ИЗ СТАТЬИ «РУССКИЙ ВОПРОС» К КОНЦУ XX ВЕКА



 

...И вот мы докатились до Великой Русской Катастрофы 90-х годов XX века. За столетие многое вплеталось сюда, – Девятьсот Семнадцатый год, и 70 лет большевицкого развращения, и миллионы, взятые на Архипелаг ГУЛАГ, и миллионы, уложенные без бережи на войне, так что в редкую русскую деревню вернулись мужчины, – и нынешний по народу «удар Долларом», в ореоле ликующих, хохочущих нуворишей и воров.

В Катастрофу входит – прежде всего наше вымирание. И эти потери будут расти: в нынешней непроглядной нищете сколькие женщины решатся рожать? Не менее вчислятся в Катастрофу и неполноценные и больные дети, а они множатся от условий жизни и от безмерного пьянства отцов. И полный провал нашей школы, не способной сегодня взращивать поколение нравственное и знающее. И жилищная скудость такая, какую давно миновал цивилизованный мир. И кишение взяточников в государственном аппарате – вплоть до тех, кто по дешевке отпускает в иностранную концессию наши нефтяные поля или редкие металлы. (Да что терять, если предки в восьми изнурительных войнах лили кровь, пробиваясь к Черному морю, – и все это как корова слизнула в один день?) Катастрофа и в расслоении русских как бы на две разных нации: огромный провинциально-деревенский массив – и совсем на него не похожая, иначе мыслящая столичная малочисленность с западной культурой. Катастрофа – в сегодняшней аморфности русского национального сознания, в сером равнодушии к своей национальной принадлежности и еще большем равнодушии к соотечественникам, попавшим в беду. Катастрофа и в изувеченности нашего интеллекта советской эпохой: обман и ложь коммунизма так наслоились на сознание, что многие даже не различают на своих глазах эту пелену. Катастрофа и в том, что для государственного руководства слишком мало у нас людей, кто б одновременно был: мудр, мужественен и бескорыстен, – все никак эти три качества не соединятся в новом Столыпине.

Сам русский характер народный, так известный нашим предкам, столько изображенный нашими писателями и наблюденный вдумчивыми иностранцами, – сам этот характер угнетался, омрачался и изламывался во весь советский период. Уходили, утекали из нашей души – наша открытость, прямодушие, повышенная простоватость, естественная непринужденность, уживчивость, доверчивое смирение с судьбой, долготерпение, долговыносливость, непогоня за внешним успехом, готовность к самоосуждению, к раскаянию, скромность в совершении подвига, сострадательность и великодушие. Большевики издергали, искрутили и изожгли наш характер – более всего выжигали сострадательность, готовность помогать другим, чувство братства, а в чем динамизировали – то в плохом и жестоком, однако не восполнив наш национальный жизненный порок: малую способность к самодеятельности и самоорганизации, вместо нас все это направляли комиссары.

А рублево-долларовый удар 90-х годов еще по-новому сотряс наш характер: кто сохранял еще прежние добрые черты – оказались самыми неподготовленными к новому виду жизни, беспомощными негодными неудачниками, не способными заработать на прокормление (страшно – когда родители перед своими же детьми!) – и только, с растаращенными глазами и задыхаясь, обкатывались новой породой и новым кликом: «нажива! нажива любой ценой! хоть обманом, хоть развратом, хоть растлением, хоть продажей материнского (родины) добра!» «Нажива» – стала новой (и какой же ничтожной) Идеологией. Разгромная, разрушительная переделка, еще пока никакого добра и успеха не принесшая нашему народному хозяйству, и не видно такого, – густо дохнула распадом в народный характер.

И не дай Бог нынешнему распаду стать невозвратным.

(Отразилось все и в языке, зеркале народного характера. Наши соотечественники весь советский период неизменно теряли, а сейчас – обрушно потеряли собственно русский язык. Не буду говорить о биржевых дельцах, ни о затасканных журналистах, ни о столичных комнатных писательницах – даже литераторы из крестьянских детей с отвращением отталкиваются: как это я смею использовать коренные сочные русские слова, отвеку существовавшие в русском языке? Даже им теперь понятнее, не вызывают ничьего нарекания такие дивные новизны русского языка, как брифинг, прессинг, маркетинг, рейтинг, холдинг, ваучер, истеблишмент, консенсус – и многие десятки их. Уже полная глухота...)...

«Русский вопрос» к концу XX века стоит очень недвусмысленно: быть нашему народу или не быть? Да, по всему земному шару катится волна плоской, пошлой нивелировки культур, традиций, национальностей, характеров. Однако сколькие выстаивают против нее без пошата и даже гордо! Но – не мы... И если дело пойдет так и дальше – то еще через век слово «русский» как бы не пришлось вычеркивать из словарей.

Из нынешнего униженного потерянного состояния мы обязаны выйти – если уж не для себя, то в память предков, и ради наших детей и внуков.

Сегодня мы слышим толки об одной лишь экономике – и наша загнанная экономика, вправду, душит нас. Однако экономика сгодится и для безличного этнического материала, – а нам надо спасти и наш характер, наши народные традиции, нашу национальную культуру, наш исторический путь.

Русский эмигрант проф. Н.С. Тимашев как-то отметил, верно: «Во всяком общественном состоянии есть, как правило, несколько возможностей, которые, становясь вероятными, превращаются в тенденции общественного развития. Какие из этих тенденций осуществятся, а какие нет, – предсказать с абсолютной уверенностью нельзя: это зависит от встречи тенденций друг с другом. И поэтому человеческой воле принадлежит гораздо большая роль, чем это допускается старой эволюционной теорией». Материалистической.

