Отношение ученого к миру вещей



Оно должно быть бережным, аккуратным, повседневно праздничным. Не раз в году, перед праздником или перед проверкой (комиссией), а безупречность дома и на работе каждый день, для ежедневного счастья, для любования.

Мы бережем вещи, следуя не римскому праву собственности (вещь моя, и я волен делать с ней, что захочу), а христианскому пониманию права собственности. Н.А. Бердяев писал о таком бережном, божеском отношении к вещам (Психологический журнал. Том 13, № 2, 1992. — С. 98). [191]

Еще со времен написания протопопам Сильвестром «Домостроя» лучшие русские умы пытались приучить соотечественников к чистоте и красоте быта, ухоженности и порядку. Сильвестр подчеркивал неоднократно, что злоба и грязь взаимосвязаны. Один из героев романа А.И. Солженицына вспоминает изречение В.Г. Короленко; «Порядок в делах дарует душевный покой».

Как-то в гостях у К.И. Раковой я листала иллюстрированную книгу об одном из американских штатов. Меня поразило неожиданное: красота изгородей, заборов, заборчиков. Эстетика может быть даже в этом.

Около французского города Бурже, по предложению художницы, покрасили мост. Красный, желтый, зеленый, синий — такими красками заиграл городской пейзаж.

Разумеется, мы не призываем ученого чинить заборы и раскрашивать мосты, но порядок у себя, элементарный ремонт, оригинальное использование старинной или старой вещи — в наших руках.

Отсутствие культуры хранения, культуры ремонта приводит к исчезновению памятных вещей из нашего обихода. В профессорских квартирах студенты когда-то видели романтизм и обаяние некоторых бережно хранимых старинных вещей. Такие предметы одновременно напоминают о близком человеке, который тоже ими пользовался, о высокой чести древнего мастера, поскольку его изделие прочнее, изящнее и полезнее современного изделия-тезки, наконец, такие предметы напоминают о родине, будучи вещественными доказательствами ее истории. «Старина необходима современному человеку не только ради украшения жизни. Она возбуждает особую любовь к родине, она противоядие от всеобщей стандартизации, в ней есть еще какой-то необходимый нравственный витамин» (Д.А. Гранин. Неожиданное утро). Отнюдь не случайно самые престижные университеты в Западной Европе несколько старомодны.

Вещи окружают ученого не только дома, но и на работе.

«Слишком многие из виденных мной лабораторий выглядят безнадежно уныло и запущенно, если не сказать грязно, — пишет Ганс Селье. — Старые склянки, собирающие пыль и хранящие не поддающиеся распознаванию образцы, раскуроченные части ненужной аппаратуры и тому подобное так же неуместны в лаборатории, как старые тряпки или сломанная мебель — в жилой комнате. Главной задачей ученого является внесение упорядоченности в наши знания о Природе, отсутствие же порядка у него в лаборатории и на его рабочем столе определенно не поможет ему в этом.

...Красивое живое растение, аквариум с разноцветными рыбками, приятная статуэтка, художественно переплетенный томик [192] любимого классика, портрет почитаемого нами ученого, какие-нибудь безделушки, привезенные из очередного путешествия и вызывающие приятные воспоминания, — все это можно разместить в лабораториях и кабинетах. Такие вещи, не требуя больших затрат и усилий для приобретения, помогают созданию вокруг нас творческой, неказенной атмосферы» (Г. Селье. От мечты к открытию. Как стать ученым. — М.: Прогресс, 1987. — С. 159—160).

Долгие годы не понимала я смысла пословицы «Рукописи не горят». Еще как горят, поднеси спичку! И только позднее я осознала, что хорошее дело, действительно, два века живет, что все, проработанное моей волей, умом, моей любовью, не только само себя хранит, но мне же неожиданно и поможет. Старательность не бывает напрасной. Одна женщина прислала в журнал «Огонек» письмо, рассказав в нем историю, похожую на притчу.

«На окраине Западного округа по маршруту 180-го пустили новый автобус. Он такой... роскошный, что мне страшно. Он светлый, поручни красные, а сиденья мягкие, обитые светло-серым плюшем в красно-синюю черточку. Каждый вечер я, входя в этот автобус, напряженно жду, что увижу в салоне вырезанные сиденья, отломанные детали, хамские надписи или еще что-нибудь. Но вот парадокс (или странность, как хотите): люди в замасленных спецовках стараются не садиться на новые светлые кресла, пьяницы вообще пропускают этот автобус, а детишки и бабульки восхищаются вслух» (Огонек, 1994, № 46—47. — С. 32).

