантизм; последний, в свою очередь, также делится на ряд конфессий (лютеранство, англиканство, баптизм и т. д.).

Исторически роль религии в жизни общества была чрезвычайно высока. Религия выполняла множество функций: объяснительную , мировоззренческую , культурную , интегративную , компенсаторную , легитимизирующую , коммуникативную .

 

 

 

В индустриальном обществе религия полностью или частично утратила большую часть своих функций. Процесс утраты религией ее позиций в обществе носит название секуляризации . В России секуляризация приняла особенно резкие формы в XX веке.

Отношение к религии в России XX века иллюстрирует таблица:

 

 

Согласно статье 28 действующей Конституции Российской Федерации, наше государство носит светский (нерелигиозный) характер, а исповедание или неисповедание религии является личным делом каждого гражданина: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». В преамбуле федерального закона N 125-ФЗ от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» подчеркивается «особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры», отмечены также «христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России». Фактически, в Российской Федерации четыре религии признаны «традиционными»: христианство (в форме православия), ислам (суннитский), буддизм и иудаизм.

Большинство граждан России позиционирует себя в качестве верующих, однако на практике лишь немногие реально участвуют в жизни религиозных общин. Характерным для современного российского общества является восприятие религии как части традиции того или иного народа, безотносительно действительного отношения к религии. Отсюда высказывания типа «я русский, следовательно, православный», «я татарин, следовательно, мусульманин» или «я калмык, следовательно, буддист».

 

Искусство

 

Искусство – особая форма отражения мира, основанная на эмоционально-чувственном восприятия мира и представления его в системе художественных образов. Искусством также называют деятельность в рамках этой формы отражения мира, направленную на создание эстетических ценностей (произведений искусства). Наиболее значимые сходства и отличия искусства и науки представлены в таблице:

 

 

Исторически искусство было тесно связано с религией, в значительной степени являясь способом донесения религиозных догматов до массы верующих. Для современного общества характерно восприятие искусства как самостоятельного социального института, имеющего собственные функции и средства выражения. С искусством тесно связана эстетика – учение о красивом и безобразном.

Формирование чувства прекрасного – одна из важнейших функций искусства (эстетическая ). Другие его значимые функции: познавательная (получение нового знания о мире через художественные образы), воспитательная (формирование личности), гедонистическая (доставление радости и душевного комфорта), компенсаторная (восполнение недовольства реальной жизнью). Искусство реализуется в отдельных художественных произведениях, которые различаются по видовым, жанровым и стилистическим характеристикам. Основные виды искусства : архитектура , живопись , скульптура , декоративно-прикладное искусство , литература , музыка , театр , кинематограф , цирк , фотоискусство , эстрада .

 

 

 

 

Современное искусство находится под значительным влиянием массовой культуры, вследствие чего среди наиболее «продвинутых» авторов возникает стремление избегать в своем творчестве даже намеков на него. Характерной чертой современного искусства является отсутствие ориентации на заказ и даже полное игнорирование потенциального клиента и зрителя. Автор определяет параметры своего произведения, исходя из потребностей собственного самовыражения, что приводит к полной или частичной утрате современным искусством эстетической функции. Среди характерных жанров современного искусства – перформанс (произведение составляют разовые действия художника в определенное время в определенном месте), инсталляция (объемная скульптурная композиция, смонтированная из материалов промышленного происхождения), граффити (художественная роспись стен с помощью аэрозольной краски).

 

Мораль

 

Мораль – это совокупность основанных на общественном мнении ценностей и поведенческих норм, определяющих поведение человека в обществе. Она регулирует отношения в обществе с позиций различения добра и зла. Добро – основная моральная ценность, нравственная ценность сама по себе. Зло – полная противоположность добру, то, против чего направлена мораль. Научная дисциплина, занимающаяся проблемами соотношения добра и зла, носит название этика .

Одна из важнейших проблем этики сводится к ответу на вопрос, существуют ли общечеловеческие ценности. Проблема состоит в отсутствии однозначных трактовок добра и зла в разных обществах.

Считается, что наиболее архаичные формы морали связаны с попыткой первых человеческих коллективов выработать комфортные и эффективные формы сосуществования. Одной из древнейших форм морали, существующей в архаичных обществах, является табуирование (то есть жесткий безусловный запрет, выраженный в религиозных терминах) определенных действий, являющихся нежелательными с точки зрения коллектива. В историческое время в большинстве обществ соблюдение общественных норм принадлежало обычаям и традициям , регламентировавшим действия людей в типичных ситуациях. Главным недостатком табу, обычаев и традиций является ограниченность ситуаций, которые они регламентируют. Эта проблема снимается с появлением моральных правил (образцов поведения человека в обществе, связанных с представлением о добре и зле), применимых к различным ситуациям. Их возникновение связано с мировыми религиями, в вероучении которых значительное место отводится проблеме добра и зла. Квинтэссенция морали, так называемое «золотое правило нравственности », требует не делать другим того, чего человек не хочет себе и, наоборот, поступать по отношению к другим так, как ему бы хотелось, чтобы поступали по отношению к нему самому.

Табу, обычаи и традиции не оставляют перед человеком выбора. В архаичных обществах даже вынужденное нарушение табу нередко приводило к смерти нарушителя от стресса. Исполнение или неисполнение моральных норм, напротив, зачастую не влечет за собой никаких санкций. Наоборот, возможны ситуации, когда заведомо аморальный поступок кажется выгодным, однако человек сознательно отказывается от его совершения, даже если рядом нет никого, кто вынес бы моральную оценку произошедшему. В таких ситуациях и проявляется совесть – высшая форма способности личности к моральному самоконтролю (см. также 3.9 ).

Мораль в определенном отношении сродни праву. Однако право вторично по отношению к морали и в ряде случаев устанавливает нормы и санкции, вытекающие из ее требований. Кроме того, источником права является государство, следящее за его соблюдением, а мораль устанавливается обществом и в большинстве случаев не имеет письменной фиксации. Нарушение норм морали, в отличие от нарушения норм права, не влечет за собой санкций со стороны государства. Однако в тех случаях, когда право не наказывает за совершение поступка, несовместимого с нормами общественной морали, виновный может иногда подвергнуться бойкоту – организованному систематическому игнорированию, равносильному изгнанию из общества (см. 5.1 ). К этической сфере относятся также такие понятия, как честь и достоинство . Оба они основаны на осознании человеком своего общественного значения и требовании признания этого значения со стороны общества. Разница между ними состоит в том, что достоинство основано на принципе равенства всех людей в моральном отношении, а честь зависит от общественных заслуг того или иного человека.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 169; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!