И это – христианский взгляд.

Наша история сегодня видится как потерянная – но при верных усилиях нашей воли она, может быть, теперь-то и начнется – вполне здравая, устремленная на свое внутреннее здоровье, и в своих границах, без заносов в чужие интересы, как мы навидались в начальном обзоре. Еще раз напомним Успенского, как он написал о задачах школы: «Превратить эгоистическое сердце в сердце всескорбящее». Нам и предстоит построить такую школу: в первый класс ее сядут дети уже развращенного народа – а из последнего чтобы вышли с нравственным духом.

Мы должны строить Россию нравственную –или уж никакую, тогда и все равно. Все добрые семена, какие на Руси еще чудом не дотоптаны, – мы должны выберечь и вырастить. (Поможет ли нам православная церковь? За годы коммунизма она более всех разгромлена. А еще же – внутренне подорвана своей трехвековой покорностью государственной власти, потеряла импульс сильных общественных действий. А сейчас, при активной экспансии в Россию иностранных концессий и сект, богатых денежными средствами, при «принципе равных возможностей» их с нищетой русской церкви, идет вообще вытеснение православия из русской жизни. Впрочем, новый взрыв материализма, на этот раз «капиталистического», угрожает и всем религиям вообще.)

Но из многочисленных писем из русской провинции, с просторов России, я эти годы узнаю рассеянных по этим просторам духовно здоровых людей, и часто молодых, только разрозненных, без духовной подпитки. С возвратом на родину я надеюсь многих из них повидать. Надежда – именно и только на это здоровое ядро живых людей. Может быть они, возрастая, взаимовлияя, соединяя усилия, – постепенно оздоровят нашу нацию.

Минуло два с половиной столетия – а все так же высится перед нами, по наследству от П.И. Шувалова, неисполненное Сбережение Народа.

Ничего для нас нет сегодня важней. И именно – в этом «русский вопрос» в конце XX века.

 

Март 1994

Вермонт

Новый мир. 1994. № 7

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

ОСНОВНАЯ

 

Декрет о печати. 27 октября (9 ноября) 1917 г. // О партийной и советской печати, радио и телевидении, – М., 1972.

 

Декрет о революционном трибунале печати. 10 февраля 1918 г. // Там же.

 

История отечественной журналистики (1917–1945): Хрестоматия / Сост. И.В. Кузнецов, Р.П. Овсепян, Р.А. Иванова. – М., 1999.

 

КПСС о средствах массовой информации и пропаганды. – М., 1987.

Ленин В.И. О характере наших газет // Полн. собр. соч. Т. 37.

 

Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917–90-е гг.). – М., 1999.

 

О печати. Постановление временного правительства 27 апреля 1917 г. // Вестник временного правительства. – 1917. – № 5.

 

Правовое поле журналиста. Настольная справочная книга. – М., 1997.

 

Радиожурналистика / Под ред. проф. А.А. Шереля. – М., 2000.

 

Система средств массовой информации России / Под ред. Я.Н. Засурского. – М., 1995.

 

Телевизионная журналистика: Учебник / Ред. коллегия: Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. – М., 1998.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

 

Брыляков Н. Российское телеграфное...

 

Варецкий Б.И. Шелест страниц, как шелест знамен. Пресса России в трех политических режимах. – М., 2002.

 

Вачнадзе Г. Секреты прессы при Горбачеве и Ельцине. – М., 1992.

 

Вилъчек Л.Ш. Советская публицистика 50–80-х годов (от В. Овечкина до Ю. Черниченко). – М., 1996.

 

Власть, зеркало или служанка? // Энциклопедия жизни современной российской журналистики: В 2 т. – М., 1998.

 

Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. – М., 1987.

 

Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. – М., 2000.

 

Есин Б.И., Кузнецов И.В. Три века московской журналистики. – М., 1997.

 

Жирков Г.В. Между двух войн: журналистика русского зарубежья. – СПб., 1998.

 

Засурский И.И. Масс-медиа второй республики. – М., 1999.

 

История советской радиожурналистики. Документы. Тексты. Воспоминания. – М., 1991.

 

Корнилов Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий. – Ростов-на-Дону, 1999.

 

Кузнецов И., Фингерит Е. Газетный мир Советского Союза. 1917–1970 гг. – М., 1972. Т. 1. Центральные газеты; Т. 2. Республиканские, краевые, областные и окружные газеты.

 

Лысенко А.В. Голос изгнания. Становление газет русского Берлина и их эволюция в 1919–1922 гг. – М., 2000.

 

Многонациональная Советская журналистика. – М., 1975.

 

Наше Отечество. Опыт политической истории. – М., 1991. Т. 1, 2.

 

Окороков А.З. Октябрь и крах русской буржуазной прессы. – М., 1970.

 

Они не молчали: Сб. статей. – М., 1991.

 

Пресса в обществе (1959–2000). Оценки журналистов и социологов. Документы. – М., 2000.

 

Публицистика русского зарубежья (1920–1945): Сб. статей / Сост. И.В. Кузнецов, Е.В. Зеленина. – М., 1999.

 

Свободное слово «Посева». 1945–1995. – М., 1995.

Яковлев А. Предисловие. Обвал. Послесловие. – М., 1992

 

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 185; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!