Высшая степень качества вещи сберегает вещь, так что есть смысл любить, ценить и беречь не только мир людей вокруг нас, но и мир предметов.

 

В романе В. Суворова «Контроль» старый взломщик Севастьян учит Настю Стрелецкую, как открыть любой сейф: «Так вот ты сейф полюби не за деньги, а просто так. За силу полюби, за вес, за бока его непробиваемые. И с лаской к нему. Но чтоб помысла в тебе не было такого: вот открою тебя и обчищу. Не откроется он душе корыстной. Отдай ему любовь свою, взамен ничего не требуй. Отдай. Может, он сам и откроется. Все в мире на любви стоит. Любовь — золотой ключик, который все сейфы открывает. Люби свое дело, и оно тебя полюбит. Люби людей, и они тебя любить будут. Не прикидывайся, что любишь. Люби! Трижды тебе говорю». (В. Суворов. Контроль. — М.: ACT, 1995. — С. 196—497).

Человек и сейф. Какой точный образ для всех типов взаимодействия человека с миром!

Мы охарактеризовали семь типов взаимоотношений ученого с миром, чтобы показать, где и как этому миру можно дарить [193] мудрость сердца и Нежность ума, дарить именно сейчас, не Дожидаясь, когда прибавят зарплату и наведут порядок.

Сергей Аверинцев в предисловии к одной публикации писал: «Уже во время святого Симеона Нового Богослова были люди, которые полагали, что мера святости, некогда возможная, стала невозможной, а потому приходится понизить требования к себе. Великий мистик XI века учил, что такое мнение не просто ересь, а всем ересям ересь» (Новый мир, 1991, № 1. — С. 212).

Не будем считать подвигом свою элементарную доброту: любовь сама себе награда и праздник.

«Вы все правильно говорите, но это в идеале», — спорят со мной студенты, слушатели курсов, коллеги. А я говорю, что идеальное потому и есть в языке, что есть в жизни, и каждый человек может вспомнить хотя бы один эпизод идеального проявления доброты, которому сам был свидетелем. Я говорю, что слово «идеал» пришлое и не особо действует на нашу душу, и если уж вы хотите поднять человека над рутиной существования, внушайте ему: «Ты свет!».

В предыдущей главе, посвященной здоровью, мы уже писали, что некоторые рассуждают по принципу: все или ничего. Да нет же! Пробуйте, экспериментируйте над тканью добра в отдельных ее фрагментах. Любите! И эффект Вашей любви будет таким сильным, что Вам захочется проверить этот эффект и на других типах отношений.

Есть (великолепная старинная метафора «превращать воду в вино». Может быть, есть смысл учиться превращать повседневные отношения в нечто более светлое, нечто драгоценное?

ЧЕСТНОСТЬ

 

НАСТОЯЩЕГО ученого отличает внутренняя честь, стремление к правдивости изысканной, редкой, абсолютной, стремление, не разрешающее лгать не только по крупному счёту, но даже в мелочах.

К сожалению, снисходительное отношение ко лжи настолько вошло в душу нации, что понадобится не одно поколение элитных слоев, аристократов поведения, не приемлющих ложь, чтобы этот порок поубавился во всем обществе.

«В российских традициях не укоренен институт честной игры...

Меж тем смысл именно в том, чтобы правила, хорошие или плохие, оставались неприкосновенны для игроков и независимы от игрового действа. Рукосуйство из любых побуждений по отношению к правилам недопустимо... Ценность правил в их устойчивости, а не услужливости. Кажется, ясно. Тем удивительнее то упрямство, с которым каждый раз мы внушаем себе, что закон [194] для нас пока не писан, и его еще только надо написать, подверстав под наличные интересы.

Мы не просто вынужденно, а с удовольствием нарушаем уговоры, берем назад ходы, прячем в рукав фигуры» (Знание — сила, 1993, № 9. — С. 42).

Мы как бы не осознаем, что заповедь «Не лги» стоит в одном ряду с «Не убий» и «Не укради». Солгать так же преступно, как убить, украсть. Нам кажется, что в мире ничего не изменится, если мы сошлемся на головную боль, которой не было, или занятость, которая всегда сомнительна, потому что подчинена нашей жешкале ценностей. Мы убеждены, что онкобольные, приемные дети, вообще дети и не должны знать правды.

«Во многих детективных фильмах я видел, как попавшие в руки ФБР советские шпионы легко проходят проверку детектором лжи. Я в это охотно верю. Не только шпионы, а все советские люди поголовно прошли большую школу лжи, которой их обучали родители, детсадовские воспитатели, учителя, газеты, книги, радио, телевидение, парторги и лекторы из общества «Знание» (В. Войнович. Дело № 34840 // Знамя, 1993, № 12. — С. 115—116).

Детектор детектором, но и в обычные компьютеры за границей подчас закладываются специальные программы, пресекающие потенциальный обман.

«Один из авторов этой книги, будучи в загранкомандировке, приобрел там себе персональный компьютер, к которому среди всего прочего была приложена кассета с играми. Уже в Москве одну из этих игр знакомые автора захотели адаптировать к отечественным компьютерам — «калькам» с вышеупомянутого импортного. Это удалось сделать без особого труда, но в заставке игры упоминалось об ее авторе и программисте. Знакомые одного из авторов ради любопытства попробовали заменить заморские имена своими. В программе такую замену было сделать несложно, но после запуска программы машина аккуратно печатала заставку с новыми именами, также аккуратно их вычеркивала, помещая затем на это место старые имена. Как это машина проделывала, приятели автора уяснили только через год...» (В.Ф. Очков, Ю.В. Пухначев. 128 советов начинающему программисту. 2-е изд. — М.: Энергоатомиздат, 1992. — С. 144—145).

Аспирантка Школы экономики (Лондонский университет) Л. Перрота делится своими впечатлениями о России: «Кроме того, меня поразило, как часто здесь повторяют слово «обмануть» и его многочисленные производные. Когда я нашла его в словаре, я была шокирована тем, что слово с таким отрицательным смыслом играет такую важную и всеобъемлющую роль в общественном лексиконе. Хотя буквальный смысл этого слова «обмануть» легко переводится на английский, это слово имеет суще-[195]-ственно другое употребление и встречается в других сочетаниях. Более того, само понятие «обман» здесь используется гораздо шире, чем на Западе. Конечно, на Западе люди тоже лгут и обманывают, то там нет такого «ожидания» обмана... И он (язык. — В.X.) утрачивает свою ценность как средство общения, если приходится судить об искренности каждого слова... Есть нечто очень настораживающее в убеждении людей, что нельзя доверять словам. Мне говорили, что каждый умеет «читать между строк» и что этим искусством овладевают с детства. Хотя это искусство и ценно само по себе, широкое владение им означает, что здесь не доверяют ни оказанным, ни написанным словам» (Знание — сила, 1994, № 3. — С. 73).

Аналогичную оценку услышим и от подростков, которые на один год приезжают в нашу страну и здесь учатся, удивляя своим поведением сверстников: «Еще одна странность на взгляд русских подростков: иностранцы никогда не боятся сказать «голую правду». Говорят то, что думают, не стараясь смягчить впечатление от своих слов, не подбирают выражений, чтобы не обидеть... А когда удивляешься такому их поведению, получаешь: «Я же не могу так много врать, как вы, русские» (Знание — сила, 1995, №5. — С. 114).

Наше отставание от заграницы в области четвертого пункта христианских заповедей еще более ощутимо, если рассмотреть ситуации с обреченными больными и приемными детьми. За границей уже побеждает мнение, что даже в таких критических ситуациях ложь неуместна.

«Когда впервые была обнаружена опухоль и Гэррет спросил у отца, может ли она его убить, тот ответил (девятилетнему сыну! — В.X.), что может. Позже Гэррет признался, что в этот момент хотел, чтобы отец солгал. Но я думаю, что уже тогда, скорее подсознательно, чем осознанно, он понимал, что опухоль может его убить, и если бы отец солгал в тот момент, это было бы ему еще более неприятно.

Существует по крайней мере две причины, по которым честность и открытость так важны. Ложь не только осложняет взаимоотношения людей, она создает барьер между осознанным и неосознанным пониманием. Цель терапии — наоборот, создать доступ к бессознательному, установить связь между сознательными и бессознательными процессами и усилить контроль сознания над бессознательным» (Г. Портер, П. Норрис. Я выбираю жизнь. Как поддержать целительную силу человеческого духа. // Звезда, 1994, № 4. — С. 93).

Любопытно, что аналогичную мысль высказывал писатель (он же капитан дальнего плавания) Виктор Конецкий: «Когда человек лжет, он нарушает миллионолетний закон живой природы. [196] Миллионы лет гибло до срока и не давало потомства все то, что лгало, т.е. искажало в своем отражении черты реального окружения, называло, например, черное белым. Не такая дурочка Природа, чтобы полагаться только на совесть в деле спасения человечества. Она заложила в каждого из нас по химической мине со взрывателем замедленного действия. Рак или всемирные волны гриппа, или ишемическая болезнь — это все черти пляшут на столах по причине ослабления эффективности системы иммунитета в нас с вами. Мало плачем и мало смеемся. Даже при чистой совести не можем разобраться в потоке информации, отличить правду от кривды» (В. Конецкий. Морские сны).

Связь правдивости и здоровья — интересная тема для научных изысканий.

Вернемся к характеристике зарубежного опыта.

Е. Брускова посетила детскую деревню в Австрии, где воспитатели убеждены в праве детей не быть обманутыми. Обман всегда предательство. Приемные дети должны знать правду.

«Вот когда начинается привитие самоуважения — в детстве, когда маленького человека не унижают, не дергают по пустякам («скажи тете спасибо», «сядь», «встань», «не вертись»), хвалят и, конечно, что очень важно, ему не врут.

Помню, как меня поразило, что в детской деревне подростку, захотевшему посмотреть свое личное дело, не отказывают. И он читает написанные бесстрастным языком ужасные вещи про пьянство отца, сексуальную распущенность матери и не совсем идиллические встречи с законом одного из них» (Знание — сила, 1994, №9. — С. 112).

Право не быть обманутым. Кто призван защищать это право личности? Учитель, писатель, священник? А может быть, прежде всего ученый, профессионально работающий с истиной?

На невидимой чаше весов правдивость уравновешивается де­ликатностью. Бестактный вопрос провоцирует ложь. В области культуры общения нужно говорить о презумпции тайны лично­сти, о праве человека на неприкосновенность и оригинальность своего «я». Не лгать, не выкручиваться, а промолчать можно в тех случаях, если вопрос не по нутру.

«Человек, если не хочет — может не отвечать. Он же не на суде. Даже президенты на пресс-конференции могут промолчать, если им не нравится вопрос. Если он кажется им бестактным» (В. Токарева. Я есть. Ты есть. Он есть).

 

— Дайте купейный на двенадцать пятьдесят четыре. — Купейные только на во-[197]-сем-надцать сорок. В плацкартном поеде-те? — Да хоть в общем! — А зачем тогда просили купейный? «Набил я карман деньгами, взял паспорт и поехал (из Курска в Харьков). Входят таможенники. [197] — Ваш паспорт. — Пожалуйста. — А где Ваши вещи? — Я без вещей. — А почему без вещей?

 

Эти картинки с натуры достаточно типичны. Чего больше в заключающих их вопросах: естественности или бестактности? Призывать к правде — значит одновременно призывать к элементарной деликатности.

О чем не принято опрашивать? За границей — о размерах дохода. У нас — о возрасте женщины. И только? А все остальные вопросы задавать — можно? Считается также, что подруга о подруге должна знать все, а если обнаруживается, что нечто не было рассказано, то и дружбе конец? Заблуждения в сфере личных контактов свойственны не только молодым людям. Всю жизнь постигает человек вместе с высочайшей культурой вопроса высочайшую культуру молчания. Угадывать глазами. Считывать ситуацию по мельчайшим ее изменениям.

Пусть ложь все еще привычна, но если есть в обществе группа людей, стремящихся к правдивости, если есть люди, осознающие, что слова «честь» и «честность» одного корня, общество не обречено.

На что опереться таким людям? Видимо, на сохранившийся в нашей стране вопреки всем обманам, неправдам, маленьким лжинкам высочайший престиж честности.

«Высокую репутацию честности поддерживает ее прочная невыгода. Если бы честность была выгодна, сколько бы мошенников ходило в честных людях!» (Ф. Искандер. Стоянка человека).

О высоком престиже честности в сознании людей говорит и эксперимент Г.В. Эйгера и И.А. Рапопорта (см. главу 7).

Известный автор исторических романов Валентин Пикуль переписал с надгробий целое кладбище, которое собирались застраивать. Зачем? А затем, чтобы не выдумывать фамилий людей, живших в определенное время в определенном месте. Уж так просто — ставь фамилии с потолка. Аи нет! Писатель этот работал как настоящий ученый.

Другая ситуация. Редактор заметил что в тексте рукописи одного исследователя говорится о трех быках, а в таблице указаны пять быков. (Кто хоть однажды видел племенного быка — не забудет это животное!). «Так сколько было быков в эксперименте?» — вопрос автору. — «Сейчас пойду уточню!» — звучит ответ. Ученый пишет о том, чего не видел.

С проблемой лжи сталкивается чаще всего исследователь-социолог, и даже большая выборка не гарантирует искренности от-[198]-ветов в ходе того или иного опроса. Так, может быть, эти опросы и использовать для того, чтобы лишний раз напомнить людям о преимуществах правды?

Несколько слов о проблеме хронологических рамок воспитания. В реальной ситуации мы насилуем воспитанием дошкольников, а к подросткам и юношеству относимся подчас весьма осторожно, камуфлируя любое требование. В идеальной ситуации воспитание человека продолжается пожизненно. Пока ты жив никто не снимает с тебя презумпцию воспитываемости, другое дело, что приемы воздействия на личность будут изменяться, подчиняясь новым координатам. (Человек человеку Бог, по мысли Спинозы). Ученому необходимо заниматься ликвидацией безграмотности в вопросах взаимодействия человека с правдой.

Правдивость часто противопоставляют доброте. «Правда глаза колет». «Я скажу все, что о тебе думаю». Холодом веет от этих слов. Так нет же! Думай обо мне хорошо, разгляди во мне хорошее, тогда правда не будет восприниматься синонимом зла.

О единстве правды и доброты говорит в романе А.И. Солженицына художник Кондратов: «И если, глядя на портретируемого, я разгляжу в нем душевные возможности выше тех, которые он до сих пор проявил в жизни — почему мне не осмелиться изобразить их? Помочь человеку найти себя — и возвыситься?!.. Да я вам больше скажу: не только портретирование, но всякое общение людей, может быть, всего-то и важней этой целью: то, что увидит и назовет один в другом — в этом другом вызывается к жизни!» (А.И. Солженицын. В круге первом. — М.: Панорама, 1991. —С. 424—425).

Правдивость и сердечность внутренне слиты. Не случайно даже деликатнейший князь Мышкин в известном романе Достоевского получил замечание от Аглаи: «А с вашей стороны я нахо­жу, что все это очень дурно, потому что очень грубо так смотреть и судить душу человека, как вы судите душу Ипполита. У вас нежности нет: одна правда, стало быть — несправедливо».

Если ученый будет стремиться к искренности и правдивости («Я знаю: ты никогда не врешь» — какой комплимент!), если правдивость ученого будет всегда согрета сердечным теплом и нежностью, выиграет от этого прежде всего сам ученый, потом и его окружение, потом и его учреждение, организация в целом.

Правдивость зиждется на убеждении, что ложь бессмысленна и вообще невозможна. Все оборачивается правдой.

 

«Итуриэль своим копьем легко коснулся, ибо никакая « ложь не сохранит свой облик перед ним, но против воли станет правдой вновь». [199]

 

Ложь разрушает такое свойство нашей души, как доверие друг к другу, а на доверии — этом невидимом хрустале челове­ческих отношений — держится нация.

Профессионал истины, ученый призван показывать обществу обаяние и преимущества истин науки, которые, кстати сказать, всегда относительны. Так почему бы человеку, работающему с истиной, умеющему грамотно оценить любую информацию, не взять на себя труд показывать преимущества маленьких правд жизни, которые, кстати сказать, всегда абсолютны?

ДОСТОИНСТВО

 

В КОДЕКСЕ джентльмена говорится не столько о том, как поступает истинный джентльмен, сколько о том, как не поступает, чего не делает, чего себе ни при каких обстоятельствах не позволяет.

Джентльмен, аристократ, леди, дворянка остерегаются хвалить себя и осуждать других, остерегаются быть дурно одетыми или находиться в дурном расположении духа.

Секрет достоинства личности состоит в совокупности, перечне, количестве того, чего не разрешает себе человек.

 

«Она была не тороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей...

Все тихо, просто было в ней.»

 

Только безгранично уважая окружающих, мы приобретаем уважение окружающих.

 

«К пей дамы подвигались ближе;

Старушки улыбались ей;

Мужчины кланялися ниже,

Ловили взор ее очей;

Девицы проходили тише

Пред ней по зале...».

(А.С. Пушкин. Евгений Онегин).

 

Какой эффект, какой резонанс дает соблюдение, казалось бы, простеньких правил: без взора наглого для всех, без притязаний на успех! [200]

В телепередаче, посвященной русской культуре, известный филолог, профессор Ю.М. Лотман рассказывал, что одну из улиц Читы в народе до сих пор называют Дамской. Когда-то прогуливались по ней жены декабристов, нарядные, ухоженные, во всем блеске хорошего поведения и настоящего воспитания. Этим женщинам и в голову не приходило одеться попроще, снизить требования к себе с учетом обстоятельств. Наоборот, в эти самые обстоятельства несли они свет и тепло, прелесть и привлекательность культуры.

Чем больше в человеке уважения к миру, тем больше и достоинства, поэтому наряду с добротой и честностью будем совершенствовать в себе кодекс запретов — гарант достоинства личности. Этот запрещающий список можно со временем пополнять новыми требованиями, но главные запреты остаются в силе всегда.

— Не говори много о себе, не утомляй окружающих своими проблемами («Говорить о себе, — заметил М. Горький, — тонкое искусство»).

— Ни при каких обстоятельствах ни прямо, ни косвенно себя не хвали: это может быть неприятно собеседнику. («Имеющий мускус в кармане не кричит об этом на улице: запах мускуса говорит сам за себя»).

— Не злословь. («Не касайся языком чести ближнего своего», — говорится в одной старинной книге).

— Не торопись. («Делайте все с разборчивостью, не спеша, чтобы дела ваши были успешны». С. Нилус).

— Не суетись. (Даже у представительниц древнейшей профессии первая заповедь — не суетись под клиентом!).

— Не оправдывайся. («Когда оракулы подвергаются нападкам, они умолкают, и их молчание убеждает нас в том, что они действительно оракулы»),

— Не пренебрегай внешним видом: осанкой, одеждой, качеством личных вещей. (Внимание к мелочам, по утверждению англичан, отличает истинного джентльмена от любого человека, обладающего вкусом).

— Не повышай голоса. («Слово — это человеческая честь, и лишь слово делает жизнь достойной человека». Т. Манн).

— Не унывай. («Богатырь познается в ученье и терпенье. Это главное. Кто умеет терпеть и не безобразничает, тот обязательно победит». Н. Задорнов).

Отношение к культуре даже в век всеобщей грамотности требует разъяснения. Личная культура — это не тягостные запреты (того не делай, другого не смей), а высочайшее наслаждение, внутреннее сияние, высокое и веселое чувство содействия миру, влияния на него. В продаже сейчас много книг об искусстве по-[201]-лучать физиологическое удовольствие. Открытость того, что издревле именовалось таинством брака, не может не удивлять, но удивительно и другое: нет книг о том, какое сокровенное наслаждение может давать личная культура, как приятно тянуться к высокой планке поведения, как радостно поднимать эту планку!

Жизнь сложна, но не настолько, чтобы о каждом своем поступке нельзя был судить: хорошо это или плохо, честно или нечестно, красиво или не очень.

Жизнь коротка, но не настолько, чтобы не успеть обратить во благо любое испытание.

На кольце царя Соломона была надпись «Все проходит». «В непогоде тих», — читаем под одной из виньеток-эпиграфов книги Флоренского. Если бы нам предложили выбрать слова себе же в поддержку, слова утешения и вдохновения, слова для жизни, выгравированные на кольце, перстне, и слова после смерти, высеченные на могильной плите, мы бы выбрали такие слова:

Тишина и достоинство.


ПОСЛЕСЛОВИЕ

 

«КАК ЗАНИМАТЬСЯ наукой», «Как рисовать кота», «Как похудеть». Книги...

Молоденькая женщина осваивает азы кулинарии, водрузив на стол «Книгу о вкусной и здоровой пище». «Варить до готовности» — очень понятное выражение. «Белки отделить от желтков». А если не отделить, что тогда? «Солить по вкусу». Это ж сколько той соли сыпать? Опытному человеку проще, ему ком­поненты назови, а уж он сварит так, что пальчики оближешь. Может, тот человек и поучит новичка у плиты? Таково продолжение и наших рекомендаций. Книги книгами, но надо учиться и у окружающих.

В книге просвечивает человек, это давно и хорошо известно, но и в человеке просвечивает книга. Каждый лелеет в себе невидимую книгу, где есть страницы, которые могут спасти, уберечь, направить, наставить, защитить и укрепить. Мы интересны друг другу непрочитанными отрывками потаенных биографий. Мы сильны прочитанными.

О чем пишут в заключительной части научно-популярного издания? Об оставшихся белых пятнах на карте изложения. Следовательно, автору самое время признаться, что он совершенно не осветил ведение хоздоговорной тематики, подготовку дипломных проектов, деятельность студенческих научных обществ, депо­нирование, необходимость получения на учебную литературу грифа «Допущено» или «Рекомендовано...».

Как сдают экзамены кандидатского минимума? Что значит быть соискателем, а не аспирантом? Можно ли осуществлять на­учное руководство на расстоянии? Эти и не только эти вопросы остались «за кадром». Впрочем, жизнь так устроена, что тот, кто хотел о чем-либо узнать, в итоге обязательно узнавал.

Вопрос недолго остается вопросом. Сама подскажет дорога, как ставить ногу. Пословица хорошая, если ее правильно пони­мать. Подскажет дорога! А «дорога» означает, что человек по ней идет. Если же он стоит на одном месте, то дорога ему ничего подсказать не сможет, потому что, если человек стоит, значит до-[203]-роги как бы и нет, есть привал, перекур, остановка, барьер, а это уже совсем другие метафоры.

Забавное получается послесловие! Сначала о том, что человек вроде бы и сам найдет необходимую информацию, далее о том, что дорога ему подскажет. Зачем книги писать? А затем, чтобы сделать человека идущим. Нашептать слова дивные. Правдой увлечь горестной и высокой. Авантюризм «Могу!» зажечь.

Для научной стези нужны сильные чувства. Всего-то и надо научиться в жизни — правильно чувствовать!..

Мы возвращались из Орла. Только что прошли четыре защиты. Три преподавательницы из Челябинска и один преподаватель из Курска стали кандидатами наук. Разговор, естественно, вращался вокруг защищенных, а значит, речь шла и о научном руководстве, и о публикациях, и об их финансировании. «Так трудно писать книги! Как подумаешь: как их издавать...», — вырвалось вдруг у меня. Но спутники мои Александр Тимофеевич Хроленко и Татьяна Петровна Набатчикова улыбнулись тогда мне и сказали: «А Вы пишите!». Больше ничего не было добавлено, разговор переметнулся в другое русло, но сказанное не исчезает. «А Вы пишите!» — стучали колеса. «А Вы пишите!» — говорю я читателям книги, передавая эти слова как эстафетную палочку доверия и надежды.


С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

Предисловие..........................................................................................................................5

Глава 1. Зачем заниматься наукой? Шифры внутри нас..................................................8

Глава 2. Начало. «Начало не продолжается». Монастырская дисциплина .................14

Глава 3. Парадоксы научного творчества........................................................................26

Festina lente (26). Делай все сам (33).

Делай все сразу (37). Кончая, не кончай (38).

Глава 4. Искусство вопроса...............................................................................................40

Глава 5. Книги: друзья или враги?....................................................................................46

Глава 6. Пропустить через руку........................................................................................58

Глава 7. Охота за фактами. «Эксперимент всегда прав»................................................66

Глава 8. В зеркале стиля....................................................................................................81

Глава 9. Жанры научного изложения.............................................................................105

Тезисы (105). Статья (107). Диссертация (108). Монография (111). Учебное пособие (115). Научно-популярная брошюра (116). Словарь (117). Энциклопедия (119). Рецензия (120).

Глава 10. На научной конференции................................................................................123

Глава 11. Аспиранты и докторанты................................................................................133

Глава 12. Сколько у Вас тем? «Освежить корабль»......................................................148

Глава 13. Экспертиза. «Граждане не невежды». Принципы внедрения результа-тов...............................................................................................................................................156

Глава 14. «Ученые живут дольше». Забота о здоровье................................................164

Глава 15. Поведение ученого..........................................................................................172

Доброта (179). Честность (194). Достоинство (200).

Послесловие .....................................................................................................................203


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 162; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!